Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:33, реферат
Введение
Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело различное содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей.
Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками.
О развитии городов того времени свидетельствует появление монументальных сооружений, таких как мавзолей Айша-биби, Карахана, Бабаджа-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сырылтам - в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбаул - в Центральном Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зодчеством предшествующего времени. Материалом для постройки домов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дерево. Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовывались фигурными терракотовыми плитками.
Введение
Подъем городской жизни
Городское благоустройство.
Города и поселения в VI — первой половине IX века
Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв.
Города и сельские поселения в последней четверти XV-XVII вв.
Литература
В подъеме экономики края и городов Сыгнака, Саурана, Отрара, бесспорно, важную роль сыграло и то, что в начале XIV в. они вошли в состав Ак-Орды, которая была первым крупным государственным образованием, сложившимся на местной экономической основе в послемонгольское время на территории Казахстана.
Присоединение южных районов Казахстана к державе Тимура, стабилизация политической обстановки способствовали некоторому оживлению экономической и культурной жизни. Немаловажную роль в подъеме Туркестана, Карнака, Отрара играло строительство грандиозного комплекса Ахмеда Ясави, мечети Арслан-Баб; сосредоточение в Отраре, Ясы, Сауране больших масс войск, и, как следствие этого, оживление междуобластной торговли.
Иной была судьба городской культуры в Семиречье. Положение здесь в первые годы после монгольского нашествия было относительно благополучным. В Илийской долине упоминаются Кайлык, Или-балык, отмечаются города в Таласской и Чуйской долинах. Жизнь в них протекала достаточно интенсивно. И, тем не менее, к середине XIII в. начинается общий упадок земледельческой и городской жизни. Причины, которые вызвали гибель городской культуры в Семиречье, были различными, но они сплелись в такой пучок, что противостоять им не смогли ни древние традиции оседлости, ни попытки сохранения городской культуры, предпринимавшиеся центральной властью, ни проходившие через Семиречье торговые пути.
Территория
Семиречья оказалась
Как бы иллюстрацией к этому замечанию служат слова Вильгельма Рубрука, проехавшего через Семиречье в 1253 г. Он пишет про Илийскую долину: «...прежде там находилось много городков, но по большей части они были разрушены татарами, чтобы иметь возможность пасти свои стада, так как там были наилучшие пастбища».
Таким образом, упадок оседлой культуры здесь начинается сразу же вслед за монгольскими завоеваниями и если города, будучи центрами транзитной торговли и ремесленного производства, в середине XIII в. еще внешне выглядят благополучно, то питавшая их земледельческая округа интенсивно разрушается, что и приводит вскоре к гибели самих городов.
Обследования остатков древних поселений показывают картину запустения. В Таласской долине лишь немного больше десяти городов и поселений продолжали функционировать, два из них в низовьях реки Талас, остальные в верховьях реки, в области Шельджи, где продолжалась интенсивная разработка серебро-свинцовых рудников. Аналогичная картина запустения наблюдается и в Чуйской долине. Археологическими обследованиями здесь зафиксировано семь поселений, где жизнь функционировала и после монгольского завоевания. Однако в них наблюдаются явные черты упадка. Города постепенно пустеют, обживаютсялишь отдельные участки шахриста-на и рабадов, территории городов, огражденные длинными валами, забрасываются.
Археологические исследования в Илийской долине свидетельствуют об окончательном прекращении жизни на городищах Алма-ты, Талгар, Чилик, Дунгене, Антоновское, Сумбе, Кок-Тума к концу XIII в. В письменных известиях XIV—XV вв. говорится, что в области Или «нет ни городов, ни строений, все ее жители кочевники».
Окончательный удар по экономике Семиречья нанесли походы Тимура. Как справедливо отмечают исследователи, целью их были не только грабежи, захваты добычи, дезорганизация хозяйства и ослабление военной силы, но и прямой захват новых территорий.
Однако, несмотря на погромы и опустошения, произведенные монголами, традиционные линии городской культуры не были прерваны. Так же, как и в других областях, где существовали древние оседлые и городские традиции, города описываемого периода и в социальном, и территориальном, и культурном отношениях были продолжением домонгольских городов.
Преемственность
прослеживается и в архитектуре,
и в строительстве, и в элементах
городского благоустройства ремеслах,
в первую очередь, керамическом и ювелирном.
Города и сельские поселения в последней четверти XV-XVII вв.
Рассматриваемый период в истории Казахстана достаточно подробно по сравнению с предшествующими, освещен письменными источниками. По сравнению с предшествующим временем, количество городов, упоминаемых в источниках, сократилось до 20, а горо-диш, датируемых второй половиной XV— началом XVIII вв.—до 23. Во второй половине XV в. в письменных источниках уже не встречаются названия севера каратауских городов Уросогана, Сугулкента, Кумкента. В низовьяхСырдарьи прекращают жизнь городища (Джан-кала) Кыз-Кала; на Бутуни — городище Бузуктобс (Чилик), на Средней Сырдарье — Куйруктобе и Оксус.
По сравнению с IX—XII вв. число известных по письменным источникам городов Южного Казахстана уменьшилось почти в Зраза, а число городищ — в 6 раз.
В Отраре с середины XV в. пустеет пригород. К XVI в. территория его занимала чуть больше гектара, и вся городская жизнь сконцентрировалась только в центральной части.
Сокращение городов, территории отмечено для Сайрама, Сыгна-ка, Узгента, Сузака. Пустеют их рабады и вся городская жизнь сосредоточивается в пределах центральной, наиболее укрепленной части. В XVI—XVII вв. большую роль в политической и экономической жизни региона стали играть города левого берега Сырдарьи, такие, как Аркук, Куджан, Аккурган, Узгент. На северных склонах Каратау роль главного города перешла к Сузаку. Происходит быстрое возвышение Яссы-Турксстана до ранга столицы всего Южного Казахстана.
Почти все позднесрсднсвековые города Казахстана наследуют планировочный остов городов предшествующего времени. В топографии позднесредневековых городов различаются «хисар» — центральная часть города, обнесенная стеной, и пригородные районы. Термин «хисар» понимается и как «город», «укрепление», и как «городская стена». Хисар—.«это густонаселенная укрепленная часть города, в которой концентрировались правительственные здания, казармы, соборная мечеть, главные рынки и ремесленные мастерские, жилые дома основных городских слоев». Территория со следами застройки за стеной, за хисаром была пригородом, сельской зоной и жизнь ее резко отличалась от жизни хисара. собственно города. Уличная сеть, составляющая скелет города, была достаточно сложной. В Отраре, например, зафиксировано кроме центральной магистрали, соединявшей южный и северный въезд, еще шесть сквозных улиц, идущих в меридиональном направлении.
Центральная
магистральная улица соединяла
северные и южные ворота. Кольцевая
улица опоясывала город по периметру
сразу же за стеной. С нее имелись
выходы и за город, сделанные уже в позднее
время. В Отраре открыто свыше 30 кварталов
XVI—XVII вв. Каждый состоял из 6—12 домов,
площадь, занимаемая одним кварталом,
в среднем не превышала 1500 кв. м, а среднее
число домов в квартале — 11. Внутриквартальныс
улочки, шириной до 2 м, начинались от магистральных
улиц и объединяли все домовладения квартала.
Они, .как правило, немощеные, имели плотную,
утромбованную поверхность. В качестве
благоустройства иногда использовались
вымостки участков улицы перед домами
и отмостки вдоль из жженого кирпича и
его обломков. Улочки имели «карманы»
— расширения, видимо, служившие загонами
для скота. Иногда внутри квартальная
улочка переходила в дворик-плошадь, где
располагалась серия хозяйственных ям,
а чаще всего такой дворик мог использоваться
как загон для скота всех жителей квартала.
Социальная картина в кварталах, воссозданная
на основе археологических материалов
(как было отмечено и для более раннего
времени), однородная. Нет кварталов «богатых»
и «бедных». В каждом квартале есть 2—3
больших многокомнатных дома, 1—2 маленьких
одно-, двух- и трехкомнатные и остальные
приблизительно одинаковые по площади.
Этот факт объясняется этнографическими
параллелями. В Бухаре XIX в., например, в
одном и том же квартале, в одной и той
же квартальной общине имелись и богатые
и бедняки. Причем социальное неравенство
не нарушало издревле сложившегося бытового
уклада. Напротив, для богатых и знатных
семей такое соседство представляло много
удобств, ибо им легко было найти людей
для услуг. Интерес представляет вопрос
о выяснении специализации кварталов
по роду деятельности проживающих в нем
людей. В Отраре лишь один квартал может
быть определен как «квартал гончаров».
Специализация его жителей гончаров была
традиционной и передавалась из поколения
в поколение. В числе общественных построек
в структуре города, как и раньше, были
общественные бани. В период ожесточенной
борьбы между степными правителями за
обладание сырдарьинскими городами, в
ходе которых страдали в первую очередь
сами города, каждый из них должен был
иметь мощную систему укрепления. Не случайно
стены городов, их высота и неприступность,
глубина рвов столь красочно описываются
в сочинениях позднесредневековых историков.
Остатки крепостных сооружений Саурана
до сих пор производят внушительное впечатление.
Стена Саурана построена из пахсовых блоков,
чередующихся с кладкой из сырцовых кирпичей.
Сохранившаяся высота ее и сейчас достигает
d м. На ней прослеживаются остатки четырех
круглых башен. За стеной находился ров
глуби ной до 3 м, шириной от 20 до 50 м. К воротам
ведут двадцатиметровые узкие проходы,
образованные выступающими отрезками
стен. Достаточно мощными, судя по материалам
раскопок, были позднесредневековые укрепления
Туркестана. Жилище XVI—XVII вв. продолжает
линию развития дома предшествующего
времени. По сравнению с жилищем второй
половины XIV— первой половины XV вв. появляются
некоторые новые элементы во внутреннем
оформлении помещений. Тандыр переносится
из дальнего угла ближе ко входу. Площадка
ташнау как бы «стягивает» второе помещение,
дворик либо айван. либо жилое помещение
и кладовую. Ташнау— не обязательно принадлежность
только жилых помещений, есть они в кладовых
и во дворах. Суфа, занимающая большую
площадь жилого центрального помещения,
приподнята над полом на 30—40 см. В нее
вмазан таядыр с устьем, выходящим за край
суфы. Дымоход начинается с круглого отверстия
в стенке тандыра, он продолжен в суфе
по самому короткому отрезку до стены
или угла. Дымоход соединялся с вертикальным
колодцем в стене дома. Тандыры закрывались
крышками. На углу суфы, обычно напротив
тандыра, устраивалась прямоугольная
тумба, площадка для жаровых углей. В общем
интерьере помещения тандыри площадка
ташнау перед ним формируют хозяйственную
зону. Здесь на суфе рядом с тандыром обычно
стоит глиняная посуда. На борту или площадке
ташнау лежат жернова от мельничного постава.
Иногда в центральном же помещении ближе
к углу находился щелевидный погреб. В
стенах помещения устраивались ниши для
хранения утвари. Суфы застилались сплетенными
из камыша или чия циновками, сверху которых
расстилалась кошма, ватные одеяла. Отпечатки
и тлен циновок, а также куски кошм и ватных
одеял обнаружены при раскопках. Кладовые
с закромами-отсеками предназначались
для хранения запасов зерна, жидких и сыпучих
продуктов. В некоторых домах есть дворики,
перекрытые навесами. Кроме двориков у
части домов имелся айван, открытый в сторону
внутриквартальной улочки. Он, видимо,
использовался в качестве загона для скота.
При определении количества городского
населения в каждом из населенных пунктов
и в целом регионе периода позднесрсдневековья
основную роль играют демографические
подсчеты, сделанне для Отрара конца XVI
— 80-х гг. XVII в., которые можно экстраполировать
на другие города. Площадь жилого квартала
Отрара составляет 1200-1300 кв. м (средняя
1500 кв. м). Территория города XVI—XVII вв. равна
20 га, или 200 000 кв. м, четвертая часть ее
была занята зданиями общественного пользования,
площадями, магистральными улицами. Тогда
на оставшейся площади 150 000 кв. м размещались
100 жилых кварталов. В каждом квартале
насчитывалось от 6 до 12 домовладений,
принадлежавших индивидуальной семье,
состав которой, по общепринятому мнению,
равен 5—7 человек. В квартале прослеживалось
в среднем от 45 до 63 человек, а всего в городе
насчитывалось 4500—6300 человек, или в среднем
5500 жителей. Такое же количество жило в
Сыгнаке и Сузаке. В Туркестане проживали
9180 человек. Суран был вдвое больше плошади
Отрара, в нем должно было быть 11 000 человек.
Сайрам имел 7560 жителей, а всего в центрах
вилайетов обитало чуть больше 44 000 населения.
В Карасамане, Иканс, Карнаке, Карачукс,
Сюткен-те, Аркуке, Котане, Узгенте, Ак-Кургане
проживали от 1500 до 2000 жителей. А в Йаганкенте,
Сури, Йункенте, Куджане, Каракуруне и
неотождествленных городищах типа Ран
проживали от 800 до 1000 человек. Таким образом,
число городского населения в период XVI
— первых трех четвертей XVII вв. в Казахстане,
видимо, не превышало 70 000 человек. Как
и для предыдущих периодов, наиболее массовый
материал получен по гончарству. На Отраре
был раскопан квартал гончаров конца XVI
— 80-х гг. и нескольких керамических мастерских
этого же времени в разных городских кварталах.
Наряду с крупными гончарными мастерскими
отмечено мелкое ремесленное производство,
когда небольшая гончарная печь устраивалась
во дворике дома. Хозяева больших мастерских
Отрара могли иметь одного или нескольких
учеников и подсобных рабочих. В квартале
гончаров ремесленники, видимо, были объединены
в цехи, подобные тем, о которых известно
по сохранившимся цеховым уставам «рисоля».
Так, по свидетельству этнографов, ремесленники
Хорезма, принадлежавшие к одной профессии,
называли себя «улпагар», что означает
«товарищество по профессии». Главой цеха
считался «калантар», избиравшийся на
цеховом собрании. В Фергане старшина
цеха назывался «бобо» и «аксакал». Такие
же термины употреблялись в Самарканде.
Интересно, что при раскопках Туркестана
в слое XIX в. были обнаружены обломки хумов
с оттисками штампов, зафиксировавших
в одном случае имя мастера Йунуса, в другом
— его имя и звание — «кулоли калон» —
старший гончар. Видимо, мастер Йунус был
главой туркестанского цеха, так же как
ими были калантары Хорезма, «бобо» и «аксакалы»
Ферганы. Традиции и обычаи цехового строя,
зафиксированные рисоля, вырабатывались
столетиями и, бесспорно, существовали
у гончаров позднесредневековых городов
Казахстана. Отмечается специализация
производства. Таким образом, можно отметить,
что по сравнению с периодом раннего и
развитого средневековья тенденция к
специализации городских мастеров-гончаров
прогрессирует по мере приближения к новому
времени. Металлургия и кузнечное ремесло,
как и прежде, имели в городе широкое распространение.
Ремесленники производили литье чугунных
котлов. Из чугуна делались втулки для
колес, имевших характерную форму обоймы
с тремя выступами по периметру. Из железа
изготавливались серпы. Ножи и их обломки
— наиболее многочисленная категория
изделий из железа. Набор железных подков
свидетельствует о том, что они были достаточно
разнообразны по размерам. Подковывали
не только лошадей, но и мулов, и ослов.
Медницкое дело, как и раньше, играло большую
роль в ремесленном производстве города.
Ювелиры широко использовали в производстве
цветной камень: сердолик, огненный опал,
яшму, нефрит, агат, гагат, серпентинит,
горный хрусталь. Камни применялись для
изготовления бус, вставок в перстни, а
также как поделочный материал и для самих
перстней. Из цветного камня изготавливали
также застежки, бляшки и другие вещи.
Ювелирное ремесло, как свидетельствуют
обнаруженные при раскопках изделия, характеризовалось
высоким уровнем развития. Мастера знали
и применяли различные технические приемы:
ковку, литье, чеканку, штамповку, гравировку,
накладную скань, позолоту, насечку серебром.
Им был знаком способ изготовления серебряной
и бронзовой проволоки, гранение и шлифовка,
сверление цветного камня... Из стекла
изготовляли посуду и украшения (бусы,
подвески). Обработка кости являлась традиционным
ремеслом в казахстане Отраре показывают
усилившуюся в это время аграризацию города.
Характеризуя развитие городской и оседлой
культуры, следует отметить ее традиционность
и преемственность с культурой более раннего
времени, с одной стороны, и то, что многое
из того, что было создано в позднесредневековом
городе, вошло органической частью в культуру
казахского народа.
Литература:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение выделим несколько основных моментов, особенностей городов средневековья Казахстана:
во-первых, казахстанские города были неразрывно связаны с кочевым миром и не могли существовать без последнего;
во-вторых, часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, на летних кочевьях:
в-третьих, города возникли прежде всего как административно- торговые центры, а не торгово-ремесленные, как в Европе или на Руси.
Величина и значение города определялись не только удобным местоположением, но и административной ролью.
Так, Баласагун сохранял свое назначение благодаря тому, что здесь последовательно распологались столицы Западго- Тюркского, Карлукского и Каракиданского государства, а Сыгнак стал крупным центром после того, как превратился в ставку восточно- кыпчакских ханов.
На фоне крупных социальных и экономических сдвигов, происходивших в период раннего феодализма на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, ТАЛАСА, Или и Чу появляются многочисленные политические центры. Некоторые из них связаны с более ранними земледельческими и ремесленными поселениями. На их базе формируются города, центры сосредоточения ремесла, торговли, культуры.
Этнический
состав населения городов с момента
их возникновения были пестрым. В
состав его вошли усуни, племена
отрарско- каратауской и джетыасарской
культур, в хозяйстве которых важную роль
играло земледелие с традициями постоянной
оседлости, развитого стоительного дела.
Таким образом, Казахстан в средние века
был одним из регионов с развитой городской
цивилизацией, высокой культурой городской
жизни, развивающейся под влиянием Согда
и Маверанахра с одной стороны, и культуры
кочевников с другой.