Становление человеческого общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:13, реферат

Описание работы

История медицины — наука о развитии медицины, ее научных направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических условий, развития естествознания, техники и общественной мысли.
Лечение (от греч. therapeie - "лечение") - это комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановление здоровья. В широком понимании терапия - раздел медицины, изучающий методы распознавания и лечения внутренних болезней.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...….……...2
Становление человеческого общества………… ……..........................……………...….4
Врачевание в период расцвета первобытного общества……………….………………7
Врачевание в период разложения первобытного общества…………………………..10
Народная, традиционная и научная медицина……...…………………..……………..13
Вывод……………………………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

история фарм.docx

— 48.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...….……...2

Становление человеческого общества………… ……..........................……………...….4

Врачевание в период расцвета первобытного общества……………….………………7

Врачевание в период разложения первобытного общества…………………………..10

Народная, традиционная и научная медицина……...…………………..……………..13

Вывод……………………………………………………………………………………..18

Список литературы………………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История медицины —  наука о развитии медицины, ее научных  направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических  условий, развития естествознания, техники  и общественной мысли.

Лечение (от греч. therapeie - "лечение") - это комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановление здоровья. В широком понимании терапия - раздел медицины, изучающий методы распознавания и лечения внутренних болезней.

История первобытной эры изучает  человеческое общество от возникновения  человека (более 2 млн лет тому назад) до формирования первых цивилизаций (IV тысячелетие до н. э.). По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99% всей истории человечества. Все последующие периоды истории (древний мир, средние века, новая и новейшая история) занимают не более 1 % исторического пути человечества.

Несмотря на отсутствие письменности, история первобытного общества является неотъемлемой составной частью всемирно-исторического  процесса развития человечества и не может определяться как доистория, или праистория, а первобытный  человек — как доисторический.

Первобытно-общинный строй является универсальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего   последующего   развития  человечества: орудийная деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевание и гигиенические навыки. Анализ их развития от самых истоков имеет важное практическое значение для формирования концепции исторического развития медицины в целом.

В древности лечение  было занятием коллективным; «врачом» в определенных обстоятельствах  мог стать каждый общинник. В качестве лекарств использовались знакомые всем средства растительного, животного  и минерального происхождения. Первобытные  целители основывали свою деятельность на предположении о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Оттого лечение  состояло преимущественно из разнообразных  сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений. Злые силы изгонялись из человека шумом, обманывались масками  или сменой имени больного. Такие  приемы называются симпатической магией, то есть основанной на вере в действие объекта, относящегося к человеку, например его вещи, имени или изображен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В истории первобытной  эры выделяют три этапа: становление  первобытного общества (свыше 2 млн лет тому назад — ок. 40 тыс. лет  тому назад), расцвет первобытного общества (ок. 40 тыс. лет тому назад — X тысячелетие до н. э.) и разложение первобытного общества (с X—V тысячелетий до н. э.).

Становление человеческого общества

Переход от ближайших  предков человека (австралопитеков) к подсемейству  людей длительный эволюционный процесс, который протекал в течение миллионов лет и завершился, как показывают археологические исследования, на рубеже третичного и четвертичного периодов.

В установлении границы  между животным миром и человеком  существуют два подхода: антропологический  и философский.

В основе антропологического подхода лежит биологическое  своеобразие человека, его морфологическое  отличие от ближайших к нему предковых  форм. Это отличие определяется гоминидной триадой:

1)  прямохождением или бипедией;

2)  свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;

3)  относительно крупным высокоразвитым мозгом.

Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции.

Согласно современным  палеоантропологическим данным первый признак гоминидной триады — прямохождение — сложился уже у ближайших предков человека — австралопитеков (более 2 млн лет тому назад, в конце третичного периода). Прямохождение создало предпосылки для развития трудовой деятельности и, таким образом, явилось решающим признаком гоминид. Иными словами, в процессе эволюции прямохождение опережало становление трудовой деятельности:  вначале  австралопитеки стали прямоходящими, а затем гоминиды (т. е. люди) начали создавать первые орудия труда (в отличие от точки зрения Л. Моргана: человек встал на ноги для того, чтобы освободить руки для орудийной деятельности) .

Второй признак  гоминидной триады — развитая кисть — сформировался на рубеже нижнего и среднего палеолита, ко времени возникновения рода Homo (300/200 тыс. лет тому назад).

Становление третьего признака — высокоразвитого мозга  — по времени было еще более  продолжительным: масса мозга приблизилась к современной на стадии поздних  палеоантропов (ок. 50/40 тыс. лет тому назад), в то время как совершенствование его структуры продолжалось на протяжении всей истории рода Homo. Таким образом, формирование гоминидной триады, а следовательно, и человека современного вида — неоантропа (Homo sapiens), окончательно завершилось около 50/40 тыс. лет тому назад (см. табл. 2 и 3).

В основе философского подхода к определению критериев  человека и его выделения из животного  мира лежит социальная сущность человека—  его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

В процессе эволюции социогенез и антропогенез осуществлялись в диалектическом взаимодействии социального и биологического — труда и направляемого трудом естественного отбора.

Одной из важнейших  проблем антропогенеза является вопрос о месте формирования человека — прародине человечества.

Ч. Дарвин (Darwin Ch., 1809— 1882) выдвинул предположение о том, что прародиной человечества является Африканский континент, где обитают наиболее близкие к человеку антропоиды— шимпанзе, и горилла. Археологические исследования последних десятилетий подтверждают идею об Африканской прародине человечества. Тем не менее в современной исторической науке существуют две гипотезы: моногенизма и полигенизма. Согласно гипотезе   моногенизма      (которой придерживается большинство исследователей) человечество произошло из одного ограниченного очага земного шара — высокогорных районов Восточной и Южной Африки (некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке в целом).

Гипотеза полигенизма  допускает существование нескольких центров формирования человека —  в Африке и Азии.

Формирующееся    человеческое общество прошло в своем развитии две  основные стадии: эпоху древнейших людей — архантропов и эпоху древних людей — палеоантропов.

Представление о  том, что древнейшие люди употребляли в пищу (и для лечения недугов) только растения, весьма устарело. Археологические исследования последних лет показали, что уже ближайшие предки древнейших людей — австралопитеки — наряду с собирательством занимались охотой на мелких и крупных животных, т. е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими недугами.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах. Находка  Э. Дюбуа на о. Ява подтверждает этот вывод: без поддержки коллектива сородичей тяжелобольной индивид, по всей вероятности, хромой, с ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Следовательно, становление социальных отношений проходило на самых ранних этапах развития человеческого общества.

Начатки гигиенических  навыков, по всей вероятности, также  стали формироваться уже у  архантропов в процессе обживания пещерных -жилищ и применения огня.

Появление захоронений свидетельствует о развитии у древних людей начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, культа умерших, обрядов — т. е. о формировании абстрактного мышления и окончательном выделении человека, из животного

царства как существа социального. Это подтверждается также значительным уменьшением каннибализма и более частыми находками скелетов тяжело больных древних людей, которые могли выжить, только находясь под защитой коллектива сородичей и получая достаточное количество пищи, которую сами они не добывали.

 

Врачевание  в период расцвета первобытного общества

Расцвет первобытного общества начался в эпоху верхнего палеолита. К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза, значительно расширилась ойкумена. Если на ранних этапах становления  человечества она занимала только зону тропического пояса Африки и Евразии, то к началу верхнего палеолита человек  освоил значительные территории Северной Европы и Сибири, Австралии и Америки. Приспособление к разнообразным  условиям окружающей среды в этот период шло параллельно с формированием  современных рас (негроидной, европеоидной, монголоидной и австрало-идной), а также многочисленных расовых типов.

Развитие первобытного коллективизма, орудийной техники, изобретение лука и стрелы (XIV—VII тысячелетия до н. э.) обусловили дальнейший подъем производительных сил и совершенствование организации человеческого общества, т. е. социальных отношений. В период расцвета первобытного общества это выразилось в возникновении общинно-родового строя сначала в форме ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем — в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.

Ранняя родовая  община охотников, собирателей и  рыболовов была вполне сформировавшимся человеческим обществом. При крайне низкой производительности труда в условиях простого присваивающего хозяйства родовая община была коллективом равных: мужчины и женщины специализировались в разных, одинаково общественно полезных сферах трудовой деятельности; их коллективизм проявлялся как в сфере труда, так и в сфере потребления, т. е. распределения продукта.

Наряду с первобытным  коллективизмом одной из ведущих  характеристик рода является однолинейный счет родства. Исторически представления  о родстве по материнской линии  сложились раньше, чем представления  о родстве отцовском.

Первобытное искусство, первые памятники которого относятся  к верхнему палеолиту (абсолютный возраст— 30—20 тыс. лет), запечатлело в равной степени и мужчин, и женщин.

Изображения мужчин более древние (абсолютный возраст  — около 30 тыс. лет). Как правило, это полихромная живопись на стенах пещер, изделия из камня или кости. Мужчин изображали во время охоты  на животных или в процессе магических обрядов.  

Изображения женщин относятся к более позднему периоду (абсолютный возраст — около 24 тыс. лет). Чаще всего это небольшие  стилизованные статуэтки, выполненные  в реалистической манере из камня  или кости. В археологической  и исторической литературе верхнепалеолитические  статуэтки женщин не связываются с врачеванием. В эпоху верхнего палеолита врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними  коллективами.

Развитая родовая община земледельцев и скотоводов характеризуется, прежде всего, переходом от присваивающего хозяйства к производящему — земледелию (с IX—III тысячелетий до н. э.) и разведению домашних животных (с VIII—III тысячелетий до н. э.).

Врачевание в  этот бурный период истории человечества развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с иррациональными представлениями об окружающем мире.

Результатом рационального  миросозерцания были положительные  знания и приемы врачевания. Богатый  материал для их реконструкции дают исследования традиционной медицины синполитейных обществ аборигенов Австралии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом, по археологической терминологии, в каменном веке.

Первобытные врачеватели  владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов  и частей животных; применяли «шины» при переломах; умели делать кровопускания,   используя колючки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи. В Новой Гвинее, например, первобытные врачеватели синполитейных племен вскрывали вену при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.

В конце позднего палеолита в глубинах пещер стали создаваться специальные святилища, на стенах которых изображались и «служители культа». Наибольшей известностью среди них пользуется небольшое поли-хромкое изображение «колдуна».

Окончательно первобытная  культовая практика оформилась в  период развитой родовой общины, когда  зооморфный тотемизм предков-животных постепенно трансформировался в  антропоморфный тотемизм и культ  предков-людей — покровителей рода.

Культ предков отразился  и на представлениях первобытного человека о причинах болезней:   возникновение недуга порой понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Подобные толкования оказали влияние и на приемы врачевания, целью которых стало изгнание духа болезни из тела больного. В ряде случаев это «изгнание» осуществлялось вполне естественными средствами. Так, аборигены Америки высасывали «дух болезни» при помощи полого рога буйвола. У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для «вселившегося духа». В целом стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная  по археологическим данным с XII тысячелетия  до н. э. (мезолит), — ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens.  

Информация о работе Становление человеческого общества