Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:13, реферат
История медицины — наука о развитии медицины, ее научных направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических условий, развития естествознания, техники и общественной мысли.
Лечение (от греч. therapeie - "лечение") - это комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановление здоровья. В широком понимании терапия - раздел медицины, изучающий методы распознавания и лечения внутренних болезней.
Введение………………………………………………………………………...….……...2
Становление человеческого общества………… ……..........................……………...….4
Врачевание в период расцвета первобытного общества……………….………………7
Врачевание в период разложения первобытного общества…………………………..10
Народная, традиционная и научная медицина……...…………………..……………..13
Вывод……………………………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………………………20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Становление человеческого
общества………… ……..........................……
Врачевание в период расцвета первобытного общества……………….………………7
Врачевание в период разложения первобытного общества…………………………..10
Народная, традиционная
и научная медицина……...…………………
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
История медицины — наука о развитии медицины, ее научных направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических условий, развития естествознания, техники и общественной мысли.
Лечение (от греч. therapeie - "лечение") - это комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановление здоровья. В широком понимании терапия - раздел медицины, изучающий методы распознавания и лечения внутренних болезней.
История первобытной эры изучает человеческое общество от возникновения человека (более 2 млн лет тому назад) до формирования первых цивилизаций (IV тысячелетие до н. э.). По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99% всей истории человечества. Все последующие периоды истории (древний мир, средние века, новая и новейшая история) занимают не более 1 % исторического пути человечества.
Несмотря на отсутствие письменности, история первобытного общества является неотъемлемой составной частью всемирно-исторического процесса развития человечества и не может определяться как доистория, или праистория, а первобытный человек — как доисторический.
Первобытно-общинный строй является универсальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевание и гигиенические навыки. Анализ их развития от самых истоков имеет важное практическое значение для формирования концепции исторического развития медицины в целом.
В древности лечение
было занятием коллективным; «врачом»
в определенных обстоятельствах
мог стать каждый общинник. В качестве
лекарств использовались знакомые всем
средства растительного, животного
и минерального происхождения. Первобытные
целители основывали свою деятельность
на предположении о
В истории первобытной эры выделяют три этапа: становление первобытного общества (свыше 2 млн лет тому назад — ок. 40 тыс. лет тому назад), расцвет первобытного общества (ок. 40 тыс. лет тому назад — X тысячелетие до н. э.) и разложение первобытного общества (с X—V тысячелетий до н. э.).
Становление человеческого общества
Переход от ближайших предков человека (австралопитеков) к подсемейству людей длительный эволюционный процесс, который протекал в течение миллионов лет и завершился, как показывают археологические исследования, на рубеже третичного и четвертичного периодов.
В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.
В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой:
1) прямохождением или бипедией;
2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;
3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.
Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции.
Согласно современным палеоантропологическим данным первый признак гоминидной триады — прямохождение — сложился уже у ближайших предков человека — австралопитеков (более 2 млн лет тому назад, в конце третичного периода). Прямохождение создало предпосылки для развития трудовой деятельности и, таким образом, явилось решающим признаком гоминид. Иными словами, в процессе эволюции прямохождение опережало становление трудовой деятельности: вначале австралопитеки стали прямоходящими, а затем гоминиды (т. е. люди) начали создавать первые орудия труда (в отличие от точки зрения Л. Моргана: человек встал на ноги для того, чтобы освободить руки для орудийной деятельности) .
Второй признак гоминидной триады — развитая кисть — сформировался на рубеже нижнего и среднего палеолита, ко времени возникновения рода Homo (300/200 тыс. лет тому назад).
Становление третьего признака — высокоразвитого мозга — по времени было еще более продолжительным: масса мозга приблизилась к современной на стадии поздних палеоантропов (ок. 50/40 тыс. лет тому назад), в то время как совершенствование его структуры продолжалось на протяжении всей истории рода Homo. Таким образом, формирование гоминидной триады, а следовательно, и человека современного вида — неоантропа (Homo sapiens), окончательно завершилось около 50/40 тыс. лет тому назад (см. табл. 2 и 3).
В основе философского
подхода к определению
В процессе эволюции социогенез и антропогенез осуществлялись в диалектическом взаимодействии социального и биологического — труда и направляемого трудом естественного отбора.
Одной из важнейших проблем антропогенеза является вопрос о месте формирования человека — прародине человечества.
Ч. Дарвин (Darwin Ch., 1809— 1882) выдвинул предположение о том, что прародиной человечества является Африканский континент, где обитают наиболее близкие к человеку антропоиды— шимпанзе, и горилла. Археологические исследования последних десятилетий подтверждают идею об Африканской прародине человечества. Тем не менее в современной исторической науке существуют две гипотезы: моногенизма и полигенизма. Согласно гипотезе моногенизма (которой придерживается большинство исследователей) человечество произошло из одного ограниченного очага земного шара — высокогорных районов Восточной и Южной Африки (некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке в целом).
Гипотеза полигенизма
допускает существование
Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей — архантропов и эпоху древних людей — палеоантропов.
Представление о том, что древнейшие люди употребляли в пищу (и для лечения недугов) только растения, весьма устарело. Археологические исследования последних лет показали, что уже ближайшие предки древнейших людей — австралопитеки — наряду с собирательством занимались охотой на мелких и крупных животных, т. е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими недугами.
Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах. Находка Э. Дюбуа на о. Ява подтверждает этот вывод: без поддержки коллектива сородичей тяжелобольной индивид, по всей вероятности, хромой, с ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Следовательно, становление социальных отношений проходило на самых ранних этапах развития человеческого общества.
Начатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных -жилищ и применения огня.
Появление захоронений свидетельствует о развитии у древних людей начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, культа умерших, обрядов — т. е. о формировании абстрактного мышления и окончательном выделении человека, из животного
царства как существа социального. Это подтверждается также значительным уменьшением каннибализма и более частыми находками скелетов тяжело больных древних людей, которые могли выжить, только находясь под защитой коллектива сородичей и получая достаточное количество пищи, которую сами они не добывали.
Врачевание в период расцвета первобытного общества
Расцвет первобытного
общества начался в эпоху верхнего
палеолита. К этому времени окончательно
завершился процесс антропогенеза,
значительно расширилась
Развитие первобытного коллективизма, орудийной техники, изобретение лука и стрелы (XIV—VII тысячелетия до н. э.) обусловили дальнейший подъем производительных сил и совершенствование организации человеческого общества, т. е. социальных отношений. В период расцвета первобытного общества это выразилось в возникновении общинно-родового строя сначала в форме ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем — в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.
Ранняя родовая община охотников, собирателей и рыболовов была вполне сформировавшимся человеческим обществом. При крайне низкой производительности труда в условиях простого присваивающего хозяйства родовая община была коллективом равных: мужчины и женщины специализировались в разных, одинаково общественно полезных сферах трудовой деятельности; их коллективизм проявлялся как в сфере труда, так и в сфере потребления, т. е. распределения продукта.
Наряду с первобытным коллективизмом одной из ведущих характеристик рода является однолинейный счет родства. Исторически представления о родстве по материнской линии сложились раньше, чем представления о родстве отцовском.
Первобытное искусство, первые памятники которого относятся к верхнему палеолиту (абсолютный возраст— 30—20 тыс. лет), запечатлело в равной степени и мужчин, и женщин.
Изображения мужчин более древние (абсолютный возраст — около 30 тыс. лет). Как правило, это полихромная живопись на стенах пещер, изделия из камня или кости. Мужчин изображали во время охоты на животных или в процессе магических обрядов.
Изображения женщин относятся к более позднему периоду (абсолютный возраст — около 24 тыс. лет). Чаще всего это небольшие стилизованные статуэтки, выполненные в реалистической манере из камня или кости. В археологической и исторической литературе верхнепалеолитические статуэтки женщин не связываются с врачеванием. В эпоху верхнего палеолита врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.
Развитая родовая община земледельцев и скотоводов характеризуется, прежде всего, переходом от присваивающего хозяйства к производящему — земледелию (с IX—III тысячелетий до н. э.) и разведению домашних животных (с VIII—III тысячелетий до н. э.).
Врачевание в этот бурный период истории человечества развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с иррациональными представлениями об окружающем мире.
Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследования традиционной медицины синполитейных обществ аборигенов Австралии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом, по археологической терминологии, в каменном веке.
Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; применяли «шины» при переломах; умели делать кровопускания, используя колючки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи. В Новой Гвинее, например, первобытные врачеватели синполитейных племен вскрывали вену при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.
В конце позднего палеолита в глубинах пещер стали создаваться специальные святилища, на стенах которых изображались и «служители культа». Наибольшей известностью среди них пользуется небольшое поли-хромкое изображение «колдуна».
Окончательно первобытная культовая практика оформилась в период развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-животных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков-людей — покровителей рода.
Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга порой понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Подобные толкования оказали влияние и на приемы врачевания, целью которых стало изгнание духа болезни из тела больного. В ряде случаев это «изгнание» осуществлялось вполне естественными средствами. Так, аборигены Америки высасывали «дух болезни» при помощи полого рога буйвола. У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для «вселившегося духа». В целом стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.
К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тысячелетия до н. э. (мезолит), — ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens.