Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 20:17, лекция
Работа содержит описание исторических условий формирования государственности на Руси.
Предмет «История государственного управления в России» призван показать закономерности возникновения, развития и преобразования государства и его аппарата; всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов. Ваша же задача эти закономерности изучить и иметь в последующем о них своё собственное представление, которое вы сможете аргументировано представить и доказать, если таковое потребуется. А поверьте, как и у многих, у вас впоследствии не раз возникнет желание обратиться к истории России с вопросами. Наш с вами вопрос – это «История государственного управления в России».
Опыт государственного управления в России самобытен, ибо государство Российское — это больше чем государство. Это территория, охватывающая два континента, это более 100 национальностей с множеством разных конфессий, разным образом жизни, уровнем экономики и культуры. Что удерживало народы вместе несколько столетий? Изучение специфики такого управленческого опыта представляет особый интерес; в начале XXI столетия остро осознана необходимость его всестороннего обобщения.
Вы только недавно сдавали вступительные экзамены. Напомните мне определение государства, знакомое вам со школы.
Государство - это ..
ну вы могли бы сказать, что
· «Государство» — один из трудов Платона, выполненный в форме «диалога».
· «Государство» — книга немецкого социолога Франца Оппенгеймера
но меня интересует другое
Государство в широком смысле - есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти.
Вла́сть — возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним.
Это из основ менеджмента:
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.).
Что же такое история? – Наука о прошлом, прошлое само. Но что несет оно в себе?
Зачем оно человеку настоящего? Зачем человеку инновационного, технократического, постиндустриального, информационного общества эти запыленные архивные страницы?
Да затем. История выполняет три функции:
- передачи опыта
- самоидентефикации
- воспитательную (героизм и предательство..активность и пассивность…отстаивание своих интересов и соглашательство, именуемое в науке конформизмом)
Кто умеет складывать
и считать уже уяснил для себя,
насколько важен в принципе курс
История государственного управления
для Специальность «
-опыт принятия управленческих решений
-будем учиться
– отделять себя (российский опыт
государственности и
-будем воспитывать в себе личность, изучая примеры героических битв, блестящих дипломатических ходов, колоссальной самоотдачи на престоле, и выявлять политические просчеты, отмечать в том числе и особенности личности тех правителей и кагорты лиц у низ, что отрицательно сказались на возможном пути развития страны. Это наши задачи, это наши опорные точки изучения. Наша перспективная цель – обогащение вашего личностного опыта, в том числе, в принятии управленческих решений. Напоминаю и повторяю. Это не курс истории России. Курс истории государственного управления опирается на ваши знания по истории России.
Тема 1.1. Становление государственности и государственного управления на Руси (IX-XIII вв.)
1. Исторические
условия формирования
2. Княжеская власть и формирование администрации князя.
3. Реформы государственного
управления первых Рюриковичей
(административно-налоговая
4. Особенности государственного управления в условиях раздробленности.
5. Древняя Русь
в системе управления
Литература:
1. Исторические
условия формирования
История политической жизни России в своих истоках восходит к VIII—IX вв., когда формировалось государство Русь. Возникновению Древнерусского государства предшествовало складывание ранних политических образований. В восточных источниках, в частности, упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба, Славия, Артания.
В рамках общей государственной организации восточные славяне нашли необходимые исторические условия для быстрого общественно-экономического и политического развития. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. С конца IX до начала XI в. Киевская Русь включила в себя территорию других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей.
Возникновение Древнерусского государства хронологически вписывается в процесс государствообразования, проистекавший в IX — X вв. на обширной территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образуется Велико-моравское княжество, а на рубеже IX — X вв. — Чешское. В середине IX в. идет объединение польских племен вокруг двух центров — княжеств вислян и полян, завершающееся во второй половине X в. созданием Древнепольского государства. В IX в. складывается государственность в Хорватии и на сербских землях. В этом же веке образуется англо-саксонское, а в X в. — Датское королевство. Подготовленная внутренним развитием к к государственности и объединению, Киевская Русь в короткий срок отвоевала себе достойное место в международной жизни: ее значение в истории Восточной Европы можно сравнить с ролью империи Карла Великого в Западной.это общее
Это крупнейшее в средневековой Европе государство, просуществовавшее с конца IX до середины XII вв., занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Русь сложилась и заняла «срединное» геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточно-христианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками.
Ко времени образования
государства указанную
Поэтому модную ныне среди некоторых групп молодежи фразу-лозунг «россия для русских» не иначе как неграмотной не назовешь. Так говорит человек, ничего не смыслящий в истории страны, ему бы следовало бы промолчать, т.к. на протяжении веков Киевская Русь, Россия, Российская империй и Советский Союз были колыбелями для десятков народностей и национальностей, многих религий и конфессий. Именно в этом истоки нашей богатой культуры, в этом основа нашего менталитета, наши гордость и наше богатство. Курс истории, в том числе, призван воспитать терпимость к представителям других национальностей, проживающих в России. Этим собственно говоря, и отличается человек культурный – в данном случае способностью преодолеть врожденный страх архетипа «свой – чужой», воспринимать инаковую культуру с позиций терпимости и толерантности. Надеюсь, вас можно отнести к людям культуры в этом смысле слова.
В восточнославянских племенах государственная власть вырастала в условиях территориальных общин. Главным богатством здесь была земля. Однако обилие лесов и неплодородные земли затрудняли земледелие. Сложный рельеф местности и множество болот делали непроходимыми дороги и не способствовали развитию торговли. Только сильная власть родовых старейшин могла преодолеть все эти трудности. Здесь и кроются глубокие истоки российского единодержавия, деспотизма и тотальности, жизненно необходимых в то далекое время и сохранявшихся многие века.
В IХ в. у восточных славян уже существовали внутренние предпосылки для создания государственности. Родоплеменной строй находился на стадии разложения. Верховным органом управления племени по-прежнему было вече - собрание всех его свободных членов. Но уже существовала племенная знать в лице нескольких привилегированных родов, отличавшихся от массы общинников в социальном и имущественном отношении. Из их среды вече выбирало вождей (князей) и старейшин. Ко времени образования государства уже существовали отдельные племенные княжения. Власть племенных князей опиралась на систему укрепления градопоселений, некоторые из которых позднее превратились в настоящие феодальные города. Племенные княжения были еще догосударственными образованиями, а племенные вожди еще не были князьями в подлинном смысле этого слова.
Существовали и внешние предпосылки, способствовавшие созданию государства у восточных славян. Бескрайние степи, простиравшиеся между Черным морем и лесной полосой Русской равнины, издавна были торной дорогой в Европу для воинственных кочевников, орды которых раз в полтора-два столетия исторгала Азия. Многие кочевые племена пытались закрепиться на этих землях, но оседлые славяне-земледельцы готовы были упорно отстаивать плодородную пашню, дававшую огромные урожаи. Постоянная борьба с кочевниками способствовала объединению восточнославянских племен в древнерусскую народность. По сути Киевская держава сложилась в борьбе с внешними врагами и в дальнейшем стала поистине «формой выживания» в постоянной борьбе со Степью.
Предпосылки образования древнерусского государства |
Внешние Постоянная борьба с кочевниками |
Внутренние На смену родоплеменной приходит территориальная организация общества. |
Какую дату принято считать
датой образования
Норманская теория отрицает происхождение древнерусского государства как результат внутреннего общественно-экономического развития. Существовали и предпосылки, и факты, говорящие о том, что процесс государствообраования шел полным ходом (Г.Н Крижановская возможно, будет спрашивать). Нет следов варяжского влияния – только имена , пожалуй. Байер, Миллер, Шлецер-Ломоносов. Версия типична – Ромул, Рем, англосаксы о создании английского гос-ва – рассказы.
2. Княжеская власть и формирование администрации князя.
В 882 г., согласно летописи, новгородский князь Олег, предварительно заняв Смоленск и Любеч, овладел Киевом и провозгласил его столицей своего государства. «Се буди мати градом русьским», - вложил летописец слова в уста Олега. Сам же Олег стал титуловаться великим князем. Таким образом, 882 г., когда под властью одного князя объединилась Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев), стал поворотным в судьбах восточных славян. Объединение двух важнейших центров по великому водному пути «из варяг в греки» дало Олегу возможность приступить к подчинению своей власти прочих восточнославянских земель. Так начался длительный процесс консолидации отдельных племенных княжений восточных славян в единое государство.
Высшая политическая власть в Киевской Руси была представлена великим князем. Он выступал как законодатель, военный вождь, верховный администратор и верховный судья. Со времен первых русских князей, известных по летописям, Рюрика и Олега, княжеская власть становилась индивидуально наследственной, и это придавало ей легитимность в глазах современников. Утверждалась мысль об избранности людей, принадлежавших к княжескому роду. Постепенно власть князя стала восприниматься как власть государственная.
На местах вопросы общенародного значения решаются народным собранием – вече. Отношения власти-подчинения возникают в сфере уплаты дани князю, за которой князь ездил самостоятельно с дружиной. Эти отношения способствуют появлению некой целостности поселений, которые платили дань, но у них не было отношений между собой. Более важную роль в объединении племен вокруг одного центра сыграла обязанность, которую князья наложили на поселения, – возить повозы, в силу которой племена должны были сами доставлять дань в единый центр, князю. Еще одним фактором, сплотившим племена вокруг центра, стала обязанность их представителей (лучших людей) участвовать в оборонительных походах против захватчиков земли русской. Построение городов способствовало завершению тесной связи людей с родами и переезду их в города. Племена стали сливаться в единую древнерусскую народность – «русь».
Информация о работе Становление Госуправления на Руси 9-13вв