Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 06:47, контрольная работа
«Стройка №503» – начало осуществления грандиозной «авантюры» сталинской эпохи, целью которой было соединение железнодорожной магистралью двух материков – Евразии и Америки. Трансполярная магистраль или Северная железная дорога должна была пройти под Беринговым проливом с выходом на Аляске!
На первоначальном этапе было решено построить железную дорогу, соединяющую реку Обь с рекой Енисей, от города Салехард до города Игарка. Для этого было сформировано два строительных управления: Обское № 501 с центром в Салехарде, для проведения работ на участке Салехард – река Пур, и Енисейское - № 503 с центром в Игарке (впоследствии в поселке Ермаково) – участок река Пур – Игарка. Протяженность дороги 1300 км.
Вопрос №1 3
Вопрос №2 12
Список использованной литературы 18
Содержание
Вопрос №1 3
Вопрос №2 12
Список использованной литературы 18
Вопрос №1
Сталинские магистрали. Обрабатывающая промышленность Сибири
«Стройка №503» – начало
осуществления грандиозной «
На первоначальном этапе было решено построить железную дорогу, соединяющую реку Обь с рекой Енисей, от города Салехард до города Игарка. Для этого было сформировано два строительных управления: Обское № 501 с центром в Салехарде, для проведения работ на участке Салехард – река Пур, и Енисейское - № 503 с центром в Игарке (впоследствии в поселке Ермаково) – участок река Пур – Игарка. Протяженность дороги 1300 км.
Воплощение идеи в жизнь
началось весной 1949 г. Северная железная
дорога строилась узкоколейной. Строительство
находилось под ведомством НКВД СССР,
велось в строгой секретности
и под личным контролем И.В. Сталина.
Работы велись заключенными в исключительно
сложных природно-
Спецконтингент нещадно эксплуатировали и поводов для снижения темпов строительства не давали. В месяц укладывалось до 15 км. пути.
В 1953 году железнодорожное полотно подошло уже к Енисею, к Ермаково, где и было построено большое паровозное депо. Далее предусматривалась паромная переправа подвижного состава через Енисей, соединяющая ветку с последним по проекту участком дороги – до Игарки.
На всем протяжении железнодорожного полотна, через 12-15 км, были построены станции, проведена телефонная и телеграфная связь, регулярно ходили поезда, перевозившие грузы и людей. Но Сталин умер, и летом 1953 года строительство прекратилось. Заключенных стали вывозить, и в 1955 году дорога обезлюдела, стала «мертвой». И с тех пор она ни разу не использовалась по прямому назначению.
След «Стройки №503» до сих пор хорошо виден - сохранилась железнодорожная насыпь, зарастающая по бокам березняком, кое-где лежат под откосами или стоят на пути паровозы уникальной серии, заброшенные лагеря ГУЛага, производственные и жилые постройки, мосты через реки. Сама насыпь во многих местах просела и порой лишь угадывается.
На месте некогда вырубленных выросли новые лиственничные леса, о чем свидетельствуют окаменевшие от времени пеньки. Теперь все это – музей под открытым небом без присмотра и ухода, с каждым годом все более разрушающийся.
1/2 19 в. промышленность. Обрабатываемая
мелкая промышленность
Добывающая промышленность. С 17в. началось развитие соледобычи (сначала Западная Сибирь потом и Восточная Сибирь). К середине 19в. основными центрами соледобычи и солеварения стали Коряковское (Тоб губ), Боровые и Алейские озера (Том губ), Троицкий (Енис губ), Иркутский (в селе Усолье) и др. Продолжается развитие слюдного промысла. Кр. промышленность. Основные горные районы: Алтай, Нерчинские заводы были основными поставщиками серебра в России. C 1745 по 1874 г. Алтай дал около 110 тыс., а Нерчинск - 27 тыс пудов серебра, что составило основную его добычу в стране. На производстве в осн использовался ручной труд, попытки ввести в к. 18 в. - н. 19 в. паровые двигатели успеха не имели. Раб силой на заводах и рудниках были мастеровые и приписные крестьяне. На нерч заводах широко использовался труд каторжан, которых к 1852 г. насчитывалось 5,5 тыс человек. В 19 в. требовалось техническое переоборудование производства и переход к более производственному наемному труду. Кабинет на это не шел застой, кризис, развал алт и нерч горной промышленности, которая стала приносить одни убытки. С середины 19 в. возросла потребность в железе и жел изделиях, подтолкнуло казну возобновить строительство металлургических заводов. В 1845 - 1854 гг. был построен Николаевский завод в Иркутском ууезде. Кроме производства железных изделий, на нем был налажен выпуск артиллерийских орудий и снарядов. Стала создаваться в Сибири во 2/4 19 в. В 1828 г. обнаружена в Мариинской тайге (на реке Кие), потом на Алтае, в Енис губ, Забайкалье, в бассейне Лены. Правительство сразу же разрешило свободную добычу золота купцам и дворянам, а в 1870 г. - лицам всех сословий. на поиски устремились толпы желающих быстро обогатится. На первых порах основную роль в злот/промышленности играли сибиряки, однако очень быстро они стали вытесняться более состоят российскими купцами и дворянами, имевшими хорошие связи в правительстве и при императорском дворе. Добыча золота в Сибири стремительно росла: с 45 пудов в 1831 г. до 1296 пудов в 1850 г. Благодаря сибирскому золоту Россия стала лидером в мировой золотодобыче. Этот процесс требовал большого числа рабочих рук. В момент зарождения промыслов на них трудилось около 800 рабочих, а в 1845 г. уже 30 тыс человек. Все они были наем рабочими (из ссыльнопереселенцев, сельской и горной бедноты). В 1830 - 1850-е гг. ссыльные среди приисковых рабочих сост до 90 %. Также в середине 19 в. в Сибири первые шаги делают: добыча каменного угля в Кузнецком бассейне, графита на склонах Ботогольского гольца (Саяны) и в Туруханском округе. 2/2 19 в. В период развития капитализма большое значение по-прежнему придавалось горной промышленности. Ее основные отрасли: добыча золота, соляная и отчасти каменноугольная промышленность. С 1868 г. падает добыча серебра на Алтае, выплавка свинца уменьшилась в 4 раза, особенно упала выплавка серебра в Нерчинском горном округе. стали сдавать прииски в аренду купцам. Во 2/2 19 в. 1 место по количеству привлеченных рабочих и вложенных капиталов занимала з/промышленность. Главные ее очаги находились в Восточной Сибири, которая в 1882 - 1891 гг. давала до 75% общей добычи золота в России, а на Западную Сибирь приходилось только 6 - 7%. Золото добывалось в обширных бассейнах Оби, Енисея, Лены и Амура. З/промышленные компании вытесняли мелких з/пром-ков или подчиняли их своему влиянию. Во 2/2 стали вводится некоторые усовершенствования и машины - "кулибинка" - устройство для промывки золотоносных песков, использование динамита, в 70-е гг. была введена паровая оттайка мерзлоты. В крупных з/промышленных предприятиях использовались паровые машины. В к 19 века началось сооружение первых гидроэлектростанций. Продолжалось развитие черной металлургии путем технического перевооружения старых заводов и строительства новых. Действовали: Гурьевский (Томская губ), Николаевский (Иркутская губ), новые - Абаканский (Енисеевская губ), Яковлевский и Лучихинский (Иркутская губ). Западная Сибирь занимала 1 место по добыче и выплавке серебра, свинца, меди, но уступала Восточной Сибири в области черной металлургии.
Старинной отраслью Сибири являлась добыча и выварка соли. Спрос на нее постоянно возрастал. В Западной Сибири - многочисленные самосадочные озера, расположенные в южной части края доставляли более половины всей соли, добываемой в Сибири. В Восточной Сибири - несколько солеваренных заводов: Усольский, Троицкий, Абаканский и др. При хороших условиях в 1889 - 1891 гг. добыча составляла 2 - 3 млн пуд. Обрабатывающая промышленность. В 1892 г. уже действовало 647 предприятий, сумма производства каждого составляла >1000 руб. в год. С сооружением ж/д получили быстрый рост лишь некоторые отрасли сибирской промышленности - переработка с/х сырья и горнодобывающая промышленность. Наблюдается оживление местной металлургии, заводы работали на полную мощность. С открытием регулярного ж/д сообщения рынок Сибири оказался в руках более развитой уральской металлургии. Если в 1895 г. выплавка чугуна в Сибири составляла около 540 тыс. пуд, то в 1908 г. - лишь 150 тыс. В то же время стремительно возрастал ввоз металла и метал изделий в Сибири: в 1909 г. он превысил 14 млн. пуд. Среднегодовая добыча золота за десятилетие - 1901 - 1910 гг., насмотря на ограничение спад в 1905 г., связанный с русско-японской войной и революцией, составляло около 2289 пуд, что на 127% выше, чем в последнее десятилетие XIX в.
Второй наиболее важной отраслью является каменноугольная, также благодаря строительству железной дороги, ограниченные потребности магистрали в топливе и наличие богатейших каменноугольных месторождений породило настоящий бум - как грибы стали возникать горнопромышленные компании по добычи каменного угля. Основные районы: Западная Сибирь - Анжеро-Судженский, в Восточной Сибири - Черемховский и Забайкальский, на Дальнем Востоке - Приморско-Уссурийский, включая сюда о. Сахалин. Наиболее крупный Черемховский бассейн, здесь добыча возрастала особенно быстро. В 1900 г. - 4 млн 200 тыс пуд. Угля, в 1902 г. - 23 млн пуд., что составляло 2/3 общесибирской добычи камен угля. Из отраслей горного дела после проведения ж/д быстрое развитие получила добыча соли. Уже к концу привоз соли из Европейской России прекратилась, т.к. потребности местного рынка полностью удовлетворялись. В 1895 г. на всех соляных заводах и промыслах Сибири вываривалось 2.5 млн пуд. Соли , а в 1910 г. - 15.5 млн. пуд. Ж/д вызвало большой спрос на лесоматериалы и способствовало росту промышленных лесозаготовок и лесохимии. Центрами становились те города, где пересекались ж/дорожные и водные пути: в Западной Сибири - Тюмень, Новониколаевск, Томск; в Воточной Сибири - Красноярск, Ирк, Верхнеудинск, Чита; на Дальнем Востоке - Хабаровск, Благовещенск, Владик. В конце 90-х гг. сибирский лес стал поступать на мировой рынок из района Тюмени. Металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность не считая депо и ремонтных мастерских, обслуживающих ж/д, возникло несколько небольших машиностроительных заводов, которые выполняли различные заказы по ремонту и изготовлению разных судов, паровых машин и котлов и т.п. Наиболее высокая концентрация капитала была достигнута в мукомольной промышленности. В главных центрах по переработке зерна - Кургане, Павлодаре, Омске, Семипалатинске, Барнауле, Новоникеевке - работали кр, технически высоко оснащенные паровые мельницы. В этих районах в 1908 г. образовались первые синдикаты в обрабатывающей промышленности - региональные союзы мукомолов. Существовала казенная, кабинетская, частная. Используется экономическое районирование. 2 промышленных района - административно-хозяйственные комплексы - горные округа: Алтай и нерчинск. Алтайский горный окргуг основа - горометалл. Основатель - Демидов. Нерчинский горный округ: Забайкалье, производство серебра и золота. Наиболее развитые отрасли - горно-рудные, добыча цветных металлов. В 19в Урал теряет свое значение. К поиску золота пускали частников. Сибирь - 1 место в мире по золоту, но не долго. Западная Сибирь исчерпалась, уходили на восток. Открывается ленское и амурское месторождение. Ленское - 181 - уникальный самородок 22 кг чистого золота.
Производство чугуна и стали. Все плохо. Первые заводы в 18в, о были примитивными. В основе - некрупное производство: мелкое ручное. Основная часть - крестьянские промыслы, целые кустарные центры.
В дореформенное время
обрабатывающая промышленность Сибири
находилась в зачаточном состоянии,
что определялось активными социально-
В дореформенный период Томск сильно не выделялся среди других городов Сибири своим уровнем развития обрабатывающей промышленности, хотя и обеспечивал нетребовательных обывателей необходимыми в их жизни товарами и удовлетворял запросы торговых фирм.
Более точно в это время состояние обрабатывающей промышленности в Томске оценивало губернское правление. В 1842 году чиновники насчитали в городе 19 кожевенных заводов, которые выпускали продукции на 60307 руб. 23 коп., 2 свечных завода производили свечей на 2 тыс. руб., 2 мыловаренных завода — на 2900 руб., 2 канатных — на 6750 руб. и 25 кирпичных производили кирпича на 40 тыс. руб. Всего промышленных заведений в городе было зарегистрировано 54, и товаров они выпускали тогда на 111957 руб. 23 коп.
Большинство предприятий
города специализировалось на переработке
и обработке продуктов
Дела самого крупного в дореформенное время в Томске кожевенного заводчика М.И. Шумилова шли неплохо, о чем свидетельствует его купеческая карьера. Шумилов с 1819 по 1824 год был в третьей гильдии купечества, с 1824 по 1839 — во второй и с 1839 по 1841 год — в первой гильдии.
Надо сказать, что капиталы в сибирском кожевенном производстве составлялись не только за счет организаторских, коммерческих и производственных талантов владельцев предприятий. Рабочие, трудившиеся на такого рода предприятиях находились в очень тяжелых условиях. Даже внедрение не на много облегчало их участь. В производственных помещениях, как отмечалось в газете, «воздух был наполнен парами и миазмами до такой степени, что возбуждает тошноту и положительно не выносим для непривычного человека».
Примитивность самого производства, слабая организация сбыта продукции обусловливала низкие темпы роста местной промышленности по обработке продуктов животноводства. В середине 1880-х годов произошел кризис на салотопенном производстве, продукция которого шла на изготовление сальных свечей и заводы этой отрасли встретили тогда «небывалую конкуренцию в лице нефтепромышленности, которая поставляет дешевые осветительные средства». В это же время произошло сокращение и в других отраслях местной обрабатывающей промышленности, так как в начале 1880-х годов наблюдался небывалый подъем этих отраслей. Кроме этого необходимо учитывать то обстоятельство, что в обрабатывающей промышленности не произошло отделения торгового капитала от промышленного, и поэтому большинство заведений возникали не как самостоятельные предприятия, а как придаток к более крупному, в большинстве случаев торговому делу.
Особое место по размерам производства и уровню его организации занимало в Сибири винокурение. В дореформенный период почти все предприятия этой отрасли принадлежали государству. В середине 19 века они стали сдаваться в аренду или продаваться частным лицам.
Переход от откупной продажи вина и акцизной, когда государством взималась определенная пошлина с сыропроизведенного и продажного вина, а разница между стоимостью продажного вина и акцизом присваивалась заводчиками, привел к увеличению числа винокуренных заводов и, соответственно, увеличению числа купцов.
Для покрытия издержек далеко не совершенного производства, в целях всемерного увеличения прибыли в винокурении Западной Сибири и в отдельных ее регионах применялись отсталые методы эксплуатации наемного труда, выражавшиеся в ненормированном рабочем дне, низкой заработной плате и др.
В целом винокурение играла в экономике края видную роль. В этой отрасли было проведено машин в производство раньше, чем в других отраслях.
Мукомольное производство занимало в Западной Сибири второе место после винокурения. Отметим высокую прибыльность мукомольного дела в Сибири.
Можно также отметить, что многие мельницы принадлежали частью крупным торговцам, частью винозаводчикам, которые сами производили широкую торговлю, то есть отделения промышленного капитала от торгового в этой отрасли не произошло.
Таким образом, в обрабатывающей
промышленности Западной Сибири и отдельных
её регионов ведущую роль играла мануфактура
и формы промышленного
Информация о работе Сталинские магистрали. Обрабатывающая промышленность Сибири