Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:33, реферат
Введение
Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело различное содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей.
Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками.
О развитии городов того времени свидетельствует появление монументальных сооружений, таких как мавзолей Айша-биби, Карахана, Бабаджа-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сырылтам - в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбаул - в Центральном Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зодчеством предшествующего времени. Материалом для постройки домов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дерево. Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовывались фигурными терракотовыми плитками.
Введение
Подъем городской жизни
Городское благоустройство.
Города и поселения в VI — первой половине IX века
Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв.
Города и сельские поселения в последней четверти XV-XVII вв.
Литература
Содержание:
Введение
Литература
ВВЕДЕНИЕ:
Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело различное содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей.
Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками.
О развитии городов того времени свидетельствует появление монументальных сооружений, таких как мавзолей Айша-биби, Карахана, Бабаджа-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сырылтам - в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбаул - в Центральном Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зодчеством предшествующего времени. Материалом для постройки домов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дерево. Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовывались фигурными терракотовыми плитками.
Первая информация о городах на территории Казахстана относится к VI веку. Первые города находились в долине реки Сырдарьи и в Семиречьи. В настоящее время археологами найдены останки городов VI—IX веков на юге страны и в юго-западном Семиречьи (см. Древние города Казахстана). Территорию Казахстана населяли кочевники, у которых были весьма сложные отношения с горожанами. Города были для кочевников центрами торговли, но нередко объектом нападения. Из современных городов, своей древностью могут похвастаться лишь Туркестан, Тараз и Шымкент. Древний Сайрам, во многом сохранивший свой средневековый облик, в настоящее время официально является селом, как и многие другие бывшие города юга современного Казахстана. Такое же положение у средневекового города Сарайчик - крупного торгового и административного центра Золотой Орды c усыпальницей её ханов, позже столица Ногайской Орды, который в настоящее время является селом в Атырауской области Казахстана. Многие средневековые города Юга и Запада Казахстана были разорены и разрушены во время опустошительных нашествий Тамерлана.
В XVII веке
на территории Казахстана появились
первые русские города — Яицкий
городок, Гурьев. Постепенно с российской
колонизацией с севера на юг, русскими
казаками были основаны города, большая
часть которых существует и сейчас
(см. также населённые пункты Казахстана,
утратившие статус города). Большинство
современных городов появились в XX веке
главным образом в связи с разработкой
месторождений полезных ископаемых.
ПОДЪЕМ ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ
Рост городов.
В Х—XII вв. в Средней Азии и Казахстане шел быстрый рост городов и городских поселении. Они возникали и развивались на базе земледельческих оазисов и в районах взаимодействия с кочевым и полукочевым скотоводческим хозяйством степи. При некоторых отличиях городских центров разных экономических и хозяйственных зон в главных своих чертах (социально-экономические отношения, топография, архитектура, материальная культура) они были все-таки близки.
Появился ряд новых городов — Карачук, Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас, Барчынлыгкент. Только в Илийской долине кроме 10 городов предшествующего времени, как показали археологические исследования в Х—XII вв. возникло еще 56 городов. Десятки городских поселений образовались в Чуйской и Таласской долинах, на Сырдарье. Одновременно расширялась территория «старых» городов за счет рабатов, торгово- ремес-ленных предместий, где обычно находились городские базары. Хозяйственный центр города из шахристана переносится в рабат. Крупнейший из казахстанских городов того времени Отрар занимал площадь в 200 га. Увеличение рабадов в восточном и северо-восточном направлениях вызвало необходимость возведения второго кольца стен.
В X—XII вв. были периодом наибольшего территориального роста Отрара. Переживал подъем и Тараз. Росли города и селения в Таразком округе. В Таразе и вблизи него созданы замечательные архитектурные ансамбли и монументальные сооружения. Ранее небольшое городище Актобе на средней Сырдарье было застроено жилыми домами и хозяйственными помещениями, обнесено крепостной стеной. Город Талгар в Илийской долине вышел заграницы стен и занял территорию около 28 га (прежде около 9 га) 5, новые участки тесно застраивались садьбами горожан. Городская культура распространялась и в Центральном Казахстане, в предгорьях Улутау, в долинах рек Сарысу, Нуры, Кенгира. Подъем городской жизни обусловливался сдвигами в хозяйстве и развитием феодальных отношений. В города переселялась.
Развалины Испиджаба находятся сейчас в центре поселка Сайрам в 12 км восточнее Чимкента. К сожалению, городище Испиджаб застроено современными домами, поэтому исследование его затруднено. До сих пор мало известно о топографии города, планировке его жилых кварталов о материальной культуре периода наиболее высокого развития этого крупнейшего города в Казахстане. По сравнению с VII—IX вв. площадь Отрара увеличилась в несколько раз. Вместе с рабадами — предместьями — он занимал 200 гектаров. Стены окружали не только центральную часть, где находились шахристан и цитадель, но и рабад. Цитадель находилась в центре основного ядра города, она была защищена стеной и рвом. Археологические исследования позволяют говорить об очень плотной застройке шахристана. Стены жилых домов возводились из сырцового кирпича. Полы и фундамент домов были выложены жженым квадратным кирпичом. Застройка рабада была разреженной, здесь имелись водоемы, каналы, сады и пашни. В городе функционировал водопровод, имелись общественные бани на территории рабада на берегах каналов.
В округе Отрара, в среднем течении Сырдарьи, выделялся город Весидж, соответствующий городищу Оксус в Весидже, согласно источникам, была мечеть, здесь же находилась и резиденция правителя. Развалины хорошо сохранились. Четко прослеживаются цитадель, шахристан и рабад; городище имеет вид пятиугольного бугра с размерами сторон: северной — 220 м, восточной—200, юго-восточной—120, юго-западной—150, западной — 160 м. Со всех сторон оно окружено стеной с башнями, цитадель расположена в восточной части развалин. Внутрь городища вели два въезда — восточный и юго-западный. Раскопки на цитадели выявили остатки крупной постройки XI—XII вв., центром которой был обширный двор, вымощенный жженым кирпичом; таким же кирпичом были выложены и полы жилых помещений В одном из них найдены остатки винода-вильни. В одном дневном переходе южнее Отрара находился округ Шавгар с одноименным центром . Округ Шавгар занимал район современного Туркестана, сам же город, отождествляемый с городищем Чуйтобе, находился в 8 км к югу от г. Туркестана. В XI в. Шавгар пришел в упадок, и столица округа была перенесена в Ясы, где в конце XII в. был сооружен мавзолей Ахмада Ясави и город стал религиозным центром. Городище средневекового г. Ясы находится в центре современного города Туркестана. Город включал в себя цитадель, шахристан, рабад, обнесенные стенами с башнями, часть сельского населения. В жизни городского населения немалую роль продолжало играть земледелие. Земля в городах находилась в частной, а не в государственной собственности, и ее стоимость была выше, чем в сельской местности. Земельные участки в городе часто использовались под постройку мустагаллов — доходных заведений (торговых рядов, караван-сараев,бань). Много таких заведений принадлежало членам фамилии Караханидов. Мустагаллы приносили большой доход и поэтому феодалы, в том числе кочевая знать, стремились обзавестись земельными участками в городах.
Крупнейшими городами на юге Казахстана оставались Испиджаб и Oтpap Х—XII вв. был известен как центр транзитной торговли, здесь же производились многие товары и отсюда вывозились ткани, оружие, медь и железо. “Испиджаб,— писал об этом городе один из средневековых авторов,— название большого города, одного из главных городов Мавераннахра, на границах Туркестана... Он был одной из самых процветающих и приятнейших стран Аллаха, наиболее плодородных, обильных деревьями, проточными водами и прекрасными садами...”.
Ряд городов выявлен на северных склонах Каратау, среди них наиболее известен Баладж, отождествляемый с городищем Баба-Ата, расположенный в 26 км восточное села Чулак-курган, в урочище Капчагай ". Городище состоит из: цитадели, шахристана и рабада. b XI—XII вв., как показали раскопки, цитадели велись строительные работы: было возведено монументальное здание с центральным восьмиугольным залом, вокруг которого группировались жилые помещения, соединенные с центральным залом и между собой арочными проходами. B городе прокладывается водопровод, благоустраивается территория, в частности, отмечены вымостки улиц и тротуаров. Рабад Баба-Ата занимал площадь в 25 га, жилые постройки здесь шли вдоль оборонительных стен. Крупнейшим центром политической, экономической и культурной жизни Семиречья оставался Тараз.
В округе Тараза, вдоль рек Талас, Асса и других, тянулась цепь городов и поселений — Нижний Барсхан, Хамукет, Джи-киль, Адахкет, Дех Нуджикет, Кулан, Мирки, Аспара, Джуль, Баласагун, Барсхан. Первые упоминания о Кулане в арабо-персидских источниках относятся к первой половине VII в. и вскоре он уже стал крупным центром сообщал: «Кулан — укрепленный город, соборная мечеть в ней [медине], он уже опустел. Развалины Кулана соответствуют городищу Луговое, в 120 км восточнее современного Джамбула. В Чуйской долине наиболее известным городом была Аспара, в 10 фарсахах восточнее Кулана (вблизи нынешнего с. Ново-Воскресеновка). Сейчас—это прямоугольный бугор. Шахристан был окружен по периметру стеной, в которой имелись три въезда, в цитадель вел лишь один въезд — с юга. Со всех сторон цитадель и шахристан были окружены рвом, заполнявшимся водой через протоку из речки Аспары.
B долине р. Или находились города Каялык, Тальхиз, Ики-Огуз и дpyгиe. По словам Рубрука, проехавшего через Каялык осенью 1253 г., это был большой город, который посещали многие купцы В Каялыке помимо местного тюркского населения жили выходцы из Ирана и из других стран, здесь имелись мечети и христианская церковь. Остатки города локализуются вблизи с. Антоновского в Талды-Курганской области. Стена высотой 3,5—4,5 м защищала жителей города от нападения врагов. Через каждые 30—45 м на стенах стояли башни круглой формы. Исследование топографии памятника и раскопки показали, что 1-й город возник в IX—Х вв., а его расцвет приходился на XI— XII вв..
(-Первые сведения об Ики-Огузе сообщены Махмудом Каш-гарским. Рубрук писал о нем, как «о хорошем городе, расположенном в плодородной долине». Остатки Ики-Огуза находятся на правом берегу р. Коксу, в 30 км западнее Талды-Кургана 15.
В анонимном географическом сочинении, написанном на персидском языке в конце Х в., есть следующие строки: «Два селения Тон и Тальхиза расположены среди гор на границе между владениями джикилей и карлуков, вблизи озера Иссык-Куль». Тальхиз (Тальхир) отождествлен с городищем Талгар, находившемся на южной окраине одноименного города в 25 км к юго-востоку от Алма-Аты, на правом берегу р. Талгар. Город был укреплен валом и стенами, по углам которых находились круглые, выступающие наружу башни. Судя по остаткам каменных фундаментов, в нем были прямоугольные в плане жилые комплексы площадью 250—500 кв. м. Они состояли из нескольких квадратных и прямоугольных помещений и двора.
B XI—XII вв. городская культура развивалась не только на юге и юго-востоке, но и в других районах Казахстана В речных долинах, на берегах озер, а также в предгорьях археологи находят памятники городской культуры. Выявлены остатки 60 городищ, в том числе в бассейнах рек Тургая и Джиланчика, Кенгира, Джезды, Сарысу. Наиболее крупное из них Орда. Здесь сохранились остатки оборонительной стены из крупного сырцового кирпича и битой глины, смешанной с гравием и речным галечником. Вал городища прямоугольной формы со сторонами длиной до 200 м и высотой от 2 до 4 м был усилен фланкирующими башнями высотой до 20 м. Вокруг имелся ров шириной 4—5 м, глубиной до 4 м.
Немалый
интерес представляют остатки городища
Баскамыр на левом берегу р. Джезды, в 60
км к югу от поселка Улутау. Городище было
обнесено тремя рядами мощных стен, имело
цитадель и фланкирующие вход башни. Внешние
стены, выступающие в виде крепостного
вала, сложены крупным сырцовым кирпичом
на известковом растворе. Они покоятся
на каменном основании.
Городское
благоустройство.
Казахстанские города XI—XII вв. .в большинстве отличались высоким для того времени уровнем благоустройства. В домах обычно устраивались простейшие канализационные устройства — ташнау Они состояли из поглощающего колодца, в верхнюю часть которого обычно вставлялся большой сосуд без .дна или специально изготовленная глиняная труба. Устье колодца перекрывалось жжеными кирпичами, в центральном из них имелось отверстие для слива воды.
Обычными
для быта крупных городов были
водопроводы. В городах сооружали подземные
сводчатые тоннели, в них укладывали гончарные
трубы. Остатки такого тоннеля обнаружены
в Отраре. Он имел высоту 1,8 и ширину 1,5
м, внутри него сохранились два ряда гончарных
труб, бравших начало из водохранилища
у южной стены городища. В Таразе на территории
шахристана в слое XI—XII вв. также прослеживается
участок водопровода. Гончарные трубы
здесь были уложены на специальную «подушку»
из камней и леса и сверху перекрыты каменными
плитами. Звенья водопровода представляли
собой глиняные трубы диаметром до 20 и
длиной 25 см с раструбом на одном из концов,
куда вставлялся узкий конец другой трубы.
Сеть водопровода тянулась к центру города
с уклоном и обеспечивала напор для подачи
воды в дома. Русло р. Талас, из которой
был выведен водопровод, подходило к стенам
города и тут был сооружен водонапорный
бассейн, стоявший гораздо выше водопроводной
сети и обеспечивавший подачу воды самотеком.
Раскопки Баба-Аты на северных склонах
Каратау показали, что горожане и этого
города знали водопровод. Они использовали
родниковые воды, собиравшиеся в водосборном
колодце, обложенном камнем, затем по трубопроводу
вода выводилась на территорию рабада
. В городах имелись общественные баня
. Одна из таких бань, обнаруженная в Таразе,
представляла собой почти квадратную
в плане постройку площадью 152 кв. м из
жженого кирпича. В помещениях бани полы
выложены кирпичными плитами Для свидетельствует
появление монументальных архитектурных
сооружений. Среди немногих сохранившихся
до наших дней построек этого времени
выделяется изяществом отделки и строгими
пропорциями мавзолей Айша-Биби, неподалеку
от современного Джамбула Мавзолей сильно
разрушен, сохранилась только часть западного
портала и угловой колонны. Это купольный
мавзолей, квадратный в плане, с размерами
в основании 7,6х7,6 м. Его стены сплошь облицованы
декоративными терракотовыми плитками.
Западный фасад декорирован терракотовыми
изразцами, его нижняя часть от фундамента
до линии, проходящей под пятами арки,
заполнена квадратными изразцами с геометрическим
орнаментом. Богато оформлена верхняя
часть стен: тимпан покрыт комбинацией
мелких изразцов ромбической формы, а
колонны — плитками выгнутой и вогнутой
формы, с геометризованным растительным
орнаментом. Ниша фасада имеет высокую
стрельчатую арку. Особенно впечатляют
трехчетвертные колонны по углам, слегка
сужающиеся кверху и перехваченные поясом
изразцов с растительным орнаментом. Терракотовые
плитки связаны со стеной посредством
особых гребней и отростков. Несмотря
на обилие деталей, архитекторы сумели
выделить и подчеркнуть несущие части
конструкции мавзолея, обозначить вертикаль
в пространственной композиции.
На территории Тараза находится еще один
памятник средневекового зодчества —
мавзолей Карахана. К сожалению, в начале
XX в. мавзолей был реконструирован результате
чего искажен его план и безвозвратно
утеряно декоративное убранство. Дошедшие
до нас фотографии мавзолея в сочетании
с материалами из раскопок вблизи него,
главным образом облицовочных терракотовых
плит, позволяют восстановить облик мавзолея.
Это здание с кубическим основанием, перекрыто
куполом. Наружные стены выполнены кирпичной
кладкой, блокированной в клетки, квадраты,
ромбики и елочку, а портальная арка оформлена
П-образными, слегка выступающими рамами,
выведенными тоже кирпичной кладкой. Найденные
в раскопках облицовочные кирпичи насчитывают
до 30 разновидностей, некоторые из них
напоминают изразцы с мавзолея Айша-Би
Детали кладки, например, «спаренные»
кирпичи, использование трехчетвертных
колонн в оформлении порталов применялись
также в ряде архитектурных сооружений
Средней Азии, в частности в мавзолее Исмаила
Самани в Бухаре и Талхатан-баба в Туркмении
. К XI—XII вв. относится также мавзолей
Сырлытам в низовьях Сырдарьи, в долине
Инкардарьи Мавзолей представляет собой
изящное купольное сооружение с хорошо
сохранившимся высоким порталом, украшенным
терракотовыми плитками. В плане здание
мавзолея квадратное, с размерами сторон
около 10 м. Стены и купол выложены жженым
кирпичом. Вход оформлен стрельчатой аркой,
в стенах находятся ниши, на ганчевой штукатурке
видны следы росписей. Таким образом, как
письменные известия, так и археологические
материалы свидетельствуют о развитии
городской культуры на территории Казахстана
в XI — начале XIII