Становление просветительской и меценатской деятельности купеческого сословия во второй половине в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 09:23, контрольная работа

Описание работы

Меняется и роль самого купечества в системе высокой культуры. Не дворянство, а купечество выступает во второй половине XIX –начале XX в. основным заказчиком художественных произведений. По его заказам пишут живописные полотна и портреты лучшие живописцы. По заказам купцов строят банки, конторские дома, гостиницы, магазины, особняки, усадьбы, храмы, доходные дома лучшие зодчие. Купцы покровительствуют новым направлениям в искусстве, будь то архитектура, прикладное искусство, музыка или театр, литература и издательская деятельность.
Цель данной работы состоит в анализе связей крупного московского купечества со славянофилами во второй половине XIX в.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
1.Становление просветительской и меценатской деятельности купеческого сословия во
второй половине в России………………………………………………………………………..5 2. Контакты и связи крупного московского купечества со славянофилами во второй
половине XIX в. ……………………………………………………………………………….....7
2.1 Исторические факторы, повлиявшие на становление купеческого меценатства в
России во второй половине XIX в……………………………………………………………..7
2.2 Субкультура московского купечества в идеологии западников и славянофилов…………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Контакты и связи крупного московского купечества со славянофилами во второй половине XIX в.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  ,

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3

1.Становление  просветительской и меценатской  деятельности купеческого сословия  во 

   второй  половине в России………………………………………………………………………..5 2. Контакты и связи крупного московского купечества со славянофилами во второй

    половине XIX в. ……………………………………………………………………………….....7

2.1 Исторические  факторы, повлиявшие на становление  купеческого меценатства в                

      России во второй половине XIX в……………………………………………………………..7

2.2 Субкультура московского купечества в идеологии западников и славянофилов…………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Петровское  царствование положило начало глубокому  расслоению русской культуры на культуру образованных классов, в русле которой функционировало и развивалось стилевое искусство, и культуру народную. Русскому купечеству, представлявшему в основной своей массе выходцев из крестьян, выпала на долю миссия, прямо противоположная культурно-исторической миссии дворянства. Купечеству предстояло уменьшить разрыв, сблизить чуждые, даже враждебные и мало понятные друг другу миры культуры.

Купечество  оказалось благодатной почвой для  восприятия славянофильских идей и  идеалов. Купцы и были тем народом, с которым славянофилам предстояло сродниться, усвоить живительные начала нравственного народного идеала и в свою очередь помочь выходцам из народа воспринять плоды европейской науки и просвещения. Купечеству не могли не импонировать религиозные основы философии славянофильства, как не могло не импонировать уважительное отношение к их предпринимательской деятельности.

На этой основе и рождается связь московских славянофилов с представителями  московского просвещенного купечества. Московские славянофилы и московское купечество, заинтересованные в подъеме русской национальной промышленности, в уменьшении роли иностранцев в хозяйственной жизни России, образуют в 1840–1870-е годы союз соратников и единомышленников, объединенных не только совместной деятельностью, но во многих случаях и личной дружбой.

Процесс завоевания купечеством экономического Олимпа идет параллельно переходу его из сферы культуры одного типа в другой. Купцы получают европейское образование  – гуманитарное, техническое, коммерческое. Они усваивают формы быта дворянского сословия, естественно, насколько им позволяет предпринимательская деятельность. Купцы строят особняки и обустраивают загородные усадьбы, покровительствуют искусству, создают и поддерживают театры, музеи, издательскую деятельность. Но в процессе освоения европейской культуры купечеством и в ходе дальнейшего распространения она приобретает черты массовой народной городской культуры, испытывающей двойное влияние – народных традиций и норм высокой культуры.1 Характерной особенностью старых купеческих фамилий крестьянское происхождение и глубокую религиозность их основателей. Это соединение определяло основы духовно-нравственного идеала, на котором покоился фундамент купеческого дела.

Меняется и  роль самого купечества в системе  высокой культуры. Не дворянство, а купечество выступает во второй половине XIX –начале XX в. основным заказчиком художественных произведений. По его заказам пишут живописные полотна и портреты лучшие живописцы. По заказам купцов строят банки, конторские дома, гостиницы, магазины, особняки, усадьбы, храмы, доходные дома лучшие зодчие. Купцы покровительствуют новым направлениям в искусстве, будь то архитектура, прикладное искусство, музыка или театр, литература и издательская деятельность.

Цель данной работы состоит в анализе связей крупного московского купечества со славянофилами во второй половине XIX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Становление просветительской и меценатской деятельности купеческого сословия во

второй половине в России

Первые шаги в культурной, просветительской и меценатской деятельности представителей купеческого сословия относятся еще к крепостнической эпохе. К концу николаевского царствования начинает постепенно сдавать свои позиции в культурной жизни обеих столиц и в провинции дворянское сословие. В 1830 —1840-е гг. все более заметную роль в литературе, художественном творчестве, в общественной мысли начинают играть выходцы из других сословий и состояний, «разночинцы». Властителями дум становятся представители нарождающейся «демократической» интеллигенции, не относившейся, большей частью, к привилегированным слоям общества.

Что же представляло собой купеческое меценатство? Каковы были его отличия от меценатства  дворянского? Многие из видных купцов-меценатов  прошли непростой путь развития от стихийного и часто неосознанного увлечения собирательством в начале его до создания высокохудожественных собраний и коллекций национального значения, осуществления крупных проектов в области культуры и образования. Культурно-просветительская деятельность таких ярких представителей купеческого меценатства, как Щукины, Третьяковы, Бахрушины, Морозовы и др., была одухотворена идеей общественного служения, гражданской ответственности перед отечеством.

 Можно выделить, по нашему мнению, два основных  периода в истории купеческого коллекционерства и меценатства в России во 2-й половине XIX — начале XX в. Первый период — начавшийся еще в дореформенные годы, продлился примерно до 2-й половины 90-х гг. XIX в. К этому периоду относится начало купеческого собирательства, накопление знаний, выработка общественной позиции у наиболее ярких представителей купечества, переходивших от простого увлечения собирательством для себя к более зрелым, осознанным формам коллекционерства и, вместе с тем, к последовательной меценатской деятельности.2

Причем 60-е — 2-я половина 90-х гг. — время  наиболее активной деятельности таких  выдающихся купеческих меценатов и  коллекционеров старшего поколения, как  К. Т. Солдатенков, П. М. Третьяков и  др. (речь идет, прежде всего, о «знаковых» фигурах, в действительности их было гораздо больше, в т.ч. и в провинциальной России), внесших серьезный вклад в развитие национальной школы искусства, литературы. Их деятельность была направлена на поддержку народного просвещения и культуры, отражала гражданские устремления общества того времени. Второй период — охватывает время со 2-й половины 1890-х гг. до 1917 г. Он характеризуется более массовым распространением коллекционерства и меценатства в предпринимательской среде. К этому времени относится и переход к новым направлениям и стилям в различных областях художественного творчества и литературы, смена художественных вкусов. Приходит и новое, молодое поколение меценатов из среды предпринимателей. Многие из них больше внимания в своей деятельности уделяют новым направлениям в искусстве, литературе, ознакомлению русской публики с достижениями западной и мировой культуры. С возрастанием уровня образования, увеличением культурного слоя из среды предпринимателей выходит все больше лиц, стремившихся к получению творческих профессий, к самостоятельному художественному и литературному творчеству. В это же время постепенно начинает складываться и новая культурная общность образованных классов, отражающая формирование новой, внесословной социальной структуры в России. Поэтому говорить приходится уже не о чисто купеческом меценатстве, а о меценатстве представителей более широко понимаемого предпринимательского слоя страны.3

Конечно, границы  указанных периодов достаточно условны  и подвижны, так как культурную деятельность многих поколений купеческих династий, прославившихся своим меценатством и просветительством, трудно вместить в какие-то жесткие временные рамки. Однако даже самая общая периодизация позволяет представить более четко, какой насыщенный и сложный путь прошло российское предпринимательство в своем культурном и общественном развитии. Основные стадии этого пути отчетливо просматриваются в судьбах крупнейших купеческих коллекционеров и меценатов России пореформенных десятилетий.

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Контакты и связи крупного московского купечества со славянофилами во второй

                                                               половине XIX в.

      2.1 Исторические факторы, повлиявшие на становление купеческого меценатства в                 России во второй половине XIX в.

Со становлением купеческого собирательства и меценатства  историки связывают решительный  поворот к поддержке национального, берущего свое начало в народной жизни, отечественного искусства, наметившийся к середине XIX века. Понятия «национальности» и «народности» приобрели особое значение в связи с Отечественной войной 1812 г., ставшей переломным рубежом в истории России. 1812 год вызвал общенародную борьбу против иноплеменного нашествия, став поворотной точкой в развитии национального самосознания, побудительным импульсом к складыванию нового общественного идеала, основанного, в большей мере, уже не на идее абсолютистского государства, а на идеях национальности и народности.

Именно на почве патриотического  одушевления войны с Наполеоном возникли литературная, историко-просветительская и общественная деятельность «Любомудров», религиозно-философские искания М. П. Погодина, а затем и славянофилов, занятых поисками самобытности, особых свойств, особого исторического пути русского народа. Эти патриотические эмоции, подкрепленные через некоторое время потрясением от Крымской войны и, в особенности, ее наиболее героической страницы — обороны Севастополя, — питали поиски «национального стиля» в литературе и художественном творчестве, в развитии общественной мысли, формируя мировоззрение целых слоев общества. Всплески национально-патриотических настроений периодически заряжали общество энергией и в дальнейшем: во время событий в Польше и Литве, русско-турецкой и русско-японской войн, начала первой мировой войны.4

Многие из виднейших представителей купечества разделяли взгляды славянофилов на исключительность пути России, на необходимость  поисков и поддержки национальных достижений и проявлений в литературе и искусстве, поощрения интереса к отечественной истории и культуре, развитию народного просвещения. Эти взгляды и настроения во многом определяли и направления их коллекционерской и меценатской деятельности. В свою очередь, становившееся заметной силой русское предпринимательство побуждало дворянских идеологов славянофильства видоизменять и углублять свои воззрения. В пореформенные годы И. С. Аксаков вырабатывает новую «теорию общества», в которой большое место уделялось нарождавшейся русской буржуазии.

Вместе с тем нельзя приписывать одному лишь воздействию славянофилов приверженность купечества национальным идеям. В зарубежной историографии бытует мнение о «роковом» влиянии славянофилов, повинных будто бы в том, что купцы прониклись недоверием к европейскому либерализму и стали исповедовать крайний консерватизм и национализм. При этом, однако, не принимается во внимание собственный исторический опыт русского купечества, его генетическая связь с национальной традицией, с жизнью общества. Ведь многие из купцов сами в недавнем прошлом были выходцами из низов и глубоко чувствовали свою связь с корнями народной жизни, с национальными истоками. Кроме того, вряд ли будет правильным считать славянофильство только консервативным течением. Это сложное явление, в котором переплелись как самодержавно-патриотические идеи, так и элементы либеральных воззрений. Некоторые историки считают славянофильство своеобразной разновидностью раннего русского либерализма.

Нельзя не отметить, что, наряду с сильным влиянием на купечество славянофильских идей, ощутимым было и воздействие другой тенденции, олицетворяемой европеизирован-ным дворянским либерализмом, на некоторых видных представителей предприниматель-ского мира, таких как К. Т. Солдагенков, Четвериковы и др. Во многом это влияние питалось стремлением подражать образованному дворянству. Известно, какое громадное впечатление, к примеру, на Солдатенкова оказали взгляды либералов-западников из кружка профессора Московского университета Т. Н. Грановского, активно пропагандировавших в эти же годы свои воззрения. Однако наибольшие плоды это влияние принесло позднее, когда усилились непосредственные контакты представителей торгово-промышленного мира России с европейской культурой, резко повысился их уровень образования, круг интересов. Плоды знакомства с достижениями европейской культуры и цивилизации особенно ярко выразились впоследствии в деятельности таких крупных меценатов из купечества, как тот же К. Т. Солдатенков, а в новом поколении: С. И. Щукин, М.А. и И. А. Морозовы, Н. П. Рябушинский, С. А. Поляков, целого ряда предпринимателей, финансировавших дягилевские проекты, в массовом уходе представителей молодого купечества в творческую деятельность.5

Пока же многолетнее сотрудничество со славянофилами, идущее еще с дореформенного времени, ярко демонстрировало увлеченность русской буржуазии национальной идеей. Особенно сильный отпечаток она наложила на коллекционерскую и меценатскую деятельность русских предпринимателей. В купеческой, прежде всего московской, среде под влиянием агитации славянофилов распространяется увлечение собирательством памятников отечественной и славянской культуры. Новое, торгово-купеческое, сословие, класс предпринимателей, все более уверенной поступью выходившее на сцену, громко заявляло о себе и в меценатской деятельности. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Многие из них исповедовали старообрядчество.

Поэтому, обратившись к  собирательству и меценатской деятельности, они привнесли с собой новый, свежий вкус и впечатления, новые  представления о народности и гражданственности, об истории страны, о предназначении литературы и искусства, научных знаний. В большинстве случаев, особенно в первых поколениях, гораздо менее образованные по сравнению с рафинированными представителями дворянства, но ближе ощущавшие потребности людей из народа, эти новые «меценаты» проявили глубокий интерес к народным, религиозно-православным корням русской культуры и к ее гражданским основам. Лучшие из них, в противовес европейским веяниям дворянства, его увлечению классицизмом и академизмом, стали поддерживать национальную традицию в искусстве и литературе, более широко трактуя и национальную культуру как основывавшуюся не только на вкусах и требованиях верхних классов.

Информация о работе Становление просветительской и меценатской деятельности купеческого сословия во второй половине в России