Средневековые города казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:33, реферат

Описание работы

Введение
Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело различное содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей.
Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками.
О развитии городов того времени свидетельствует появление монументальных сооружений, таких как мавзолей Айша-биби, Карахана, Бабаджа-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сырылтам - в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбаул - в Центральном Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зодчеством предшествующего времени. Материалом для постройки домов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дерево. Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовывались фигурными терракотовыми плитками.

Содержание работы

Введение
Подъем городской жизни
Городское благоустройство.
Города и поселения в VI — первой половине IX века
Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв.
Города и сельские поселения в последней четверти XV-XVII вв.
Литература

Файлы: 1 файл

Soderzhani1.docx

— 821.07 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение 

  1. Подъем городской жизни
  2. Городское благоустройство.
  3. Города и поселения в VI — первой половине IX века
  4. Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв.
  5. Города и сельские поселения в последней четверти XV-XVII вв.

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ:

     Понятие "город" в разное время и  в разных обществах имело различное  содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в  отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей.

     Города  являлись центрами ремесел и торговли. Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками.

     О развитии городов того времени свидетельствует  появление монументальных сооружений, таких как мавзолей Айша-биби, Карахана, Бабаджа-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сырылтам - в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбаул - в Центральном Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зодчеством предшествующего времени. Материалом для постройки домов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дерево. Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовывались фигурными терракотовыми плитками.

     Первая  информация о городах на территории Казахстана относится к VI веку. Первые города находились в долине реки Сырдарьи и в Семиречьи. В настоящее время археологами найдены останки городов VI—IX веков на юге страны и в юго-западном Семиречьи (см. Древние города Казахстана). Территорию Казахстана населяли кочевники, у которых были весьма сложные отношения с горожанами. Города были для кочевников центрами торговли, но нередко объектом нападения. Из современных городов, своей древностью могут похвастаться лишь Туркестан, Тараз и Шымкент. Древний Сайрам, во многом сохранивший свой средневековый облик, в настоящее время официально является селом, как и многие другие бывшие города юга современного Казахстана. Такое же положение у средневекового города Сарайчик - крупного торгового и административного центра Золотой Орды c усыпальницей её ханов, позже столица Ногайской Орды, который в настоящее время является селом в Атырауской области Казахстана. Многие средневековые города Юга и Запада Казахстана были разорены и разрушены во время опустошительных нашествий Тамерлана.

В XVII веке на территории Казахстана появились  первые русские города — Яицкий городок, Гурьев. Постепенно с российской колонизацией с севера на юг, русскими казаками были основаны города, большая  часть которых существует и сейчас (см. также населённые пункты Казахстана, утратившие статус города). Большинство современных городов появились в XX веке главным образом в связи с разработкой месторождений полезных ископаемых. 

ПОДЪЕМ  ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ

     Рост городов.

В Х—XII вв. в Средней Азии и Казахстане шел быстрый рост городов и городских поселении. Они возникали и развивались на базе земледельческих оазисов и в районах взаимодействия с кочевым и полукочевым скотоводческим хозяйством степи. При некоторых отличиях городских центров разных экономических и хозяйственных зон в главных своих чертах (социально-экономические отношения, топография, архитектура, материальная культура) они были все-таки близки.

Появился  ряд новых городов — Карачук, Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас, Барчынлыгкент. Только в Илийской долине кроме 10 городов предшествующего времени, как показали археологические исследования в Х—XII вв. возникло еще 56 городов. Десятки городских поселений образовались в Чуйской и Таласской долинах, на Сырдарье. Одновременно расширялась территория «старых» городов за счет рабатов, торгово- ремес-ленных предместий, где обычно находились городские базары. Хозяйственный центр города из шахристана переносится в рабат. Крупнейший из казахстанских городов того времени Отрар занимал площадь в 200 га. Увеличение рабадов в восточном и северо-восточном направлениях вызвало необходимость возведения второго кольца стен.

 В  X—XII вв. были периодом наибольшего территориального роста Отрара. Переживал подъем и Тараз. Росли города и селения в Таразком округе. В Таразе и вблизи него созданы замечательные архитектурные ансамбли и монументальные сооружения. Ранее небольшое городище Актобе на средней Сырдарье было застроено жилыми домами и хозяйственными помещениями, обнесено крепостной стеной. Город Талгар в Илийской долине вышел заграницы стен и занял территорию около 28 га (прежде около 9 га) 5, новые участки тесно застраивались садьбами горожан. Городская культура распространялась и в Центральном Казахстане, в предгорьях Улутау, в долинах рек Сарысу, Нуры, Кенгира. Подъем городской жизни обусловливался сдвигами в хозяйстве и развитием феодальных отношений. В города переселялась.

 Развалины Испиджаба находятся сейчас в центре поселка Сайрам в 12 км восточнее Чимкента. К сожалению, городище Испиджаб застроено современными домами, поэтому исследование его затруднено. До сих пор мало известно о топографии города, планировке его жилых кварталов о материальной культуре периода наиболее высокого развития этого крупнейшего города в Казахстане. По сравнению с VII—IX вв. площадь Отрара увеличилась в несколько раз. Вместе с рабадами — предместьями — он занимал 200 гектаров. Стены окружали не только центральную часть, где находились шахристан и цитадель, но и рабад. Цитадель находилась в центре основного ядра города, она была защищена стеной и рвом. Археологические исследования позволяют говорить об очень плотной застройке шахристана. Стены жилых домов возводились из сырцового кирпича. Полы и фундамент домов были выложены жженым квадратным кирпичом. Застройка рабада была разреженной, здесь имелись водоемы, каналы, сады и пашни. В городе функционировал водопровод, имелись общественные бани на территории рабада на берегах каналов.

 В  округе Отрара, в среднем течении Сырдарьи, выделялся город Весидж, соответствующий городищу Оксус в Весидже, согласно источникам, была мечеть, здесь же находилась и резиденция правителя. Развалины хорошо сохранились. Четко прослеживаются цитадель, шахристан и рабад; городище имеет вид пятиугольного бугра с размерами сторон: северной — 220 м, восточной—200, юго-восточной—120, юго-западной—150, западной — 160 м. Со всех сторон оно окружено стеной с башнями, цитадель расположена в восточной части развалин. Внутрь городища вели два въезда — восточный и юго-западный. Раскопки на цитадели выявили остатки крупной постройки XI—XII вв., центром которой был обширный двор, вымощенный жженым кирпичом; таким же кирпичом были выложены и полы жилых помещений  В одном из них найдены остатки винода-вильни. В одном дневном переходе южнее Отрара находился округ Шавгар с одноименным центром . Округ Шавгар занимал район современного Туркестана, сам же город, отождествляемый с городищем Чуйтобе, находился в 8 км к югу от г. Туркестана. В XI в. Шавгар пришел в упадок, и столица округа была перенесена в Ясы, где в конце XII в. был сооружен мавзолей Ахмада Ясави и город стал религиозным центром. Городище средневекового г. Ясы находится в центре современного города Туркестана. Город включал в себя цитадель, шахристан, рабад, обнесенные стенами с башнями, часть сельского населения. В жизни городского населения немалую роль продолжало играть земледелие. Земля в городах находилась в частной, а не в государственной собственности, и ее стоимость была выше, чем в сельской местности. Земельные участки в городе часто использовались под постройку мустагаллов — доходных заведений (торговых рядов,   караван-сараев,бань). Много таких заведений принадлежало членам фамилии Караханидов. Мустагаллы приносили большой доход и поэтому феодалы, в том числе кочевая знать, стремились обзавестись земельными участками в городах.

Крупнейшими городами на юге Казахстана оставались Испиджаб и Oтpap Х—XII вв. был известен как центр транзитной торговли, здесь же производились многие товары и отсюда вывозились ткани, оружие, медь и железо. “Испиджаб,— писал об этом городе один из средневековых авторов,— название большого города, одного из главных городов Мавераннахра, на границах Туркестана... Он был одной из самых процветающих и приятнейших стран Аллаха, наиболее плодородных, обильных деревьями, проточными водами и прекрасными садами...”.

Ряд городов  выявлен на северных склонах Каратау, среди них наиболее известен Баладж, отождествляемый с городищем Баба-Ата, расположенный в 26 км восточное села Чулак-курган, в урочище Капчагай ". Городище состоит из: цитадели, шахристана и рабада. b XI—XII вв., как показали раскопки, цитадели велись строительные работы: было возведено монументальное здание с центральным восьмиугольным залом, вокруг которого группировались жилые помещения, соединенные с центральным залом и между собой арочными проходами. B городе прокладывается водопровод, благоустраивается территория, в частности, отмечены вымостки улиц и тротуаров. Рабад Баба-Ата занимал площадь в 25 га, жилые постройки здесь шли вдоль оборонительных стен. Крупнейшим центром политической, экономической и культурной жизни Семиречья оставался Тараз.

В округе Тараза, вдоль рек Талас, Асса и других, тянулась цепь городов и поселений — Нижний Барсхан, Хамукет, Джи-киль, Адахкет, Дех Нуджикет, Кулан, Мирки, Аспара, Джуль, Баласагун, Барсхан. Первые упоминания о Кулане в арабо-персидских источниках относятся к первой половине VII в. и вскоре он уже стал крупным центром сообщал: «Кулан — укрепленный город, соборная мечеть в ней [медине], он уже опустел. Развалины Кулана соответствуют городищу Луговое, в 120 км восточнее современного Джамбула. В Чуйской долине наиболее известным городом была Аспара, в 10 фарсахах восточнее Кулана (вблизи нынешнего с. Ново-Воскресеновка). Сейчас—это прямоугольный бугор. Шахристан был окружен по периметру стеной, в которой имелись три въезда, в цитадель вел лишь один въезд — с юга. Со всех сторон цитадель и шахристан были окружены рвом, заполнявшимся водой через протоку из речки Аспары.

B долине р. Или находились города Каялык, Тальхиз, Ики-Огуз и дpyгиe. По словам Рубрука, проехавшего через Каялык осенью 1253 г., это был большой город, который посещали многие купцы В Каялыке помимо местного тюркского населения жили выходцы из Ирана и из других стран, здесь имелись мечети и христианская церковь. Остатки города локализуются вблизи с. Антоновского в Талды-Курганской области. Стена высотой 3,5—4,5 м защищала жителей города от нападения врагов. Через каждые 30—45 м на стенах стояли башни круглой формы. Исследование топографии памятника и раскопки показали, что 1-й город возник в IX—Х вв., а его расцвет приходился на XI— XII вв..

(-Первые  сведения об Ики-Огузе сообщены Махмудом Каш-гарским. Рубрук писал о нем, как «о хорошем городе, расположенном в плодородной долине». Остатки Ики-Огуза находятся на правом берегу р. Коксу, в 30 км западнее Талды-Кургана 15.

В анонимном  географическом сочинении, написанном на персидском языке в конце Х  в., есть следующие строки: «Два селения Тон и Тальхиза расположены среди гор на границе между владениями джикилей и карлуков, вблизи озера Иссык-Куль». Тальхиз (Тальхир) отождествлен с городищем Талгар, находившемся на южной окраине одноименного города в 25 км к юго-востоку от Алма-Аты, на правом берегу р. Талгар. Город был укреплен валом и стенами, по углам которых находились круглые, выступающие наружу башни. Судя по остаткам каменных фундаментов, в нем были прямоугольные в плане жилые комплексы площадью 250—500 кв. м. Они состояли из нескольких квадратных и прямоугольных помещений и двора.

B XI—XII вв. городская культура развивалась не только на юге и юго-востоке, но и в других районах Казахстана В речных долинах, на берегах озер, а также в предгорьях археологи находят памятники городской культуры. Выявлены остатки 60 городищ, в том числе в бассейнах рек Тургая и Джиланчика, Кенгира, Джезды, Сарысу. Наиболее крупное из них Орда. Здесь сохранились остатки оборонительной стены из крупного сырцового кирпича и битой глины, смешанной с гравием и речным галечником. Вал городища прямоугольной формы со сторонами длиной до 200 м и высотой от 2 до 4 м был усилен фланкирующими башнями высотой до 20 м. Вокруг имелся ров шириной 4—5 м, глубиной до 4 м.

Немалый интерес представляют остатки городища Баскамыр на левом берегу р. Джезды, в 60 км к югу от поселка Улутау. Городище было обнесено тремя рядами мощных стен, имело цитадель и фланкирующие вход башни. Внешние стены, выступающие в виде крепостного вала, сложены крупным сырцовым кирпичом на известковом растворе. Они покоятся на каменном основании. 

Городское благоустройство. 

Казахстанские города XI—XII вв. .в большинстве отличались высоким для того времени уровнем благоустройства. В домах обычно устраивались простейшие канализационные устройства — ташнау Они состояли из поглощающего колодца, в верхнюю часть которого обычно вставлялся большой сосуд без .дна или специально изготовленная глиняная труба. Устье колодца перекрывалось жжеными кирпичами, в центральном из них имелось отверстие для слива воды.

Обычными  для быта крупных городов были водопроводы. В городах сооружали подземные сводчатые тоннели, в них укладывали гончарные трубы. Остатки такого тоннеля обнаружены в Отраре. Он имел высоту 1,8 и ширину 1,5 м, внутри него сохранились два ряда гончарных труб, бравших начало из водохранилища у южной стены городища. В Таразе на территории шахристана в слое XI—XII вв. также прослеживается участок водопровода. Гончарные трубы здесь были уложены на специальную «подушку» из камней и леса и сверху перекрыты каменными плитами. Звенья водопровода представляли собой глиняные трубы диаметром до 20 и длиной 25 см с раструбом на одном из концов, куда вставлялся узкий конец другой трубы. Сеть водопровода тянулась к центру города с уклоном и обеспечивала напор для подачи воды в дома. Русло р. Талас, из которой был выведен водопровод, подходило к стенам города и тут был сооружен водонапорный бассейн, стоявший гораздо выше водопроводной сети и обеспечивавший подачу воды самотеком. Раскопки Баба-Аты на северных склонах Каратау показали, что горожане и этого города знали водопровод. Они использовали родниковые воды, собиравшиеся в водосборном колодце, обложенном камнем, затем по трубопроводу вода выводилась на территорию рабада . В городах имелись общественные баня . Одна из таких бань, обнаруженная в Таразе, представляла собой почти квадратную в плане постройку площадью 152 кв. м из жженого кирпича. В помещениях бани полы выложены кирпичными плитами Для свидетельствует появление монументальных архитектурных сооружений. Среди немногих сохранившихся до наших дней построек этого времени выделяется изяществом отделки и строгими пропорциями мавзолей Айша-Биби, неподалеку от современного Джамбула Мавзолей сильно разрушен, сохранилась только часть западного портала и угловой колонны. Это купольный мавзолей, квадратный в плане, с размерами в основании 7,6х7,6 м. Его стены сплошь облицованы декоративными терракотовыми плитками. Западный фасад декорирован терракотовыми изразцами, его нижняя часть от фундамента до линии, проходящей под пятами арки, заполнена квадратными изразцами с геометрическим орнаментом. Богато оформлена верхняя часть стен: тимпан покрыт комбинацией мелких изразцов ромбической формы, а колонны — плитками выгнутой и вогнутой формы, с геометризованным растительным орнаментом. Ниша фасада имеет высокую стрельчатую арку. Особенно впечатляют трехчетвертные колонны по углам, слегка сужающиеся кверху и перехваченные поясом изразцов с растительным орнаментом. Терракотовые плитки связаны со стеной посредством особых гребней и отростков. Несмотря на обилие деталей, архитекторы сумели выделить и подчеркнуть несущие части конструкции мавзолея, обозначить вертикаль в пространственной композиции. На территории Тараза находится еще один памятник средневекового зодчества — мавзолей Карахана. К сожалению, в начале XX в. мавзолей был реконструирован результате чего искажен его план и безвозвратно утеряно декоративное убранство. Дошедшие до нас фотографии мавзолея в сочетании с материалами из раскопок вблизи него, главным образом облицовочных терракотовых плит, позволяют восстановить облик мавзолея. Это здание с кубическим основанием, перекрыто куполом. Наружные стены выполнены кирпичной кладкой, блокированной в клетки, квадраты, ромбики и елочку, а портальная арка оформлена П-образными, слегка выступающими рамами, выведенными тоже кирпичной кладкой. Найденные в раскопках облицовочные кирпичи насчитывают до 30 разновидностей, некоторые из них напоминают изразцы с мавзолея Айша-Би Детали кладки, например, «спаренные» кирпичи, использование трехчетвертных колонн в оформлении порталов применялись также в ряде архитектурных сооружений Средней Азии, в частности в мавзолее Исмаила Самани в Бухаре и Талхатан-баба в Туркмении . К XI—XII вв. относится также мавзолей Сырлытам в низовьях Сырдарьи, в долине Инкардарьи Мавзолей представляет собой изящное купольное сооружение с хорошо сохранившимся высоким порталом, украшенным терракотовыми плитками. В плане здание мавзолея квадратное, с размерами сторон около 10 м. Стены и купол выложены жженым кирпичом. Вход оформлен стрельчатой аркой, в стенах находятся ниши, на ганчевой штукатурке видны следы росписей. Таким образом, как письменные известия, так и археологические материалы свидетельствуют о развитии городской культуры на территории Казахстана в XI — начале XIII 

Информация о работе Средневековые города казахстана