Столыпинская аграрная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 19:02, реферат

Описание работы

Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой диаметрально противоположные его решения. В истории на шей страны было много политических течений, представители которых считали основной целью своей деятельности - решение наболевшего вопроса о земле. Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей истории России, но особенно остро он встал в XIX веке.

Содержание работы

Введение 3
1.Столыпинская аграрная реформа 4
2. Решение аграрного вопроса впервые пятилетки советской власти 5
3. Аграрный кризис с конца 50-ых годов 7
4. Аграрные эксперименты Н.С. Хрущева: замыслы и реальность 9
5. Общие особенности и причины современного аграрного кризиса 11
6. Современное состояние агропромышленного комплекса 12
7. Продовольственная независимость страны 13
8. Основные направления выхода России из кризиса 14
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Экономика, аграрная реформа в россии.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение 3

1.Столыпинская аграрная реформа 4

2. Решение аграрного вопроса впервые пятилетки советской власти 5

3. Аграрный кризис с конца 50-ых  годов 7

4. Аграрные эксперименты Н.С. Хрущева: замыслы и реальность 9

5. Общие особенности и причины современного аграрного кризиса 11

6. Современное состояние агропромышленного  комплекса 12

7. Продовольственная независимость  страны 13

8. Основные направления выхода  России из кризиса 14

Заключение 16

Список используемой литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

 

Аграрный вопрос является основным вопросом русской истории.

Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой диаметрально противоположные его решения. В истории на шей страны было много политических течений, представители которых считали основной целью своей деятельности - решение наболевшего вопроса о земле. Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей истории России, но особенно остро он встал в XIX веке.

Неразрешенность аграрного вопроса тормозила развитие страны, и обусловило отставание России от ведущих капиталистических держав. И это понимали как наши государи, так и другие политические деятели. Александр I и Николай I признавали серьезность и актуальность этого вопроса и уделяли ему внимание. Подтверждение этому указ о "Вольных хлебопашцах" и реформа графа Кисе лева. Реальным шагом в истории решения аграрного вопроса была реформа 1861 г. Личное освобождение крестьянства от крепостной зависимости имело огромное значение. Существуют различные оценки этого периода в жизни страны. Часть историков считает, что реформа была проведена исключительно в интересах дворянства, другие историки, частично признавая это, говорят о главном: Россия совершила скачок в своем экономическом развитии. Реформы 60-70 гг. XIX века ускорили развитие процесса первоначального накопления капитала в России. Таким образом, мы видим, что аграрный вопрос в России в начале XX в. не был разрешен. Это было плохо вдвойне, так как в стране не был завершен промышленный переворот, и Россия оставалась аграрной страной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРОМА.

 

После поражения революции острота аграрного вопроса отнюдь не ослабла, и правительство предложило свой путь его решения - аграрную реформу. Ее конкретное воплощение было связано с именем премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина. Он вкладывал в нее свои знания, недюжинные организаторские способности, опыт, и, наконец, всю душу, по-своему понимая пользу реформы для Отечества. Правореформистский столыпинский курс сочетал жесткие меры борьбы с революцией с постепенными шагами по обновлению старого строя. Столыпинский курс предполагал осуществление ряда реформ: аграрно-крестьянской, местного самоуправления, судебной, просвещения, введение страхования рабочих. Их цель состояла во всемерном укреплении государственности, в модернизации общества.

Суть аграрной реформы заключалась в закреплении правового статуса крестьянского сословия через личную земельную собственность. Реформа предполагала превратить крестьянина в собственника земли путем серии мероприятий по ликвидации архаичных крепостнических методов ведения сельского хозяйства, высвобождению крестьянской инициативы из пут общины. Предполагалось, что экономическое укрепление крестьянского хозяйства, создание слоя зажиточных мужиков укрепит и политический строй России. Для этого необходимо было, по мнению П. А. Столыпина, повысить товарность крестьянского хозяйства, поднять покупную способность крестьян, ускорить процесс дифференциации крестьянства путем экономической конкуренции, увеличить приток рабочей силы в город из деревни, расширить емкость внутреннего рынка и ускорить темпы развития индивидуального землепользования. П. А. Столыпина от 9 ноября 1906 г. (который стал законом 14 июня 1910 г.) все крестьяне делились на две категории: там, где не было передела общинной земли 24 года, крестьяне могли требовать предоставление ее в личную собственность в любое время; там, где был передел земли за последние 24 года, крестьянину, по его заявлению о выходе из общины, предоставлялась та земля, которою он имел после последнего передела.

Главное в аграрной реформе Столыпина заключалось в том, что крестьянин становился личным собственником земли, следовательно, от того, как он ею распорядится, зависело его богатство. Столыпин рассматривал крестьянскую реформу с социальной точки зрения, так, как считал, что политическая реформа может осуществиться только в сочетании с социально-аграрной. Улучшение положения большинства населения России помогло бы, как представлялось П. А. Столыпину, стабилизировать сначала экономику, а затем и социально-политическую ситуацию в стране. Он был против национализации земли. Он считал, что любая программа национализации приведет к великим социальным потрясениям, от которых стране будет трудно оправиться.

Столыпинская аграрная реформа освобождало общество от феодально-крепостнических пережитков и объективно содействовала развитию производственных сил. Рост производства продукции на хуторах привел к конкуренции и разорению отсталых помещичьих хозяйств. Увеличился вывоз сельскохозяйственной продукции, возросла урожайность хлебов. В городах стали больше потреблять мяса. Аграрная реформа не только оживила внутренний рынок, но и способствовала развитию промышленности. Также реформа оказала большое влияние на изменение социальной структуры общества. Процесс дифференциации в деревне привел к наплыву в город чернорабочих, а цена не квалифицированной рабочей силы была низка. Вот что пишет по поводу столыпинской реформы А. Я. Аврех: "С вершины сегодняшнего дня особенно хорошо видна главная коренная причина банкротства Столыпина. Органический порок его курса, обрекавший его на неминуемый провал, состоял в том, что он хотел осуществить свои реформы вне демократии и вопреки ей. Сперва он считал, надо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять "свободы". Отсюда все эти формулы: "Сперва гражданин, потом гражданственность", "Сначала успокоение, потом реформы", " Дайте мне 20 лет покоя... " и т.д. Но существуют и другие точки зрения. Вот, например, мнение Б. В. Личмана: "... Столыпин считал, сто нельзя ждать не медленных результатов от предпринятых реформ, и, что видоизменить политический и экономический строй, возможно, только путем кропотливой работы сообща, к чему неоднократно призывал, но голос его не был услышан. Здравые идеи Петра Столыпина не давали покоя царской свите, которая открыто, презирала его. Не раз на жизнь Столыпина и его семьи организовывались покушения. А 1 сентября 1911 г. пули Дмитрия Богрова смертельно ранили Великого Реформатора ХХ века. " Современные историки считают, что во многом благодаря столыпинским реформам Россия в дореволюционный период смогла существенно поднять уровень сельскохозяйственного производства. Но эти реформы не реформы не могли быть полностью реализованы по ряду причин.

Во-первых, нельзя было обеспечить собственников-фермеров земельной площадью, достаточной для организации рационального хозяйства, оставили в неприкосновенности монопольное землевладение крупных помещиков.

Во-вторых, фермеры были оставлены практически без финансовой помощи государства. Пособия от 100 до 260 рублей, которые им выдавали, были явно недостаточными для приобретения техники.

И, в-третьих, свободное фермерство не могло родиться при отсутствии демократии.

В результате, в канун революции 1917 г., земельный вопрос продолжал оставаться нерешенным.

 

2. РЕШЕНИЕ АГРАРНОГО  ВОПРОСА В ПЕРВЫЕ ПЯТИЛЕТКИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ, КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ.

 

Споры между политическими группировками о путях решения земельного вопроса не прекращались и в канун октябрьского переворота 1917 г. Партии правого толка были за эволюционный путь решения этой проблемы. Левые эсеры, отражавшие интересы середняков и бедняков, предлагали пойти по пути социализации земли, превращение ее в общенародное достояние, а также предлагали развивать кооперацию. Отчуждение помещичьей земли за счет государства с вознаграждением по справедливой оценке и организацию государственной помощи переселенцам предлагали кадеты. Социал-демократы (меньшевики) выступали за муниципализацию земли, за развитие различных форм землевладения и за уничтожение помещичьего землевладения. У партии большевиков не было своей программы решения аграрного вопроса.

Одним из первых законов Советской власти был "Декрет о земле", в основу которого был положен крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов. Сущность Декрета сводилась к отмене частной собственности на землю, ликвидацию помещичьего землевладения, национализации земли, передачи ее в распоряжение крестьянских организаций и к уравнительному землепользованию. В целом "Декрет о земле" включал основные положения эсеровской программы по аграрному вопросу. В. И. Ленин по этому поводу сказал: "В духе ли в нашем, в духе ли эсеровской программы, не в этом суть. Суть в том, чтобы крестьянство получило твердую уверенность в том, что помещиков в деревне больше нет, что пусть сами крестьяне решают все вопросы, пусть сами они устраивают свою жизнь... " После переворота 1917 года земельный вопрос был решен массой. Насильственными методами отнимали земли у помещиков, грабили поместья. Но все же уравнительного перераспределения нельзя было достигнуть. Основной чертой хозяйственного строя, созданного коммунистической политикой до 1921 года, была национализация продуктов крестьянских хозяйств. С помощью вооруженных продовольственных отрядов и комитетов у крестьян отбирались все "излишки", убивая у крестьян охоту, сеять и выращивать более того, что нужно собственной семье. По мере того как воздвигалось здание этой системы хозяйства, производственные силы России падали все более и более. Глубочайший кризис охватил все стороны общественной жизни, промышленность, сельское хозяйство. Сократились посевные площади, понизились урожаи. Рвались традиционные связи между городом и деревней. Росло сопротивление крестьян продразверстке. Однако осознание большинством руководителей страны глубины кризиса еще не наступил. Для этого потребовалось потрясение восстаниями крестьян и восстанием военных матросов в Крондштате. В. И. Ленин понял пагубность коммунистической поли тики, и на съезде в марте 1921 года выступил с предложением отказаться от нее и перейти к новой экономической политике.

Он признал на этом съезде, что к перемене политики его толкает основное экономическое соображение - "увеличить количество продуктов. Мы находимся в условии такого обнищания, разорения, переутомления и истощения главных производственных сил, рабочих и крестьян, что этому основному соображению - во что бы то ни стало увеличить количество продуктов - приходится на время подчинить все. " В. И. Ленин также признал, что крестьянство недовольно существующей формой отношений, и дальше оно так существовать не будет. Индустриализация требовала крупных капиталовложений. Их могли дать товарные хозяйства крепких крестьян, в том числе кулацкие. Кулак, по своей природе экономически свободный товаропроизводитель, не "вписывался" в рамки административного регламентирования экономики. Отчуждение крестьян от средств производства и произведенного продукта приводило к негативным последствиям, что выражалось в огромных потерях. В ряде колхозов только в 1931 году потери исчислялись в размере 20-40% валового сбора; потери зерновых хлебов от несвоевременной уборки достигли 216 млн. пудов. Следует все же подчеркнуть, что создание крупных хозяйств открывало дорогу для применения в сельском хозяйстве современной техники, что способствовало повышению производительности труда. В результате оказалось возможным высвободить из деревни часть рабочих рук, которые были использованы в других отраслях народного хозяйства. Применение машин дало стимул для культурного развития села, т.к. для овладения трактором, комбайном и т.п. требовался известный уровень образования. Но в целом создание такой системы не привело к каким-либо крупным сдвигам и эффективности аграрного производства. Валовая продукция сельского хозяйства в 1936-1940 гг., по существу оставалась на уровне 1924-1928 гг., а поголовье крупного рогатого скота в 1934 г. уменьшилось вдвое по сравнению с 1928 г.

 

3. АГРАРНЫЙ КРИЗИС С КОНЦА 50-Х ГОДОВ.

 

Сразу после смерти Сталина руководством страны была предпринята попытка пересмотра аграрной политики. Доклад Хрущева на сентябрьском Пленуме Центрального Комитета впервые за  20 лет представлял собой реалистический анализ состояния советского сельского хозяйства; он был далеко не исчерпывающим, но достаточно резким,  чтобы  произвести колоссальное, сенсационное впечатление в СССР и за рубежом. Возросли государственные капиталовложения в сельское хозяйство; хотя они еще составляли малую часть от необходимого уровня, но при учете предшествующего положения этот рост выглядел значительным. Зерновая проблема не была решена; напротив, она то и была наиболее тяжелой в том смысле, что ее решение было предпосылкой для урегулирования всех других трудностей. Речь шла не только о том, чтобы гарантировать населению кусок хлеба, хотя и это еще не было сделано окончательно, но дело было  и в обеспечении животноводства кормами, без которых не могло быть в достатке ни мяса, ни шерсти, ни яиц. Если же к объему внутренних потребностей добавить еще и международные запросы, то необходимо было в целом, по крайней мере, удвоить производство зерна только хотя бы для того, чтобы иметь возможность увеличить его экспорт, пусть даже исключительно в союзные страны. После неурожая 1953 года ситуация стала настолько серьезной, что стали необходимыми чрезвычайные решения. Сами крестьяне стали приезжать в города, чтобы купить хлеб. Повышение урожайности земельных угодий требовало удобрений, ирригации, технического оснащения, то есть именно того, что не может быть создано в один день. Крайняя срочность поиска выхода диктовалась также и тем, что было принято решение, по которому не следует более обеспечивать государственные закупки зерна, раздевая донага колхозы. Успехи 1953—1958 гг. были значительными  и, несомненно, облегчили критическую ситуацию, в которой находилась СССР после смерти Сталина, но это было просто улучшение тяжелой ситуации. Начало, предпосылка еще не являются решением. В значительной мере это явилось результатом освоения целинных земель, давших государству большую часть зерна. Кроме того, советское сельское хозяйство постепенно, хотя и медленно, начало чувствовать, что давление на него ослабевает. Меры, принимавшиеся с 1953 года, оказались достаточными для того, чтобы вызвать производственный подъем как в колхозах, так и в личных хозяйствах колхозников. Однако это явление наблюдалось не везде, а только в части колхозов и совхозов. Государственные капиталовложения в сельское хозяйство, возраставшие с 1953 г., были снова уменьшены —  как в абсолютных, так и в относительных цифрах в 1958 г., когда потребность в них была особенно велика. Удобрений было недостаточно, их использовали лишь для наиболее ценных культур. Уменьшение оплаты за работу в колхозах после некоторого роста в 1953—1958 гг. уже само по себе было проявлением кризиса. Оно было усилено политической и социальной дискриминацией,  которой постоянно подвергались крестьяне, во многих отношениях остававшиеся гражданами второго сорта.

После 1958 г. целинные земли истощились. Первые сборы обеспечивались высоким природным плодородием почвы, отдыхавшей веками. Однако эти земли в свою очередь  требовали больших капиталовложений, чтобы применять эффективные агрономические методы и строить постоянные поселки для работников. Стоит напомнить, что сначала эти целинные земли хотели использовать временно, пока не будет, поднято сельское хозяйство в традиционных областях. Хотя особых успехов не было, их  продолжали использовать без мелиорации, высевая только зерновые. При этом не только снижались урожаи, но и почва, как предвидели эксперты, становилась беззащитной перед сорняками и ветровой эрозией, особенно опасной в степи, лишенной естественной защиты.    Таким образом, кризис сельского хозяйства обострился под влиянием многих факторов. Правда, застой сельскохозяйственного производства произошел тогда, когда оно достигло более высокого уровня, чем в сталинскую эпоху. Однако это было слабым утешением, потому что и потребности страны значительно выросли. Настоящей нехватки продовольствия с введением карточной системы удалось избежать только благодаря массовым закупкам зерна в Америке, оплаченным золотом. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом. Для Хрущева, который за несколько лет до этого обязался догнать и перегнать США, это был большой позор. Прекрасный урожай следующего года уже не поднял его престижа. Сильные колебания сельскохозяйственного производства были новым признаком неблагоприятных структурных сдвигов в деревне. Последующие годы показали, что советское сельское хозяйство, которое 30 лет приносили в жертву, не так-то просто было привести в порядок.

 

 

 

4. АГРАРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ Н.С.ХРУЩЕВА:

ЗАМЫСЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.

 

После смерти И. В. Сталина, огромная, распластавшаяся от Балтики до Японского моря, держава жила в ожидании больших перемен. И они не заставили себя ждать, в том числе и в исследуемой области. Бывший первый секретарь МГК и МК КПСС Н. С. Хрущев стал первым партийным лидером страны в сентябре 1953 г. С чего же он начал? С выбора приоритетов во внешней и внутренней поли тике. Не касаясь первого, сразу скажу, что выбор приоритетных начал во второй области был сделан безошибочно - во главу угла была поставлена аграрная политика, призванная обеспечить мощный подъем сельскохозяйственного производства, максимальное удовлетворение советских людей в продуктах питания. Находясь в президиуме XIX съезда КПСС (октябрь 1952 г.), Н. С. Хрущев внимательно прослушал отчетный доклад, с которым выступил секретарь ЦК КПСС по сельскому хозяйству Г. М. Маленков (И. В. Сталин на съезде ограничился лишь заключительным словом). Перечисление еще ряда прогрессивных мер (в том числе, и таких как введение колхозникам пенсий, вручение им паспортов и др.) лишь дополняют общее благоприятное впечатление от аграрных новаций Н. С. Хрущева. Как отреагировало на эти новации крестьянство? Самыми внушительными темпами роста сельскохозяйственного производства за всю советскую историю. Валовая продукция сельского хозяйства за 1954-1958 гг. по сравнению с предшествующем периодом возросла на 35,3%. Первое аграрное пятилетие Н. С. Хрущева, и это не вызывает никаких сомнений, заслуживает быть вписанным в позитивный актив лидера. Три аграрные суперпрограммы должны были принести ему благодарность современников и заслуженную память потомков, но масштабы, объемы, а главное сроки и методы их выполнения превратили эти целевые рубежи в иллюзорные фантазии, а самого Н. С. Хрущева - в крупнейшего аграрного утописта современности.

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа