Сравнительный анализ Конституций 1919, 1927, 1937, 1978 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Конституция (от лат. constitutio - установление, устройство) - в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность Конституции………………………………………5
2. Конституция БССР 1927 г………………………………………………11
2.1. История разработки Конституции 1927 г…………………………11
2.2. Структура и содержание Конституции 1927 г……………………13
2.3. Высшие органы власти по Конституции 1927 г……………………18
2.4. Местные органы власти и управления по Конституции 1927 г….20
2.5. Значение Конституции БССР 1927 г. в конституционно-правовом развитии Беларуси……………………………………………………21
3. Сравнительный анализ Конституций 1919, 1927, 1937, 1978 гг………22
Заключение………………………………………………………………...…26
Список использованной литературы………………………………………..28

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ 1 курс.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 24, исключительному ведению Всебелорусского Съезда Советов подлежит:

а) установление, дополнение и изменение основных начал Конституции (Основного Закона) Белорусской Социалистической Советской Республики и окончательное утверждение частичных изменений в Конституции Белорусской Социалистической Советской Республики, принятых Центральным Исполнительным Комитетом Белорусской Социалистической Советской Республики в период между Всебелорусскими Съездами Советов;

б) разрешение в соответствии с Конституцией Союза Советских Социалистических Республик вопросов об изменении границ Белорусской Социалистической Советской Республики.

В период между съездами высшим органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет Белорусской ССР (далее – ЦИК) [11, с. 160].

В период между сессиями ЦИК БССР высшим законодательным, исполнительным и контрольным органом власти Белорусской ССР являлся Президиум ЦИК, который избирался на сессии ЦИК БССР. Для непосредственного управления отдельными отраслями государственной жизни республики ЦИК БССР создал Совет Народных Комиссаров (далее – СНК), в составе Председателя СНК, заместителей Председателя и народных комиссаров. В состав СНК БССР также входили уполномоченные народных комиссариатов Союза ССР по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов (ст. 45) [11, с. 160- 161].

Отраслевыми органами, с помощью которых СНК БССР осуществляет руководство отдельными отраслями управления, являются народные комиссариаты:

  • Высший Совет Народного Хозяйства,
  • Народный Комиссариат Финансов,
  • Народный Комиссариат Труда,
  • Народный Комиссариат Торговли,
  • Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции,
  • Народный Комиссариат Земледелия,
  • Народный Комиссариат Внутренних Дел,
  • Народный Комиссариат Юстиции,
  • Народный Комиссариат Просвещения,
  • Народный Комиссариат Здравоохранения,
  • Народный Комиссариат Социального Обеспечения,
  • Центральное Статистическое Управление,
  • Государственное Политическое Управление.

Не все народные комиссариаты имели равный правовой статус, так как пять из них (народные комиссариаты финансов, труда, торговли, рабоче-крестьянской инспекции и Высший Совет Народного Хозяйства на правах комиссариата), в целом подчиняясь ЦИКу БССР, его Президиуму, СНК БССР, должны были «осуществлять в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик».Это означает, что Конституция БССР предусматривает в силу образования СССР и Конституции СССР 1924 г. три вида народных комиссариатов: республиканские, союзно-республиканские и союзные[10, с. 121].

К сожалению, не все вопросы, касающиеся высших органов власти и управления, нашли отражение в Конституции. Так, ничего не сказано ни о периодическом созыве сессий ЦИК, ни о составе Президиума.

 

      1. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО КОНСТИТУЦИИ БССР 1927 г.

 

Местным органам власти и управления в Конституции посвящено четыре главы (VII – X), в которых раскрываются их система, структура, порядок комплектования. Что же касается компетенции, то она не получила должного отражения и дана в общем плане. Законодатель в ст. 54 дает перечень шести направлений работы местных Советов (окружных и районных съездов Советов, их исполкомов, а также городских, местечковых и сельских Советов депутатов), которые именуют задачами Советов [10, с. 122].

Структура местных органов государственной власти соответствовала административно-территориальному делению республики, которое было закреплено ст. 54 Конституции.

Высшим органом власти на территории округа или района был соответствующий окружной или районный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Их исполнительными органами являются окружные или районные исполнительные комитеты, которые в период между съездами советов осуществляют высшую власть на данной территории, а для решения текущих дел выбирали президиумы.

Нижними единицами местных органов власти были городские, местные и сельские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Для решения текущих дел эти Советы выбирали со своего состава исполнительные органы[8, с. 103 - 104].

Конституция БССР 1927 г., главным образом, закрепила исторический факт объединения БССР с другими социалистическими республиками. Впервые в Основном Законе была указана столица республики – город Минск. За БССР признавалось право выхода из союзного государства, также выделялись самостоятельные органы государственной власти. Но на деле вся государственная система была подконтрольна и подотчетна системе союзного государства. Избирательная система была далеко от совершенства.

 

      1. ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ БССР 1927 г. В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ РАЗВИТИИ БЕЛАРУСИ

 

Основная причина принятия Конституции БССР 1927 г. – образование СССР. Фактически, в Конституции 1927 г. закреплялись достижения белорусского народа в строительстве социализма. Этот нормативный правовой акт был дополнен значительным количеством норм, регулирующих отношения в экономической сфере, а также отношения, связанные с правами человека. Безусловно, Конституция 1927 г., также как и Конституция 1919 г. носила жесткий классовый характер и была недемократична в сфере избирательного права и выборов. От выборов отстранялись 18 категорий граждан, выборы были открытыми. Стоит отметить также тот факт, что, несмотря на доработанность Конституции 1927 г. (по сравнению с Конституцией 1919 г.) после 1929 г. многие ее статьи неоднократно и злостно нарушались. Речь идет о процессах принудительной коллективизации, раскулачивания, репрессий и т.д. Нарушения совершались самими органами государственной власти, что свидетельствует о полном игнорировании Конституции. Однако, тем не менее, эта Конституция, со всеми своими достоинствами и недостатками легла в основу последующего конституционного развития, стала одной из основ следующей Конституции – Конституции БССР 1937 г.

 

  1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИЙ 1919, 1927, 1937, 1978 гг.

 

За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994г.г.). Первые четыре Конституции Республики Беларусь безусловно имели свои специфические черты, однако, общим для них являлось то, что они имели явно классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все было подчинено интересам вначале социалистического, а затем и коммунистического строительства. Их недостатком, в том числе и Конституции БССР 1978г. было то, что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике, порой подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.[12, с.25]

Структуры конституций Республики Беларусь, действовавших в советский период были следующими:

- Конституция 1919 года: Декларация  прав трудящегося и эксплуатируемого  народа Белоруссии, 3 раздела (общие  положения Конституции; конструкция  Советской власти; раздел о гербе  и флаге), 32 статьи;

- Конституция 1927 года: 13 глав, 76 статей;

- Конституция 1937 года: 11 глав, 122 статьи;

- Конституция 1978 года: Преамбула, 10 разделов. 19 глав, 172 статьи.[9, с.24]

1 января 1919 года был обнародован  Манифест Временного Рабоче-Крестьянского  Советского Правительства Беларуси, который провозгласил независимую Советскую Социалистическую Республику Беларусь. Полную юридическую силу Манифест получил на Всебелорусском съезде Советов 2-3 февраля 1919 года. Одновременно была принята первая писаная белорусская Конституция – Конституция ССРБ 3 февраля 1919 года.[13]

Она имела следующие характерные черты:

-написанная под сильным  влиянием большевиков, закрепляла  власть за Советами, рабочими  в лице диктатуры пролетариата;

- лишала избирательных  прав отдельных лиц;

- была значительно идеологизированной  и носила открыто классовый характер;

- не содержала положения  о народе как о носителе  и источнике суверенитета государства;

- признавала применение  насилия в целях утверждения  социализма. Она закрепляла насильственное  уничтожение частной собственности.

Основной причиной замены Конституции 1919 года Конституцией 1927 года явилось образование СССР (1922 год) и принятием им первой Конституции (1924 год).

Конституция 1927 года сохраняла многие черты, свойственные Конституции 1919 года:

- не включала в свой  текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»;

- она оставалась классовым  документом. В частности, ст.2 констатировала, что БССР является государством  диктатуры пролетариата, которое  осуществляет свои задачи на  основе союза рабочих и крестьян;

- в ней был отражен факт вхождения Беларуси в состав СССР;

- граждане БССР одновременно  являлись гражданами СССР;

- земля, леса, недра, воды, фабрики, заводы, все виды транспорта, средства  связи объявлялись государственной  собственностью;

- закреплялось равноправие  языков ряда национальностей, проживающих на территории республики( белорусского, русского, еврейского, польского). Одновременно (ст.22) признавалось преимущество белорусского языка в сношениях с государственными, профессиональными, общественными организациями и учреждениями;

- избирательных прав лишались  следующие лица: живущие на нетрудовые  доходы, частные торговцы, торговые  и коммерческие посредники, монахи  и духовные служители, служащие  и агенты бывшей полиции, признанные  душевнобольными и прочие;

- в отличие от конституций других советских республик и Конституции СССР, было закреплено разделение властей на законодательную (Совет народных комиссаров) и исполнительную (Центральный исполнительный комитет).[14, с. 74]

Итак, Конституция 1927 года была классической конституцией советского типа, имела ярко выраженный классовый характер, закрепляла господство коммунистической партии. Многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого действия.

Конституция БССР 1937 года соответствовала Конституции СССР 1936 года. Ее основными черты:

- законы СССР были обязательными  на территории республики;

- впервые (конституционным  образом) официально было объявлено, что в республике закреплены  все основные экономические положения  социализма, в том числе: отменена  частная собственность, утвердилась социалистическая собственность на орудия и средства производства, установлено единое плановое развитие;

- социалистическая собственность  в БССР имела форму государственной  и колхозно-кооперативной;

- каждый гражданин республики  обязан был беречь и укреплять социалистическую собственность;

- впервые была закреплена  конституционная норма о сохранении  за БССР права выхода из  состава СССР;

- Конституция впервые  закрепляла принцип равноправия  граждан, однако весьма в усеченном  виде, поскольку равноправие граждан предусматривалось только независимо от их расы, национальности;

- впервые в Конституции  содержалась глава об основных  правах и обязанностях граждан (было закреплено право на труд, формально провозглашались политические  права и свободы);

- введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при  тайном голосовании.[14, с. 75]

Основной особенностью Конституции БССР 1937 года, по мнению Чудакова М.Ф., можно назвать широкий каталог прав и свобод  перенесенный из Конституции СССР и введение общего избирательного права. Важным моментом была демократизация судебной системы (раздел VII), постепенная ликвидация несудебных органов, избрание судей гражданами, открытое слушание дел, право на приглашение переводчика и другие.

Конституция БССР 1978 года являлась более совершенным (юридически), по сравнению с предыдущими, актом. Чудаков М.Ф. считает, что Конституцию БССР 1978 года можно назвать законом, адаптированным применительно к конкретной республике.

Конституция 1978 года имела следующие отличительные черты:

- закрепляла построение  «развитого социализма» в стране;

Информация о работе Сравнительный анализ Конституций 1919, 1927, 1937, 1978 гг