Средневековое мусульманское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:51, реферат

Описание работы

Мусульмане, помимо собственного вклада в науку, воспринимали научные идеи и открытия народов, населявших завоеванные ими земли, особенно греков и персов. Тем самым исламские мысли сохранили и передали ученым средневековой Европы идеи античности. Не будь их, бесценные знания древности были бы бесследно утрачены.
А теперь рассмотрим культуру мусульман более развернуто.

Содержание работы

Введение................................................................................................. 3

Средневековая мусульманская религия.............................................. 4

Возникновение и школы мусульманского права................................ 6

Государственный строй Арабского халифата..................................... 8

Искусство мусульманских народов..................................................... 11

Заключение............................................................................................. 20

Список используемой литературы....................................................... 21

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 54.61 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

Московский университет  им. С.Ю. Витте

 

 

 

 

 

Реферат

 по дисциплине «  История государства и права  зарубежных стран»

на тему:

«Средневековое мусульманское право»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Эккерд Ю. В.

 

Проверил:

Горохов Д. Ю.

 

 

 

 

 

г. Урай, 2013

 

Содержание

 

 

Введение.................................................................................................

3

   

Средневековая мусульманская  религия..............................................

4

   

Возникновение и школы  мусульманского права................................

6

   

Государственный строй Арабского  халифата.....................................

8

   

Искусство мусульманских  народов.....................................................

11

   

Заключение.............................................................................................

20

   

Список используемой литературы.......................................................

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый из нас хоть раз  был в музее. Аромат прошлой эпохи, вещи, созданные давно исчезнувшими цивилизациями, портреты некогда живших людей, таких далеких, но так похожих на нас...

Множество культур, возникших  в разное время в разных регионах планеты, существовавших или существующих до сих пор, с которыми мы знакомы  благодаря книгам, музеям, научным  исследованиям, путешествиям, составляют богатство человеческого рода, настоящую  сокровищницу созданных человеком  материальных и духовных ценностей.

На земле существует бесчисленное разнообразие культур, каждая из которых  внесла или вносит свой неповторимый вклад в развитие мировой цивилизации. Я сегодня предлагаю вам окунуться  в мир средневековой эпохи, мир  и культуру мусульман, в их неповторимый фольклор, разнообразие быта, которая  сохранила и донесла до наших  дней свои чувства и веру.

В VII в. н.э. в Аравии пророк Мухаммед основал новую религию- ислам.  Спустя век после его смерти, в 632 г., его последователи (называвшиеся мусульманами ) создали огромную империю, простирающуюся от Испании до границ Китая. В арабском мире, особенно в эпоху между 900 и 1200 гг., процветали науки и искусства.

Мусульмане, помимо собственного вклада в науку, воспринимали научные  идеи и открытия народов, населявших завоеванные ими земли, особенно греков и персов. Тем самым исламские мысли сохранили и передали ученым средневековой Европы идеи античности. Не будь их, бесценные знания древности были бы бесследно утрачены.

А теперь рассмотрим культуру мусульман более  развернуто.

 

 

 

 

Средневековая мусульманская  религия

Ислам – одна из трех ( наряду с буддизмом и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане и в наш век составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

"Ислам" в переводе  с арабского означает покорность,       "мусульманство"  ( от арабского " муслим " ) – предавший себя Аллаху.

Основателем ислама является арабский " пророк " Мухаммад ( Мухаммед или Магомет ), значение которого на общие судьбы человечества трудно переоценить.

Маулид – день рождения пророка Мухаммада – отмечается 12 числа месяца  по лунному календарю. Это произошло в " год слона ", т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днем смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества.

Я не буду останавливаться  на видениях и откровениях, неоднократно нисходивших на Мухаммада из-за ограничений  работы по объему, хотя это интересно, скажу только, что Мухаммад, преодолев неуверенность, все же решился на то, чего требовал от него Аллах : он стал проповедовать Слово Божье. Не будем также останавливаться на арабских завоеваниях, которые сопровождали трудное распространение ислама по миру, скажу только , что в 630г. завоеванная Мекка после уничтожения изображения старых богов стала священным центром мусульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (последний месяц года) совершаются паломничества. Ятриб (Медина) остался столицей объединенного государства. В том же 630г. Мухаммаду подчинились кочевники внутренних областей Аравии и город Таиф.

Арабская знать стремилась к усилению своей власти путем захвата плодородного Йемена и вторжения боевых отрядов в области Византии и Ирана. Уже снаряжались войска, когда в 632г. Мухаммад умер. После раздоров из-за власти между старыми приверженцами Мухаммада и мединской знатью был избран "заместитель" пророка-халиф-купец Абу Бакр, тесть и друг Мухаммада. В дальнейшем каждый правитель арабов объявлял себя халифом. Был закреплен культ пророка Мухаммада, упорядочен Коран, записанный в основном уже при его жизни, месяц откровения пророка-рамазан стал временем мусульманского поста.

Эти основы религии знал всякий мусульманин, и  образованный и неграмотный. Почти всякий знал и «пять столпов» ислама, пять главных  обязанностей верующих. Первый из них- молитва (салят). Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Мусульманину  предписано пять молитв в сутки, свершать их можно и дома, и в мечете и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение.  Пятница является днем всеобщей молитве, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округ. Третьей ритуальной обязанностью мусульманина являлся пост (саум). Мусульманский пост заключался в воздержании от пищи, питья и развлечений.  Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечался праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.

Кроме ограничений, связанных  с постом, в исламе существует большое  количество запретов, регулирующих различные  стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество- риба. Четвертой обязанностью каждого мусульманина является хаджж- паломничество в Мекку к главной святыне ислама.

Паломничество совершалось  в месяце зу-ль-хиджжа, который, как рамадан, являлся месяцем лунного календаря и потому приходился на разное время года. Пятой обязанностью мусульманина являлся закят- обязательный налог на имущество и доходы.

Мужчина становился мусульманином  после того, как над ним в  раннем возрасте совершался обряд обрезания. Заключение брака совершалось в  присутствии духовных лиц, ими фиксировался и заключался брак, чтением  священных  текстов Корана. Развод для мужчины  мусульманина был относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково содержать.

Мужчины – мусульмане должны были ходить с покрытой головой. Для  этого служили разные шапочки, типа тюбетейки, а также различные  виды чалмы- шарфа, особо повязанного вокруг головы. Женщины должны были закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман была широкая и удобная для носки.  Обычным атрибутом благочестивого мусульманина были четки из 99 или 33 бусин, служащих для счета славословий Аллаху.

 

Возникновение и  школы мусульманского права

На раннем этапе становления  ислама богословие и правоведение были еще слиты воедино в рамках исламского правоведения (фикха). Позже возникает суннитское богословие (калам), возникшее на базе фикха и добившееся самостоятельности именно как богословие, свободное от правоведения . Но тем не менее калам многими своими корнями тесно связан с правоведением – задача толкования Корана и увязывания строгих догматов с реальными потребностями текущего момента всегда была связана в первую очередь с решением спорных проблем религиозно-правового характера. На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы в случае возникновения различных спорных проблем. Для решения этих проблем в исламе выработано несколько методов, в разной мере признававшихся и использовавшихся различными школами исламского (суннитского) права.

Опираясь на Коран и  Сунну, как каноническую основу исламского права, обособившиеся от богословия законоведы, в VIII – IX вв. создали в  рамках ортодоксального суннитского  ислама четыре наиболее известные и  сохранившие свое влияние и поныне школы исламского права. Их основателями были известные законоведы-имамы, по именам которых школы (мазхабы) и были названы.

Первым и наиболее почитаемым из них был Абу-ханифа . Система Ханифы, ханифизм, опираясь как и другие системы на Коран и Сунну , наибольшее внимание уделяла методам рая и кыяса, признавался также и иджма, но в значительно меньшей степени. Зато именно ханифизму принадлежит выдвижение на первый план метода истислах. Большое внимание уделялось и обычному праву арабского и других мусульманских народов – адату.

Система Малика , маликизм, также опиралась на методику истихсана, но из всех остальных методов предпочитала иджму и рай. Система Аш-Шафии , шафиизм, использовал иджму и кыяс и выступал против рая и истихсана. Система Ибн-Ханбала , ханбализм, опирался в основном на хадисы и лишь ограниченно использовал методы рая, иджмы и кияса.

Все четыре мазхаба, хотя и спорят между собой по различным вопросам права, методики и обрядности, практически мирно сосуществовали и существуют в наше время, нередко в рамках одного и того же государства. Эти четыре школы и включены в сводную систему мусульманского права – шариат.

Шариат (мусульманское право) представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, – священные книги ислама, база, на которой основывается все вероучение ислама в целом, мировоззрение и поведение мусульман, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.

Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг.. Таким образом шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями.

Предписания шариата многочисленны  и строги. За нарушение норм шариата  предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить в наши дни публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату или популярный сериал «Клон»).

 

Государственный строй Арабского халифата

Халифат как средневековое  государство сложился в результате обьединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

Характерной чертой возникновения  государственности у арабов в VII в была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшие тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского».

Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухамммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их.

В истории средневековой  империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский и багдадский, которые  соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

Развитие арабского общества подчинялось основным -закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов.

Характерными чертами  мусульманского общества были доминирующее положения государственной собственности  на землю с широким использованием рабского труда в государственном  хозяйстве (рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса городов, каких-либо свобод и привилегий.

Поскольку юридическое положение  личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман  и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным земмиевам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать.

Информация о работе Средневековое мусульманское право