Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 06:47, контрольная работа
«Стройка №503» – начало осуществления грандиозной «авантюры» сталинской эпохи, целью которой было соединение железнодорожной магистралью двух материков – Евразии и Америки. Трансполярная магистраль или Северная железная дорога должна была пройти под Беринговым проливом с выходом на Аляске!
На первоначальном этапе было решено построить железную дорогу, соединяющую реку Обь с рекой Енисей, от города Салехард до города Игарка. Для этого было сформировано два строительных управления: Обское № 501 с центром в Салехарде, для проведения работ на участке Салехард – река Пур, и Енисейское - № 503 с центром в Игарке (впоследствии в поселке Ермаково) – участок река Пур – Игарка. Протяженность дороги 1300 км.
Вопрос №1 3
Вопрос №2 12
Список использованной литературы 18
Вопрос №2
Первый пятилетний план – начало индустриализации Сибири
Началом поворота на ускоренное
развитие СССР становится 1929 г. когда
на XVI партконференции принимается
первый пятилетний план, рассчитанный
на период с октября 1928 г. по сентябрь
1933 г. Советская печать того времени
называла его вслед за Сталиным “годом
великого перелома”. Подготовка заданий
первого пятилетнего велась несколько
лет — с 1923 г. Начиная с 1926 г. Госплан
и ВСНХ в атмосфере острых дискуссий
вели обсуждение различных вариантов
пятилетки. Постепенно чаша весов стала
склоняться в пользу сторонников
ускоренного варианта развития во главе
с крупным экономистом С.Г. Струмилиным,
в прошлом меньшевиком. На обсуждение
XVI партконференции Госпланом СССР
было подготовлено два варианта плана
— “отправной” и “оптимальный”,
показатели которых разнились примерно
на 20%. Конференция осудила
Предусматривалось, что за годы первой пятилетки ежегодное производство электроэнергии будет доведено до 22 млрд. квт/ч., угля — до 75 млн. т., чугуна — до 10 млн. т., стали — до 10 млн. т., тракторов — до 53 тыс., автомобилей — до 100 тыс. штук. В целом национальный доход должен был возрасти на 103%, объём промышленной продукции — на 180%, производство средств производства — на 230%, производительность труда в промышленности — на 110%, реальная зарплата рабочих — на 71%. Для осуществления задач пятилетнего плана выделялись огромные по потому времени капитальные вложения — 64,6 млрд. рублей, из которых 16,4 млрд. руб. должно было пойти на совершенствование промышленности, и ещё 10 млрд. руб. — транспорта. Около 75% всех средств, направляемых в промышленность, предназначались для развитии станового хребта индустриализации — тяжёлой промышленности.
Оценивая первый пятилетний
план, многие историки подчёркивают вклад
в его разработку старых опытных
экономистов, многие из которых имели
ещё дореволюционный опыт. Отмечается
сбалансированность, научная обоснованность
плановых показателей, которые, несмотря
на их масштабность, были вполне выполнимы.
Другие исследователи, наоборот, обращают
внимание на отсутствие опыта долгосрочного
планирования, просчёты разработчиков,
нереальность заданий. Кто бы ни был
прав, жизнь вскоре внесла коррективы
в проведение первой пятилетки. Успехи
первых месяцев индустриализации породили
у советского руководства уверенность
в возможности ещё более
В декабре 1929 г. на съезде ударников Сталиным был выдвинут лозунг “пятилетку в четыре года”. Правая оппозиция к этому времени была разбита и призыв вождя не нашёл серьёзного сопротивления. Летом 1930 г. на XVI съезде ВКП (б), вошедшем в историю как “съезд развёрнутого наступления социализма по всему фронту”, форсированный вариант индустриализации был закреплён окончательно. В своём выступлении Сталин провозгласил, что к концу пятилетки ежегодное производство чугуна может и должно составлять 17 млн. т., тракторов — до 170 тыс. штук, автомобилей — до 200 тыс. штук. Тем самым, и без того напряжённые задания пятилетки были подняты в среднем в два раза.
Непоследовательность в вопросах экономического строительства привёла к перенапряжению сил страны и породила острые негативные явления. Так, в 1932 г. фактический прирост промышленности составил всего 14,7%, тогда как намечалось 32%. Особенно катастрофически упали темпы роста в 1933 г., составив всего 5%. Росла себестоимость промышленной продукции, её энергоёмкость; качество, наоборот, падало. Как результат ошибок в планировании и просчётов в экономике в упадок стала приходить финансовая система страны. В результате потребовалось прекратить финансирование 613 из 1659 основных строящихся объектов. Из-за нехватки ассигнований приходилось сворачивать намеченные планы, в том числе в таких ключевых отраслях промышленности, как металлургия.
Накапливались и другие трудности.
От постоянно растущих темпов индустриализации
отставала система коммуникаций
— узким местом оставались железнодорожный,
морской и речной транспорт. Из предусмотренных
планом строительства новых
Возникавшие проблемы советское руководство нередко стремилось решать за счёт ужесточения дисциплины. В феврале 1931 г. вводятся трудовые книжки для работающих в промышленности. Теперь переход рабочих с одного предприятия на другое в поисках лучших условий труда был затруднён. Другой ограничивающей свободу рабочих мерой явился закон от 15 ноября 1932 г., по которому отсутствующий на рабочем месте в течение одного дня мог быть уволен. Вслед за увольнением он терял и все свои права, которые давала работа: на бесплатное жильё, продовольственную карточку, бесплатный отдых и т. д. 4 декабря 1932 г. СНК и ЦК ВКП (б) издают ещё один указ, направленный на устранение пережитков “революционной вольницы” в трудовых отношениях: продовольственное снабжение рабочих ставилось в зависимость от соблюдения дисциплинарных норм и отдавалась под контроль дирекции.
Именно в годы первой пятилетки,
столкнувшись с экономическими трудностями,
советское руководство
Вместе с тем, реализация планов пятилетки продолжалась. Миллионы людей были проникнуты атмосферой трудового подвига. В стране разворачивалось социалистическое соревнование, главной формой которого в эти годы являлось ударничество. К третьему году пятилетки в ударных бригадах трудилось не менее миллиона человек. Ещё одной формой социалистического соревнования становится встречное планирование, когда трудовые коллективы выдвигали встречные, более высокие обязательства. Встречное планирование базировалось на использовании внутренних резервов производства и породило широкое рационализаторское движение. Для руководства изобретательской и рационализаторской деятельностью в апреле 1931 г. был образован специальный Комитет по изобретательству при СТО СССР. В течение первой пятилетки в него поступило более 40 тыс. заявок на различные изобретения. Экономия в результате внедрения в производство технических новшеств рабочих и инженеров за этот период составила не менее 370 млн. руб.
Страну буквально превратилась
в единую строительную площадку. Шла
реконструкция старых заводов в
Москве, Ленинграде, Горьком, на Урале
и в Донбассе. Строились новые
предприятия. Их оснащали самой совершенной
по тем времена техникой, на приобретение
которой не жалели средств. Проекты
многих первенцев советской
В 1932 г. сталинским руководством было заявлено, что первая пятилетка выполнена досрочно — за 4 года и 3 месяца. В действительности задания по первому пятилетнему плану удалось выполнить всего на 93,7%, но и подобные результаты были в ту пору беспрецедентны в мировой истории. В среднем, объём продукции крупной промышленности в 1932 г. превысил более чем втрое довоенный уровень и больше чем в два раза уровень 1928 г. Её удельный вес в валовой продукции народного хозяйства достиг 70%. К 1932 г. производство электроэнергии составляло 13,5 млрд. квт/ч., угля — 64,4 млн. т., чугуна — 6,2 млн. т., стали — 5,9 млн. т., тракторов — 49 тыс., автомашин — 24 тыс. штук. Основная цель первой пятилетки — перевести отечественную экономику на рельсы интенсивного индустриального движения, была достигнута. СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, превращался в страну, производящую оборудование. Трудом миллионов людей в стране была создана передовая техническая база, способная обеспечить дальнейшую реконструкцию народного хозяйства с опорой преимущественно на собственные силы.
Список использованной литературы
Информация о работе Сталинские магистрали. Обрабатывающая промышленность Сибири