Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 20:55, реферат
Ни древний мир, ни эпоха феодализма не знали экономических учений в строгом смысле слова. Зачатки экономической теории, однако, можно встретить и во весьма отдаленные от нас времена в трудах выдающихся мыслителей. Среди них прежде всего нужно назвать древнегреческого философа Аристотеля (384— 322 до н. э.). Рассматривая богатство, Аристотель делит его на два вида: натуральное и денежное. Первое он считает истинным богатством. Богатство как совокупность потребительских ценностей имеет свои границы, ибо потребление не безгранично. Денежное богатство таких границ не имеет.
1. Становление экономической теории
Ни древний мир, ни эпоха феодализма не знали экономических учений в строгом смысле слова. Зачатки экономической теории, однако, можно встретить и во весьма отдаленные от нас времена в трудах выдающихся мыслителей. Среди них прежде всего нужно назвать древнегреческого философа Аристотеля (384-- 322 до н. э.). Рассматривая богатство, Аристотель делит его на два вида: натуральное и денежное. Первое он считает истинным богатством. Богатство как совокупность потребительских ценностей имеет свои границы, ибо потребление не безгранично. Денежное богатство таких границ не имеет. Соответственно Аристотель подразделяет «искусство приобретать богатство» на два направления. Цель первого -- удовлетворение потребностей. Цель второго -- накопление денег. Науку, занимающуюся натуральным богатством, он называет «экономией» (от греческих слова «ойкос» -- хозяйство и «номос» -- закон), а рассматривающую денежное богатство -- «хрематистикой» (от греческого слова «хрема» -- владения, состояние). К хрематистике Аристотель относится резко отрицательно. Аристотель понимает, что экономия не отделена от объекта хрематистики непреодолимым барьером: одна перерастает в другую. Каждое благо может быть употреблено двояко. Естественное употребление -- прямое удовлетворение нужды в этом благе: мясо поедается, плащ охраняет от непогоды. Неестественное употребление -- для обмена. Но если обмен служит получению какого-то другого нужного человеку блага -- это еще сфера экономии. Если же целью обмена являются деньги как таковые -- это уже сфера хрематистики. Деньги возникают в сфере экономии. Они служат соизмерению благ. Товары становятся равными друг другу вследствие того, что все они выражаются в деньгах. В средневековой Европе идеи Аристотеля почитались не пререкаемыми. На них опирался и видный мыслитель Фома Аквинский (1225 или 1226--1274), итальянский монах, объявленный католической церковью через полвека после смерти святым. У Аристотеля Фома Аквинский взял деление богатства на естественное и искусственное, отрицательное отношение к хозяйствованию ради денег, утверждение, что деньги не могут порождать деньги. Но он пошел дальше Аристотеля в признании пользы товарно-денежных отношений. Признавая, что торговать ради прибыли в общем постыдно, Фома Аквинский допускает торговую прибыль, если она служит источником средств существования для торгующего или используется на честные цели (помощь бедным, религиозные и другие общественные нужды и т. п.). Торговую прибыль он истолковывает и как плату за труд, если купец улучшает вещь перед ее перепродажей. Отступает от Аристотеля Фома Аквинский и в толковании процента. В принципе брать плату за предоставление денег в пользование нельзя, потому что деньги изобретены для обмена. Однако, давая деньги взаймы, кредитор лишается возможного дохода от их использования (например, от приобретения доходного дома или земельного участка). Кроме того, задержка денег у должника может приносить явный ущерб заимодавцу. С другой стороны, используя чужие деньги, должник получает прямую выгоду в виде прибыли. Этой выгодой он должен поделиться с кредитором. Фома Аквинский принадлежал к числу сторонников канонической доктрины, разрабатывавшейся церковными юристами, толкователями католических религиозных канонов с ХII века. Канонисты поставили вопрос о справедливой цене. В его решение Фома Аквинский внес свой весомый вклад. Он выделил два вида справедливости в обмене: справедливость «сообразно вещи» и справедливость «сообразно отношения части к целому». Первый вид справедливости реализуется в цене, отражающей затраты труда и другие расходы. Второй вид справедливости реализуется в цене, дающей продавцу возможность поддерживать образ жизни, приличествующий его социальному положению. На заре капиталистического хозяйствования формируется концепция меркантилизма. Наиболее полного развития меркантилизм достиг в Англии. Свое название эта концепция получила от итальянского merkante -- торговец, что передает ее сущность. Главное внимание меркантилистов сосредоточено на торговле, на сфере обращения. Основные положения меркантилизма сводятся к следующему. Богатством является лишь то, что превращается в деньги; собственно, деньги -- это и есть подлинное богатство, его воплощение. Производство служит только предпосылкой для создания богатства, а непосредственным источником богатства служит обращение, сфера торговли, где произведенные товары превращаются в деньги. Именно в обращении возникает прибыль. Внутри страны купля-продажа только перемещает богатство из рук в руки. Общего выигрыша здесь быть не может, так как количество денег остается в целом неизменным (меркантилисты имеют в виду деньги только как золото и серебро). Прибыль одного оборачивается убытком другого, в целом же страна прибыли не получает. Только внешняя торговля перемещает богатство из страны в страну. Поэтому надо как можно больше продавать за рубеж, а не отдавать свои деньги за иностранные товары.
Меркантилизм прошел два этапа своего развития. К XVI в. относится ранний меркантилизм, называемый также монетарным или меркантилизмом денежного баланса. Его основное требование: абсолютное сокращение импорта (вплоть до полного запрета вывоза золота и серебра за границу). Идеи раннего меркантилизма в Англии пропагандировал Уильям Стаффорд (1554--1612). В XVII в. на смену монетарному меркантилизму приходит так называемый меркантилизм торгового баланса. Отказ от импорта объявляется бесперспективным. Главное, считают поздние меркантилисты, чтобы экспорт превышал импорт, т. е. торговый баланс должен быть активным. Наиболее ярким представителем позднего меркантилизма был англичанин Томас Мен (1571--1641), один из директоров Ост-Индской компании -- монополиста в торговле с Востоком. И ранний, и поздний меркантилизм связывают процветание страны с активным вмешательством государства в экономическую жизнь. Идеи меркантилизма получили распространение во многих странах Европы. Во Франции их пропагандировал Антуан де Монкретьен (1575--1621). Одним из первых теоретиков меркантилизма был итальянец Антонио Серра. В России в XVII столетии меркантилистские программы разрабатывали Афанасий Ордин-Нащокин (1605--1680) и Юрий Крижанич (1618--1683), а в ХVIII веке -- Иван Посошков (1652--1726). Но их труды еще в большей степени, чем работы английских меркантилистов, относились не к теории экономики, а к экономической политике.
2. Физиократизм
Первая совокупность идей и представлений, образующих целостную теоретическую концепцию экономической жизни, была предложена школой физиократов. Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. Творцом учения физиократов был Франсуа Кенэ (1694--1774), придворный врач Людовика XV. Кене подходит к обществу как к живому организму. У экономики -- свои законы естественного функционирования, не зависящие от воли и желания людей. Законы эти не меняются со временем, они постоянны. Кенэ видит в богатстве, прежде всего его вещественную сторону. С этой точки зрения обмен не может быть источником богатства. Торговля лишь перемещает вещественные блага, а не создает их. Поэтому экономический анализ должен быть сфокусирован на сфере производства. Но и не всякое производство увеличивает богатство: вещество прирастает лишь там, где «работает» природа. Отсюда и название направления. Физиократия в буквальном переводе с древне греческого -- власть природы. Чистый доход общества рождается только в сельском хозяйстве, промышленность же преобразует, вещество ничего не добавляя. Кенэ уподобляет промышленность повару, который может сварить горох, но не увеличить число горошин. Прибыль на капитал в промышленности физиократы отрицают. Конечно, промышленный продукт стоит дороже, чем пошедшее на его изготовление сырье, так как в него включаются издержки содержания работников промышленности. Однако общее богатство страны от этого не возрастает, ибо содержание работников промышленности осуществляется за счет сельского хозяйства. В экономической жизни, согласно Кенэ, участвуют три класса: производительный класс, класс собственников и бесплодный (стерильный) класс. В производительный класс входят все, кто обрабатывает землю, делает затраты на эту обработку. Класс собственников включает тех, кто, не участвуя в производстве, получает чистый доход, создаваемый производительным классом: землевладельцам он достается в виде арендной платы, духовенству -- в форме церковной десятины, королю -- в виде налогов. К стерильному классу относятся те, кто связан с промышленным производством: предприниматели, наемные рабочие, ремесленники, крупные и мелкие торговцы. Модель экономических отношений между этими классами Кенэ представил в ставшей знаменитой «Экономической таблице» (1758). По существу Кенэ построил первую схему воспроизводство общественного продукта. Верный своей врачебной профессии, Кенэ считает, что экономика может находиться в здоровом, нормальном состоянии, а может быть и больной, ненормальной. Здоровая экономика -- это экономика в состоянии равновесия. Условия равновесия и составляют объект изучения. Построенная Кенэ модель крайне упрощена. В ней отражено только простое воспроизводство, т. е. производство, повторяющееся от цикла к циклу в неизменном объеме, причем цены остаются постоянными. Движение товаров ограничено внутренним рынком. В сельском хозяйстве выделяется производство продовольствия и сырья для промышленности; вся продукция промышленности выступает как нерасчлененная масса потребительских товаров. Распределению доходов между собственниками средств производства и наемными работниками Кенэ не уделял большого внимания. Заработную плату он рассматривал как стабильную величину, определяемую минимумом средств существования. Теоретическая концепция Кенэ служила ему обоснованием практических требований к экономической политике. Поскольку весь чистый доход достается классу собственников, на него следует возложить всю тяжесть налогового бремени. Налоги на заработную плату фактически означают налоги на предпринимателя, ибо он все равно должен обеспечить рабочему минимум средств существования. Налоги же на предпринимателей -- безразлично, в промышленности или в сельском хозяйстве -- могут быть ими выплачены только за счет капитала, что будет подрывать основы простого воспроизводства.
Дальнейшее развитие концепция физиократов получила в творчестве Анна Робера Жака Тюрго (1727--1787). Тюрго дополняет деление общества на 3 класса делением производителей на предпринимателей и наемных рабочих. Деление это он не считает изначальным. Оно возникло постепенно в силу экономности и старательности одних и расточительности и лености других. Именно к Тюрго восходит более развития уже в XIX в. концепция бережливости как основы первоначального накопления капитала. Тюрго выдвигает объяснение, почему заработная плата наемных рабочих тяготеет к минимуму средств их существования: причина -- в конкуренции между рабочими в условиях избытка предложения труда над спросом на труд. В отличие от Кенэ, Тюрго признает промышленную и торговую прибыль. Он рассматривает ее как процент на капитал, сам же этот процент выводит из земельной ренты. Капиталист, по Тюрго, мог свои деньги превратить в земельную собственность. Значит, деньги должны приносить такую же прибыль, как земля, которая может быть на них куплена. Но, признавая существование прибыли стерильного класса, Тюрго не отступает от фундаментального постулата физиократизма, что чистый доход создается только в сельском хозяйстве. Промышленную и торговую прибыль Тюрго рассматривает как вычет из чистого продукта производительного класса. Будучи генеральным контролером финансов при Людовике XVI, Тюрго пытался осуществить налоговые реформы в духе физиократизма. Как и другие сторонники этого направления, он выступал за свободу торговли. В противовес меркантилистам, физиократы отвергали государственное регулирование экономической жизни. Собственно история экономического либерализма начинается с физиократов. Ставшее символом экономического либерализма выражение «Laissez faire, laissez passer» («позволяйте делать, что хотят, позволяйте идти, куда хотят») принадлежало французскому экономисту Жан Клоду Гурне (1712--1759), выступившему в 1758 г. на ассамблее школы физиократов. Понятие «система laissez faire» стало синонимом понятия «система невмешательства государства в экономику».
3. Английская классическая школа
В рамках школ меркантилистов и физиократов отдельными мыслителями высказывались идеи, ставшие зародышем нового направления, получившего впоследствии название английской классической школы. Среди меркантилистов таким новатором был Уильям Петти (1623--1687), вошедший в историю, прежде всего как создатель науки социальной статистики (сам он называл ее «политической арифметикой»). Разделяя тезис меркантилистов, что богатство страны определяется ее долей в мировом экспорте, а наиболее выгодными является те производства, которые способствуют накоплению в стране золота и серебра. Петти поставил вопрос, чем определяется «естественная цена» при обмене любого товара на золото или серебро. Он дает следующий ответ: товар, произведенный человеком за определенное время, равен по стоимости количеству серебра (или золота), которое за то же время другой человек может добыть, перевезти, начеканить из него монету. Некоторые экономисты считают, что Петти заложил основы трудовой теории стоимости, лежащей в основе учения классической школы. Другие отрицают это, отмечая, что у Петти нет даже самого понятия «стоимость товара». Следует признать, что подчеркивая фактор труда в определении «естественной цены», Петти расчищал дорогу трудовой теории стоимости. Но и в оценке роли труда он не был, безусловно последователен. Об этом свидетельствует ставшее знаменитым его выражение: «Труд есть отец богатства, а земля -- его мать». В школе физиократов идею определения стоимости трудом развивал Пьер де Буагильбер (1646--1714). Обмен товарами, утверждал он, возник уже при отделении скотоводства от земледелия. Тогда прозрачной была связь между пропорциями обмена и соотношением затрат труда на производство обмениваемых благ. С тех пор экономические связи усложнились, но основа обмена остается той же: «истинная стоимость» товара определяется трудом. Хотя Буагильбер не формулирует тезис об измерении затрат труда рабочим временем, по существу он руководствуется им в своих рассуждениях. Свободную конкуренцию он считает необходимым условием распределения труда между отраслями производства. Основы трудовой теории стоимости были разработаны великим английским экономистом Адамом Смитом (1723--1790), с которого собственно начинается английская классическая школа в политической экономии. В первый период своей научной деятельности А.Смит занимался вопросами логики и этики. Личное знакомство с Петти и Тюрго послужило толчком к изучению экономики. В 1776 г. Смит опубликовал свой главный труд -- «Исследование о причинах и природе богатства народов». Книга имела огромный успех даже далеко за пределами Англии, и не только у ученых. Многие государственные деятели объявляли себя последователями Смита, на его книгу ссылались в парламентских дебатах об экономической политике. При объяснении экономических явлений А.Смит исходит из неизменной природы человека. В основе всех экономических процессов лежит эгоизм. Общее благо стихийно складывается вследствие взаимоограничивающих действий отдельных индивидуумов, каждый из которых стремится к своей выгоде. Экономические отношения людей не определяются общественным договором, а формируются спонтанно и потому от воли отдельных особей не зависят. Источник богатства, по Смиту, не обращение, а производство. В отличие от физиократов, А.Смит считает, что стоимость создается в любой отрасли материального производства, а не только в сельском хозяйстве. Условием роста богатства является повышение производительности труда. Будучи сыном своего времени -- мануфактурного периода, индустрии, машинному производству он не уделяет внимания, а повышение производительности труда объясняет разделением труда. Само разделение труда обусловлено естественной склонностью людей к обмену. При этом Смит подчеркивает, что глубина разделения труда тесно связана с объемом рынка: чем рынок шире, тем специализация производителей может быть глубже. Смит различает в товаре два аспекта: меновую ценность (стоимость) и потребительную ценность. Он отвергает попытку вывести первую из второй: соотношение меновой ценности алмаза и воды не находится ни в каком соответствии с соотношением их потребительной ценности. Рыночные цены товаров, по Смиту, складываются под влиянием спроса и предложения, поэтому они отличаются от «реальных», «естественных» цен. (Это различение проводил уже Петти). Естественная цена товара -- его меновая ценность или стоимость. Она определяется трудом. Труд выступает как источник и как мера стоимости. Смит считал, что величина стоимости определяется не индивидуальными затратами труда данного производителя, а затратами, необходимыми в среднем при данном состоянии производства. При этом заодно и то же время квалифицированный и простой труд создают разную по величине стоимость.
Объясняя, почему труд служит мерой стоимости, Смит ссылается на то, что работник всегда рассматривает свой труд как жертву, отказ от свободы и отдыха. Если человек что-либо отдает, он требует взамен нечто равноценное, в данном случае -- товар, для производства которого он должен был бы понести такую же жертву. Смит исходит из эквивалентного обмена товаров. Поэтому в его концепции одинаково справедливы два определения стоимости (меновой ценности): 1) стоимость товара определяется трудом, необходимым для его создания (приобретения); 2) стоимость товара определяется трудом, который можно получить (купить) за этот товар. Здесь противоречия нет. Противоречие с трудовой теорией стоимости возникает у Смита, когда он переходит к анализу доходов, образующихся при реализации товаров. Смит утверждает, что труд является единственным обстоятельством, определяющим меновую ценность только в примитивных обществах. В современных же условиях надо учитывать еще капитал и землю. А.Смит четко выделяет 3 основных вида дохода: заработную плату, прибыль и ренту. Все остальные виды дохода, например, процент, он считает производными. Заработная плата рассматривается как единственная форма трудового дохода. Но в объяснении самой заработной платы Смит непоследователен. У него сосуществуют два по сути взаимоисключающих истолкования этой категории. Согласно первому, рабочий получает в виде заработной платы лишь часть стоимости (меновой ценности), созданной его трудом.
4. Дальнейшая эволюция классической школы
Двойственный подход А.Смита к истолкованию стоимости и доходов послужил основанием для развития его идей в двух направлениях, Если Д.Рикардо опирался на положения трудовой теории стоимости, то его современник французский экономист Жан Батист Сэй (1767--1832) исходил из смитовского же понимания стоимости как слагающейся из трех доходов. Сэй провозгласил себя верным учеником Смита, только систематизирующим и комментирующим взгляды учителя. Но фактически он создал свою концепцию, сыгравшую важную роль в развитии экономической теории. По Сэю, производство создает не материю, а полезность, полезность же сообщает предметам ценность. В дальнейшем Сэй полезность рассматривает как оказываемую услугу. Если у Смита речь шла о производстве товаров, то у Сэя производство -- это оказание услуг, и наоборот, любое оказание услуг есть производство. В создании полезности участвуют три фактора: труд, капитал и земля. Каждый из этих факторов оказывает свою услугу, следовательно, вносит свой вклад в создание стоимости. Величина этого вклада определяется только на рынке. Размер заработной платы характеризует то, что создано трудом, процент -- то, что создано капиталом, земельная рента -- то, что создано землей. Предпринимательскую прибыль Сэй относит к заработной плате: это оплата высококвалифицированного труда, связанного с талантом и ответственностью организатора и руководителя производства. Возможно, что наибольшее влияние на дальнейшее развитие экономической науки Сэй оказал своей теорией рынков. Она опирается на тезис, провозглашенный еще физиократами: «Продукты покупаются на продукты». Рынок -- это обмен товаров на товары, а деньги служат только посредником в этом обмене. Но Сэй, развивая эту мысль, делает четыре вывода, составляющие суть его теории. Первый вывод: поскольку каждый продавец одновременно является покупателем, общий кризис сбыта, невозможен -- возможны лишь частные диспропорции. Чем больше в стране производителей, чем многочисленнее производства, тем легче сбыт. Второй вывод: каждый заинтересован в благополучии всех, процветание одного производства благоприятно для всех других производств. Третий вывод: импорт благоприятствует сбыту отечественных товаров, ибо за иностранные товары мы должны платить нашими. Четвертый вывод: те слои, что только потребляют, ничего не производя, не способствуют богатству страны, а разоряют ее. Здесь Сэй вступает в полемику с другим последователем Смита -- английским политэкономом Мальтусом. Томас Роберт Мальтус (1766--1834) приобрел широкую известность своим памфлетом «Опыт о законе народонаселения» (1798). Мальтус провозгласил, что главная и постоянная причина бедности лежит не в плохом правлении и не в неравномерном распределении богатства, а в диспропорции между скудостью природы и притязаниями размножающегося населения. Проблему влияния высоких темпов роста населения на благосостояние масс подымали и до Мальтуса, например, французский физиократ Виктор Рикети Мирабо и английский утопист Уильям Годвин, но они не видели в росте населения угрозы. Мальтус же -- жесткий пессимист. Производство, утверждает он, растет в арифметической прогрессии, а население -- в геометрической, удваиваясь каждую четверть века. Мальтуса интересовала не только причина бедности. В книге «Начала политической экономии» (1820) он по-своему развивает теории стоимости и реализации. Сам Мальтус опирается на имеющееся у Смита утверждение, что стоимость товара определяется количеством труда, который за этот товар можно купить. У Смита этот покупаемый труд равен труду, затраченному на производство данного товара. У Мальтуса количество труда, которое можно получить за товар, обусловлено издержками производства этого, товара. В издержки он включает живой труд, труд уже овеществленный в средствах производства, а также прибыль на авансированный капитал. Но отсюда вытекает, что реализация всей массы стоимости невозможна. Если обозначить издержки на труд х, прочие затраты капитала у, а прибыль z, то рабочего могут на свою заработную плату купить на сумму х, капиталисты купят друг у друга на у (если капиталист будет продавать по цене, включающей и прибыль, то все, что он выиграет как продавец, он проиграет как покупатель сырья, оборудования и т. д.), а г остается нереализованной. Выход Мальтус видит в наличии покупателей, которые ничего не продают и тем самым оплачивают z. Эти непроизводительные потребители в лице аристократии, чиновничества и т. п. так называемых «третьих лиц», по Мальтусу, -- необходимое условие существования капиталистического хозяйства. Мальтус не задумывался над вопросом, откуда «третьи лица» возьмут средство на оплату товаров, производимых капиталистами, что делало его схему реализации, весьма уязвимой для критики. Если предположить, что деньги к третьим лицам поступают от участников производства в виде ренты, налогов, десятины и т. п., то общая величина спроса от этого не изменится: платежеспособный спрос «третьих лиц» есть вычет из платежеспособного спроса рабочих и капиталистов. Учение Рикардо нашло своих продолжателей, прежде всего в лице Джеймса Милля и Мак-Куллоха. Шотландец Джеймс Милль (1773--1836), один из организаторов Лондонского университета, пытался избежать подмеченных противниками Рикардо противоречий между трудовой теорией стоимости и признанием единой для разных отраслей средней нормы прибыли. Трудовую теорию стоимости он толкует в том духе, что не только живой, но и овеществленный труд создает стоимость. Вино, заложенное на выдержку, дороже молодого, ибо над ним работает накопленный труд, воплощенный в подвалах, бочках и т. п. Заработная плата -- вознаграждение за непосредственный живой труд, прибыль -- за труд опосредованный. Профессор Лондонского университета Джон Рамсей Мак-Куллох (1789-- 1864) пошел даже дальше, объявляя трудом действия, совершаемые силами природы. К последователям Рикардо примыкал и Нассау Уильяме Сениор (1790-- 1864), профессор Оксфордского университета. Его труды относятся уже к концу 30-х -- 40-х гг. Сениор -- автор концепции воздержания, подхваченной затем многими экономистами. Воздержание -- движущая сила экономики. Рабочие, трудясь, воздерживаются от покоя и досуга. Капиталист, вкладывая деньги в производство, воздерживается от непроизводительного, но доставляющего удовольствие их расходования. Воздержание не создает богатства, но оно связано с усилиями и тем заслуживает вознаграждения. Стоимость продукта у Сениора конструируется из двух элементов: труда и воздержания. По существу и последователи А.Смита, и продолжатели учения Д. Рикардо во многом отошли от трудовой теории стоимости, составлявшей ядро экономического учения классической школы. В значительной степени это было уже не столько развитием, сколько разложением школы. Но разложение не означало научной деградации. В ряде случаев правильнее говорить о вызревании новых подходов к анализу экономики. Эти новшества переплетались с традиционными положениями, что неизбежно придавало экономическим концепциям эклектический характер. Таким «выдающимся эклектиком» был сын Джеймса Милля -- Джон Стюарт Милль (1806--1873). Милль солидаризуется с трудовой теорией стоимости. Он считает теорию в этой части уже завершенной и не нуждающейся в уточнении. И в то же время сам он прокладывает новые пути в анализе стоимости. Для Милля меновая стоимость -- категория не производства, а обращения: это соотношение между товарами в процессе их обмена друг на друга или на деньги. Меновая стоимость и цена товара устанавливаются в точке, где уравновешиваются спрос и предложение. Милль пытается соединить трудовую теорию стоимости (которую он трактует как теорию издержек производства) с концепцией меновой стоимости как точки равновесия спроса и предложения: предложение, по Миллю, определяется издержками производства. Милль предвосхитил и некоторые положения, развивавшиеся позже экономистами, анализировавшими влияние изменения цен на спрос. До Милля закон спроса и предложения понимался как закон роста цены под влиянием спроса и снижения ее под влиянием предложения. Милль указывает, что такое толкование приводит к порочному кругу, ибо не только спрос и предложение влияют на цену, но и цена изменяет спрос и предложение. Он по существу вплотную подошел к понятию «эластичность спроса», выражающему степень изменения спроса при изменении цены. Важными элементами концепции Милля были его представления об экономических законах. И Смит, и Рикардо признавали наличие объективных экономических законов, которые рассматривались ими как естественные и потому вечные. У Милля вечны законы производства, тогда как законы распределения историчны.
5. Экономическая концепция ранних критиков капитализма
Исторические корни и сущность «экономического романтизма». Критика С. Сисмонди методологии классической политической экономии. Учение о стоимости, заработной плате, земельной ренте и национальном доходе. Обоснование экономического кризиса при капитализме. Р. Оуэн и его практическая деятельность. Социалисты - рикардианцы: У. Томпсон, Дж. Грей, Дж. Брей, Т. Годскин, П-Х. Прудон. Проблема собственности, теория «конституированной стоимости» и «рабочих денег». Проекты реформирования обмена К. Родбертус и его «социальные письма». Анализ основных категорий экономики капитализма, понятие «ренты вообще».
6. Экономические учения марксизма
Учение, получившее свое название по имени его основоположника, было создано вынужденным эмигрировать из Германии революционным политическим деятелем Карлом Генрихом Марксом (1818--1883) при непосредственном участии его друга и соратника Фридриха Энгельса (1820--1895). Оно изложено с наибольшей полнотой в многотомной работе Маркса «Капитал». Первый том «Капитала» опубликован в 1867 г., второй и третий были подготовлены к изданию Энгельсом уже после смерти Маркса (1885 и 1894), четвертый, оставшийся в набросках, был выпущен в свет под названием «Теории прибавочной стоимости» учеником Энгельса Карлом Каутским (1905--1910). Среди собственных работ Ф.Энгельса, затрагивающих проблемы экономической теории, следует назвать прежде всего «Переворот в науке, совершенный господином Евгением Дюрингом» (1878), чаще сокращенно именуемую «Анти Дюринг». Марксистское экономическое учение генетически связано с английской классической школой в политической экономии. Маркс исходит из рикардианского понимания трудовой теории стоимости, но он вносит в анализ принципиально новые моменты. Любой товар имеет две стороны: потребительную ценность и меновую ценность*. Как потребительные ценности товары, по Марксу, несравнимы. Сопоставимыми их делает то, что все они -- продукты труда. Марке говорит о двойственном характер труда, воплощенного в товаре. С одной стороны, это всегда определенный конкретный труд, и в этом качестве он создает конкретную потребительную ценность. Но всякий труд, независимо от его конкретного вида, есть затрата человеческой энергии, мускулов, нервов, и это делает продукты труда сравнимыми. Труд, рассматриваемый в таком плане, Маркс называет абстрактным трудом. Абстрактный труд создает стоимость товара, проявляющуюся в меновой ценности (или меновой стоимости), т. е. пропорции, в которой товар обменивается на другой товар. Деньги возникли из товарного обращения исторически. Вначале обмен носил случайный характер, затем он стал постоянным явлением и тогда из общей массы товаров стал выделяться один как всеобщий эквивалент. Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом (или серебром), которое и стало деньгами, поскольку стоимость создается только трудом, прибыль капиталиста есть результат присвоения продукта труда рабочих. Английская классическая школа не могла объяснить происхождение прибыли без признания нарушения закона стоимости: если капиталист покупает труд рабочего по стоимости, прибыль невозможна; если она существует, значит, труд покупается ниже стоимости. Маркс предлагает такое решение: капиталист покупает не труд, а рабочую силу, т. е. способность трудиться. (Стоимость рабочей силы определяется затратами на ее воспроизводство: на питание, одежду, образование и приобретение квалификации, содержание детей, которые должны будут заменить физически выбывающую рабочую силу родителей, и т. п. Разницу между стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс именует прибавочной стоимостью). Прибавочная стоимость -- источник прибыли капиталиста. В течение рабочего дня рабочий должен, прежде всего произвести стоимость, эквивалентную стоимости его рабочей силы. Затрачиваемый на это труд Маркс именует необходимым трудом. Всю остальную часть рабочего дня рабочий занят прибавочным трудом, создавая прибавочную стоимость. Соотношение прибавочного и необходимого труда (или, что тоже самое, прибавочного и необходимого рабочего времени) характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами. Маркс видит два пути повышения степени эксплуатации: прямое увеличение прибавочного труда за счет удлинения рабочего дня и изменение соотношения прибавочного и необходимого труда в пределах фиксированного или даже сокращаемого рабочего дня. Первый путь он называет получением абсолютной прибавочной стоимости, второй -- получением относительной прибавочной стоимости. Первый характерен для раннего капитализма, второй -- для зрелых его форм. Сокращение необходимого времени может быть достигнуто без понижения жизненного уровня работников при удешевлении средств существования рабочих за счет роста производительности труда. Маркс выделяет еще один путь увеличения прибавочной стоимости: получение избыточной прибавочной стоимости путем снижения индивидуальных (для данного предприятия) издержек производства по сравнению с общественно необходимыми. Но этот вид прибавочной стоимости не может присваиваться всеми капиталистами и даже у отдельных капиталистов он носит временный характер Маркс вводит деление капитала на постоянный (представленный в виде средств производства) и переменный (вложенный в рабочую силу). Отношение постоянного капитала к переменному он называет органическим строением капитала и связывает с ним динамику занятости, движение нормы прибыли и ряд других явлений. Поскольку органическое строение капитала вследствие технического прогресса повышается, спрос на рабочие руки растет медленнее, чем величина капитала. Отсюда, по Марксу, неизбежность роста армии безработных, а, следовательно -- ухудшение положения рабочего класса по мере развития капиталистического производства. Маркс формулирует «всеобщий закон капиталистического накопления»: накопление богатства на одном полюсе, у класса капиталистов, есть накопление нищеты и муки труда на другом полюсе, на стороне рабочего класса. Рост органического строения капитала порождает и тенденцию к снижению нормы прибыли, рассматриваемой как отношение прибавочной стоимости ко всему авансированному капиталу. Это, по Марксу, именно тенденция, так как понижению нормы прибыли препятствуют такие факторы, как рост степени эксплуатации, уход капитала в колонии, где органическое строение капитала ниже, и ряд других. Классическая школа не могла согласовать с трудовой, теорией стоимости фактически наблюдаемое равенство нормы прибыли в отраслях с разным органическим строением капитала. Маркс декларирует следующее решение проблемы. Капиталы устремляются в отрасли с низким строением капитала, а, следовательно, с высокой нормой прибыли. Усилившаяся в этих отраслях конкуренция сбивает цены ниже стоимости. Наоборот, в отраслях с высоким органическим строением капитала, откуда капиталы уходят, предложение отстает от спроса и цены повышаются. Переливание капитала из отрасли в отрасль продолжается до тех пор, пока цены не установятся на уровне, обеспечивающем выровненную, среднюю норму прибыли. При развитом капитализме, утверждает Маркс, товары продаются не по стоимости, а по ценам производства (издержки плюс средняя прибыль). Закон стоимости нарушается в каждой отрасли, поскольку цены производства отклоняются от стоимости то в одну, то в другую сторону, но он действует в обществе в целом, ибо эти отклонения взаимно погашаются и общая сумма цен производства равняется общей сумме стоимостей. Прибавочную стоимость Маркс рассматривает как единый источник промышленной прибыли, процента, торговой прибыли и земельной ренты. Промышленные капиталисты уступают торговцам и банкирам часть прибавочной стоимости, полученной ими за счет труда рабочих в производстве. При этом они высвобождаются от затрат своего капитала на склады и торговые предприятия, уменьшают за счет заемного потребность в собственном капитале. В результате норма их прибыли только повышается. Развивая рикардовскую теорию ренты, Маркс доказывает существование наряду с дифференциальной рентой, связанной с различиями в плодородии и местоположении участков, еще и абсолютной ренты, обусловленной самим фактом собственности на землю, представляющей, по сути монополию. Маркс строит схемы простого и расширенного воспроизводства. Все общественное производство он разбивает на два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления. Их взаимосвязь представляется уравнением, в котором фигурируют постоянный и переменный капитал и прибавочная стоимость. Вывод из этой примитивной модели гласит: при простом воспроизводстве сумма переменного капитала и прибавочной стоимости первого подразделения должна равняться постоянному капиталу второго подразделения, а при расширенном воспроизводстве она должна быть больше этого постоянного капитала. Маркс отвергает концепцию невозможности всеобщих кризисов производства. Он доказывает неизбежность таких кризисов в силу анархии производства. Капиталистическое производство он объявляет цикличным, проходящим через фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема -- к новом кризису. В теории Маркса большую роль играет закон концентрации и централизации капитала и производства. В силу этого закона мелкое производство уступает крупному, а оно, в свою очередь, крупнейшему.