СССР и мир в середине 60х-начало 80х гг. Внешняя политика СССР: принцыпы, основы, напрпвления, этапы, итоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Период середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял Л.И. Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем, кризисом общественно- политической системы. Знаменовал начало нового витка советской истории Октябрьский(1964г.) пленум ЦК КПСС. На Октябрьском(1964г.)пленуме ЦК КПСС стал Л.И.Брежнев, председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный.

Содержание работы

1.Международная обстановка к 60-м гг.ХХвека.
2.разрядка международной напряженности и новый виток "холодной войны" в 60-е - 80-е гг.
3.Афганская война - смертельный удар по политике и разрядки.

Файлы: 1 файл

история......doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

военных преимуществ.

Значительный процесс был достигнут  в советско-американских отношениях. В ряде соглашений, положивших начало процессу разрядки международной напряженности, согласовывались принципы советско-американского взаимодействия с сфере стратегических  вооружений, снижавшие угрозу войны. В 1974г. был подписан договор об ограничении испытаний ядерного оружия под землей. Во второй половине 70-х годов разрядка напряженности пошла на убыль. В 1979г.США создают «силы быстрого развертывания», провозглашают «новую ядерную стратегию» со ставкой на «упреждающий»удар. Очевидной ошибкой политического руководства СССР было введение в 1979г. «ограниченного контингента» советских войск в Афганистан.

Социальный  заказ правящего класса в 1965-1984гг. состоял в том, чтобы любой ценой сохранить существующее положение. Курс на стабильность требовал от властей укрепления « властной вертикали», которую в эти годы упорно разъедали ведомственный монополизм и  падающая политическая активность, апатия советских людей. Поворот нового руководства к более жесткому, более консервативному курсу был продиктован стремлением правящего класса восстановить разрушенную хрущевской «оттепелью» целостность советской системы. Укрепление Советского государства, и, прежде всего Советов, рассматривалось как главные вопросы внутренней политики. Однако по-прежнему целиком зависели от центра и оставались бессильными и безгласными. Верховный Совет СССР по существу был декоративным органом, призванным «единогласно» одобрять подготовленные аппаратом решения. Высший законодательный орган практически не контролировал правительство, расходы отдельных министерств и ведомств. Советы мало влияли на реальную жизнь общества.

С завершением процесса формирования номенклатурной системы, фактически утрачивает свой элитный статус Коммунистическая партия. Формально она остаётся стержнем советской политической системы. Все крупные государственные и хозяйственные вопросы решались в партийных «инстанциях». Общественному  мнению навязывался тезис о «возрастающей руководящей роли КПСС и её становлении как партии всего советского народа». Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 80-х гг. 19 млн. человек, однако было значение членства в партии снижалось. Правящий класс был заинтересован в стабильности высшего политического руководства, жёсткой централизации управления, позволяющей на деле контролировать общество и саму номенклатуру. Кадровые перестановки в 1965-1984 гг. в высших эшелонах власти были сведены к минимуму, формируются  клановые структуры, наращивается бюрократический аппарат. На рубеже 70-80-х гг. в мире начинается «микроэлектронная революция». По этому показателю СССР отставал от западных стран на десятилетия. Сырьевые ресурсы страны всё больше истощались. Лишь малую часть советской экономики составляли современные производства высокой технологии, которые полностью работали на военные заказы. Экономика страны работала в основном на ВПК. Чрезмерная  военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. В стране не было единой денежной системы.

 

3. Афганская война - смертельный удар по политике разрядки

 

Смертельный удар разрядке был нанесён  советской интервенцией,  в Афганистане, в декабре 1979г. Когда советские руководители в глубокой тайне принимали решение ввести войска в Афганистан, они не могли представить себе, какие серьёзные последствия повлечёт за собой эта акция и как она отразится на отношениях между Востоком и Западом. Уже в течении нескольких лет Афганистан находился в зависимости от Советского Союза. Государственный переворот в апреле 1978г. не вызвал никакой реакции со стороны американцев, то только потому, что в Тегеране власть была ещё у иранского шаха Реза Пехлеви, настроенного проамериканские. Вторжение же Советских войск в Афганистан произошло менее чем через год после катастрофического поражения Соединённых Штатов, которое они потерпели, потеряв такого важного союзника, как Иран, в регионе, имевшем важное стратегическое значение. В обстановке сокрушительного провала американской политики в регионе, нефтяного кризиса и кроме того, захвата американских заложников в Тегеране в ноябре 1979г., интервенция Советского Союза воспринималась Америкой как агрессия, косвенно направленная и против неё. Совершённая сразу после конфликта в Анголе и Эфиопии, после поддержанного СССР вторжения Вьетнама в Камбоджу интервенция в Афганистане казалась апогеем беспрецедентной советской экспансии. Оккупация Советским Союзом Афганистана со всей очевидностью подтвердила постепенно утверждавшееся на Западе со второй половины 70-х. гг. мнение о том, что разрядка была «улицей с односторонним движением». Экономическое сотрудничество между Востоком и Западом не только не способствовало конвергенции двух систем, о которой мечтал академик А.Д.Сахаров, оно нисколько не снизило военной угрозы со стороны Советского Союза, а возможно, даже косвенным образом способствовало легальным поставкам новейшей техники. Афганская акция положила начало новому периоду «холодной войны» глубокого недоверия, даже противостояния двух сверхдержав, которое выражалось в постоянных обвинениях, в преднамеренном очернении противника(«СССР-империя зла»,- как выражался Р.Рейган), в демонстративных акциях (отказ американской, а затем и советской стороны от участия в Олимпийских играх соответственно в Москве и Лос-Анджелесе). В начале 80-х гг. внешняя политика СССР приносила по преимуществу неутешительные результаты, перечёркивая успехи периода разрядки. Этап, несомненно, благоприятный для Советского государства как в дипломатическом, так и в экономическом отношении, закончился и теперь Советский Союз задыхался в гонке за ядерным технологическим паритетом.

После Второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество с СССР было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах. В 1973 году в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришёл брат последнего короля Закир Шаха Мухаммед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась.27-28 апреля 1978 года воинские части, верные прокоммунистической Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), свергли и убили Дауда. Переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжающейся в Афганистане и в конце 90-х. Находившиеся в стране военные советники знали о подготовке переворота, но не получили приказа предупредить Дауда. Наоборот, представители КГБ дали понять руководителям переворота, что в случае успеха, признание и помощь гарантируются. НДПА представляла собой малочисленную партию интеллигенции. К тому же она была расколота на две враждующие фракции «Хальк»(«Народ») и «Парчам» («Знамя»). Ставший президентом лидер «Халька» поэт Нур Мухаммед Тараки начал в стране интенсивные преобразования. Была провозглашена компания по ликвидации неграмотности, аграрная реформа, коллективизация. Женщины смогли снять чадру. Все эти изменения вызвали недовольство мусульманского духовенства и знати. Афганское общество, за исключением тонкой прослойки горожан, оставалось по сути феодальным и не было готово к радикальным преобразованиям. Среди основного населения – пуштунов - ещё сохранялась родоплеменная структура и особенно влиятельны были вожди племён. Новая власть объявила ислам религией, отражающей интересы «эксплуататорских классов», развернула террор против духовенства. Пуштунские племена пытались разоружить  (традиционно все пуштуны носили оружие), а племенную верхушку лишить власти и даже уничтожить. Крестьяне отказались от предоставляемых земельных наделов, так как не имели средств их обрабатывать, а государство не в состоянии было эти средства предоставить. Уже с лета 1978 года вооружённое сопротивление новой власти стали оказывать сторонники исламского фундаментализма, воевавшие ещё против Дауда. К ним присоединились ополчения пуштунских племён. Обострились отношения Тараки и с парчамистами, многие из которых были казнены. Администрация Тараки, несмотря на террор, всё больше теряла контроль над страной. В связи с неудачами испортились отношения президента и со вторым человеком во фракции «Хальк» премьер-министром Хафизуллой Амином, пользовавшим влиянием в армии. Амин был более решительным руководителем, но Москва сделала ставку  на Тараки и посоветовала ему устранить соперника.  

В Кремле надеялись обрести в  Афганистане плацдарм для броска к Индийскому океану. В соседнем Пакистане жили родственные афганцам племена пуштунов и белуджей, и руководители НДПА предъявляли территориальные претензии к соседу, рассчитывая при поддержке СССР занять большую часть пакистанской территории. 8 сентября 1978 года в президентском дворце охрана Тараки попыталась убить Амина, но погиб только его телохранитель. Амин поднял верные ему части кабульского гарнизона и сместил Тараки. Вскоре незадачливого президента задушили. Амин усилил террор, но власть это не укрепило. Тогда советское руководство решило его убрать. Внешне же все было нормально: Брежнев, как обычно, поздравил Амина с «избранием на руководящий пост».

И Тараки, и Амин неоднократно обращались к СССР с просьбой направить в  Афганистан войска. Речь шла о небольших  подразделениях, призванных, в частности, обеспечить охрану руководителей и помочь вести операции против повстанцев-моджахедов. В Кремле решили иначе. 12 декабря 1979 г. Политбюро одобрило устранение Амина и последующий ввод советских войск в Афганистан. Агенты КГБ подсыпали Амину яд в пищу. Ничего не подозревавший советский врач вытащил диктатора буквально с того света. Тогда в дело пошла специальная группа КГБ «Альфа». Ее бойцы вместе со спецназом Главного разведывательного управления прибыли в афганскую столицу якобы для охраны Амина.

В ночь на 27 декабря 1979 года они взяли  штурмом президентский дворец на окраине Кабула, уничтожив Амина  вместе с семьей, приближенными и  несколькими десятками солдат охраны. Позднее ТАСС объявит, что диктатора  убили «здоровые силы афганской  революции».

На следующее утро в Кабул  стали прибывать советские войска. В их обозе вернулся на родину новый  лидер фракции «Парчам» Бабрак Кармаль. Ввод войск оправдывался некоей 2 внешней  агрессией против Афганистана» и  настоятельными просьбами «законных  афганских властей». С законностью, правда, вышла неувязка. Ведь до советского вторжения «законной властью» был Амин. Его, однако, посмертно объявили агентом ЦРУ, а правительство – «кровавой кликой». Советская пропаганда так и не смогла внятно разъяснить мировой общественности, кто же именно пригласил наш ограниченный контингент, численность которого временами достигала 120 тыс. человек. Зато в СССР распускались слухи, будто советские солдаты лишь на несколько часов опередили американский десант, который должен был высадится в Кабуле и (хотя на тысячу миль от Афганистана не было ни войск, ни базы США).                                                                           

14 января 1980 года Генеральная Ассамблея  ООН потребовала вывода сотских  войск из Афганистана. СССР и его союзники оказались в изоляции. Эпоху «разрядки» опять сменила 2 холодная война». Против агрессии протестовали и в Советском Союзе. Известный правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров открыто выразил свое несогласие и был отправлен в ссылку в Горький (Нижний Новгород).

Советское руководство было уверено, что за несколько месяцев все  проблемы будут решены. Однако ограниченный контингент не смог изменить ситуации в стране. Большинство населения  воспринимало Кармаля как марионетку, сидящую на советских штыках. Таявшая от дезертирства афганская правительственная армия удерживала при советской поддержке только столицу и провинциальные центры. Повстанцы контролировали всю сельскую местность, гористую и труднодоступную. Моджахеды получали помощь от пуштунских племен Пакистана, а перекрыть афгано - пакистанскую границу, представлявшую собой условную линию в горах со множеством троп, было невозможно.

 Спасаясь от войны, в Пакистан  и Иран ушло 4 млн. беженцев. Рейды  советских войск против партизан, как правило, были не удачны. Моджахеды растворялись в горах. Повстанцы обстреливали советские транспорты, нападали на небольшие отряды и гарнизоны. Некоторые группировки, в частности концентрировавшаяся в Панджшерской долине армия таджикского полевого командира Ахмад Шаха Массуда, вели успешные бои и с целыми советскими дивизиями, неоднократно пытавшимися уничтожить «льва Панджшера».

К середине 80-х годов стала очевидна бесперспективность советского военного присутствия в Афганистане. В 1985 году после прихода к власти Горбачева, Кармаль был заменен на бывшего главу службы безопасности Наджбуллу. Он представлял более многочисленную фракцию «Хальк» и имел репутацию жестокого, изворотливого человека. Наджбулла пытался найти опору режиму как среди части пуштунских племен, так и среди народностей севера. Здесь, однако, он смог опереться только на узбекскую дивизию генерала Рашида Дустума. Кабульское правительство полностью зависело от советской военной и продовольственной помощи. США, в свою очередь, активизировали помощь повстанцам, начав поставку им зенитных ракет «Стингер». Было сбито несколько советских самолетов и вертолетов и поставлено под сомнение их абсолютное господство в воздухе. Стало ясно, что из Афганистана надо уходить. 14 апреля 1988 года в Женеве было заключено соглашение между Афганистаном, Пакистаном, СССР и США о политическом урегулировании и объявлено, что советские войска покинут страну.

           15 февраля 1989 года командующий ограниченным контингентом генерал Борис Громов последним перешел пограничную реку Пяндж. По официальным, скорее всего значительно заниженным, данным, потери советских войск в Афганистане составили около 14 тыс. погибших. Афганские потери, главным образом среди мирного населения, были несопоставимо выше. Многие кишлаки авиация сравнивала с землей и сжигала напалмом, а мирных жителей расстреливали за действия партизан. Точных данных нет, но ясно, что погибло более миллиона афганцев.

После вывода войск советская сторона  продолжала оказывать Наджибулле массированную  военную помощь. Горбачев говорил: «Важно, чтобы этот режим и все его кадры не были сметены дотла…» После августовского путча 1991 года распада СССР наступила развязка. В марте 1992 года против лишившегося советской поддержки Наджибуллы восстал Рашид Дустум и занял Кабул. Бывший диктатор укрылся в миссии ООН. В Афганистане началась война различных этнических и политических группировок, прежде объединенных борьбой с просоветским режимом. Она продолжается и в конце 90-х годов. В 1996 году отряды религиозного исламского движения «Талибан», опирающегося на пуштунское население, заняли Кабул. Наджтбулла был схвачен в помещении миссии ООН и повешен.

Поражение Советского Союза в афганской  войне ускорило и его собственный  крах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе своей контрольной работы, я должна была описать:

Международная обстановка к 60-м гг. ХXв;

Разрядка международной  напряженности и новый виток  «холодной войны» в 60-е начало 80-х гг;

Афганская война – смертельный удар по политике разрядки.

              И думаю, справилась  с поставленной целью. В конце работы могу сделать вывод:

Период застоя был по своему сложен и противоречив. Общество не стояло на месте. В нём происходили изменения, накапливались новые потребности. Но исторически сложившаяся общественно-политическая система стала тормозить его движение, порождала состояние стагнации.

История показывает, что с самого начала административную систему отличал  экономический утопизм, замешанный на экономической малограмотности. В сознании людей глубоко укоренились сугубо административный взгляд на экономические проблемы, мистическая вера в организацию, нежелание и неумение видеть, что силой, давлением, при-зывами к сознательности ничего в общественной жизни и экономике не достигнуть. Такая же вера стала свойственной и партийным руководителям самого различного ранга. В народе ши-рокое хождение получили настроения апатии, безразличия к общим целям и ценностям, недоверие к реформам. Часть народа деградировала физически и духовно на почве пьянства и бездуховности, произошли упадок этики и резкое снижение моральных критериев, развились массовые хищения и агрессивная зависть к честному труду. Деформация массового сознания – самое худшее в наследии, оставленном административно- командным порядком организации жизни людей.

Революционное обновление нашего общества предоставляется более сложным делом, чем демонтаж отживших, но всё ещё не сдающих свои позиции,  бюрократических структур. Здесь не победить натиском, смелым почином. Нужна долгая кропотливая работа.

Информация о работе СССР и мир в середине 60х-начало 80х гг. Внешняя политика СССР: принцыпы, основы, напрпвления, этапы, итоги