Сравнительная характеристика Среднеассирийских и Древнехеттских законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:34, реферат

Описание работы

Древние судебники являются самыми первыми сводами законов, в свою очередь их составители – первые люди, попытавшиеся кодифицировать некоторые социальные нормы.
Информация, которую можно получить, изучив тексты древних законодательств, позволяет судить о социально-политическом и экономическом устройстве древних государств. Кроме этого, изучение правовых норм дает информацию о составе населения и политическом строе, о различных категориях зависимых и свободных людей. Также древние судебники позволяют судить об уровни развития государства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика Хеттского государства и Ассирии 5
1.1. Хеттское государство 5
1.2. Ассирия 9
Глава 2. Среднеассирийские и Хеттские законы 13
2.1. Сравнительная характеристика среднеассирийских и хеттских законов 13
2.2. Право наследования 16
2.3. Брачно-семейное право 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Реферат. Сравнительная хар-ка Среднеассирийских и Хеттских законов, 1 курс.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

2.1. Сравнительная характеристика среднеассирийских и хеттских законов

 

Среднеассирийские законы (САЗ) являются важным источником по социально-экономической жизни  ашшурской общины третьей четверти II тыс. до н.э. 14 таблиц и фрагментов законов, представляющих собой результат  кодификации юридических норм городской  общины (в т.ч. частной), были обнаружены в 1903 и 1914 гг.; в публикациях их принято обозначать прописными латинскими буквами от. А до О. По-видимому, законы хранились, по крайней мере в архиве городского ашшурского суда и в храме Ашшура — городского бога-покровителя.

САЗ рисуют классический тип общества т.н. «номового» или  «городового» государства, представляющее собой, по сути, одну большую общину с центром в крупном городе. Здесь нет крупного государственного сектора, и именно поэтому в доминирующем общинно-частном секторе очень интенсивно развиваются отношения частной эксплуатации (за отсутствием сильного государства их некому ограничивать). В частности, развивается закабаление в различных формах («усыновления», «оживления», т.е. спасения от голодной смерти, долговой кабалы и продажи в рабство члена семьи). С другой стороны, по той же причине САЗ фиксируют весьма архаические нормы патриархального устройства общины и семьи. В целом ассирийское общество сер. 2 тыс. рисуется юридическими документами как архаичная община, строящаяся на базе большой семьи, однако пронизываемая значительно усилившимися по сравнению с началом тысячелетия отношениями частной собственности на землю и частной долговой зависимости.

В то же время  САЗ отразили специфический этап развития Ашшурского «номового» государства, когда его верховный глава — «царь» — отрывается от общинной «номовой» олигархии и понемногу встает над ней как глава обычного ближневосточного двора. Когда этот процесс в Ассирии завершился, в основном за счет внешних завоеваний, превративших «номовое» государство Ашшур в Ассирийскую империю и позволивших царю создать огромный государственный сектор на покоренных территориях, САЗ, отражающие принципиально иную эпоху, выходят из употребления8.

Хеттские законы дошли до нас в одной древнехеттской копии около конца XVI - начала XV вв. до н.э. (конец Древнехеттского периода) и в нескольких более поздних (Новохеттских) копиях (около XIII в.). Язык законов близок к древнехеттским текстам. Законы представляют собой один из наиболее важных источников для реконструкции экономической и социальной структуры хеттского общества, а также его правовых установлений. Текст законов непрерывен, деление на статьи принадлежит исследователям. Перевод и интерпретация многих статей и особенно терминологии хеттских текстов во многом остаются спорными и гипотетичными.

В целом для  Хеттских Законов характерны довольно высокая по тем временам гуманность и своего рода рассудительность. Так, большинство преступлений, в том  числе убийства и тем более  кражи, караются не смертью, а штрафами. Смертью казнят только за сопротивление власти (т.е. политическое преступление), ритуальные и половые преступления. Далее, хетты придают большое значение мотиву преступления (корысть, гнев, умысел, неосторожность), различают умышленное и неумышленное преступления с одинаковым исходом и соответственно варьируют наказания (ст.3 и др.). Если закон осуждает укоренившийся обычай, он не запрещает его прямо, но лишь отказывается от защиты исполняющих его людей.

Как и Законы Хаммурапи и Среднеассирийские Законы Хеттские законы охватывают все сферы жизни хеттского общества и дают представление о социально-экономической и политической жизни древнехеттского государства.

Таким образом, мы можем охарактеризовать Законы Хаммурапи, Среднеассирийские Законы и Хеттские Законы как важный источник для изучения истории данных цивилизаций, который дают представления о всех сферах жизни древнего общества9

 

 

 

2.2. Право наследования

 

Среднеассирийское законодательство предполагало следующие  наследственные права: первые права на вдову принадлежат поколению ее мужа, но это поколение может уступить ее своему отцу, только что вверившему ее представителю указанного поколения, другими словами правом первонаследования обладали сыновья мужчины, а в случаи их отсутствия владение переходило в руки братьев умершего, однако, по своему желанию они могли оставить имущество вдове. Кроме этого, раздел имущества между сыновьями проходил по следующей схеме: земля делилась между всеми братьями в порядке старшинства – старший получал две доли, а остальные после него оставшиеся части. 

Согласно статье 26 подарки, которые муж дарил жене, в случаи его смерти жена обязана  вернуть его сыновьям, и только в том случаи если сыновей нет, она их могла оставить себе. 

Приемные дети, если не было составлено «таблички» об усыновление, не имели права наследования (ст. 27)10.

Приданное жены и подарки свекра переходили в  собственность сыновей, однако, если муж прогонял жену, то приданное  оставалось у него, и он мог распоряжаться  им по своему усмотрению.

Так же Среднеассирийские  законы предусматривали право братьев  мужа в случаи смерти жениться на его  вдове, а сестрам жены выходить замуж  за вдовца своей сестры.

Кроме этого, согласно Среднеассирийским законам женщина  еще до брака (после того как получила «дары» свекра) несла ответственность за долги будущего мужа и в случаи его смерти она была обязана их выплатить.

Сыновья наложниц получали право наследования только в том случаи, если у человека не было законных сыновей.

Так же по Среднеассирийским законам право наследования могло регулироваться завещанием. Наследства могли лишить из-за совершенного преступления – в этом случаи имущество отходило к пострадавшим.

Хеттское законодательство предполагало, что в случаи смерти жены ее преданное, в первую очередь должно было делиться между детьми в том случае, если женщина умерла в доме своего отца. Если же смерть наступила в доме мужа, имущество жены сжигалось, а преданное переходило в собственность мужа. Так же согласно данным законам мать могла лишить наследства своих детей.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать сравнительный  анализ права наследования по Законам  Хаммурапи, Среднеассирийским законам  и Хеттским законам. Если по Законам  Хаммурапи первоочередное правонаследования  имели дети, не зависимо от пола, в равных долях, то согласно Среднеассирийским законам наследовать могли только мужчины, при этом старший имел имущественное преимущество.

Среднеассирийские законы практически полностью лишали женщин наследства, в то время как Законы Хаммурапи и Хеттские законы были призваны обеспечить жизнь женщин и их детей в случаи смерти мужа11.

 

 

 

2.3. Брачно-семейное право

 

Среднеассирийские законы поддерживали воинов, так например, жена должна была ждать мужа из плена  не менее двух лет, а если муж вернулся позже, то он имел право забрать свою жену обратно.

Вдова могла  на свое усмотрение поселиться либо в  доме своего отца, либо в доме одного из своих сыновей. Если она второй раз выходила замуж и повторно овдовела, а своих сыновей у  нее нет, то она могла поселиться в доме одного из сыновей своего второго мужа.

В Ассирии XV–XI вв. до н.э. также четко проявлялся патриархальный характер семьи. Власть отца мало отличалась от власти хозяина  над рабом. Жена приобреталась путем  покупки, уплаты брачного выкупа, который рассматривался как доход главы семьи. Источники показывают, что в тот период был распространен обычай левирата, согласно которому жена после смерти мужа переходила к его брату, отцу или даже собственному пасынку. Только в случае отсутствия в семье мужчин старше 10 лет, она объявлялась «вдовой» и могла обладать некоторой правоспособностью12.

Таким образом, мы можем говорить о том, что семейное право Ассирии было достаточно сурово к женщинам, они практически были бесправными.

Хеттские законы XIV века до н.э. также некоторым образом регулировали вопросы брачного права. Законоположения, выписанные в первой таблице, позже подвергнувшиеся переработке, устанавливали ограничения возможности брака раба со свободной женщиной: несмотря на наличие двух статей, допускавших брак между свободной женщиной и рабом, здесь же имеются две статьи, которые должны были препятствовать сожительству свободной женщины с рабом. Естественно, что рабы, от сожительства с которыми стремились удержать свободных женщин, были не рядовыми, а рабами, занимавшими привилегированное положение. Простой раб не смог бы заплатить требующуюся «цену жены», что являлось обязательным условием заключения брака.

Таким образом, по Законам Хаммурапи, Среднеассирийским  законам и Хеттским законам обязательными условиями заключения брака являлись: уплата брачного выкупа, согласие отца невесты. Согласие лиц, вступающих в брак, не требовалось. В древнем Вавилоне еще одним обязательным условием являлось заключение брачного договора. Развитие покупного брака привело к широкому распространению механизмов его замены, одним из которых был левират – брак вдовы с родственником ее умершего мужа, который особенно был распространен в древней Ассирии. Другим условием, однако, не везде нашедшим законодательного закрепления, было условие сохранения социального статуса: браки с представителями низшего сословия не приветствовались. Но если в ряде законоположений древних царств это не нашло широкого применения, то в последующем развитии древних обществ это положение уже стало проявляться достаточно ярко13.

 

Заключение

 

Подводя итог, еще  раз отметим, что основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного  творчества, в течение длительного  времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников.

Общие традиционные черты древневосточного права определялись в значительной мере длительным существованием в странах Древнего Востока таких  социальных форм, как община, большая  патриархальная семья. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами.

Законы Хаммурапи, Среднеассирийские и Хеттские законы дают представление о жизни людей  в этих государствах, характеризуют  социально-экономические и общественно-политические взаимоотношения.

Изучаемые законы устанавливали право наследования и регулировали брачно-семейные отношения. По Законам Хаммурапи первоочередное правонаследования имели дети, не зависимо от пола, в равных долях, то согласно Среднеассирийским законам наследовать могли только мужчины, при этом старший имел имущественное преимущество. Среднеассирийские законы практически полностью лишали женщин наследства, в то время как Законы Хаммурапи и Хеттские законы были призваны обеспечить жизнь женщин и их детей в случаи смерти мужа.

Семейные отношения  были подчинены патриархальным устоям. Абсолютно одинаковой чертой для семейного права является заключение брачного договора и необходимость приданного для жены и выкупа со стороны мужа. Во всех законах подчеркивается неравноправие мужчин и женщин, однако при сравнении Среднеассирийские законы являются более жестокими, отсюда можно сделать вывод, что положение женщин в браке в Вавилоне было более благоприятным по сравнению с Ассирией и Хеттским царством.

 

Список использованной литературы

 

  1. Среднеассирийские законы // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М.: Наука, 1963. С. 249 – 262.
  2. Хеттские законы // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М.: Наука, 1963. С. 309 – 326.
  3. Васильев Л С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2010. – 678 с.
  4. Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 2007. – 390 с.
  5. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для ВУЗов. – второе издание, переработанное и дополненное. – М.: Норма, 2007. – 752 с.
  6. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. Перевод и комментарий под ред. И.М. Дьяконова. Ч.2. § VIII-IX / Хеттские законы. Пер. И.М. Дунаевской // Вестник древней истории. 2008. № 4. С.26-31. 
  7. Иванов В.В. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М.: Академия, 2010 . – 254 с. 
  8. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для ВУЗов под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - М.: Норма, 2008. – 480 с.
  9. Виппер Р. История древнего мира. М.: Академия, 2010. – 548 с.

1 Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 2007. – с. 264.

2 Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 2007. – с. 267.

3 Хеттские законы // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М.: Наука, 1963. С. 309 – 326.

4 Иванов В.В. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М.: Академия, 2010 . – с. 184.

5 Среднеассирийские законы // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М.: Наука, 1963. С. 249 – 262.

6 Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. Перевод и комментарий под ред. И.М.

7 Иванов В.В. Хрестоматия по истории Древнего Востока - М.: Юнити-Дана, 2009. – с. 250.

8 Васильев Л С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2010. – с. 102.

9 Виппер Р. История древнего мира. М.: Академия, 2010. – 548 с. – с. 259.

Информация о работе Сравнительная характеристика Среднеассирийских и Древнехеттских законов