Сталинизм: истоки, последствия и уроки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Темой моей работы является сталинизм, его истоки, последствия и уроки. В первую очередь целью моей работы является рассмотрение личности Иосифа Виссарионовича Сталина и показать, какую роль в истории сыграло его правление более 30 лет у руля советской державы.

Содержание работы

1.Введение_________________________________________________3
2. Истоки сталинизма________________________________________4-7
2.1. Сталин, как личность_____________________________________4-5
2.2.Сталинизм______________________________________________6-7
3.Последствия сталинизма____________________________________8-14
3.1.Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства _____8-9
3.2.ГУЛАГ _________________________________________________10-11
3.3. Политические процессы 30-50-х г.г._________________________12-13
4. Уроки сталинизма _________________________________________14
5.Заключение _______________________________________________15
6.Список использованной литературы___________________________16

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине: «История»

Тема: «Сталинизм: истоки, последствия и уроки»

 

 

 

 

Выполнил:

студент __1__ курса

Заочного отделения

факультета «Экономика»

специальности экономика

Ф.И.О. Заболотная А.А.

 

 

Проверил:

Преподаватель

Сорокина

Наталья

Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014


Содержание


1.Введение_________________________________________________3

2. Истоки сталинизма________________________________________4-7

2.1. Сталин, как личность_____________________________________4-5

2.2.Сталинизм______________________________________________6-7

3.Последствия сталинизма____________________________________8-14

3.1.Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства _____8-9

3.2.ГУЛАГ _________________________________________________10-11

3.3. Политические процессы 30-50-х г.г._________________________12-13

4. Уроки сталинизма _________________________________________14

5.Заключение _______________________________________________15

6.Список использованной литературы___________________________16

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Темой моей работы  является сталинизм, его истоки, последствия и уроки. В первую  очередь целью моей работы  является рассмотрение личности Иосифа Виссарионовича Сталина и показать, какую роль в истории сыграло его правление более 30 лет у руля советской державы. С именем этого человека в историю вошли такие понятия, как «культ личности», «сталинизм» и «сталинщина». Рассмотрю подробно так же истоки возникновения сталинизма, его последствия и уроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Истоки сталинизма

2.1 Сталин, как личность

Иосиф (Сосо) Джугашвили родился 21 декабря 1879 года в маленьком городе Гори Тифлисской губернии.

В 11 лет Иосиф поступил в духовное училище. Там он изучил русский язык, который навсегда остался для него чужим, и стал атеистом. Его первые политические мысли были ярко окрашены национальным романтизмом. Сосо взял себе конспиративную кличку Коба, по имени героя грузинского патриотического романа, а впоследствии он был известен в кругу революционеров именно под этим псевдонимом.

Уже в те годы товарищи отмечали у Иосифа склонность находить у других только дурные стороны и с недоверием относиться к бескорыстным побуждениям. Он умел играть на чужих слабостях и сталкивать своих противников лбами. Кто пытался сопротивляться ему или хотя бы объяснить ему то, чего он не понимал, тот накликал на себя «беспощадную вражду».

В 20 лет, Коба считает себя революционером и марксистом. Он пишет прокламации на грузинском и плохом русском языках, работает в нелегальной типографии, участвует в местных комитетах партии. Как революционер, он переезжает из одного кавказского города в другой, подвергается неоднократным арестам и ссылкам, совершает побеги и вновь подвергается гонениям со стороны властей.

После раскола между большевиками и меньшевиками в 1903 г. осторожный и медлительный Коба выжидает полтора года в стороне, но потом примыкает к большевикам. Он действовал из-за кулис: подбирал людей, давал им санкцию партийного комитета, а сам своевременно отходил в сторону. Это более соответствовало его характеру. Только в 1912 году Коба, доказавший в годы реакции свою твердость и верность партии, переводится с провинциальной арены на национальную. Именно в это время он берет себе русский псевдоним Сталин, производя его от слова «сталь».

Для того чтобы понять внутренний мир Сталина, необходимо учесть, что все, кого он знал, могли принадлежать только к одной из двух возможных категорий – друзья, которым можно было доверять, или враги, против которых нужно было вести борьбу до победного конца. Ни о какой третьей категории практически не могло быть и речи. Ведь человек, которого пока еще нельзя причислить ни к друзьям, ни к врагам, потенциально мог стать как тем, так и другим, а для Сталина это было главное.

Сталин после своего сорокалетия продолжал считать себя гениальным вождем и борцом и, что необходимо отметить, у него были все основания гордится собой. В конце 20-х - начале 30-х годов Сталин захватил лидерство в партии и фактически возглавил советское Государство. Он остался у руководства до конца своей жизни (март 1953 г.). За эти годы, не без его участия, идеологические службы СССР сформировали идеологию культа его личности и внедрили его в общественное сознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Сталинизм

Под сталинизмом подразумевают те идеи, принципы, которыми руководствовались Сталин и его окружение, в своей повседневной практике породившей сталинщину. Иосиф Виссарионович Сталин был убежден, что капиталистическое окружение готовит новый поход против СССР и поэтому нужно ускоренными темпами укреплять обороноспособность страны.

На теорию сталинизма оказала влияние личность самого Сталина, его подозрительность, недоверие к людям, в том числе к своему окружению.

Имея неограниченную власть, Сталин допускал жестокий произвол, подавлял человека морально и физически. Создалась такая обстановка, при которой человек не мог проявить свою волю.

Не было такой области, включая быт (в колхозах и домах висели плакаты вождя, открытки, всевозможные планшеты, превращающие быт в предмет официального манипулирования со стороны "пролетарской диктатуры"), семейные отношения (они должны были либо служить примером, либо подражать ему; но примеры давно уже устоялись, к примеру, вспомним Павлика Морозова), наконец, даже отношения человека к самому себе, к своим сокровенным мыслям (образ Вождя, непременно присутствовал даже при самых задушевных размышлениях в литературных произведениях). Всё было «пропитано» Иосифом Виссарионовичем Сталиным.

Такой способ социальной организации можно назвать наведением порядка только в очень условном смысле. Там, где все многообразие межчеловеческих взаимоотношений сводится к одной единственной зависимости казарменного характера, ценой «порядка» становится беспорядок, социальная дезорганизация не преодолевается, а лишь загоняется вглубь.

Во-первых, для поддержания такого «порядка» необходимо искусственно создавать в стране обстановку предельной напряженности, обстановку чрезвычайного положения, необъявленной внутренней либо даже внешней войны.

Во-вторых, можно ли, допустимо ли забывать о невообразимом беспорядке, возникающем оттого, что тоталитарный режим Сталина вламывается в тонкие механизмы общественной и хозяйственной жизни страны, некомпетентно подчиняя их одной-единственной логике - логике физической силы.

Позже, после смерти Сталина и ХХ съезда КПСС будет принято Постановление ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий", в этом документе был дан ответ о причинах возникновения культа личности. После XX съезда КПСС, когда была предпринята первая попытка преодолеть последствия культа личности Сталина, о сталинизме как идеологии и речи не было. Напротив, в известном постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (июнь 1956 г.) утверждалось, что, «находясь, длительный период на посту Генерального секретаря ЦК партии, И.В. Сталин вместе с другими руководящими деятелями активно боролся за претворение в жизнь ленинских заветов. Он был предан марксизму-ленинизму, как теоретик и крупный организатор возглавил борьбу против троцкистов, правых оппортунистов, буржуазных националистов, против происков капиталистического окружения. В этой политической и идейной борьбе Сталин приобрел большой авторитет и популярность».

 Сталинизм - это убежденность  в том, что "кто не с нами, тот против нас", что "если  враг не сдается, то его уничтожают", а враг - это тот, кто выступает против решений Партии, кто сомневается в мудрости товарища Сталина.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Последствия сталинизма

3.1.Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства

План индустриализации страны базировался на расчетах большой группы ученых, экономистов, тех, кто вынашивал эти планы не один год. Это были напряженные задания, рассчитанные на несколько лет вперед, но они были вполне выполнимы. Акцент ставился на развитии тяжелой промышленности, прежде всего машиностроения, в котором учитывалось, что нужно будет создавать новые для страны отрасли производства (станкостроительная, автомобильная и т.п.).

Выполнение этих планов предполагало наличие высококвалифицированных рабочих, не говоря уже об инженерах и технологах. Советские люди приступили к выполнению намеченных планов, полные энтузиазма.

 Так, например, цеха заводов возводились в 2-3 раза быстрее планового срока. Если нужно работали не девять, а 12-16 часов. Опьяненный успехами Сталин в 1929 году, лично правит цифры пятилетнего плана (1928 - 1932) в сторону их увеличения:

  • по чугуну с 10 до 15-17 млн. т.
  • по тракторам с 53 до 170 тыс. шт.
  • По автомашинам с 100 до 200 тыс. шт.

Такое решение экономически было необоснованным. План оказался невыполнимым, но Сталин, не считаясь с реальностями, объявляет, что пятилетка выполнена за 4 года 3 месяца. Во второй пятилетке он требует наращивать темпы, а когда планы оказываются невыполненными, то требует искать виновных. Так возникает "шахтинское дело", когда в преднамеренном вредительстве были обвинены десятки людей, которые были подвергнуты репрессиям.

История коллективизации сельского хозяйства стала самой трагической страницей в советской истории.

В 1927 году в СССР насчитывалось 24-25 млн. крестьянских хозяйств. Крестьянский труд оставался ручным, технически невооруженным. Лишь 15% хозяйств имели сельхозмашины. Среди пахотных орудий можно было часто видеть деревянную соху, а убирали хлеб в основном серпом и косой.

К 1929 году советские руководители осознали, что успехи индустриализации напрямую зависят от подъема сельского хозяйства. Крестьянские единоличные хозяйства не могли в короткий срок добиться повышения урожайности.

Сталинское руководство принимает решение провести коллективизацию единоличных крестьянских хозяйств ускоренными темпами. Все, кто возражал Сталину, были объявлены защитниками кулака, врагами социализма. Среди них оказались: главный редактор газеты "Правда" Н. И. Бухарина, председатель СНХ А. И. Рыков и многие другие. Сталин требовал продолжать начатый курс, не считаясь с жертвами. В его адрес шли письма, авторы которых надеялись остановить репрессивную машину.

Коллективизация по-сталински - это миллионы репрессированных крестьян.

Современные исследователи приводят данные о числе репрессированных самые разные, но всегда это десятки миллионов высланных в восточные районы СССР, умершие от голода. А всего не менее 13-15 миллионов.

Первоисточник этой концепции можно найти в докладах И. В. Сталина, который завораживающими цифрами - миллионами тонн угля, чугуна, стали хотел вытеснить из народного сознания даже повод думать о других миллионах - о миллионах изгнанных из родных мест, погибших от голода, расстрелянных или догнивающих в лагерях.

 

 

 

 

 

 

 

3.2.ГУЛАГ

В письме Сталину в 1928 году Н. Янсоном (зам. Наркома РКИ РСФСР) была выдвинута идея использования заключенных на строительстве народно-хозяйственных объектов. Практически все стройки сталинских пятилеток были возведены руками заключенных, а пропаганда утверждала, что на них работают комсомольцы – добровольцы, однако, основную рабочую силу повсюду составляли заключенные.

Через ГУЛАГ прошли все жертвы сталинских репрессий (это писатель А. Солженицын и академик Д. Лихачев, конструктор Королев, будущий маршал Рокоссовский, певцы Русланова и В. Козин и другие), кроме тех, кого по приказу Сталина расстреливали сразу после суда.

Своего апогея ГУЛАГ достигает в последние годы жизни Сталина. Колыма стала регионом – символом ГУЛАГА. Ее административный центр и порт приема заключенных – Магадан был построен ими самими, как и жизненно важное Магаданское шоссе, соединявшее только лагеря. Добыча золота в нечеловеческих тяжелых условиях составляла основной вид их занятий.

Уже само по себе такое количество жертв, ликвидация целых классов или наций, свидетельствует о возникновении совершенно новой ситуации. Для того чтобы содержать в заключении и уничтожать миллионы людей, нужен огромный аппарат, начиная от соответствующего наркомата или министерства и кончая низшими его чиновниками - чиновниками охраны, опиравшимися, в свою очередь, на негласных чиновников из среды самих заключенных. Причем речь шла не о единичном акте упразднения миллионов людей, но о его перманентном характере, о растягивании этого акта во времени, превращении в элемент образа жизни. Речь идет об определенной постоянно действующей системе уничтожения - ГУЛАГ. Принципиально важно и то, что упразднение осуществлялось по проявлениям человека не только в политике, экономике, идеологии, но и в науке, в общей культуре, в повседневной жизни. Это и делало новую политическую систему совершенно универсальным инструментом управления, инструментом прямого насилия, опирающегося на силу оружия.

Информация о работе Сталинизм: истоки, последствия и уроки