Становление Госуправления на Руси 9-13вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 20:17, лекция

Описание работы

Работа содержит описание исторических условий формирования государственности на Руси.

Файлы: 1 файл

Лекция_1_ОЗО.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 Общение с восточными и  западными странами, особенно же с Византией, откуда князь Владимир принял христианство, и южными славянами (общая письменность с Болгарией), имело важные последствия для расцвета собственной культуры, исторически выросшей на местной, славянской почве. Знали Русь и в Европе. Развитое гос-во. Градостроитеьство, храмы, династические браки Ярослава  (1019-1054) сам женат на шведской принцессе, дочери замужем за французским, венгерскии и норвежскими королями. внучка вышла замуж за герм имератора, сын – Всеволод женился на дочери визант императора Константина Мономаха. польский король – на сестре.

Княжеская власть была известна на территории Древнерусского государства еще  до образования такового в IX веке. Княжеская  власть первоначально не носила постоянного  характера, её полномочия состояли в предводительстве дружины в период военных действия, поддержании мирных дипломатических и торговых отношений с другими государствами.

Древнерусское государство - совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависимости от великого князя. По форме правления Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров - крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя (защищать вассалов, оказывать им помощь и получать, в свою очередь, помощь от вассалов), а также права и обязанности князей-вассалов. В дальнейшем с укреплением феодального землевладения местные княжеств а усиливались, все в меньшей степени нуждаясь в помощи великого князя.

Дружина княжеская действует на формирование государственности тем, что вносит в среду князя новое, сословное начало, в противовес прежнему, родовому. Дружина княжеская разнородна по своему составу. Здесь служили и варяги, и пришлые люди из городов и селений. Войско состояло из дружины и наемных людей.  Затем деятельность князя усложнилась — все большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношенииями.

Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных  земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов (например, мыта - торговой пошлины).  Великокняжеский престол передавался по наследству (сначала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем - "отчины", т.е. сыну), княжеская власть местных князей передавалась путем избрания. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими стаавленниками - сыновьями, племянниками, наместниками. Становление княжеской администрации осуществляется на фоне первых административных и правовых реформ.

3. Реформы государственного  управления первых Рюриковичей  (административно-налоговая княгини  Ольги, религиозная Владимира,  правовая Ярослава Мудрого).

Так, в X в. княгиней Ольгой проводится «налоговая» реформа: устанавливаются пункты («погосты») и сроки для сбора дани, регламентируются ее размеры («уроки»). В начале XI в. Владимир Святой устанавливает «десятину», т.е. налог в пользу церкви. В XII в. Владимир Мономах вводит устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения. Постепенно формируется сборник княжеских законов, известный под названием Русской Правды.  Развитию государственности и укреплению княжеской власти на всей территории Древнерусского государства способствовали также принятие и распространение единой религии – христианства.

К середине XII в. новые  политические центры настолько усилились  и обособились, что единое относительно централизованное Древнерусское государство  перестало существовать. На его территории возникли многие самостоятельные княжества. Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли, судопроизводство осуществлялось на его дворе. Около князя находятся люди, сопровождающие его на войну, во время мира они составляют его совет. Исполняют его приказания, в виде посадников заступают его место в областях.

Таким образом, система  государственного управления Руси в XI в. была представлена следующим образом:

• великий князь;

• князья «иже по городам» (как правило, дети или родственники великого князя, посланные туда по его воле);

• старшая дружина («бояре») - советники князя;

• младшая дружина («отроки», «детские») —сборщики дани-подати и судебных штрафов.

Политическое единство Руси XI - первой половины XII вв. было обусловлено сохранявшимся единством господствовавшего слоя - дружины, объединявшейся вокруг князя и существовавшей, главным образом, за счет сбора дани и судебных штрафов.

Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и  государственными делами, были дворцовые  слуги – тиуны. Наиболее важными  из тиунов были дворецкий (дворский), управлявший  княжеским двором, воевода, возглавлявший  вооруженные силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги (например, ключник) С XI в. появились особые чиновники князя по сбору дани — данщики. В Древнерусском государстве встречаются и другие должностные лица: мытники, взимающие торговую пошлину — «мыть», вирники — «виру» — денежный штраф за убийство свободного человека, пятенщики — «пятно» — пошлину за продажу лошадей и пр. Такая система управления называлась дворцово-вотчинной.

4. Особенности государственного управления

в условиях раздробленности

Со второй половины XI в. отчетливо определились новые тенденции в социально-экономическом и политическом развитии русских земель, которые столетие спустя открыли новый этап в истории русской государственности — эпоху феодальной раздробленности.

Эти новые тенденции  были связаны с появлением вотчин - частных крупных земельных владений, принадлежавших, как правило, боярам.

Вотчинники — бояре — владели пахотными землями, табунами коней, стадами коров, домашней птицей. Частью собственности боярина были и несвободные работники (рабы - челядь, холопы). В зависимость от бояр попадали и свободные люди. Таковыми были, например, «рядовичи», заключавшие договор («ряд»), на основании которого они работали на хозяина. Разновидностью «рядовичей» были «закупы», обязанные отработать хозяину «купу» — долг.

Отныне бояре перестали  зависеть от князя. Получая регулярные доходы от вотчины, они уже не нуждались  в дани, а потому не торопились отправляться за князем в поход. Не дань, а земля, обрабатываемая трудом зависимых от бояр людей, стала главной ценностью. Боярин не хотел отрывать своих смердов от пашни не только ради дальних походов, но иногда даже ради защиты страны от нашествий кочевников, если они прямо не задевали его владений. Не нужна была княжеская дружина и для усмирения и подчинения зависимых людей. У боярина был собственный «аппарат подавления»: боярский тиун (управитель хозяйства), а также старосты, боярские холопы, обслуживавшие боярский двор.

С князем оставалась младшая дружина. Это была не только военная сила, но и часть государственного аппарата, лично зависимая от князя. Ей поручалось собирать судебные штрафы, налоги. Собиравшиеся от имени князя, они были основным источником существования младших дружинников, которые нуждались в князе и «кормились» его милостью.

На рубеже XI-XII вв. наметились первые противоречия между боярством и младшей дружиной. Интересы боярства, оказавшегося связанным со своими вотчинами, часто не совпадали с княжескими. Землевладельцы-феодалы, которые приобрели благодаря своему богатству большую политическую силу, стремились к независимости от центральной власти, оказывали давление на местных князей, дабы решать по собственному усмотрению вопросы внутренней и даже внешней политики.

Между тем этому препятствовал сам характер княжеской власти. Дело в том, что со времен Ярослава Мудрого на Руси действовала система замещения княжеских престолов по принципу родового старейшинства. Русь мыслилась как общее родовое владение Рюриковичей, а это означало право каждого члена семейства на временное владение определенной частью земли по очереди старшинства. В условиях отсутствия минимальной стабильности политической жизни и незакрепленности земельных владений князья часто перемещались из одной волости в другую. Они были проходными фигурами для населения определенной местности. Княжеская дружина, приходившая вместе с князем, лишь собирала дань и налоги с населения, нисколько не беспокоясь о будущем. Выдающийся русский историк В.О.Ключевский писал: «Постоянное передвижение князей со стола на стол и сопровождавшие его споры роняли земский авторитет князя. Князь не прикреплялся к месту владения, к тому или иному столу ни династическими, ни даже личными связями. Он приходил и скоро уходил, был политической случайностью для области, блуждающей кометой».

Социально-экономический  прогресс общества в XI—XII вв., подъем земледелия, скотоводства, ремесла и промыслов, развитие внутренней и внешней торговли способствовали росту и укреплению отдельных земель и княжеств Древнерусского государства. Шел рост городов, оживлялась вечевая жизнь, горожане активно боролись за городские вольности и играли важную роль в политических делах. Для социально-экономического развития на местах уже не нужны были огромные масштабы государства в целом.

Происходили изменения  и в княжеской среде. Практика родового старейшинства при замещении  престолов уже не удовлетворяла  разросшийся к XII в. род Рюриковичей. Не было четкого порядка ни в распределении уделов, ни в их наследовании. Каждая ветвь рода - Изяславичи, Святославичи, Игоревичи и т.д. - могла считать себя ущемленной и требовать передела княжений в свою пользу. Все труднее устанавливалось родовое старейшинство. Генеалогически дядя старше племянника, между тем не раз случалось, что физически племянник был старше дяди. Все это рождало княжеские междоусобицы. Набирал силу «отчинный» принцип наследования от отца к сыну. Таким образом, каждый князь превращался из наместника, готового оставить свой удел, в постоянного и наследственного его обладателя, а Русь становилась территорией наследственных владений князей.

Начался сложный, медленный  и противоречивый процесс образования  земельных династий, вживания дотоле странствовавших князей в социальные структуры различных земель и  волостей, сюзеренами которых они становились. С этой поры земельные интересы местных князей и бояр совпали. Они объединились в борьбе с центральной властью, и удельная раздробленность страны приобрела необратимый характер.

Удельные князья перестали платить дань Киеву, разорвали связи со своим верховным сюзереном. Со второй половины XII в. на Руси уже существовало 15 княжеств и отдельных земель: Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское, Смоленское, Киевское, Черниговское, Галицкое, Волынское, Новгородское и др. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. Если в середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, то накануне ордынского нашествия (1230-е гг.) - около 50, а в XIV в. количество княжеств различного ранга перевалило за две с половиной сотни.

В исторических исследованиях  последних десятилетий было выдвинуто  положение о том, что наступление  эпохи феодальной раздробленности  вовсе не означало распада Древнерусского государства. Изменились лишь политическая структура и форма государственной власти. Ослабление власти киевского князя требовало компенсации путем внедрения иного способа управления страной. Была создана система коллективного сюзеренитета. Суть ее в том, что киевский князь выделял долю («часть», «причастие») в южной Русской земле тому, кто признавал его старейшинство и власть и брал на себя обязательство «страдати за Русскую землю», «стеречи» ее от врагов. Такие решения великого князя утверждались на съезде с другими южнорусскими князьями. Практикой стало обязательство киевского князя «думать о Русской земле» (т.е. управлять) вместе с другими совладельцами. Эта система оказалась жизнеспособной, обеспечив относительную стабильность общественно-политической жизни Древней Руси почти до времени монголо-татарского нашествия.

Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации

Оценивая феодальную раздробленность Руси XII-XV вв., следует подчеркнуть, что, будучи порождением в целом прогрессивного социально-экономического развития общества, она была сложным и диалектически противоречивым явлением. Высшая власть в каждом княжестве приблизилась к объекту управления, что, казалось бы, должно было способствовать экономическому расцвету отдельных регионов. В то же время внутренняя жизнь Руси того времени во многом определялась княжескими усобицами, в ходе которых гибли тысячи людей и уничтожались те самые производительные силы, развитие которых главным образом и привело к состоянию раздробленности. Кроме того, ослабление центральной власти и усобицы князей подрывали обороноспособность страны и делали Русь легкой добычей для чужеземных завоевателей.

В период феодальной раздробленности  политическое устройство отдельных  земель и княжеств сохраняло традиционные черты: в большинстве княжеств — в форме феодальной монархии, а в Новгородской и Псковской землях — в форме феодальной республики.

В княжествах монархического типа князья придерживались традиционной формы правления, хотя каждой из русских  земель были присущи свои характерные  особенности. Примером тому может служить Владимиро-Суздальское княжество.

В XI в. Суздалыдина, или Залесская Русь, была далекой окраиной Киевского государства. Активное освоение северо-восточных территорий началось с XII в. при князе Юрии Долгоруком. В XIII в. в молодом Владимиро-Суздальском княжестве преобладали дружинные связи, которые были характерны и для Южной Руси. Политической опорой князя была дружина. Старшие дружинники («бояре») становились вассалами князя, младшие («отроки», «детские») формировали княжеский двор. Дружинники-вассалы имели право свободно выбирать себе сюзерена и переходить от одного князя к другому. Без ведома старшей дружины князь обычно не принимал решений. Процесс превращения дружинников в класс феодалов-землевладельцев на северо-востоке Руси в то время еще не был завершен.

В области и города князь назначал посадников из числа  младших дружинников, правивших  от имени князя. На местах и при  дворе князя действовали тиуны — холопы, выполнявшие важнейшие поручения князя. Посадники и тиуны составляли административный аппарат княжеского двора. Все они были слугами своего господина и целиком зависели от него.

Типичным примером феодально-республиканской  системы правления был Новгород, который в XII в. стал боярской республикой с самобытным вечевым устройством.

Вече решало большинство  важнейших вопросов внутренней и  внешней политики: объявляло войну  и заключало мир, утверждало договоры и законодательные акты, приглашало и выгоняло князей. Оно же выбирало должностных лиц - посадника, тысяцкого и епископа (позднее архиепископа).

Информация о работе Становление Госуправления на Руси 9-13вв