Становление российской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

К середине 80-х гг. СССР оказался в преддверии экономического, политического, духовно-нравственного кризиса. Существовавшая система была не в состоянии отвечать реалиям современной эпохи. Такое тяжелое наследство досталось новому руководителю государства.
Деятельность его партии была противоречивой, непоследовательной, но бесспорны его заслуги как политика-реформатора, продолжившего демонтаж тоталитарной системы, сделавшего попытку вернуть страну к общечеловеческим ценностям.

Содержание работы

1. Становление российской государственности в 1990-1993 гг.
1.1 От попыток модернизации страны к смене общественного строя
1.2 Становление новой российской государственности
1.3 Государственный аппарат РФ в 1991-1993 гг.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 27.09 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Становление новой российской  государственности

 

российский государственность становление модернизация

 

РСФСР являлась крупнейшей союзной  республикой ССР и занимала свыше 3/4 территории страны, в ней проживало  более половины ее населения. Как  и другие союзные республики, РСФСР  имела свою Конституцию (последняя  Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.), свои органы государственной  власти и управления - Верховный  Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР, министерства и ведомства. В то же время государственность РСФСР  была в значительной степени номинальной. В отличие от других республик  ее государственные структуры не дополняли пирамиду власти и являлись часто лишним звеном, без которого легко можно было обойтись, поэтому  в РСФСР не создавались многие органы, имевшиеся в других союзных  республиках.

 

Политические процессы поздней  перестройки. Децентрализация государственного управления непосредственно затронули  РСФСР. Весной 1990 г. в РСФСР были образованы новые органы государственной власти - Съезд народных депутатов РСФСР  и постоянно действующий Верховный  Совет РСФСР. 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР большинством голосов была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Хотя выбор российских депутатов во многом был определен поведением других республик, принятие этого акта подтолкнуло и без того сильные сепаратистские тенденции в различных регионах СССР.

 

17 марта 1991 г. на республиканском  референдуме большинство россиян  высказались за введение в  РСФСР поста президента. 12 июня 1991 г., в годовщину принятия Декларации  о государственном суверенитете  РСФСР, состоялись первые президентские  выборы, которые принесли победу  Б.Н. Ельцину.

 

После провала попытки  государственного переворота в августе 1991 г. реальные рычаги государственной  власти оказались в руках республик, в том числе и РСФСР. Учреждения, предприятия и организации переходили из общесоюзного в республиканское подчинение.

 

В декабре 1991 г., после окончательного распада СССР, РСФСР стала независимым  государством и была признана мировым  сообществом в качестве правопреемника СССР. В апреле 1992 г. было изменено официальное  название республики. Российская Советская  Федеративная Социальная Республика переименовывалась  в Российскую Федерацию - Россию. Наименования "Российская Федерация" (РФ) и "Россия" признавались равнозначными.

 

1.3 Государственный аппарат  РФ в 1991-1993 гг.

 

Период с декабря 1991 по декабрь 1993 г. оказался одним из самых  драматичных в истории становления  новой российской государственности. Государственные структуры, появившиеся  еще в эпоху существования  СССР, медленно и сложно трансформировались во властные органы суверенного государства.

 

Высшим органом власти в РФ считается Съезд народных депутатов. Он состоял из 1068 депутатов, избиравшихся от территориальных округов (900), национально-государственных образований (84) и административно-территориальных  единиц (84). К компетенции Съезда относилось определение внутренней и внешней политики, принятие и  изменение Конституции, решение  ряда других важных государственных  вопросов. На Съезде избирался так  же Верховный Совет РФ. В целях  более быстрого проведения экономических  реформ Съезд народных депутатов  осенью 1991 г. делегировал часть своих  полномочий Президенту РФ.

 

Верховный Совет РФ являлся  постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным  органом. В каждой из двух его палат (Совет Республики и Совет Национальностей) заседали по 126 депутатов. Предполагалась ежегодное ротация части его  членов.

 

Высшим должностным лицом, главой исполнительной власти являлся  Президент РФ. Он избирался в паре с вице-президентом на 5 летний срок. Конституция устанавливала определенные требования к кандидатам на обе эти  должности: они должны были быть не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и  то же лицо не могло занимать должность  президента более 2-х сроков подряд. Президент наделялся значительными  полномочиями в сфере исполнительной власти, руководил деятельностью  правительства.

 

Новым органом в государственной  системе РФ стал Конституционный  суд, осуществляющий судебную власть в  форме конституционного судопроизводства.

 

С распадом СССР претерпела изменение исполнительно-распорядительная власть. Были упразднены общесоюзные  и союзно-республиканские министерства и госкомитеты. Все центральные  органы управления РФ стали подчиняться  только Президенту или Правительству  РФ. Ряд министерств и ведомств РФ в ходе этой реорганизации получили в свое распоряжение аппарат упраздненных союзных структур.

 

В местном управлении начался  отход от принципа единства и полновластия Советов. Он выразился в том, что  местная администрация, хотя и оставалась подотчетна Совету, переставала быть его исполнительным органом. Однако вплоть до конца 1993 г. процесс организации  местного самоуправления не был завершен.

 

Сосуществование старых и  новых структур управления, разная степень их приспособления к новым  условиям, сложность политической и  экономической обстановки в стране, начавшийся передел государственной  собственности, разногласия по вопросу  принятия новой Конституции стали  причиной кризиса 1993 г., вылившегося  в вооруженное противостояние между  сторонниками Съезда народных депутатов  и Верховного Совета, с одной стороны, и сторонниками президента и правительства, с другой.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. История государственного  управления в России: Учебник  для сред. Проф. образования. - М.: Мастерство, 2001. - 272

 

2. Данилов А.А., Косулина  Л.Г. История России. XX век. - М., 1995

 

3. Данилов А.А., Леонов С.В.  История России: В 2 т. - М., 1995

 

4. Верт Н. История советского  государства. 1990-1991. - М., 1999

 

5. Отечественная история  ХХ - начало XXI века. - М., 2003

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Становление российской государственности