Столыпинская аграрная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

В работе рассматриваются причины проведения, основные этапы, итоги Столыпинской аграрной реформы, которая проводилась царским правительством в период с 1906 по 1914 года. Рассмотрение проблемы проводиться на фоне политической и экономической ситуации, сложившейся в России, накануне происходящих реформ.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.52 Кб (Скачать файл)

Впрочем, это не исключает  того, что на банковских землях появились  и достаточно крепкие фермерские хозяйства. С этой точки зрения землеустройство на банковских землях было перспективнее, чем на надельных.

4.2 КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Ссуды крестьянского банка  не могли полностью удовлетворить  спрос крестьянина денежный товар. Поэтому значительное распространение  получила кредитная кооперация, которая  прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений  мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудно-сберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.

Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах  создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские  лавки и даже крестьянские артельные  молочные заводы.

4.3 ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КРЕСТЬЯН В СИБИРЬ

Правительство Столыпина  провело и серию новых законов  о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения  были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу  переселения без льгот, а правительству  давалось право принимать решения  об открытии свободного льготного переселения  из отдельных местностей империи, «выселение из которых признавалось особо желательным».

Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство «открыло» переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.

Массовое переселение  крестьян на восточные окраины страны было одним из важнейших направлений  реформы. Тем самым уменьшалась  «земельная теснота» в европейской  части России, «выпускался пар» недовольства.

По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без  ограничений. Правительство ассигновало  немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906-1913 гг. за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек.

За 11 лет реформы на свободные  земли Сибири и Средней Азии переселилось свыше 3 млн. человек. В 1908 году число  переселенцев было наибольшим за все  годы реформы и составило 665 тыс. человек.

Однако масштабы данного  мероприятия обусловили и трудности  в его осуществлении. Волна переселенцев стремительно пошла на убыль. Не всем оказалось под силу освоение новых  земель. Назад, в Европейскую Россию, двинулся обратный поток переселенцев. Возвращались полностью разоренные бедняки, не сумевшие прижиться на новом  месте. Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев. Всего таким образом вернулось около 550 тыс.человек.

Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный  скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население  данного региона за годы колонизации  увеличилось на 153%. Если до переселения  в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 гг. они  были расширены на 80%, в то время  как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую  часть России.

4.4 АГРОКУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Одним из главных препятствий  на пути экономического прогресса деревни  являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего большинства  производителей, привыкших работать по общему обычаю. В годы реформы  крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. Специально создавались агропромышленные службы для крестьян, которые организовывали учебные курсы по скотоводству и  молочному производству, демократизации и внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и прогрессу  системы внешкольного сельскохозяйственного  образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году - 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч  человек.

В настоящее время сложилось  мнение, что аграрные реформы Столыпина  привели к концентрации земельного фонда в руках немногочисленной богатой прослойки в результате обезземеливания основной массы  крестьян. Действительность показывает обратное - увеличение удельного веса «средних слоев» в крестьянском землепользовании. Это хорошо видно из данных, приведенных в таблице. В период реформы крестьяне активно покупали землю и увеличивали свой земельный фонд ежегодно на 2 млн. десятин. Также крестьянское землепользование существенно увеличивалось за счет аренды помещичьих и казенных земель.

Распределение земельного фонда  между группами крестьян-покупателей

 
   

Имеющие на

мужскую душу

 

Период

Безземельные

До трех десятин

Свыше трех десятин

 

1885-1903гг.

10,9

61,5

27,6

 

1906-1912гг.

16,3

68,4

13,3

 
         

5. РЕЗУЛЬТАТЫ СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

аграрная реформа землевладение  столыпин

Результаты реформы характеризуются  быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего  рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести  сельское хозяйство из кризиса, но и  превратить его в доминанту экономического развития России. Валовой доход всего  сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего валового дохода. Доход всего народного хозяйства  благодаря увеличению стоимости, созданной  в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.

Дифференциация видов  аграрного производства по районам  привела к росту товарности сельского  хозяйства. Три четверти всего переработанного  индустрией сырья поступало от сельского  хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы  на 46%.

Еще больше, на 61% по сравнению  с 1901-1905 гг., возрос в предвоенные  годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы  составил 36,4% общего мирового экспорта.

Сказанное вовсе не означает, что предвоенную Россию следует  представлять «крестьянским раем». Не были решены проблемы голода и аграрного  перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. По расчетам И.Д. Кондратьева в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля.

Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то время  как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а  в Бельгии - 168 пудов. Экономический  рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения  интенсивности ручного крестьянского  труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические  условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к  превращению сельского хозяйства  в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.

5.1 ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

Община устояла в столкновении с частной земельной собственностью, а после Февральской революции 1917 года перешла в решительное  наступление. Теперь борьба за землю  вновь находила выход в поджогах усадеб и убийствах помещиков, происходивших с еще большим ожесточением, чем в 1905 году. «Тогда не довели дело до конца, остановились на полдороге? - рассуждали крестьяне. -  Ну уж теперь не остановимся и истребим всех помещиков под корень.» Итоги Столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 г. из общины в чересполосное укрепление вышло 2 млн. домохозяев. Им принадлежало 14,1 млн. дес. земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспередельных общинах, получили удостоверительные акты на 2,8 млн. дес. 1,3 млн. домохозяев перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 млн. дес.). Кроме того, на банковских землях образовалось 280 тыс. хуторских и отрубных хозяйств - это особый счет. Но и другие приведенные выше цифры нельзя механически складывать, поскольку некоторые домохозяева, укрепив наделы, выходили потом на хутора и отруба, а другие шли на них сразу, без чересполосного укрепления. По приблизительным подсчетам, всего из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет несколько меньше третьей части общей их численности в тех губерниях, где проводилась реформа. Впрочем, как отмечалось, некоторые из выселенцев фактически давно уже забросили земледелие. Из общинного оборота было изъято 22% земель. Около половины их пошло на продажу. Какая-то часть вернулась в общинный котел.

За 11 лет Столыпинской земельной реформы из общины вышло 26% крестьян. 85% крестьянских земель осталось за общиной. В конечном итоге властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. Так что можно творить об общей неудаче Столыпинской аграрной реформы.

Вместе с тем известно, что  после окончания революции и  до начала первой мировой войны положение  в русской деревне заметно  улучшилось. Конечно, помимо реформы, действовали  и другие факторы. Во-первых, как  уже творилось, с 1907 г. были отменены выкупные платежи, которые крестьяне  выплачивали в течение 40 с лишним лет. Во-вторых, окончился мировой сельскохозяйственный кризис и начался рост цен на зерно. От этого, надо полагать, кое-что перепадало и простым крестьянам. В-третьих, за годы революции сократилось помещичье землевладение, а в связи с этим уменьшились и кабальные формы эксплуатации. Наконец, в-четвертых, за весь период был только один неурожайный год (1911), но зато подряд два года (1912-1913) были отличные урожаи. Что же касается аграрной реформы, то такое широкомасштабное мероприятие, потребовавшее столь значительной земельной перетряски, не могло положительным образом сказаться в первые же годы своею проведения. Тем не менее мероприятия, сопутствовавшие ей, были хорошим, полезным делом.

Это касается предоставления большей  личной свободы крестьянам, устройства хуторов и отрубов на банковских землях, переселения в Сибирь, некоторых  видов землеустройства.

5.2 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

К положительным итогам аграрной реформы  можно отнести:

- из общины выделилось до  четверти хозяйств, усилилось расслоение  деревни, сельская верхушка давала  до половины рыночного хлеба,

- из Европейской России переселилось 3 млн. хозяйств,

- 4 млн. десятин общинных земель  были вовлечены в рыночный  оборот,

- стоимость с/х орудий увеличилась  с 59 до 83 руб. на один двор,

- потребление суперфосфатных удобрений  выросло с 8 до 20 млн. пудов,

- за 1890-1913 гг. доход на душу сельского  населения вырос с 22 до 33 руб.  в год,

5.3 ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

К отрицательным итогам аграрной реформы  можно отнести:

- от 70% до 90% вышедших из общины  крестьян так или иначе сохранили связи с общиной, основную массу крестьян составляли трудовые хозяйства общинников,

- вернулось назад в Центральную  Россию 0,5 млн. переселенцев,

- на крестьянский двор приходилось  2-4 десятины, при норме 7-8 десятин,

- основное с/х орудие - соха (8 млн.  штук), 58% хозяйств не имели плугов,

- минеральные удобрения применялись  на 2% посевных площадей,

- в 1911-1912 гг. страну поразил голод,  охвативший 30 млн. человек.

6. ПРИЧИНЫ КРАХА СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

В ходе революции и гражданской  войны общинное землевладение одержало решительную победу. Однако десятилетие  спустя, в конце 20-х годов, вновь  вспыхнула острая борьба между крестьянской общиной и государством. Итогом этой борьбы стало уничтожение общины.

Но ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали Столыпинскую реформу. Если же посмотреть на все те реформы, которые были задуманы Столыпиным и объявлены в декларации, то мы увидим, что большинству из них не удалось сбыться, а некоторые были только начаты, но смерть их создателя не дала им завершиться, ведь многие введения держались на энтузиазме Столыпина, который пытался хоть как то усовершенствовать политическую или экономическую структуру России.

Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. Но и за период 1906 - 1913 гг. было сделано  немало.

Революция показала огромный социально-экономический  и политический разрыв между народом  и властью. Стране требовались радикальные  реформы, которых не последовало. Можно  сказать, что страна в период Столыпинских реформ переживала не конституционный кризис, а революционный. Стояние на месте или полуреформы не могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования. Только уничтожение царского режима и помещичьего землевладения могли изменить ход событий, меры, которые предпринял Столыпин в ходе своих реформ были половинчатыми. Главный же крах реформ Столыпина состоит в том, что он хотел осуществить реорганизацию вне демократическим путем и вопреки ему Струве писал: «Именно его аграрная политика состоит в кричащем противоречии с его остальной политикой. Он изменяет экономический фундамент страны, то время как вся остальная политика стремится сохранить в возможно большей неприкосновенности политическую «надстройку» и лишь слегка украшает ее фасад». Конечно же Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при существовании такой системы, которая была в России, все его проекты «раскалывались» о непонимание или о нежелание понять всю важность его начинаний. Надо сказать, что без тех человеческих качеств, таких как: смелость, целеустремленность, напористость, политическое чутье, хитрость - Столыпину вряд ли удалось сделать хоть какой вклад в развитие страны.

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа