Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 19:02, реферат
Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой диаметрально противоположные его решения. В истории на шей страны было много политических течений, представители которых считали основной целью своей деятельности - решение наболевшего вопроса о земле. Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей истории России, но особенно остро он встал в XIX веке.
Введение 3
1.Столыпинская аграрная реформа 4
2. Решение аграрного вопроса впервые пятилетки советской власти 5
3. Аграрный кризис с конца 50-ых годов 7
4. Аграрные эксперименты Н.С. Хрущева: замыслы и реальность 9
5. Общие особенности и причины современного аграрного кризиса 11
6. Современное состояние агропромышленного комплекса 12
7. Продовольственная независимость страны 13
8. Основные направления выхода России из кризиса 14
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Целина - обозначим ее первой суперпрограммой - была чрезвычайно заманчивой идеей, тем более что серьезность хлебной ситуации требовала поиска путей резкого увеличения производства зерна в стране. Для освоения целины мы, имеющие бескрайние просторы, неразбуженных пахотой земель, взяли на вооружение самый примитивный, но и самый простой, дающий моментальный прирост зерна, вариант - экстенсивный, давно исчерпавший себя в большинстве стан. Наступление на целину велось наскоком, без должной научной проработки и научных изысканий. Все это вело к низкому качеству строительных работ, глубокой эрозии почв, засоренности ее сорняками как итоге бесхозяйственной эксплуатации земли.
Целина, действительно, дала определенную прибавку к всесоюзному караваю, но, отнюдь, не ту, на которую рассчитывало руководство. Надеждам Н. С. Хрущева на получение 14-15ц. с гектара на целинных землях не суждено было сбыться. Элементарные экономические расчеты подсказывают, что прирост урожайности всего на один центнер в целом по стране, дал бы точно такую же прибавку как вся целина. С позиции сегодняшнего дня, очевидно, что если бы те гигантские капиталовложения, вбуханные в целину, были потрачены с умом, вложены в развитие сельской глубинки, то нынче мы не отпевали бы сотни и тысячи загубленных деревень Нечерноземья. Но русский человек силен задним умом...
Вторая суперпрограмма - кукурузная эпопея Н. С. Хрущева, над которой иронизируют до сих пор наши сатирики. Но это горький юмор. Еще в бытность Первым секретарем ЦК компартии Украины, Н. С. Хрущев много и активно занимался этой культурой. Вполне естественно, что, став первым человеком в партии и государстве, он перенес свои взгляды на кукурузу, как новую королеву полей, на все аграрное поле страны. Да, он был бы прав. Если бы дело ограничилось лишь южными областями страны, опять-таки, не в ущерб другим зерновым культурам. Но стремление в предельно сжатые сроки насытить животноводство ценным кормом оказалось еще одним уроком волюнтаризма. Любовь Н. С. Хрущева к кукурузе не знала поясных границ. Он лично рекомендовал селянам, когда и где ее сеять, сколько и как ее собирать. Не природно-климатические, не зональные отличия для него не существовали. Отсюда, и рекомендации сеять кукурузу в Якутии, на Чукотке, за Полярным кругом. Как будто, следуя В. О. Ключевскому: "Русский ум всего ярче сказывается в глупостях". Кукурузный "бум" иссяк достаточно быстро, но "его насильственное внедрение легло новым, чужеродным бременем на крестьянские плечи, подмыло корни привязанности пахарей к земле и стало главным слагаемым в числе сил разрушения оптимального сочетания структуры посевов и внедрения рациональных систем земледелия".
Третья суперпрограмма Н.С.Хрущева - программа подъема животноводства явилась небывалой утопией. 1957 г. он предложил в ближайшие годы (3-4 года) догнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения. Население же страны в вечном ожидании божественного чуда, вполне серьезно отнеслось к возможному пришествию аграрного Иоргена. Заметим, что речь шла не об общем производстве заявленной продукции, Н. С. Хрущев вел разговор о продовольственной конкуренции на душу на селения. Прошло более 30-ти лет, но названная суперпрограмма и осталась нерешенной, причем выполнение ее не только не приблизилось, но и еще более отдалилась от названных временных рамок. Хрущев и его окружение в последующем сами же и разрушили скоро возводившиеся аграрное здание. Революционное нетерпение, самоуверенность, дилетантизм лидера, поощряемые его соратниками, привели сельское хозяйство страны на грань полного банкротства. В последний год своего руководства Н. С. Хрущев все-таки попытался остановиться, исправить ранее содеянное, нашел силы сделать еще один поворот в направленности аграрной политики партии. Но жизнь не стоит на месте, она требует смотреть дальше и глубже, размышлять над проблемами, о которых Н. С. Хрущев, скованный идеологическими догмами, даже подумать не мог. На повестку дня встали и стали разрешаться вопросы, которые еще несколько лет назад казались несбыточными и нереальными. В конце 1990 г. Съезд народных депутатов России принял постановление "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса", подтвердившее многообразие и равенство всех форм собственности и хозяйствования на земле. По своей значимости этому документу нет равных в нашей новейшей истории, сравним же он может разве что со столыпинским указом от 9 ноября 1906 года. Практическая его реализация, несомненно, сможет поставить на ноги нашу иррациональную аграрную политику. И тогда, быть может, появится тот аграрный исполин (верится, что им станет освобожденная от оков и пут административно-командной системы вольное крестьянство), который-таки накормит наше сирое и обездоленное Отечество.
5. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИЧИНЫ СОВРЕМЕННОГО АГРАРНОГО КРИЗИСА
Переход от одной системы хозяйствования к другой требует, а в сельском хозяйстве особенно, относительно продолжительного времени. Такой переход включает, во-первых, подготовительный период, во-вторых, — непосредственные преобразования. В течение подготовительного периода закладываются правовые, экономические и организационные условия будущего реформирования. В течение второго периода происходит постепенное изменение форм собственности, преобразование хозяйственной деятельности, управления, развиваются и укрепляются институты рыночной экономики, складывается новая система общественных отношений.
Современные аграрные преобразования были начаты спонтанно, без правовой, организационной и экономической подготовки, при игнорировании необходимости постепенного, поэтапного перехода к рыночной экономике. Отсутствие четкой концепции развития реформы, ее чрезмерная политизация и борьба по поводу аграрных преобразований различных политических сил и ветвей власти привели к противоречивости правовой базы, к тому, что до сих пор не принят ряд основополагающих законодательных актов (земельный кодекс, законы об аренде земли и ее залоге и другие).
Недооценка готовности селян к коренным преобразованиям в аграрных отношениях усилила стремление провести и ускорить эти изменения административным путем. Относительно малые масштабы выхода крестьян, из колхозов и совхозов нередко объяснялись противодействием руководства этих предприятий и местной администрации, а также недостаточностью материальной поддержки. Всё это в той или иной степени имело место, но главное всё же в игнорировании желания подавляющего большинства крестьян изменить ставший привычным уклад жизни, врожденного, исторически оправданного консерватизма крестьян в боязни потерять социальные льготы, которые им предоставляли колхозы и совхозы. Попытки «подтолкнуть» реформирование сверху вызвали ухудшение экономической и социальной обстановки в деревне.
Другими причинами сложившегося положения стали:
-общая кризисная ситуация в стране, которая проявилась в значительном падении производства,
-поспешном и непоследовательном переходе к рыночным отношениям,
-развитии инфляции и разрыве хозяйственных связей;
-уменьшение государственной поддержки аграрного сектора;
-устранение государства от экономически обоснованного использования своих - функций в области регулирования производства и рынка;
-отсутствие экономически обоснованной ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики;
-усилившийся монополизм коммерческих банков и смежных с сельским хозяйством отраслей;
-односторонность аграрных преобразований,
-увлечение реорганизацией крупнотоварного производства, - перераспределением земли и приватизацией;
-слабая защита отечественного товаропроизводителя,
-необоснованное стимулирование импорта многих видов продовольствия,
-в том числе производимых в достатке в нашей стране,
-ослабление экономических и научно-технических связей со странами СНГ.
6. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Кризисное состояние АПК проявляется в первую очередь в уменьшении объемов производства продукции и снижении ресурсного потенциала отраслей. Объем валовой продукции сельского хозяйства в 1997 г. сократился по сравнению с 1990 г. на 39%, в том числе на сельскохозяйственных предприятиях на 60%. Выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности уменьшился почти на 70%. Особенно значителен спад в животноводстве. За 1991—1997 гг. численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий сократилась на 45%, свиней — на 55, овец и коз — на 67, птицы — на 45%. Происходит деградация сельскохозяйственных земель. Для обеспечения бездефицитного баланса гумуса в почве необходимо вносить ежегодно 1 млрд. тонн органических удобрений, фактически вносится лишь 150 млн. т, то есть в 6,7 раза меньше. Минеральных удобрений требуется вносить 16 млн. т в действующем веществе, а вносят 1,5 млн. т. Приостановлены работы по осушению и орошению земель, известкованию и гипсованию почв.
Снижение покупательной способности населения вынуждает переходить к самообеспечению продовольствием. Картофелем за счет личных хозяйств обеспечивают себя около 100 млн. чел, овощами — 70 млн., молоком и мясом — 50 млн. В общем объеме валовой продукции сельского хозяйства доля личных и фермерских хозяйств составляет около 50%.
7. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ СТРАНЫ.
Изменение геополитического положения России вследствие распада СССР и СЭВ при либерализации внешнеэкономической деятельности увеличило угрозу продовольственной независимости страны. Быстрое насыщение внутреннего российского рынка импортными продовольственными товарами сделало продовольствие физически доступным и, вместе с тем, послужило фактором подрыва отечественного агропромышленного производства.
В России импортные продовольственные товары в розничной торговле составляют 40% оборота. В крупных городах и отдельных промышленных центрах их доля достигает 70—80%. Доля импорта в общем потреблении мяса и мясопродуктов составляет 34%, молокопродуктов — 18, сахара (включая сахар-сырец) — 72, масла растительного - 41%.
Резко изменилась структура импорта. Вместо зерна Россия стала импортировать готовую животноводческую продукцию. Это объясняется тем, что зерновое производство по сравнению с животноводством оказалось более конкурентоспособным. Относительно низкая себестоимость зерна и другой растениеводческой продукции в нашей стране объясняется отсутствием земельной ренты, которая достигает значительных размеров в других странах. Россия превратилась в крупнейшего мирового поставщика минеральных удобрений, производство которых связано со значительными затратами энергоресурсов и экологическим ущербом. За пределы страны вывозится около 85% производимых минеральных удобрений, что обрекает наше сельское хозяйство на низкую эффективность. Недобор продукции растениеводства вследствие уменьшения внесения минеральных удобрений составляет в пересчете на зерно около 30 млн. т.
В последние годы резко возрос экспорт из России семян подсолнечника при значительном одновременном увеличении импорта подсолнечного масла. Обеспечение продовольственной безопасности страны требует изменения структуры внешней торговли в АПК. Главная причина роста продовольственного импорта, как уже отмечалось, низкая конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства. Она обусловлена, прежде всего, тем, что биоклиматический потенциал сельскохозяйственных угодий в России в среднем в 2,5 раза ниже, чем в Западной Европе и США. Сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность по уровню технического оснащения и технологического развития производства существенно отстают от западных стран. Для преодоления отставания требуются продолжительное время и значительные средства. А возможности привлечения в АПК иностранных инвесторов ограничены тем, что при наличии излишков продовольствия западным фирмам более выгодно поставлять его в Россию, а не вкладывать средства в развитие российского АПК.
8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЫХОДА РОССИИ ИЗ КРИЗИСА.
Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов. Государственное регулирование в АПК предполагает преимущественно экономические методы.
Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда еще не сформировался эффективный механизм экономического регулирования. При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрного сектора: сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.
Активное воздействие на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т.д.
Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной продукции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на то, чтобы система экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) прежде всего, использовалась для стимулирования более рентабельных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам.
Задачам овладения рыночным механизмом и методами государственного регулирования в условиях рынка будет отвечать принципиально новая система управления АПК. В этих целях целесообразно осуществить переориентацию государственных функций от управления предприятиями и отраслями к экономическому регулированию взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства.
Государственное регулирование АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление, одна из важнейших задач которого — защита отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма зависят от состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции. У этой проблемы две стороны: сельскохозяйственные товаропроизводители и потребители, интересы которых далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами отечественных товаропроизводителей. Это означает, что характер и уровень аграрного протекционизма должны носить компромиссный характер, являясь результатом учета многих разнонаправленных сил.
Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств, основной задачей на ближайшие годы становится не столько создание новых хозяйств, сколько повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и развития. Видимо, в течение ряда лет процессы формирования новых крестьянских хозяйств и их ликвидации будут протекать относительно вяло, и уравновешивать друг друга. Многое здесь будет зависеть от аграрной политики и бюджетных возможностей.
Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным звеном является земельная реформа. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональное использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле.
В земельной политике государства особое место надлежит уделять развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым способом и в относительно короткие сроки оптимизировать соотношение между землей, производственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного хозяйствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кризис, в котором оказался агропромышленный комплекс России, к настоящему моменту приобрел затяжной характер. Долгое время казалось, что все принимаемые правительством меры по преодолению тяжелой ситуации в сельском хозяйстве носят бессистемный и половинчатый характер.