Страны Европы и США
в середине и во второй половине
20-х гг.
В середине 20-х гг. в Европе
и США начался период, получивший
наименование «стабилизация». Страны
Запада вступили в полосу нормализации
жизни, экономического роста,
спада социальной напряженности.
Прекратилась антисоветская интервенция,
большинство западных государств
признали Советскую Россию и установили
с ней дипломатические отношения.
На протяжении 20-х годов
экономика стран Запада находилась
на подъеме: правительствам этих
государств удалось преодолеть
послевоенную инфляцию и восстановить
прочность национальных валют.
Этот период продолжался с
небольшими перерывами до начала
мирового экономического кризиса
1929 г. Результаты его были впечатляющими:
общий объем промышленного производства
индустриально развитых государств
к концу 20-х гг. увеличился на 47 % в сравнении
с довоенным уровнем.
В эти годы экономика
переживает период структурной
перестройки. Внедрение в промышленность
научных достижений, широкая механизация,
электрификация производственных
процессов позволили увеличить
темпы производительности труда,
активизировать развитие массового
и менее трудоемкого производства
материальных благ. Интенсификации
труда способствовали хронометрирование
рабочих операций, стандартизация и использование
типовых деталей для механизмов и машин.
Экономический рост был
характерен для всех промышленно
развитых стран, но его темпы
были различными. Особенно быстро развивалась
экономика США, где промышленное производство
по сравнению с довоенным к 1929 г. увеличилось
на 70 %. Относительно высокими темпами
развивалась экономика Франции, которая
к 1930 г. сумела превысить довоенный уровень
на 40 %. Германия, получившая значительные
американо-английские вливания в экономику,
быстро восстановила промышленное производство
и к 1929 г. превзошла уровень 1913 г. Что касается
Великобритании, то ее экономическое развитие
осуществлялось относительно медленно.
Здесь сказывалась утрата страной своей
былой промышленной и торговой монополии
и крайне медленная техническая реконструкция
производства.
Однако хозяйственный подъем
и сопровождавший его рост массового производства
сдерживались такими элементами социально-экономической
структуры западных обществ, как узкий
рынок и низкая платежеспособность населения.
Произведенная и нереализованная продукция
скапливалась на складах. В капиталистическом
мире назревал кризис сбыта. Стабилизация
в экономике оказалась недолгой.
Политическая стабилизация
20-х гг. основывалась на двух
факторах: на политике компромисса,
лавирования и либерального реформирования,
а также на расширении социальной
базы партийно-государственного
механизма. В США, где либеральная
демократия оказалась достаточно
прочной, частнособственнические
отношения глубоко укорененными,
а двухпартийная политическая
система сохраняла свою прежнюю
эффективность, названные факторы
не действовали.
В европейских странах,
где в послевоенные годы со
стороны умеренно-реформистских
социал-демократических партий все
чаще стали раздаваться требования
реформ, с которыми правящие круги
уже не могли не считаться,
началась трансформация традиционного
политического механизма. Сначала
социал-демократов включили в
коалиционные правительства вместе
с другими партиями (Англия, Германия,
Франция), а затем им предоставили
возможность сформировать правительства
(лейбористские правительства в
1924 г., 1929 г. в Великобритании; лидерство
социал-демократа Г. Мюллера в
коалиционном правительстве в
1928 г. в Германии). Взаимодействие
буржуазных и социалистических
партий обеспечивалось и введением
практически во всех странах
Европы всеобщего избирательного
прдва, активизацией деятельности средств
массовой информации (пресса, радио). Однако
в 20-е гг. не везде удалось добиться стабилизации
на путях реформ и демократизации. В Италии,
например, где уровень социальной борьбы
оказался выше и методами либеральной
демократии не удалось преградить путь
экстремистским силам, стабилизация была
связана с установлением фашистского
режима уже в 1922 г. Колебания «влево» и
«вправо», усиление политического консерватизма
наблюдались в конце 20-х гг. и в странах
с демократическими системами государственного
устройства.
Общемировой кризис 1929 - 1933
гг. Пути выхода из него разных стран. Наступление
фашизма и усиление угрозы мировой
войны
Сущность и характерные
черты общемирового кризиса 1929—1933
гг. Экономический подъем 20-х годов
в странах Европы и Америки
сменился в 1929 году тяжелым
кризисом. Необходимо отметить, что
периодические кризисы “ это
необходимое и неизбежное явление
для государств с рыночной экономикой.
Их причиной является конфликт между производством
и потреблением, выражающийся в кризисе
перепроизводства. В основе послевоенной
стабилизации лежала восстановительная
тенденция — завершение восстановления
неизбежно привело к перенасыщению рынка.
По мнению ряда экономистов (Кондратьев)
экономический кризис 1929-1933 гг. был необычным:
он совпал со структурным кризисом, связанным
с изменением технологий.
В итоге данный экономический
кризис стал крупнейшим за
всю историю капитализма. Объем
промышленного производства в
западных странах упал примерно
на 38 % (в США на 53 %). На треть
сократились сельскохозяйственное
производство и мировая торговля.
Кризис породил массовую безработицу,
что создало опасность спонтанных
бунтов, восстаний. Традиционные
средства выхода из кризиса
не работали, поэтому перед политическими
элитами стран мира встала
задача изменения социальных
функций: они постепенно осознают
ограниченность позитивного потенциала
чисто либеральной экономической
модели и подходят к мысли
о необходимости создания государственного
механизма экономического регулирования.
Кейнсианство. Практическим
руководством для многих правительств
европейских государств стали работы
Д. Кейнса. Кейнс и его последователи предлагали
заменить экономическую стратегию на
производстве: вместо наступления на зарплату,
«выжимания пота» необходимо было, чтобы
государство пошло по пути социального
реформирования, повысив оплату труда
рабочим, перераспределив средства особо
нуждающимся. Данные меры должны были
расширить объем потребления, создать
эффективный спрос. Кроме того, ученый
предлагал сформировать институты социального
партнерства между трудом и капиталом
(заключение коллективных договоров между
работниками и работодателями). Государственное
законодательство, должно было закрепить
эти документы правовым порядком.
Некоторые политические
деятели стран Запада использовали
теорию кейнсианства. С начала 30-х
годов в развитых странах усиливается
вмешательство государства в
экономическую сферу — государство
встраивается в сам процесс
общественного воспроизводства
в качестве его важнейшего
структурного звена. Этот феномен
принимал различные формы, которые
зависели от конкретных исторических
условий каждой отдельной страны.
«Новый курс» Рузвельта.
В США после прихода к власти
президента Ф. Рузвельта провозглашается
политика «нового курса». Она
включала следующие направления:
1) в промышленности: принудительное
картелирование предприятий (более
крупные поглощали более мелких,
неконкурентноспособные предприятия
оказались вытесненными с рынка); составлялись
кодексы честной конкуренции, в рамках
которых регламентировался объем производства,
минимальный уровень цен, распределялись
рынки сбыта продукции;
2) в сельском хозяйстве
государство стремилось добиться
повышения цен на сельскохозяйственную
продукцию, увеличить доходы фермеров.
С этой целью власти осуществляли
сокращение посевных площадей
и поголовья скота, согласившиеся на
эти меры фермеры получали компенсацию.
Некоторые фермеры получили государственные
дотации;
3) в финансовой сфере:
сокращение и реорганизация банковской
системы, девальвация доллара,
контроль над выпуском бумажных
денег и ценных бумаг;
4) значительные сдвиги произошли
и в сфере трудовых отношений:
рабочие получили право на
заключение коллективных договоров
и организацию профсоюзов на
предприятиях. Наемным работникам
предоставлялись определенные социальные
гарантии: в законодательном порядке
фиксировались минимальный уровень
заработной платы и максимальная
продолжительность рабочего дня.
В целях борьбы с безработицей
организуется специальная администрация
общественных работ, осуществляющая
строительство гражданских и
военных объектов. Данные меры
привели к положительным результатам
и способствовали постепенному
выходу США из кризиса. Необходимо
отметить, что «новый курс» осуществлялся
в условиях сохранения и развития
традиционной американской демократической
системы («мягкий вариант»).
Германия: от Веймарской
республики к нацистской диктатуре.
Гораздо более жесткий путь
выхода из экономического кризиса
избирает германская политическая
элита после прихода к власти
в 1933 году национал-социалистической
партии во главе с Гитлером. Процессы огосударствления
социально-экономической сферы развертываются
здесь одновременно со свертыванием парламентской
демократии и установлением тоталитарного
режима.
Когда в стране разразился
кризис, у власти находилось правительство
«большой коалиции» во главе
с лидером СДПГ Г. Мюллером.
Однако в марте 1930 г. коалиция
раскололась. Кризис расшатал
структуру Веймарской республики.
Новое правительство возглавил
Г. Брюнинг. Его кабинет не имел большинства
мест в рейхстаге и вынужден был осуществлять
управление государством лишь с помощью
чрезвычайных декретов. Законодательные
функции парламента были фактически сведены
на нет, что свидетельствовало о кризисе
парламентаризма.
Правительство Брюнинга проводило
консервативную экономическую политику:
сокращало социальные расходы и увеличивало
налоги на физических лиц. Такая политика
не только не способствовала росту популярности
правительства, но и вела к дискредитации
демократических институтов в глазах
рядовых немцев. Это подтвердили проходившие
в 1930 г. выборы в рейхстаг, принесшие крупный
успех нацистской партии. За нее проголосовало
5,6 млн избирателей, и она стала второй
по численности партией в рейхстаге. Что
же позволило нацистам добиться таких
результатов? Национал-социалисты являлись
«буржуазной партией нового типа». Жестко
централизованная, со строгой внутрипартийной
дисциплиной, построенная по принципу
«вождизма», эта организация превратилась
в мощную политическую силу. Однако успех
нацистов объяснялся не только и не столько
особенностями организации их партии.
А. Гитлер предложил немцам собственную
программу развития общества, у которой,
с одной стороны, не было аналогов, а с
другой, она оказалась привлекательной
для самых широких слоев населения. В центре,
мировоззрения нацистов находилось несколько
идей. Они исходили из того, что мир разделен
не по классовому признаку, как утверждали
последователи К. Маркса, а по национальному.
Нация является основной единицей, совокупность
которых формирует мировое сообщество.
Нации не равноценны: есть высшие и низшие.
Немцы относились к числу высших, и у них
была, по мнению нацистских идеологов,
особая историческая миссия — стать главной
движущей силой в создании «нового мирового
порядка». Для реализации этой установки
необходимо было уничтожить Версальскую
систему и создать «Великую Германию».
В правящей элите, поначалу
настороженно отнесшейся к нацистам,
произошел поворот в настроениях
в сторону поддержки этой партии,
как единственной силы, способной
предотвратить революцию и экономический
крах. В октябре 1931 г. совещание
представителей финансово-промышленных
кругов сделало ставку на привлечение
нацистов к власти.
В апреле 1932 г. проходили
выборы президента Германии. Хотя
на них победил Гинденбург, Гитлер
собрал 13,4 млн голосов. После отставки
правительства Брюнинга, которого сменил
фон Папен, дрейф вправо продолжился. Эту
тенденцию закрепили итоги парламентских
выборов, проходивших в июле 1932 г., когда
за национал- социалистов проголосовало
13,2 млн человек, и они стали первой фракцией
в рейхстаге. Итоги выборов свидетельствовали
о том, что нацистам удалось поглотить
почти весь электорат буржуазных партий,
которые в этот период переживали глубокий
кризис. Из серьезных оппонентов у национал-социалистов
оставалось лишь две партии — СДПГ и КПГ.
Если бы обе партии
объединили свои усилия в борьбе
с правой опасностью, то они
могли бы остановить марш нацистов
к власти. Однако этого не произошло.
Взаимная неприязнь социал-демократов
и коммунистов помешала им
организовать совместные действия
против нацистов. Создание единого
антифашистского фронта оказалось
невозможным.
Между тем нацистская
партия активно рвалась к власти.
Общая обстановка благоприятствовала
их планам. Кабинет Папена не имел
опоры ни в рейхстаге, ни в обществе. Внеочередные
парламентские выборы, состоявшиеся в
ноябре 1932 г., не принесли решающего перевеса
ни одной из партий. В условиях политической
нестабильности правящая элита решила
передать все рычаги управления страной
нацистам. 30 января 1933 г. президент Гинденбург
назначил Гитлера главой правительства.
Оказавшаяся во главе
государства национал-социалистическая
партия в течение 1933—1934 годов
избавляется от всех оппозиционных
партий и движений (главный удар
был нанесен по социал-демократам
и коммунистам: они были фактически
поставлены вне закона — деятельность
партий запрещалась, а многие
их представители оказались за
решеткой). Фашистская партия превратилась
в монопольно правящую партию.
Постепенно осуществляется сращивание
правящей партии с государственным
аппаратом. После чисток министерств
и ведомств на места прежних чиновников
были поставлены нацисты. Ликвидируются
местные представительные органы. Для
управления на местах создается институт
гауляйтеров (главы администраций): они
назначались также по представлению региональных
партийных организаций.