Становление абсолютной монархии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Тема российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных историков и юристов. Которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость российского абсолютизма. Западноевропейские историки до недавнего времени сравнивали русский абсолютизм с Советским государством, ссылаясь на "российскую исключительность", "преемственность" и "тоталитаризм", тем самым находя много общего между этими историческими периодами нашего отечества в форме правления и в самой сути государства. Но "российский абсолютизм" мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы (Англии, Испании, Франции). Ведь абсолютная монархия в России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран: от раннефеодальной и сословно-представительной монархии - к абсолютной монархии, которая характеризуется формально неограниченной властью монарха.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………
3
1. Абсолютизм и его особенности…………………………………....
4
2. Идеология абсолютной монархии…………………………………
6
3. Экономическая база абсолютизма…………………………………
9
4. Ликвидация сословно-представительных органов…….…………
10
5. Армия и бюрократический аппарат………………………………
11
6. Церковь и государство……………………………………………..
15
Заключение …………………………………………………………….
17
Список литературы ……………………………………………………
18

Файлы: 1 файл

++История отечественного государства и права.docx

— 45.45 Кб (Скачать файл)

Мануфактурное производство стимулировало  рост торгового оборота. Основными  формами торговой деятельности были ярмарки и торжки. Тенденциями в этой сфере стали: проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской политики, смягчение тарифов. Новые явления вызвали нестабильность в положении старого традиционного купечества.

Правящим классом оставалось дворянство. В ходе складывания абсолютной монархии происходила консолидация этого  сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется.

Дворянство становится единственным служилым сословием, а служба - главной  сферой приложения сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные  меры для ограничения продвижения  по службе недворян. Табель о рангах перевернула старую идею местничества: титул и звания превращались из основания для получения должности в результат продвижения по службе. Достигнув определенного чина, можно было превратиться из недворянина в дворянина, т.е. получить личные или потомственное дворянство.

Земельная собственность оставалась экономической основой существования  дворянского сословия. Землевладение  наряду с государственной службой  было его важнейшей социальной функцией.

Табель о рангах приравняла государственную  службу к военной. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина. Служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была проведена перепись дворян в возрасте от десяти до тридцати лет.

Централизация власти, формирование профессиональной бюрократии, с одной  стороны, и усиление крепостнической  системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского  самоуправления), с другой, разрушили  систему земского представительства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в центре почти все места в государственном  аппарате и армии, а на местах став полноправным хозяином над крестьянами. Почти столь же сильные позиции  дворянство имело и в городах.

Существенные перемены в социальной структуре общества XVII-начало XVIII вв. выявились в ходе военной реформы. В конце XVII в. основу войска всё еще  составляла дворянская конница. Всё  сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелковыми частями  и полками «иноземного строя» (рейтарскими и драгунскими). Эти  части, находившиеся на жаловании, численно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. «по прибору» служило около  семидесяти тысяч человек, в 1681 г. - уже  свыше восьмидесяти тысяч. Дворянская конница в то же время насчитывала не более шести тысяч. К 1681 г. восемьдесят девять тысяч из ста шестидесяти четырёх были переведены в «иноземный строй».

В финансовой сфере конец XVII в. отмечен  интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Остававшаяся основным видом обложения - «соха» пополняется длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были: таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы.

Налоговые преобразования опирались  на организационные меры, призванные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия.

 

  1. Экономическая база абсолютизма.

 

В сфере экономической идеологии  господствующей становится философия  меркантилизма, ориентирующая экономику  на превышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и государственный  протекционизм.

Областью зарождения капиталистических  элементов (без проявления которых  невозможно установление абсолютизма) в России стало мануфактурное  производство (государственное и  частное), барщинное помещичье производство, крестьянская торговля (областью накопления капитала оставалась купеческая торговля).

Складывается всероссийский рынок, центром торговых связей остается Москва.

В 1711 г. установлены льготы торгующим  крестьянам. Несмотря на сопротивление  дворянства и бюрократии крестьянство как экономический фактор играло более важную роль. Хотя крепостной труд все еще превалировал над свободным. Этому способствовало то, что сильный сектор государственной промышленности основывался на труде крепостных. Эксплуатация непашенных крестьян (ремесленников) была невыгодна помещикам, поэтому они препятствовали неземельческой хозяйственной деятельности крестьян.

Поскольку большинство мануфактур были частновладельческими, вопрос о  рабочих руках приобрел особую остроту  для нарождающегося предпринимательства. Законодатель, учитывая государственный  интерес к развитию промышленности, принял ряд мер, направленных на решение  проблемы. Был установлен порядок  приписки к мануфактурам государственных  крестьян (в государственном секторе  экономики) и покупки крестьян с  землей при обязательном использовании  их труда на мануфактурах (в частном  секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных. В 1736 г. предпринимателям дается разрешение покупать крестьян без земли, специально для использования в промышленности. С 1744 г. их можно покупать целыми деревнями. Причем значительная часть заработка крестьян поступала через казну и через оброк помещикам.

Экономической основой дворянского  населения оставалась земельная  собственность. Землевладение наряду с государственной службой было его важнейшей социальной функцией. Хотя между этими направлениями  со временем возникают частые противоречия: дворянство, стремившееся использовать службу для приобретения земли и  чинов, начинает тяготиться обязанностью государственной службы как таковой.

 

  1. Ликвидация сословно-представительных органов.

 

Уже в конце XVII века особое положение феодальной аристократии (боярства) резко ограничивается, а затем и ликвидируется.

А что касается правящего  класса  - дворянства, то в ходе складывания  абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия.

Указом  о единонаследии 1714 года был существенно изменен правовой статус дворянства. В результате этого Указа произошло юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, которое привело к возникновению единого понятия “недвижимая собственность”. Владельцы как первых, так и вторых, обладали ими на праве пожалованных от государя земель и обязывались вечною службою. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений. Также этот Указ привел к установлению института майората - наследования недвижимости только одним старшим сыном, что привело к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. Русское дворянство приняло характер служилого. Царская служба и дворянство сделались совместными идеями. Всякий дворянин был обязан служить, и всякий, поступая на службу, делался дворянином.

Логическим продолжением Указа  о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.) - новая система чинов и должностей. До этого момента разряды придворных, военных, морских, церковных должностных лиц не представляли никакой общей мерки. Теперь государственные чиновники были разделены на 14 классов; в гражданском ведомстве классы шли от коллежского регистратора до канцлера империи, в военном - от корнета или прапорщика до фельдмаршала,  во флоте - от мичмана до великого адмирала, в придворном ведомстве - от тафельдекера до обер-камергера, в духовном - от дьякона до митрополита.  В результате бюрократическое начало в формировании государственного аппарата победило начало аристократическое. Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты. Профессиональные качества, личная преданность становятся определяющими для продвижения по службе. Табель о рангах уравнивала службу военную со службой гражданской. Чины и звания присваивались в обеих сферах. Достигнув определенного чина, можно было превратиться из недворянина в дворянина, т.е. получить личное или потомственное дворянство. К концу 20-х годов XVIII в. число дослужившихся до дворянства составило треть всего дворянского сословия.

 

  1. Армия и бюрократический аппарат.

 

В конце XVII в. основу российского войска все еще составляла дворянская конница. Но все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецкими частями и полками “иноземного строя” (рейтарскими и драгунскими). Эти части, находившиеся на жаловании, численно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. “по прибору” служило около семидесяти тысяч человек, в 1681 г. - уже свыше восьмидесяти тысяч. Дворянская конница в то же время насчитывала не более шести тысяч. К 1681 г. восемьдесят девять тысяч из ста шестидесяти четырех были переведены в “иноземный строй”. Если стрельцы были еще полурегулярным войском (и были привязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки “иноземного строя” были зародышем профессиональной армии. Офицерский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся иностранными специалистами.  Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

Военная реформа была  одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII века. 

После неудачных походов на Азов (1695 -1696 гг.) прекратило свое существование  дворянское конное ополчение. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких  подразделений и их расформирование.

С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа  владельческих крестьян, дворовых и  посадского населения был сформированы два полка. К 1705 году их было уже 27. До 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора, давших 284 тысячи солдат.

Основу армии при Петре составляла пехота. Все три рода оружия –  пехота, кавалерия, артиллерия – проходили  предварительную военную школу  по иноземному образцу.

Для управления армией возникли особые должности и ведомства, специально по каждой отрасли дела: 1) генералитет, в котором сосредоточивалось общее руководство военными делами; 2) генерал-провиантмейстер, который заведовал провиантским делом (заготовительные склады, обозная часть, тыл армии); 3) генерал-комиссар – высший военный суд; 4) генерал-фельдцейхмейстер – инженерная и саперная часть, артиллерия. После создания Сената часть военного управления переходит к нему, часть - Военной канцелярии, созданной из слившихся военных приказов. Централизация военного управления завершилась созданием Военной коллегии (1719 г.) и Адмиралтейства (1718 г.)

В 1719 г. вводится “Устав воинский”, регламентировавший состав и организацию армии, отношения  командиров и подчиненных, обязанности  армейских чинов.

В 1720 г. был принят Морской Устав.

В октябре 1721 г. в связи с победой  в Северной войне Сенат и Святейший  Синод присваивают Петру I титул “Отца Отечества Императора Всероссийского” и Россия становится империей.

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода.  Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII века исчезают остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города. Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII века превращается в периодически созываемое совещание приказных судей. Она превращалась в контрольный орган, наблюдавший за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного самоуправления.

Численность Боярской думы постоянно  возрастала и ее внутренняя структура  начала дифференцироваться: уже в  конце XVII века из состава Думы официально выделилась “Ближняя дума” - прототип кабинета министров. В 1681 г. выделяется еще одна структура - Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г. Боярская дума превращалась из политического совета в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы переходят к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединялись в Совет, получивший название Конзилии министров (их было от восьми до четырнадцати человек).

В 1711 году прекратились дальнейшие трансформации  Боярской думы. Этот аристократический  орган полностью исчезает. Его заменяет новый бюрократический орган, принципы формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) которого существенно отличались от принципов Боярской думы (традиция, спонтанность) - Сенат. К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия.

Для контроля за деятельностью Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал-ревизора. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях. Кроме того, при Сенате образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учет служащих дворян).

Генерал-прокурор одновременно руководил  заседаниями Сената и осуществлял  контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом.

Информация о работе Становление абсолютной монархии в России