Становление российской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

К середине 80-х гг. СССР оказался в преддверии экономического, политического, духовно-нравственного кризиса. Существовавшая система была не в состоянии отвечать реалиям современной эпохи. Такое тяжелое наследство досталось новому руководителю государства.
Деятельность его партии была противоречивой, непоследовательной, но бесспорны его заслуги как политика-реформатора, продолжившего демонтаж тоталитарной системы, сделавшего попытку вернуть страну к общечеловеческим ценностям.

Содержание работы

1. Становление российской государственности в 1990-1993 гг.
1.1 От попыток модернизации страны к смене общественного строя
1.2 Становление новой российской государственности
1.3 Государственный аппарат РФ в 1991-1993 гг.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 27.09 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Становление российской  государственности в 1990-1993 гг.

1.1 От попыток модернизации страны к смене общественного строя

1.2 Становление новой российской  государственности

1.3 Государственный аппарат  РФ в 1991-1993 гг.

Список использованной литературы

 

1. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1990-1993 гг.

1.1 От попыток модернизации страны к смене общественного строя

 

К середине 80-х гг. СССР оказался в преддверии экономического, политического, духовно-нравственного кризиса. Существовавшая система была не в состоянии отвечать реалиям современной эпохи. Такое  тяжелое наследство досталось новому руководителю государства.

 

 

Деятельность его партии была противоречивой, непоследовательной, но бесспорны его заслуги как  политика-реформатора, продолжившего  демонтаж тоталитарной системы, сделавшего попытку вернуть страну к общечеловеческим ценностям.

 

Начало деятельности нового руководства связано с попыткой модернизировать социализм, очистить его от устаревших, одиозных форм и  деформаций, придать его облику "человеческое лицо".

 

В апреле 1985 г. провозглашается  курс на ускорение экономического и  социального развития СССР, ликвидацию предшествующих негативных явлений - "механизма  торможения", "застоя". И одновременно продолжается "генеральная линия  на совершенствование общества развитого  социализма". Эта идея прослеживается и в новой редакции Программы  КПСС (1986 г.) из которой, правда, были убраны скомпрометировавшие себя задачи по построению основ коммунистического  общества к 1980 г.

 

Экономика страны продолжала функционировать по старой схеме: активно  использовались методы приказа, нажима, политические кампании, штурмовщина, корректировки планов, громоздкий бюрократический аппарат (около 18 млн. чел.) тормозил, глушил и выхолащивал все новые и позитивные начинания.

 

Авария на Чернобыльской  АЭС (апрель 1986 г.) подтолкнула к выводу о необходимости глубоких изменений  ранее существующих и казавшихся незыблемыми порядков.

 

В 1987 г. на первый план выдвигается  задача демократизации общественной жизни, дальнейшего развития гласности, начинается вторая волна критики сталинизма, первых попыток "нового прочтения" своего исторического прошлого. Это  вызвало сопротивление наиболее консервативных сил.

 

Летом того же года была предпринята  первая за годы перестройки экономическая  реформа, целью которой являлся  переход от административных к экономическим методам руководства. Но механизм ее реализации был явно незавершен, поскольку не допускал плюрализма форм собственности, не затрагивал основ административно-командной системы в экономике.

 

В 1988 г. начинается реформа  политической системы СССР, которая  предполагала создание правового государства. В марте 1989 г. состоялись первые в  истории советской власти свободные  выборы народных депутатов на альтернативной основе. На I съезде народных депутатов  СССР (июнь 1989 г.) развернулась яростная борьба мнений и различных подходов к перспективам и вариантам развития страны. Председателем Верховного Совета был избран Горбачев, в марте 1990 г. он же становится первым (и последним) Президентом СССР - главой исполнительной власти.

 

Поскольку III внеочередной съезд  народных депутатов СССР (март 1990 г.) отменил 6-ю статью Конституции о  монополии КПСС в политической системе, начинают появляться многочисленные партии, движения, объединения с весьма широким  идеологическим спектром - от анархизма  до монархизма. Страна сделала первый шаг к многопартийности.

 

Неудачи во внутренней политике Горбачев пытался компенсировать успехами на международной арене. Был выдвинут принцип "нового политического мышления" - приоритета общечеловеческих ценностей  над классовыми. Было подписано соглашение с США об уничтожении ядерных ракет средней дальности и сокращении стратегических наступательных вооружений, выведены советские войска из Афганистана, улучшены советско-китайские отношения.

 

Демократические процессы в  СССР, его отказ от применения силы в международных отношениях привели  к быстрому крушению "социалистических", просоветских режимов в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, к объединению Германии. Распались  ОВД и СЭВ, начался вывод советских  войск из Восточной Европы. Мощь и монолитность социалистического  содружества оказались мифом.

 

Последствия проводимых в  стране изменений дали повод тогдашнему Председателю Совмина Рыжкову в  декабре 1990 г. заявить, что перестройка  в том виде, в котором она  замышлялась в 1985 г., потерпела поражение.

 

Советское руководство начинает склоняться к необходимости перехода к рыночной экономике, убеждалось, что  альтернативы нет. Это дало толчок созданию в стране первых частных фирм, банков, бирж, АО, стали появляться и свои отечественные предприниматели - "средний  класс", "новые русские".

 

На рубеже 1990 - 1991 гг. в стране сложилась противоречивая, нестабильная обстановка: центр во главе с Горбачевым продолжал топтаться на месте, либералы-демократы все более активно выступали за радикальные реформы общества, нарастала одновременно опасность "справа", в стране усиливались конформизм, социальная нестабильность, региональные национальные конфликты, сепаратизм, центробежные тенденции к выходу из СССР.

 

Однако вопрос о сохранении обновляющегося СССР был положительно решен на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г. (76 % проголосовали за его  сохранение). Поэтому в апреле 1991 г. Президент СССР Горбачев и руководители 9-ти республик договорились в Ново-Огареве о необходимости разработки нового Союзного договора. Проект его был составлен и подписание намечалось на 20 августа.

 

Но, не желая расставаться с властью, консерваторы решили осуществить  нечто вроде "бархатной контрреволюции". С этой целью они изолируют  Президента Горбачева на его крымской даче в Форосе, объявляют больным, в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. создают  ГКЧП во главе с вице-президентом  Янаевым и представителями силовых  структур, требуют от Горбачева сложения его полномочий. Рано утром 19 августа  в Москву стягивается военная  техника, перекрываются въезды и  выезды из столицы, "захватываются" телевидение и радио.

 

Сопротивление путчистам  возглавил первый Президент РСФСР  Б.Н. Ельцин, избранный на эту должность  всенародным голосованием 12 июня 1991 г. "Он занял мужественную позицию, действовал решительно, беря на себя всю  ответственность", - отмечал потом  Горбачев. Ельцин издал несколько  указов против ГКЧП, квалифицировав их действия как государственный переворот, призвал армию не подчиняться  заговорщикам, а население - защищать молодую российскую демократию. Центром  событий стал "Белый дом", на защиту которого пришли десятки тысяч  москвичей, занявших круговую оборону, строились баррикады, формировались  добровольческие отряды.

 

Нерешительность и раскол в войсках, растерянность путчистов, не ожидавших такого сопротивления, поддержка Ельцина большинством правительств стран мира - все это обусловило быстрое поражение ГКЧП, заговорщики были арестованы, Горбачев освобожден.

 

Провал заговора означал  не только крах социалистического реформаторства, но и резко ускорил распад СССР, упразднение прежних институтов центральной власти, с другой стороны, усилил позиции России. В ней начинается мучительный и противоречивый процесс  создания нового.

 

Последствия переворота сказались  и на судьбе КПСС - она утратила свой гегемонизм, влияние и власть. Горбачев отказался от поста Генсека, партия по существу самораспустилась, а затем деятельность ее была запрещена. Так закончила свое существование самая влиятельная политическая сила коммунистического мира.

 

В декабре 1991 г. политические лидеры России, Белоруссии и Украины, собравшись в Беловежской пуще (под  Минском), констатировали, что "Советский  союз более не существует", и провозгласили  образование СНГ, открытого для  всех желающих вступить в него. Вскоре к содружеству присоединились еще  восемь бывших союзных республик.

 

В создавшихся условиях Горбачеву  пришлось объявить о прекращении  им исполнения функций Президента СССР в связи с отсутствием самого государства (25 декабря 1991 г.). Демонтаж такой колоссальной структуры, каким  был СССР, будет, видимо, еще долго  отзываться эхом на судьбах не одного поколения.

 

Законной правопреемницей  распавшейся громадной страны, но в новом качестве становится Российская Федерация. С начала 1992 г. ее правительство  во главе с Гайдаром решает решительно осуществлять радикальную программу  экономических реформ: либерализацию  цен, приватизацию государственной  собственности, акционирование производства. Эти меры создавали благоприятные  условия для предпринимательства.

 

Но правительство вынуждено  было установить высокий уровень  налогообложения, урезать социальные программы. Непопулярные жесткие экономические  меры вызвали снижение жизненного уровня населения, усилили социальную напряженность  в различных слоях российского  общества.

 

В целом же политика Гайдара  преследовала цель стабилизации финансового  положения, уменьшения дефицита государственного бюджета, открытия России дороги в международные  финансовые и экономические организации.

 

В условиях экономической  и социальной нестабильности резко  обостряются противоречия между  законодательной и исполнительной властями. Разногласия возникли и в высшем российском руководстве. Политика реформ подвергалась острой критике. Но большинство россиян в целом поддержало правительство.

 

Летом 1992 г. оно под давлением  Верховного Совета прибегло к широкой  денежной эмиссии, что привело к  резкому усилению инфляции и замедлению темпов экономических преобразований. К концу года резкие выступления  оппозиции все более усиливали  противостояние двух ветвей власти, которое приближалось к опасной черте. Был найден компромисс - новым главой правительства стал Черномырдин, но попытка в начале 1993 г. сместить Президента через процедуру импичмента не прошла. Более того, прошедший 25 апреля 1993 г. всероссийский референдум показал, что около 60 % участвовавших в нем людей, одобряют политику Президента и Правительства.

 

Однако конфликт между  Верховным Советом и Президентом  обострялся. Распущенный Ельциным Съезд  народных депутатов незаконно собрался и постановил отстранить его от должности, избрав и. о. Президента Руцкого. Безусловно, наличие двух президентов одновременно исключало мирный исход конфликта.

 

Оппозиция предпринимает 3 - 4 октября 1993 г. вторую попытку осуществить  свержение законной власти. Сосредоточившись в "Белом доме", оппозиционеры  осуществляют захват мэрии, пытаются взять  Останкинский телецентр. Верные Президенту правительственные войска штурмуют "Белый дом", арестовывают засевших там депутатов. Политическая авантюра противников демократических преобразований стоила жизни 150 человек. Победа подтолкнула  президентский лагерь к ускорению  решения о принятии новой Конституции, призванной укрепить властные структуры. Принятая 12 декабря 1993 г., она означала переход к президентской республике. Парламент получил весьма ограниченные права.

 

Неудачи второй "Октябрьской  революции" не завершили "смуты". Это показали, в частности, выборы в российский парламент в декабре 1993 г. и декабре 1995 г., выборы президента летом 1996 г., которые продемонстрировали, что маятник общественного сознания продолжает колебаться между коммунистическими и либерально-демократической идеями.

 

И все же Россия все более  утверждается как часть мировой  цивилизации с великим прошлым, сложным и противоречивым настоящим  и, хочется верить, с лучшим будущим.

 

Затянувшийся переходный период связан с тем, что к началу 90-х наше Отечество столкнулось  с рядом таких исторических проблем, которые одновременно не приходилось  решать ни одной стране мира: переход  от унитарного государства к сообществу национальных государств, переход от системы планового, социалистического, обобществленного хозяйства к рыночной экономике, основанной на частной собственности, переход от однопартийной тоталитарной системы к демократическому обществу, основанному на свободных выборах и свободной борьбе политических сил в рамках закона.

 

Время, прошедшее с момента  начала второго срока президентства  Б. Н. Ельцина, можно охарактеризовать как период продолжения борьбы между  левой оппозицией и существующей властью. К этому добавляется  то, что в стане демократических  сил нарастает критическое отношение к методам функционирования властных структур вообще и деятельности президента в частности. В экономической сфере продолжались рыночные преобразования, способы проведения которых приводили к дальнейшему социально-экономическому расслоению общества. Социальная ситуация усугублялась ростом неплатежей в бюджетной сфере. Все это привело к правительственному кризису в начале 1998 г., когда страна более месяца не имела реального правительства. Новый кабинет, во главе которого, под давлением президента, парламент утвердил самого молодого премьер-министра С. В. Кириенко, попытался в условиях ухудшения мировой экономической ситуации выработать новые способы решения экономических и социальных проблем.

 

Черным днем для страны стал 17 августа 1998 года, когда хрупкая  экономическая стабильность была разрушена  и страна была поставлена на грань  экономического краха.

 

Новый премьер Е. М. Примаков и сформированный им кабинет были утверждены в результате компромисса  политических сил в парламенте.

 

Дальнейшее историческое развитие страны впрямую будет связано  с выборами нового парламента в конце 1999 г. и президентскими выборами в 2000 г. Облик России начала нового тысячелетия  зависит от того, какие политические силы одержат победу на предстоящих  выборах.

Информация о работе Становление российской государственности