При новой власти резко
усилилось государственное вмешательство
в экономические процессы. Для
управления промышленностью создавался
Генеральный совет германского
хозяйства, общеимперская экономическая
палата, 18 экономических территориальных
палат — эти органы контролировали
и планировали всю экономическую
деятельность, их решения имели
силу закона. Жесткому регулированию
подверглось и сельское хозяйство.
Во всех финансовых и производственных
организациях вплоть до предприятий
вводился принцип фюрерства. Это
означало что глава предприятия,
экономической палаты пользовался
неограниченными полномочиями, единолично
устанавливал расценки, продолжительность
рабочего дня, штрафы. Существовавшие
до этого заводские советы, третейские
суды были ликвидированы.
Партия опиралась на развитую
систему идеологического воздействия
на массы путем пропаганды, а
также на разветвленную систему
карательных органов (штурмовые
отряды, политическую полицию —
гестапо и другие). Нацистское
руководство создает широкую
сеть концлагерей, куда отправлялись
все несогласные с фюрерским
порядком. Такйм образом, в Германии в
30-е годы сложились все черты, характерные
для тоталитарного режима.
Недемократические, близкие к
тоталитарным, режимы различной степени
«жесткости» устанавливаются и в ряде
других европейских стран: Италии, Испании,
Венгрии, а также в Японии.
Мировой порядок в годы
экономического кризиса. Наступление
фашизма. Большинство современных
историков подчеркивают, что в
данный период существовала достаточно
тесная зависимость между наличием
или отсутствием у той или
иной страны колоний (рынков
сбыта продукции) и степенью
«жесткости» политического режима
в ней в процессе перехода
к государственному регулированию
экономики.
Крупнейшие колониальные
державы — Англия и Франция
смогли смягчить для народных
масс трудности переходного периода,
перекачивая ресурсы из колоний
в метрополию, сохранив в результате
в незыблемости политическую
демократию. США добились сходного
результата во многом благодаря
накопленным после первой мировой
войны и в 20-е годы финансовым
ресурсам (в первую. мировую войну США
были главным кредитором европейских
стран).
Деловые круги Германии
и Японии, напротив, слишком поздно
вступили в борьбу за сферы
влияния на мировых рынках (те
небольшие колонии, которые Германия
имела в начале XX века, были потеряны
ей по итогам первой мировой
войны). Хозяйственный потенциал
данных стран явно не соответствовал
внешним сферам влияния. В условиях
отсутствия колониальных резервов,
узости рынков сбыта население
Германии, в частности, весьма
охотно подхватывает лозунг о
необходимости завоевания жизненного
пространства. Для подготовки к
войне требовалась мобилизация
всех ресурсов, что в свою очередь
предполагало наличие весьма
«жесткого» политического режима.
Стоит отметить, что в
годы социально-экономического кризиса
начала 30-х гг. фашистские организации
активизировались во многих европейских
странах. Однако в странах либеральной
демократии с давними парламентскими
традициями фашисты не смогли
прийти к власти. Тоталитарные
режимы установились в тех
государствах, где произошла ломка
старых экономических и политических
структур, изменилась общественная
идеология. Одной из таких стран
была Германия, которая в условиях
поиска выхода из экономического
кризиса пошла не по пути
углубления демократии, а открыла
путь фашизму и заменила республиканский
строй тоталитарной диктатурой.
С учетом всего вышесказанного,
можно заключить, что страны
Западной Европы и Америки
выработали различные способы
выхода из экономического кризиса.
Присутствие на мировой карте
нацеленных на передел мира
стран Германии и Японии делало
геополитическую обстановку на
планете нестабильной. Экономика
Германии, к примеру, в конце
30-х годов имела ярко выраженный
милитаристский характер (только
за период с 1933 по 1938 годы бюджетные
расходы на вооружение и военное
производство выросли здесь в
10 раз). В 30-е годы складываются
предпосылки для новой глобальной
войны за передел мира.