Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:13, реферат
История медицины — наука о развитии медицины, ее научных направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических условий, развития естествознания, техники и общественной мысли.
Лечение (от греч. therapeie - "лечение") - это комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановление здоровья. В широком понимании терапия - раздел медицины, изучающий методы распознавания и лечения внутренних болезней.
Введение………………………………………………………………………...….……...2
Становление человеческого общества………… ……..........................……………...….4
Врачевание в период расцвета первобытного общества……………….………………7
Врачевание в период разложения первобытного общества…………………………..10
Народная, традиционная и научная медицина……...…………………..……………..13
Вывод……………………………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………………………20
В целом врачевание
периода расцвета первобытного общества
характеризуют: целенаправленное применение
эмпирического опыта
Врачевание в период разложения первобытного общества
Разложение первобытно - общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно.
Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.
Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытно - общинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа (ашанти, наяры, минангкабау и другие народы). На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по традициям матриархата (например ирокезы). Традиционные признаки матриархата долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женской линии.
В период разложения первобытно - общинного строя отчетливо проявились различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах процесс разложения первобытного общества завершился в III—II тысячелетиях до н. э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда).
В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.
К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.
В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации, а следовательно, и к укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений.
Это обусловило появление профессиональных служителей культа. Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т. д. Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными для большинства членов общины.
Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились на заре человеческой истории задолго до .возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным — практика и эмпирический опыт, а не магия, были той основой, из которой появились зачатки врачевания.
В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели—знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — куран-дёро, в Центральной Африке— нганга, на севере Африки и в странах Востока — хакйм, в Индии — вёдья и хаким, и т. д.
Подготовка знахарей велась индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. Так, в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанга выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно заставляли, до обморока, дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями.
Народная, традиционная и научная медицина
В современном мире существуют три глобальных направления медицинской деятельности: народная медицина или народное врачевание, традиционная медицина и научная медицина.
Народное врачевание
Народное врачевание или народная медицина — понятие достаточно широкое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2 млн. лет тому назад) до наших дней.
На заре человечества,
в первобытную эру, врачевание было
коллективным занятием всех общинников
- поистине народным врачеванием.
“Медицинская деятельность - ровесница
первого человека”,- писал И. П. Павлов.
Источниками наших знаний о болезнях и
их лечении в те далекие времена служат,
результаты раскопок поселений и захоронений
первобытного человека, изучение отдельных
этнических групп, которые в силу особых
условий своей истории и сейчас находятся
на примитивном уровне развития.
Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом. Неизбежным следствием тотемизма стал фетишизм выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Вначале это явление имело материальную основу, проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, оружия, плодоносящих деревьев. Культовые предметы изготавливались специально, получив распространение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей.
Религиозные верования отразились на представлении о причинах недугов: болезнь представлялась происками духа умершего предка, поселившегося в теле человека. В честь покойного главы рода устраивались праздники, создавались памятники - тотемные столбы. Согласно убеждениям первобытных людей, сохранив уважение к умершему предку, род обеспечивал себе благополучие и защиту от болезней. В неолите основным приемом врачевания было изгнание злой силы, причем этот процесс проводился вполне естественными средствами.
Традиционная медицина
Традиционная медицина
- в основе лежит религиозно – философское
учение в сочетании с этносом.
Классическими примерами традиционной
медицины являются китайская,
аюрведическая, тибетская традиционные
системы.
Китайская медицина.
Традиционная китайская
медицина – рассматривает человеческое
тело как энергетическую систему, в
которой различные вещества взаимодействуют
друг с другом, чтобы создать физический
организм. Эти основные вещества Ци, Цзин,
кровь и жидкости организма.
Пять элементов, возникло из наблюдения
различных групп динамических процессов,
функций и характеристик в природном мире.
К ним относятся: Вода, огонь, дерево, металл, земля.
Причины дисгармонии:
Внутренние причины
К ним относятся болезни, вызванные эмоциями. Они включают в себя гнев, печаль, беспокойство, страх, радость, горе, задумчивость и шок и, как правило, называются семи эмоциями. Хотя эти эмоции являются нормальными и здоровыми ответными реакциями на многие ситуации с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, они могут вызывать и заболевания, если они слишком интенсивны или длительны, или же не выражены или же не проявляются в течение длительного периода времени.
Внешние причины
К ним относятся
причины дисгармонии, которые относятся
к внешним климатическим условиям. Есть
шесть внешних условий, как правило, известные
как шесть патогенных факторов или шести
внешних зол. К ним относятся: ветер, холод,
сырость, огонь и тепло, сухость и летняя
жара. Разные климатические условия являются
подходящими в течение каждого сезона,
и мы обычно адаптированы к ним, когда
они приходят и уходят. Тем не менее, экстремальные
погодные условия, такие как очень холодная
зима, или же такие условия как потепление
зимой, которые делают нас более уязвимыми
к последствиям данных климатических
условий.
Аюрведическая
медецина
Всю Аюрведу можно представить в виде определенного свода концепций. Важнейшими среди них являются концепции пяти элементов (Панча Махабхута), трех дош (Тридоша), тканей (дхату) и продуктов жизнедеятельности (мала), а также понятие об оболочках (кошах) человека.
Одно из самых главных, базовых понятий всей Аюрведы - это понятие Тридоша. Хотя множество источников употребляет термин «три доши», но правильнее, все-таки, говорить "Тридоша".
Тридоша - это Вата (Воздух или принцип Движения), Питта (желчь, огонь или принцип Трансформации) и Капха (слизь, вода или принцип Объединения и Устойчивости). Успешное практическое применение аюрведического знания возможно только при четком понимании понятия Тридоша. Для этого необходимо выйти за пределы чисто медицинского аспекта Аюрведы и обратиться к философии Вед, что мы и сделаем в следующем разделе.
Тибетская медицина
Традиционная тибетская
медицина – одна из самых древних
в мире. Первые источники, в которых
упоминается о тибетской
По традиции Тибета все что есть на земле способно приносить пользу, а значит и быть лекарством. Тот же принцип кстати используется и в китайской традиционной медицине. Все рецепты, которые используются тибетскими врачами, уникальны и им не одно столетие. Для изготовления лекарств используется множество растений, части животных, несколько сот минералов. Некоторые тибетские препараты состоят из сотен компонентов. Разновидности тибетских лекарств это – пилюли, порошки, масла и специальные лечебные благовония. Пилюли и порошки следует принимать разжевывая и запивая теплой водой. Вообще тибетские врачи часто назначают в качестве лечения просто теплую воду, у этого метода кстати есть и европейские последователи.
Методы лечения
Часто для лечения используются и такие методы как компрессы, иглотерапия, прижигания и кровопускания. Также используется точечный массаж и втирания различных масел. Также часто используется традиционный тибетский массаж – растирание Ку – Нье.
Научная медицина
Научная медицина – нетрадиционна в историческом контексте. Следовательно, ее современная "альтернатива" не может называться "нетрадиционной" медициной. Бытующее сегодня название "нетрадиционная" медицина исторически близоруко и, следовательно, неправомерно, - именно эти так называемые "нетрадиционные методы" чаще всего оказываются методами традиционной медицины.
Период развития
научной медицины укладывается всего
в несколько столетий. Это понятие
еще более узкое, хотя интернациональность,
динамичность и обоснованность научных
методов открывают перед
Вывод
В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический, опыт (несмотря на ограниченный арсенал лечебных средств и приемов) явились одним из Истоков традиционной медицины последующих эпох и в конце концов — современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом.
Итак, болезни существовали
еще в первобытном обществе и
в любую эпоху истории
В древности лечение
было занятием коллективным; «врачом»
в определенных обстоятельствах
мог стать каждый общинник. В качестве
лекарств использовались знакомые всем
средства растительного, животного
и минерального происхождения. Народная
медицина не дошла до наших современников
в первозданном виде. Многое утрачено,
уничтожено, забыто. Рациональные и
приемлемые в любых обстоятельствах
методы древних знахарей соседствуют
с негативным опытом, возникшим в
результате ошибочного миропонимания.
Именно негативный опыт послужил одной
из причин многовекового забвения методов
первобытного врачевания. Если магические
ритуалы безвозвратно ушли в прошлое,
то проверенное временем траволечение
прочно вошло в арсенал современных терапевтов.
Возрожденные старинные методики стали
истоком традиционной медицины, а впоследствии
легли в основу научной.
История медицины является неотъемлемой
частью общечеловеческой культуры, вобравшей
в себя знания и народные традиции от первобытных
времен до нашего времени. На примерах
борьбы различных школ и учений, неразумного
отрицания или поспешного принятия великих
открытий (кровообращение, хлороформ,
рациональная перевязка ран, оспопрививание,
открытие возбудителей болезней и путей
их передачи) прослеживается связь медицины
с общественной жизнью. Пройдя сложный
путь развития, через несколько тысячелетий
медицина подходит к истокам, все чаще
обращаясь к народным методам врачевания.
В современную практику постепенно возвращаются
способы, известные еще с древнейших времен.
Союз народной, традиционной и научной
медицины открывает перед человечеством
широкие перспективы лечения и предупреждения
болезней методами, сообразными с природой,
не нарушающими взаимодействия человека
с окружающим миром.