Становление отечественного флота на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

Историческая судьба нашей Родины, ее национальное и государственное развитие неразрывно связано с морями и океанами. Борьба за выходы к морям, отстаивание государственных интересов, обеспечение безопасности страны с морских направлений, развитие отношений с соседними странами - все это требовало создания регулярного боеспособного военного флота.
В данной работе мною рассматриваются основные этапы становления отечественного флота, его проблемы и достижения.

Содержание работы

Становление отечественного флота на Руси
Российский флот при Петре I. Указ о создании регулярного флота
Флот в период правления династии Романовых
Становление советского флота
Военно-Морской флот в период Великой Отечественной войны
Отечественный флот в XXI веке
Андреевский флаг и его история
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

История ВМФ РФ.docx

— 38.29 Кб (Скачать файл)

                

  ВВЕДЕНИЕ   

Становление отечественного флота на Руси 

Российский флот при Петре I. Указ о создании регулярного  флота 

Флот в период правления династии Романовых

Становление советского флота

Военно-Морской  флот в период Великой Отечественной  войны

Отечественный флот в XXI веке

Андреевский флаг и  его история

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Историческая судьба нашей Родины, ее национальное и  государственное развитие неразрывно связано с морями и океанами. Борьба за выходы к морям, отстаивание государственных  интересов, обеспечение безопасности страны с морских направлений, развитие отношений с соседними странами - все это требовало создания регулярного  боеспособного военного флота.

В данной работе мною рассматриваются основные этапы  становления отечественного флота, его проблемы и достижения. Тема, для нашей страны, достаточно актуальная, так как страна, имеющая самую  большую территорию в мире и омываемая  со всех сторон морями и океанами, просто обязана иметь хорошо оснащенный и современный военно-морской  флот.

Становление отечественного флота  на Руси

История отечественного морского флота неразрывно связана  со становлением русского государства. Еще в V-VI веках началось вторжение  славянских племен и в причерноморские  владения Византии. Одно из крупнейших в средневековье Древнерусское  государство с центром в Киеве  объединило восточнославянские племена. Оно вело обширную торговлю с западноевропейскими  государствами, поддерживало с ними тесную экономическую, политическую и  культурную связь.

Важную роль в  развитии морского флота играл Великий  Новгород. Он внес немалый вклад  в развитие кораблестроения и  мореплавания. В X веке торговля Новгорода  распространялась до Константинополя. Пространство между Ладожским и  Онежским озёрами, Новой Землей и  Белым морем были хорошо освоены  новгородскими купцами.

У Древнерусского государства  была хорошо организованная и сильная  армия, но постоянного флота у  нее не было. В военно-морских  походах киевские князья использовали торговые суда, называемые ладьями.

В XII век стал переломным в истории Древней Руси. Она  разделилась на ряд удельных княжеств. Феодальная раздробленность и частые междоусобные войны ослабили Русь и  в экономическом, и политическом отношении.

В середине XI в. положение  раздробленных княжеств усугубилось  появлением в причерноморских степях половцев. Торговля с Византией по Чёрному морю была затруднена, а  с XIII века, в связи с нашествием монголо-татар, практически полностью  прекратилась. Поэтому, возросло значение мореплавания по Балтийскому морю. Началось освоение морских путей  в Студеном (Белом) море и Ледовитом  океане.

Однако торговые связи русских с европейскими странами по Балтийскому морю находились под угрозой срыва. Воспользовавшись нашествием монголо-татар, на прибалтийские  русские земли двинулись германские крестоносцы, шведы, датчане, литовцы, поляки.

Борьба за независимость  с иноземными захватчиками в XIII-XIVвв., являлись также борьбой за выход к морям, за ликвидацию политической и экономической изоляции. Когда в XV-XVI вв. русские земли начали объединяться вокруг Московского княжества в единое централизованное государство, то и дело вспыхивали военные конфликты.

Следствием образования  централизованного государства  явились рост городов и ремесленного производства, восстановление и расширение торговли, также, укрепление военной  мощи.

В середине XVI в. Иван Грозный начал военные походы против Астраханского и Казанского ханств, чтобы предотвратить набеги на русские земли и получить выход в Каспийское море. В завоеваниях участвовал и флот. В 1552 г. армия при содействии речного отряда судов взяла Казань. После этого, военная угроза с востока была устранена полностью.

В течение столетия, с середины XVI в. до середины XVII в., русские войска совместно с казаками много раз выступали против крымских татар и турок. В таких сражениях могли участвовать от сотни человек и десятка кораблей до нескольких тысяч человек и сотен судов.

Успешные действия запорожских и донских казаков  в XVII в. привели к заключению в 1649 г. договора с Турцией, по которому русским  разрешалось свободно плавать по Чёрному и Эгейскому морям  и заходить в турецкие порты. Из-за отсутствия регулярного военно-морского флота, оставалась проблема выхода русского государства в Чёрное море.

Российский флот при Петре I. Указ о создании регулярного флота

Безуспешной оказалась  и попытка построить флот в  период Русско-шведской войны в 1656-1661 гг. На Западной Двине под руководством воеводы А.Л. Ордин-Нащекина было начато строительство гребных и парусных судов, предназначенных для военных действий. Но по условиям Кардисского мирного договора, заключенного со Швецией в 1661 г., верфи и корабли пришлось уничтожить.

Осенью 1667 г., по предложению  А.Л. Ордин-Нащекина, было начато строительство судов в селе Дединово, на Оке. Трёхмачтовый парусный корабли "Орел" был спущен на воду в мае 1668 г.

Для выхода России в Черное море, Петром I было принято  решение объявить войну Турции. В 1995 г. русские войска осадили Азов, но из-за недостатка вооружения и слабой выучки, плохо подготовленной техники  и отсутствия флота Азов взять  не удалось. Царь, поняв это, приступил  к постройке кораблей. Для этого  были приглашены иностранные мастера, так как у русских людей  того времени не было достаточных  технических знаний. Впоследствии Петр I подготовил и русских моряков. Построив военные корабли на верфях под  Воронежем, Петр отправил под Азов войска под командованием А.С. Шеина и 19 июля 1696 г. крепость была взята.

К концу XVII в. Россия уже располагала всем необходимым  для создания постоянного морского флота. К этому времени успешно развивалась металлургическая промышленность, действовали железоделательные заводы, изготавливались порох, парусина, канаты и другие материалы, необходимые для оснащения судов. И что самое важное, государство имело десять судостроительных верфей, которая была способна строить как парусные, так и военные корабли, а также подготовленные кадры корабелов. Таким образом, Россия имела значительный потенциал, чтобы стать не только главной континентальной, но и морской державой. Именно этим обусловливались предпосылки принятия исторического решения огромного значения - указа Боярской Думы, принятого по настоянию Петра I 20 октября 1696 г., "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова" Золотарев В. А. Три столетия российского флота. СПб, 2003. С. 75, в котором было постановлено: "Морским судам быть". Россия не имела никакого флота в Балтийском море. В 1702 г. на Ладожском озере находилась шведская флотилия. Русские полковники, посадив солдат на мелкие шлюпки, атаковали шведскую флотилию и захватили несколько судов. В 1702 г. царь занял шведскую крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 г. крепость Ниеншанс в устье реки Невы, где в последствии был заложен город Санкт-Петербург. В этом же году Петр начал строительство судостроительной верфи на Ладожском озере, а в 1704г. заложил Адмиралтейство и начал постройку Балтийского флота. В течение нескольких следующих лет шведы безуспешно пытались отнять русские земли на берегах Финского залива. Тем временем отечественный флот одерживал одну победу за другой. После победы в 1709 г. под Полтавой над армией Карла XII был укреплен международный авторитет России. Всему миру была показана мощь молодого русского флота. Опыт строительства морских кораблей в России в XVII в. и создание морских карт для обеспечения их плавания подготовили условия для быстрого создания Петром I Азовского флота в 1696-1711 гг., Балтийского флота в 1701-1725 г. и организации государственной морской картографии в XVIII в. Великими трудами и подвигами Императора, Московское царство обратилось в сильную мировую державу. Созданный Петром флот позволил России прочно укрепиться на море.

Флот в период правления династии Романовых

После смерти Петра  Великого в 1725 г. настала эпоха дворцовых  переворотов. Российский флот пришел в  запущенное состояние и упадок. Средства на его содержание из казны не выделялись. Корабли стояли в гаванях и  приходили в негодность, команды  не обучались морскому делу.

Дочь Петра I Елизавета  Петровна попыталась вывести флот из упадочного состояния. Но из-за семилетней войны с Фридрихом II, которая требовала  больших затрат, деньги из казны  выделить не удалось. Только при Екатерине II отечественный флот вновь начал  расцветать, приносить России победы и укрепляться на международной  арене.

В 1768 г. Турция объявила войну России. Одним из самых ярких  событий в период войны является Чесменское сражение (1770), в котором русская эскадра нанесла поражение турецким войскам, а потом и вовсе был уничтожен турецкий флот. Чесменское сражение положило начало созданию маневренной тактики русского флота.

Успехи нашей  армии и флота принудили Турцию к подписанию Мирного договора, который  был заключен 10 июля 1774 г. Крым был  объявлен независимым от Турции, а  в 1787 г. Крымский полуостров был присоединен  к России. В Севастопольской бухте  было начато строительство порта - главной  базы Черноморского флота. В итоге, Россия твердо закрепилась на Черном море.

Турция неоднократно пыталась атаковать Россию и вернуть  отвоеванные земли, но сражения заканчивались  победой русского флота. В результате этого Турция была принуждена к подписанию мирного договора, по которому она  была вынуждена навсегда отказаться от Крыма. Так, Екатерина II решила давнюю задачу - выход России в Чёрное море.

Император Николай I, вступивший на престол в 1825 г. во время  своего правления улучшил состояние  флота и поднял его на более  высокий уровень. Были построены  корабли, эскадры посылались в море для практического плавания.

В ходе Крымской войны 1853-1856 гг. за господство в Черном море, на Кавказе и на Балканах, из-за технологической  отсталости отечественных кораблей, противникам удалось захватить  Севастополь. В результате подписанного в 1856 г. Парижского мирного договора, Россия лишалась выхода в Черное море. http://ru.wikipedia.org/wiki/Крымская_война. (Википедия - свободная энциклопедия) Черноморский флот перестал существовать.

После вступления на престол в 1855 г. Александра II, началось строительство нового парового флота. Вследствие того, что в 1871 г. император  отказался от частей Парижского договора, воспрещавших иметь флот на Черном море, в 1877 г. началась Русско-турецкая война. Турецкая флотилия была деморализована. В этой войне русский флот впервые  в истории применил ракетное оружие, зародилась тактика применения торпед с минных катеров. Во время царствования Александра III был создан сильный  броненосный флот на Балтийском и  Черном морях. При нем русский  флот, построенный преимущественно  на отечественных заводах, достиг по размерам третьего положения в мире, после Англии и Франции. http://www.morye.crimea.ua/ru/about.html В 1889 г., вследствие присоединения Амурской области, был получен выход в Тихий океан. После Русско-японской войны в 1906 г. был создан Морской генеральный штаб, который занимался разработкой планов войны на море, судостроительных программ, планов боевой подготовки флота. Талантливые русские флотоводцы, изобретатели, ученые и конструкторы внесли большой вклад в развитие военно-морского дела. В 1918 г. старый русский флот был расформирован и создан советский Военно-Морской флот.

Становление советского флота

Гражданская война  и иностранная интервенции принесли России множественные бедствия. В  тяжелом положении остался и  отечественный флот. Часть кораблей военно-морского флота была затоплена, во избежание захвата их интервентами. "В общем ходе революции и  гражданской войны на долю морского флота выпали особенно тяжелые удары… В сумме это означало, что флота  у нас нет" А. А. Саркисова.Российская наука Военно-Морскому флоту. 1977 . С. 49., - писал М.В. Фрунзе. Необходимо было срочно восстанавливать флот, чтобы иметь возможность защищать столь протяженные морские границы молодой Советской республики. На это был и направлен ряд решений партии и правительства после окончания гражданской войны.

Первоначально начались работы по восстановлению портов и  судостроительных предприятий, что  позволило уже в 1922 г. приступить к ремонту судов и кораблей. В результате проведенных мер  к 1928 г. была отремонтирована значительная часть кораблей и судов, произведена  частичная модернизация линкоров, восстанавливались  военно-морские базы. Флот пополнялся новыми первоклассными кораблями. За счет строительства новых кораблей окрепли  Балтийский и Черноморский флоты, были вновь созданы Тихоокеанский  и Северный флоты.

Восстановление  экономики и индустриализация страны способствовали более планомерному возрождению и становлению флота. Были приняты шестилетняя (1926-1932 гг.) и пятилетняя (1929-1933 гг.) кораблестроительные  программы, а в июле 1933 г. вышло  постановление Совета Труда и  Обороны "О программе военного строительства на 1933-1938 гг." Военно-морское  строительство было направлено на создание легких надводных и подводных  сил, укрепление береговой обороны, морской авиации берегового базирования.

В результате восстановительных  работ в Черноморский флот было введено  много новых кораблей и крейсеров, на которые вместо пушек были установлены  новые дальнобойные орудия, созданные  в советский период. Корабли также  прошли основательную модернизацию: усилены зенитная артиллерия и броневая защита, улучшена противоминная система, установлены новые приборы управления стрельбой, обновлены средства связи  и наблюдения.

Военно-Морской флот в период Великой  Отечественной войны

К началу Великой  Отечественно войны был создан военно-морской  флот, способный вести боевые действия, как с сухопутными войсками, так  и самостоятельно в прилегающих  морях в целях обороны побережья.

22 июня 1941 г. в  4 часа утра Германия вероломно  напала на Советский Союз. Началась  Великая Отечественная война.  Немецко-фашистская авиация произвела  налеты на военно-морские базы  Кронштадт, Ригу, Либаву, Севастополь, Измаил. Противоздушные силы флотов отражали атаки вражеской авиации. Ни один корабль флота в первый день войны не был потерян.

Информация о работе Становление отечественного флота на Руси