Становление новой российской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:21, реферат

Описание работы

К осени 1990 года уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию. Тем не менее - и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизации страны - не была решена ни одна из трех вставших после 1985 года ключевых проблем:

Содержание работы

Введение

1. Становление новой Российской государственности

1.1 Российская Конституция 1993 г.

2. Экономические показатели

2.1 Политическая ситуация в конце 90-х годов

3. Вотчинное и условное землевладение в XIV-XVI вв..

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

история.docx

— 38.08 Кб (Скачать файл)

      Законодательно  закрепились политическая многопартийность, право свободы труда и право  частной собственности. Конституция  создавала условия достижения в  обществе политической устойчивости.

      После распада СССР отношения федеральных  властей с отдельными субъектами Российской Федерации складывались непросто.

      Один  из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи Российской армии удалось  прекратить возникшие из-за территориальных  споров вооруженные столкновения между  ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики.

      31 марта 1992 г. между автономными республиками России был подписан Федеративный договор. Он предусматривал разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти. Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления к диктату. Документ стал основой государственного единства страны, развития последующих взаимоотношений между центром и национально-государственными образованиями РФ. Татарстан присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия, которые не противоречат тому, что он остается полноценным субъектом Федерации. Специфические отношения сложились с руководством республики Ичкерия (Чечня), которое не только не подписало Федеративный договор, но настойчиво стремилось к выходу из состава России.

      Принятие  Конституции 1993 г. явилось важным шагом в укреплении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России с целью восстановления там конституционного порядка. Это положило начало затяжной и кровопролитной чеченской войне, завершившейся лишь в августе 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. в Хасавюрте между российским и чеченским руководством Соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республики президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратистских стремлений чеченского руководства. Ситуация в республике оставалась крайне напряженной и взрывоопасной.5 

 

       2. Экономические показатели 

      Главным архитектором "шоковой терапии" стал вице-премьер правительства  Гайдар со своими единомышленниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов управления экономикой Чубайсом, Шохиным и др. Их программа экономических  реформ включала 3 основные направления: либерализация цен, свобода торговли, приватизация . В результате освобождения цен с 01.01.92 года денежные средства населения  практически обесценились, в результате оказалось, что покупать акции приватизируемых  предприятий уже было не на что. С 1.10.92 года началась выдача всему населению  ваучеров (приватизационных чеков на которые затем можно покупать акции предприятий).

      Началась  неконтролируемая скупка ваучеров у  населения новыми предпринимателями, банкирами. С помощью ваучеров сколачивался первоначальный капитал, а в процессе приватизация возникли многие огромные состояния. Одновременно с освобождением  цен упразднялась система централизованного  распределения ресурсов. Правительство  пыталось добиться стабилизации прежде всего на макроэкономическом уровне (т.е. стабилизировать показатели экономики  всей страны, контролируя основные показатели — ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства). 6

      Микроэкономические  показатели (на уровне предприятий) выпали из поля зрения правительства и предприятия, в условиях свободных цен, взлетевших в сотни раз, испытывали огромные трудности — не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть  товар. В российской экономике существовали огромные перекосы: доминировали сырьевые отрасли и ВПК (военно-промышленный комплекс) процветали монополии, многие устаревшие производства выпускали  ненужную продукцию, а потребительский рынок был пуст. После распада СССР России достались не только его проблемы, но и проблемы, связанные с его распадом: остался огромный внешний и внутренний долг, предприятия, связанные ранее производственным циклом оказались в разных государствах, исчезли рынки сбыта многих товаров.

      В результате положение в экономике  ухудшалось. Промышленное производство упало в 1992 году на 35%. Эта тенденция  сохранялась до 1996 года.

      При высокой степени монополизации  производства, производители диктовали  свои цены, что привело к их увеличению в 100-150 раз, при росте средней зарплаты в 10-15 раз. Наиболее сильно пострадали «бюджетники», начался отток научных  кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и за границу. Медленно разворачивалась приватизация госсобственности и ее децентрализация, в отличие  от приватизации сферы торговли.

      Условия были таковы, что значительная доля госсобственности на предприятиях отошла управленческому аппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись  преимущества, не смогли ими воспользоваться. Акции многих перспективных предприятий  были скуплены новыми предпринимателями  и банкирами.

      Снизился  жизненный уровень населения (сократилось  потребление, ухудшилась структура  питания, отсутствие у малообеспеченных получить квалифицированную медицинскую  помощь и лекарства), что привело  к сокращению продолжительности  жизни. Растет безработица.

      Итоги первого (92) года реформ:

      спад  промышленного производства — 35%, взаимные неплатежи предприятий достигли 3,5 трлн. рублей;

      не  удалось добить успеха в финансовой реформе — жесткая кредитная  политика под давлением директорского  корпуса, депутатов, профсоюзов сменилась политикой уступок (даны новые кредиты убыточным предприятиям, денежная масса увеличивалась в 4 раза);

      увеличение  денежной массы привело к новой  волне инфляции;

      внешний долг рос, на его обслуживание уходило  треть годового дохода страны;

      снижение  жизненного уровня, рост социальной напряженности, рост безработицы, забастовки.7

      К лету десятки субъектов Федерации  – Татарстан, Башкорстан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская  области – задерживали или  прекращали перечислять налоги в  федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.

      Отдельные субъекты Федерации все настойчивее  предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью  самого правительства. Советник по межнациональным  отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР – неизбежный этап становления государства, а  в перспективе РФ превратиться в  одну из форм конфедерации (объединение  государств при их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной власти, общего законодательства). Но эта точка  зрения не нашла поддержку в правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование республик взявших  курс на отделение, не смотря на отказ  отчислять налоги в федеральный  бюджет.

      В основе сепаратизма лежало желание  республик самостоятельно распоряжаться  плодами своего труда. И поэтому  так болезненно воспринималось то, что, например, в Татарии почти  безвозмездно проводилась перекачка  нефти, в Якутии – алмазов. Край, дающий более 80% алмазных поступлений  России не был способен прокормить себя.

      Первым  серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких  по содержанию договора о разграничении  полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно. Тем не менее в 1992 году был подписан Федеральный  договор между субъектами Федерации (89 субъектов).

      С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это  с Татарстана.

      Обостряются межнациональные отношения в  некоторых регионах — конфликт между  осетинами и ингушами в 1992 году. Сначала  Чечено-Ингушская республика разделилась  на две части, затем произошли  кровавые столкновения между ингушами и северо-осетинами. Особенно напряженные  отношения сложились у федерального центра с Чечней, приведшие в последствии  к затяжному военному конфликту "по наведению конституционного порядка", отличившемуся большими жертвами с обеих сторон и гибелью  под бомбежками мирных жителей. В  Россию хлынул поток беженцев с Северного  Кавказа, из Закавказья и Средней  Азии (с 1991 года общая их численность  достигла 1 миллион человек). Две  трети из них – русские по национальности.

      Важным  вопросом для России начала 90-х был, выбор формы правления: президентская республика (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право на роспуск парламента при определенных условиях) или парламентская республика (сильный парламент, назначающий правительство) или смешанная форма — президентско-парламентская республика. На протяжении 1992 года шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом радикальных реформ значительной части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многими слоями населения и усилили блок старой номенклатуры. В условиях, когда власть продолжала оставаться главным источником собственности, стратегия оппозиции изменилась. Ее перестала устраивать возможность влиять на исполнительную власть за счет численного преобладания в парламенте. Целью становилась власть и возможность контролировать правительство. Именно эту цель отражал лозунг митингов "Трудовой России" и Фронта национального спасения -– "Вся власть Советам". В свою очередь, к весне 1992 года сторонники жесткой линии в окружении Президента взяли курс на роспуск парламента. 

      2.1 Политическая ситуация в конце  90-х годов 

      В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти - Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящие из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки “Выбор России” и “Явлинский, Болдырев, Лукин” (“ЯБЛоко”), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение “Отечество”. Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок “ЯБЛоко” отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ - восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР - возрождение Российского государства в рамках до 1977 г.

      В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли  представители 8 партий. Наибольшее число  мест получили “Выбор России”, ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

      Первым  председателем Совета Федерации стал В. Ю. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в ее составе возникли несколько партийных фракций. Наиболее многочисленной среди них являлась фракция “Выбор России”, возглавляемая Е. Т. Гайдаром.

      Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения  и международных отношений. В  течение 1993-1995 гг. депутаты приняли  свыше 320 законов, подавляющая часть  которых была подписана президентом. В их числе - законы о правительстве  и конституционной системе, о  новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных  обществах, о свободных экономических  зонах.

      На  выборах в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической, политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г. А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые “ущемляли” интересы страны.

      Сформировавшиеся  накануне выборов всероссийское  общественно-политическое движение “Наш дом - Россия” объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных  и предпринимательских слоев. Главную  экономическую задачу участники  движения видели в формировании смешанной  экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства  должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

      В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть  составляли работники законодательных  и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего  депутатского корпуса, 36% общего числа  мест в Думе получила КПРФ, 12% - “Наш дом - Россия”, 11% - ЛДПР, 10% - блок Г. А. Явлинского (“ЯБЛоко”), 17% - независимые и 14% - другие избирательные объединения.

Информация о работе Становление новой российской государственности