Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 10:45, контрольная работа
Темой моей работы является сталинизм, его истоки, последствия и уроки. В первую очередь целью моей работы является рассмотрение личности Иосифа Виссарионовича Сталина и показать, какую роль в истории сыграло его правление более 30 лет у руля советской державы.
1.Введение_________________________________________________3
2. Истоки сталинизма________________________________________4-7
2.1. Сталин, как личность_____________________________________4-5
2.2.Сталинизм______________________________________________6-7
3.Последствия сталинизма____________________________________8-14
3.1.Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства _____8-9
3.2.ГУЛАГ _________________________________________________10-11
3.3. Политические процессы 30-50-х г.г._________________________12-13
4. Уроки сталинизма _________________________________________14
5.Заключение _______________________________________________15
6.Список использованной литературы___________________________16
3.3. Политические процессы 30-50-х г.г.
По указанию Сталина сначала репрессиям подвергались бывшие идейные противники и возможные соперники, которые были объявлены агентами империализма и иностранных разведок. Такие же обвинения предъявлялись и другим коммунистам и беспартийным, никогда не участвовавшим ни в каких оппозициях. Были репрессированы не устраивавшие Сталина партийные и государственные деятели, многие другие ни в чем не повинные люди. Так утверждался режим личной власти Сталина, насаждался страх, подавлялось любое выражение собственного мнения. Не удивительно, что репрессиям в первую очередь подвергались старые большевики, соратники В. И. Ленина, т. к. этих людей, идейно закаленных и имевших большой политический опыт, было труднее запугать, заставить отказаться от высказывания своих убеждений. Труднее их было и обмануть.
Чтобы оправдать массовые репрессии в глазах трудящихся был организован ряд открытых судебных процессов, главными обвиняемыми на которых стали виднейшие деятели партии и Советского государства. В январе 1935 года слушалось дело Зиновьева, Каменева и др. Тогда мера наказания была ограничена лишением свободы: Зиновьева на 10 лет, Каменева на 5 лет. Однако в августе 1936 года, когда начался процесс по делу "объединенного троцкистско-зиновьевского террористического центра", их вновь привлекают к ответственности и на этот раз приговаривают к расстрелу.
Самый крупный судебный процесс состоялся в марте 1938 года по делу "правотроцкистского блока", по которому проходили бывший член Политбюро ЦК Н. И. Бухарин, бывший член Политбюро ЦК председатель Совнаркома СССР А. И. Рыков, наркомы Крестинский, Розенгольц, Гринько, Чернов. Смысл этих процессов состоял в том, чтобы в открытых судебных заседаниях обвиняемые сами "признались" в измене Родине и других тяжких преступлениях.
Встав на путь репрессий, Сталин настоял на том, чтобы был изменен порядок судопроизводства. Исполнителем этой его идеи стал Вышинский, выдвинутый Сталиным на пост Генерального прокурора. Вышинский "научно" доказал, что признание вины обвиняемым вполне достаточно для вынесения судебного решения. Следователи добивались пытками признания вины, оговаривали других. Если на суде они отказывались от прежних показаний, то их уже никто не слушал.
Так же, печальную известность получило "Ленинградское дело", начало которому положило анонимное письмо в ЦК ВКП(б) о якобы сфальсифицированных результатах голосования на Ленинградской Х областной и VIII городской объединенной конференции ВКП(б) 25 декабря 1948 года. Это была серия дел, сфабрикованных против ряда видных партийных, советских и хозяйственных работников Ленинграда в конце 40х начале 50х годов. В результате этой акции были осуждены и физически уничтожены более чем 200 партийных и советских работников Ленинграда, а так же их близкие и дальние родственники. "Ленинградское дело" Сталин рассматривал, как важное звено в цепи дальнейшего укрепления культа личности.
Последним политическим процессом стало дело о "Еврейском антифашистском комитете". Оно слушалось в мае - июле 1952 года. По делу было привлечено 15 человек.
4.Уроки сталинизма
Эпоха сталинизма до сих пор не получила адекватной оценки. Многие оценки, судя по всему, неоднократно и в противоположные стороны "корректировались". Это роль борьбы с троцкизмом, жертвы ГУЛАГа , жертвы при индустриализации и коллективизации . Сталин считал, что только страдания вызывают величайшую энергию. По его мнению, народ надо силой заставить пойти на жертвы во имя будущего, а для этого нужна сильная власть, которая способна внушить страх.
5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин и к власти пришел секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, с приходом к власти которого в истории наступает период «оттепели», когда власти уже в открытую начинали говорить о таких явлениях, как «сталинщина», «репрессии», начали официально обнародоваться такие факты, как, правда о страшных жертвах ГУЛАГа, коллективизации и индустриализации. В художественных произведениях, например «Дети Арбата» А. Рыбакова, мы видим, как жил народ во времена правления Сталина. Н.С.Хрущев первый развенчал культ личности Сталина, раскрыв его преступления против советского народа.
Однако, как бы мы сейчас не судили прав или не прав был в своих методах правления И.В.Сталин, оправдывая его жестокость или осуждая, однозначного ответа нет. История была написана судьбами миллионов людей, но, все-таки, во главе советской державы стоял человек, который за довольно не большой промежуток времени сумел поднять мощь страны на очень высокий уровень, пройдя тем самым путь, на который другим более высокоразвитым странам понадобилось не одно десятилетие.
5.Заключение
Сложная внутренняя обстановка в стране требовала жестких мер, неустанного, контроля власти, строжайшей централизации руководства, что не могло не сказаться отрицательно на развитии государства, ее политической системы. Вследствие террора были уничтожены несколько поколений большевиков, а вместе сними и сам образ мысли большевиков с их мировым кругозором, что являлось потерей для всего коммунистического движения. Но к последствиям сталинизма нельзя относить только тысячи репрессированных, погибших в лагерях; межнациональные конфликты; продовольственные кризисы. Следует учитывать то что, образовалась великая держава, в которой появились тысячи заводов и фабрик, новые отрасли производства, мощный оборонный потенциал страны, эффективная и доступная система социального и материального обеспечения населения страны.
Закончить свою работу хотелось бы словами У.Черчилля, которые были произнесены в палате лордов 23 декабря 1959 года по случаю 80-летия со дня рождения И.В. Сталина: «Большим счастьем для России было то, что в годы тяжелейших испытаний Россию возглавлял гений, непоколебимый полководец И.В. Сталин. Он был выдающейся личностью, импонирующей нашему жестокому времени того периода, в котором протекала вся его жизнь. Сталин был человеком необычайной энергии, эрудиции и несгибаемой силы воли, резким, беспощадным, жестоким. И как в деле, так и в беседе, которому даже я, воспитанный в английском парламенте, не мог ничего противопоставить. Сталин прежде всего обладал большим чувством юмора, сарказма, а также способностью точно выразить свои мысли.
Статьи и речи писал сам, и в его произведениях всегда звучала исполинская сила. Эта сила была настолько велика, что он казался неповторимым среди руководителей всех государств и народов.
Сталин произвел на нас величайшее впечатление. Его влияние на людей неотразимо. Когда он входил в зал Ялтинской конференции, все мы, словно по команде, вставали и, странное дело, почему-то держали руки по швам. Он обладал глубокой, лишенной всякой паники, логической и осмысленной мудростью. Он был непревзойденным мастером находить в трудные минуты пути выхода из самого безвыходного положения.
В самые критические моменты, а также в моменты торжества, был одинаково сдержан, никогда не поддавался иллюзиям.
Он был необычайно сложной личностью. Он создал и подчинил себе огромную империю. Это был человек, который своего врага уничтожал руками своих врагов, заставил даже нас, которых открыто называли империалистами, воевать против империалистов.
Сталин был величайшим, не имеющим себе равных в мире, диктатором. Он принял Россию с сохой, а оставил ее оснащенной атомным оружием. Нет, что бы ни говорили о нем, таких история и народ не забудет».
Список использованной литературы.
1. Верт Н. «История Советского государства». 1900-1991гг. Издание 2-е. Москва. 1994 г.480с.
2. Зеркин Д.П. «Основы политологии». Ростов-на-Дону, 1997 г.554с.
3. «История России 1917-1940». Хрестоматия. Под редакцией профессора М.Е. Главацкого. Екатеринбург 1993 г.
4 «О культе личности и его последствиях». Доклад Первого секретаря ЦК КПСС товарища Хрущева Н.С. ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 года.
5. Радзинский Э.С. «Сталин». Москва. Издательство Вагриус. 1997 г.
6. Семенникова Л.И. «Россия в мировом сообществе. Учебное пособие для вузов. — Изд. 4-е. Брянск: "Курсив", 2000г.539 с.
7. Солженицын А. «Архипелаг ГУЛаг» Москва. «Советская Россия» 1990 год.
9. Маслов Н.Н., Идеология сталинизма: история утверждения и сущность (1929-1956). – М.: Знание, 1990.299с.
8. INTERNET-сайт «МЕРА: Форум сторонников КОБ» (первоисточник «Британская энциклопедия издания 1964 г», том 5, страница 250, информация о Сталине).