Становление абсолютной монархии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Тема российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных историков и юристов. Которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость российского абсолютизма. Западноевропейские историки до недавнего времени сравнивали русский абсолютизм с Советским государством, ссылаясь на "российскую исключительность", "преемственность" и "тоталитаризм", тем самым находя много общего между этими историческими периодами нашего отечества в форме правления и в самой сути государства. Но "российский абсолютизм" мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы (Англии, Испании, Франции). Ведь абсолютная монархия в России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран: от раннефеодальной и сословно-представительной монархии - к абсолютной монархии, которая характеризуется формально неограниченной властью монарха.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………
3
1. Абсолютизм и его особенности…………………………………....
4
2. Идеология абсолютной монархии…………………………………
6
3. Экономическая база абсолютизма…………………………………
9
4. Ликвидация сословно-представительных органов…….…………
10
5. Армия и бюрократический аппарат………………………………
11
6. Церковь и государство……………………………………………..
15
Заключение …………………………………………………………….
17
Список литературы ……………………………………………………
18

Файлы: 1 файл

++История отечественного государства и права.docx

— 45.45 Кб (Скачать файл)

Реформа 1722 г. превратила Сенат в  высший орган центрального управления, вставший над всем государственным  аппаратом (коллегиями и канцеляриями).

Сложный путь проделала система  центральных отраслевых органов  управления - приказов. Количество приказов постепенно сокращается. В конце  XVII века было произведено укрупнение (объединение) отраслевых и территориальных приказов. Во главе каждого из них стал один из видных бояр-аристократов. Это усилило авторитет и влиятельность органа. Параллельно происходит создание специальных приказов, осуществлявших контрольную деятельность по отношению к большой группе других приказов (например, Счетный приказ), соподчиняя их единому направлению государственной деятельности, что несомненно способствовало дальнейшей централизации управления.

Хотя число приказов и уменьшалось, но общая численность штата чиновников возрастала - большей частью младших  чиновников.

Складывалась новая система  чинов, единых для отраслей государственного управления, армии и местного управления. Таким универсальным чином становились  стольники.

Процесс централизации затронул и  систему местных органов. Взамен прежнего деления страны на многочисленные  уезды, очень неравномерные по пространству, ничем не связанные между собой, Россия была разделена сначала на восемь, а потом и на десять губерний; губернии же эти делились на провинции, а провинции - на уезды.

Теперь в России было 12 губерний, подразделенных на 43 провинции: первыми  управляли губернаторы и вице-губернаторы, вторыми - воеводы. Этим представителям государя помогали советы, или ландраты, избиравшиеся дворянством. Города получили автономическое и муниципальное управление: горожане выбирали бургомистров, а последние - президента; бургомистры и президент составляли ратушу, или городовой магистрат. В важных делах бургомистры приглашали граждан первой и второй гильдии. Все магистраты в России подчинялись главному магистрату, состоявшему из членов городового петербургского магистрата, которые наполовину были иностранцы. Главный магистрат обязан был покровительствовать торговле и промышленности, утверждать смертные приговоры, постановленные провинциальными магистратами, судить споры между ратушею и горожанами, утверждать членов, избранных в городовые магистраты, и предоставлять рапорты сенату. В городах существовала ландмилиция. Патриархальное устройство сельских обществ осталось без изменения.

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий. Коллегии заменили прежние московские приказы.

Каждая коллегия состояла из председателя и нескольких членов. Кроме руководителя в состав коллегий входили: 4 советника, 4 асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик, подъячие. Дела в каждой коллегии решались по большинству голосов. Коллегии ведали всеми отраслями управления, суда и государственного хозяйства.

Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:

1) Иностранных дел; 

2) Казенных сборов;

3) Юстиции; 

4) Ревизионная (бюджетная);

5) Военная; 

6) Адмиралтейская;

7) Коммерц (торговля);

8) Штатс-контора (ведение государственных расходов);

9) Берг-коллегия (промышленная);

10)  Мануфактур-коллегия (горнодобывающая).

Создание системы коллегий завершило  процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение  ведомственных функций, разграничение  сфер государственного управления и  компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами  в едином учреждении - все это  существенно отличало новый аппарат  от приказной системы.

 

 

 

 

 

6. Церковь  и государство.

Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими  интересами церкви. Соборное Уложение стало юридическим препятствием для концентрации земельной собственности  церкви и расширения ее юрисдикции. Уже в конце XVII века стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений - на них стали распространяться разного рода подати.

Со смертью патриарха Адриана в 1700 г. решением Петра I было упразднено российское патриаршество. Вместо патриарха церковную организацию возглавил «местоблюститель». Церковными делами ведали Духовная коллегия и Монастырский приказ – вполне бюрократические учреждения.

С 1705 года на служителей церкви, не имеющих  прихода, стали налагаться особые денежные сборы. Приходы облагались сборами  на военные и иные нужды. В 1721 г. был  образован Святейший Синод, ставший высшим органом церковного управления. Синод возглавлял светский чиновник – обер-прокурор, опиравшийся на штат церковных фискалов. Управление церковными землями стал осуществлять  Монастырский приказ, вошедший в Синод в качестве составной структуры. Монарх превратился в юридического главу церкви. Он решал вопросы организации церковной жизни, назначения иерархов. Церковь потеряла свою роль идеологической оппозиции светским властям: любые решения монарха не подвергались обсуждению. С 1722 года вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего возраста.

С 1737 года часть духовенства стала  подвергаться военному призыву, а с 1722 года на часть духовенства была распространена подушная подать (этим повинностям подвергалось безвестное духовенство, не имевшее приходов).  Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI века, продолжались в начале XVIII века. Подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями. В 1701 году был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода как органа государственного отраслевого управления церковными делами (1721 год). Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 года, лишавший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви, переводились в положение государственных. Была восстановлена Коллегия экономии и к ней приписаны все эти крестьяне - около восьмисот тысяч человек. За монастырями и архиерейскими домами оставались незначительные земельные наделы (несколько увеличенные в 1797 году) в 1778 были утверждены новые приходские штаты и в 1784 году был проведен “разбор”, в результате которого всем безвестным священникам и детям священников предлагалось по выбору поступить в купечество в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось право перехода из духовного сословия в любое другое. Духовенство становилось открытым сословием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны  его деятельности: государственную  и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес «величайший вред будущности России», так как привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад.

Хотя в целом русские историки положительно относились к государственной  деятельности Петра I: он резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько  этапов. Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким  была деспотическая, самодержавная  власть, превратилось, благодаря исторически  оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам  развития России действиям Петра  Великого, в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, - все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Абсолютизм в России (Сборник статей) М. 1964, стр.18-49, 99-167, 206-319.
  2. Большая советская энциклопедия. Т. 1. - М.: 1970.
  3. Буганов В.И. "Петр Великий и его время" - М.:Наука,1989.
  4. Исаев И.А. История Государства и права России. - М.: 2004.
  5. История государства и права СССР. Сборник документов. ч.1, М., 1968. (Док №№ 43, 44, 46, 49, 50, 52, 53, 58, 60, 62).
  6. История политических и правовых учений. / Под общей редакцией проф. Нерсесянца В.С. - М.: 1998.
  7. Молчанов Н.Н. "Дипломатия Петра Великого" - М.:Международные отношения,1990. 
  8. Рамбо А. Живописная история древней и новой России. - М.: 1994.
  9. Россия под скипетром Романовых. - М.: 1990.
  10. Шмурло Е.Ф. История России. – М.: 2009.

 

 

 
 

 


Информация о работе Становление абсолютной монархии в России