Средневековое мусульманское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:51, реферат

Описание работы

Мусульмане, помимо собственного вклада в науку, воспринимали научные идеи и открытия народов, населявших завоеванные ими земли, особенно греков и персов. Тем самым исламские мысли сохранили и передали ученым средневековой Европы идеи античности. Не будь их, бесценные знания древности были бы бесследно утрачены.
А теперь рассмотрим культуру мусульман более развернуто.

Содержание работы

Введение................................................................................................. 3

Средневековая мусульманская религия.............................................. 4

Возникновение и школы мусульманского права................................ 6

Государственный строй Арабского халифата..................................... 8

Искусство мусульманских народов..................................................... 11

Заключение............................................................................................. 20

Список используемой литературы....................................................... 21

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 54.61 Кб (Скачать файл)

Специфика средневекового искусства  стран Арабского, как и всего  Ближнего и Среднего Востока очень  сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как и вся  культура средневековья, глубоко проникнутая  религиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто символической  форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык.

Условность «языка» средневекового изобразительного искусства у большинства  народов была связана с принципом  декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство декоративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре составляют неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений художников той эпохи.

В искусстве Арабского  Востока декоративность приобретала  особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя  живописи и породив богатейшее искусство  узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической  звучностью.

Изображения людей заполняют  иллюстрации в рукописях и  часто встречаются в узорах на предметах прикладного искусства; известны также памятники монументальной живописи с многофигурными сценами  и скульптурные изобразительные  рельефы. Однако и в таких произведениях  человеческий образ подчинен общему декоративному решению.

К особенностям арабского  средневекового искусства относится  также широкое распространение  эпиграфического орнамента —  текста надписей, органично включенных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия 113 всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом.

Своеобразный декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-разному выражался в отдельных  видах искусства.

В архитектуре жилищ издавна  были выработаны приемы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выразительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период).

Средневековые архитекторы  Арабского Востока создали новые  типы монументальных культовых и  светских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты — башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе — здания мусульманских духовных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями.

Широкое применение в архитектуре  получили сталактиты (мукарны) — декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических фигурок с нитеобразным вырезом, расположенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема — особой кладки кирпича для создания  в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу купола.

Исключительно важная роль в художественной культуре принадлежала прикладному искусству. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Мастерам прикладного искусства — было свойственно высокое эстетическое «чувство вещи», позволявшее, не нарушая практических функций предмета, придавать ему красивую форму и умело располагать на его поверхности узор. В прикладном декоративном искусстве особенно ярко проявилось значение культуры орнамента, раскрылись его огромные художественные возможности. Орнамент привносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани, ковры, расписную керамику, изделия из бронзы и стекла. Произведениям прикладного искусства присуще еще одно важное качество: они обычно составляют очень целостный и выразительный декоративный ансамбль с архитектурным интерьером.

Основным видом живописи, получившим развитие  в эпоху  средневековья, было иллюстрирование  светских по содержанию рукописей. Мастера  широко пользовались этой возможностью, создав наряду с богатыми орнаментальными  украшениями рукописей превосходные серии красочных миниатюр, дающих поэтически-образный рассказ о судьбах  героев литературного произведения.

В XVI веке большинство стран  было захвачено Османской Турцией, господство которой позднее сменилось гнетом западноевропейских колонизаторов, тормозивших развитие национальной культурны и искусства. Оно жило в произведениях арабских крестьян и ремесленников, которые, несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, стремились в узорах на одеждах и предметах народной утвари воплотить свои представления о прекрасном.

Купцы кочевали из одной  страны в другую, привозя из других стран диковинные вещицы, не подозревая что в Европе через некоторое время начнется разгар нешуточных страстей. Европа хотела шелка и пряности, масла и ароматы Востока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хочу сказать, что на земле не хватит ни одной  человеческой жизни, чтобы изучить  и описать все культурное многообразие человечества. Но изучать культуры можно не только путем их подробного описания. Чтобы понять черты мусульманской культуры, смоделировать тенденции ее становления, развития и угасания, восстановит отличительные особенности и проследить за взаимовлиянием с другими культурами, недостаточно знания только условий и факторов их конкретно- исторического существования.

Чтобы изучить и дать описание маленькой крупицы средневековой  мусульманской культуры, мне необходимо было использовать методы, позволяющие  глубоко прочувствовать культуру, понять и полюбить ее, найти место среди других культур, а также определить степень участия в мировом цивилизационном процессе, выделить общие механизмы и тенденции развития.

Такое теоретическое постижение культуры составляет предмет молодой, быстро развивающейся дисциплины- культурология.

Осваивая мусульманскую  культуру, мы с вами осваиваем те ценности и идеалы, которые унаследовали от прошлых поколений.

Культурные ценности- специфический феномен, они существуют как явления, воплощающие в себя не только прошлый опыт, настоящие достижения, но и определяя будущее.

«Средневековая мусульманская  культура» - не описана как единое целое ни в одном издании современников, поэтому мне пришлось изучить  и рассмотреть множество книг, журналов, учебников, энциклопедий и  т.д. для написания реферата, о  чем я нисколько не сожалею. 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. История открытий – энциклопедия. Перевод с англ. А.М. Голова. Москва. « Росмэн» 2008г. (стр. 58-59, 100-101, 132-133).
  2. Энциклопедия для детей. т.1. (Всемирная исторя). –3е изд., перераб. и доп./ Сост. С.Т. Исмаилов.- М.: Аванта+, 2007. – 704 с.: ил.
  3. Искусство арабских народов. Перераб и доп./ Сост Б. Веймарн, - М.: Изд-во Эксмо, 2003. –640с.: ил.
  4. История религий востока. Л.С. Васильев-Ростов н/Дону, идательский центр «Март», 1999. (стр. 131- 133)
  5. История государства и права зарубежных стран.в 5 т. /Сост.  П.Н. Галазны./ т.1- ИНФРА- М.,  2009.(стр. 420-421)
  6. Введение в религиоведение. – А.А. Радугин –М.: ЮНВЕС, 2006. (189стр.)
  7. Религии мира. Энциклопедия.т.6 – Сост. С.Т. Исмаилов.- М.: «Аванта+» 1996. 230

 

 

 

 



20

21


Информация о работе Средневековое мусульманское право