Итогом серии таких
повествований стал цикл из шести
картин «Модный брак» (1742— 1744 гг.). Сюжет,
обычный для Хогарта, был очень
злободневным: неравный брак по расчёту
между разорившимся аристократом и
богатой девушкой из буржуазной семьи.
После брачной сделки, заключённой
родителями (картина «Брачный контракт»),
молодые быстро понимают, что они
чужие друг другу люди («Вскоре
после свадьбы»). Разочарованный супруг
проводит время в кутежах с
нежелательными последствиями для
здоровья («Визит к шарлатану»), а
новоявленная «светская леди», разумеется,
заводит роман («Будуар графини»).
Однако заурядная житейская история
оборачивается трагедией: в поединке
с любовником жены погибает граф («Дуэль
и смерть графа»), а незадачливая
графиня принимает яд и в мучениях
умирает в родительском доме («Смерть
графини»).
В полотнах этого цикла
уже нет нравоучительного тона, а
сам автор порой превращается
из обличителя в психолога, стремящегося
понять своих героев. Например, в
картине «Вскоре после свадьбы»
много забавных деталей: граф, расслабившись
после ночного кутежа, не замечает,
что собачка вытаскивает у
него из кармана дамский чепчик;
графиня пьёт кофе, как настоящая
знатная дама, но при этом вульгарно
потягивается за столом. Но благодаря
мягкому изысканному колориту становится
понятно, что мастер высмеивает ситуацию,
а не людей, которые в ней оказались.
Молодая пара предстаёт жертвой
безнравственности, царящей в обществе,
и вызывает у зрителя не насмешку,
а скорее сочувствие.
Хогарт одним из первых
среди английских художников объединил
групповой портрет с бытовым
жанром в так называемой «сцене собеседования»
(«Семья Строуд», 1738 г.) и показал, что в
обыденной жизни персонажи ведут себя
как актёры на сцене.
Живописец создавал и традиционные
портреты, показывая прекрасную технику
и тонкое понимание психологии моделей.
Он позволял им выставлять напоказ
при позировании лучшие (с их точки
зрения) качества. Художник изображал
своих персонажей с юмором, порой
одной деталью раскрывая то, что
они тщательно старались спрятать.
Например, в знаменитом парадном портрете
капитана Корема (1740 г.) герой пытается
казаться аристократом. Но как забавно
и совсем не аристократично выглядят неуклюжие
ноги Корема в сморщившихся, спустившихся
чулках!
Картина «Девушка с креветками»
(около 1740 г.) осталась незаконченной. Многие
исследователи сравнивали её с полотнами
французских импрессионистов. Здесь
Хогарт словно остановил на мгновение
время (именно к этому в XIX столетии
стремились импрессионисты). Видимо, в
последние годы жизни художник старался
изобразить человека, забывшего о своей
роли в бесконечной «комедии жизни», и
показать, как прекрасен он без грима и
условностей, с которыми так редко расстаётся.
УИЛЬЯМ ХОГАРТ
Уильям Хогарт родился
в Лондоне 10 ноября 1697 года. Он был
первенцем в семье учителя
Ричарда Хогарта. Удивительно, но сын
преподавателя в школе занимался
прескверно. На уроках Уильям обычно рисовал
для развлечения. Так и не окончив
начальную школу, он перешел в
учение к граверу по серебру Эллису
Гэмблу.
В мастерской Гэмбла мальчик
научился гравировать гербы и орнаменты
на серебряной посуде. Но свое призвание
Уильям видел в графике. Ему было ясно,
что для достижения этой цели надо «научиться
рисовать предметы, несколько более близкие
натуре, чем чудовища геральдики». В 1718
году умер отец, и, используя полученные
навыки в работе гравера, Уильям содержит
своим трудом целую семью – мать и двух
сестер.
В 1720 году Хогарт
открывает собственную граверную
мастерскую. Но выполнение всяких
мелких заказов – пригласительных
билетов, объявлений не приносит
ему удовлетворения. В конце того
же года Уильям начинает посещать
открытую Чероном и Вандербанком Академию.
Далеко не все устраивало
здесь Хогарта. Уильям занимается
самообразованием. В Академию наведывается
редко, главным образом, чтобы
пополнить свои познания в
анатомии. В 1724 году Хогарт, окончательно
бросив Академию, поступил в бесплатную
художественную школу, основанную
сэром Джеймсом Торнхиллом, тем самым
художником, чьи росписи в соборе святого
Павла восхищали юного Уилли.
В период с 1720 по
1730 год художник пробует свои
силы в области книжной иллюстрации,
создав в 1726 году серию гравюр
к «Гудибрасу» – популярной в Англии
героико комической поэме. В 1728 году появляется
первое его живописное произведение, заслуживающее
внимания. Он воспроизводит сцену из нашумевшей
в то время театральной постановки «Оперы
нищего», написанной драматургом Джоном
Геем и представлявшей едкую сатиру на
английские правящие классы. Мастерство
рассказа и яркость характеристик – то,
что потом составит основные стороны творчества
Хогарта, – уже чувствуются в этой композиции.
Сказывается и его склонность к сатирическому
искусству.
25 марта 1729 года в старой
педдингтонской церкви состоялось бракосочетание
Хогарта и мисс Джейн Торнхилл, которую
художник похитил. Но, похоже, довольно
скоро наступило примирение с семьей жены,
так как молодожены в 1730 году вернулись
в дом Торнхиллов.
Сам Хогарт об этом
времени рассказывает коротко
и деловито: «Затем я женился
и начал писать маленькие салонные
картинки от 12 до 15 дюймов высоты.
Так как они были новинкой,
то имели успех в течение
нескольких лет и хорошо расходились».
Лучшие из этих картин
– «Завоевание Мексики», «Семейство
Уолластон» и «Ассамблея в Уонстид Хауз».
Гравер и знаток английской живописи Вертью
еще в 1729 году сказал о Хогарте: «Счастлив
тот, кто может иметь портрет, им написанный».
Автор четырехтомного труда об английской
живописи Д. Митчелл в 1730 году писал Хогарту:
«Аристократические семейства покорны
вашей руке; по вашему приказанию восстают
ассамблеи».
Однако такие портреты
требовали от художника много
времени, а дохода давали мало.
Живой интерес к окружающей
жизни подсказал ему новые
возможности. «Я обратился к
совсем новому жанру, – говорит
Хогарт, – а именно к писанию
картин и созданию гравюр на
современные нравственные темы
– области еще не испробованной
ни в одной стране и ни
в какие времена».
Так возник первый,
принесший громкую славу художнику
сатирический цикл из шести
работ, называвшийся «Карьера
продажной женщины». Здесь воспроизведена
простая как мир история деревенской
девушки Мэри, приехавшей в Лондон,
ставшей богатой содержанкой,
а затем попавшей в тюрьму
и умершей в ужасающей нищете.
В 1731 году картины
были готовы. В 1732 году Хогарт
воспроизвел их в гравюрах. Успех
серии был столь велик, что
на гравюры сразу же нашлось
1200 подписчиков. За первой серией
в 1735 году последовала вторая:
«Карьера мота», состоявшая из
8 небольших картин, где героем
стал разбогатевший бездельник.
Доход от издания гравюр обеспечил
Хогарту возможность сравнительно
независимого существования. В
1733 году он даже смог приобрести
собственный дом на Лейстер сквер,
в котором и прожил до конца своих дней.
Немалое наследство досталось ему после
смерти Торнхилла в 1734 году. Теперь Хогарт
много сил отдает руководству художественной
школой, расположенной в переулке Св. Мартина,
ранее также принадлежавшей тестю.
Своими гравюрами художник
завоевал широкую популярность
у англичан. В конце тридцатых
– начале сороковых годов Хогарт
продолжает ряд своих остро сатирических
произведений, таких как «Спящие прихожане»,
а также создает юмористические, жанровые
– «Странствующие актрисы». Выдающимся
примером искусства Хогарта этой поры
является «Портрет капитана Корэма» (1740).
«Это был отличный портрет, один из лучших,
написанных Хогартом, хотя историки английского
искусства вполне справедливо упрекают
его в откровенной традиционности…
Это лицо простодушного,
но не лишенного лукавства
английского добряка и философа
вроде сквайра Олверти или мистера
Пикквика, то есть образ национальный,
для нашего времени уже книжный, нарицательный;
Хогарт уловил то, что носилось в воздухе,
но в искусстве еще не обрело воплощения,
– и в этом, наверное, наибольшая удача
портрета капитана Корэма. А что до глобуса
в сияющей медной оправе, книг, свитков,
нарядных пряжек на башмаках, складок
форменного сюртука, лежащих с торжественностью
мантии, облаков над океаном – с этой традицией
Хогарт еще успеет распрощаться» (М.Ю.
Герман). Хогарт подарил картину приюту
для найденышей, основанному Корэмом в
1739 году, и убедил других живописцев последовать
своему примеру.
В сороковые годы, в
период своей творческой зрелости
Хогарт создает ряд лучших
своих произведений и как портретист,
и как сатирик. Таков, к примеру,
групповой портрет «Дети Даниэля
Грэхэма» (1742). По мнению Г. Фосси: «Картина
встает в один ряд с "Портретом пятерых
детей Карла I" работы великого фламандского
мастера (Ван Дейка. – Прим. авт. ). Редкий
пример группового портрета в натуральную
величину, картина Хогарта считается одним
из его шедевров благодаря моментальным
выражениям и богатству моралистических
аллюзий. По контрасту с юностью моделей,
которая символизируется, помимо прочего,
двумя черешнями – райскими фруктами,
в картине содержится напоминание о тщете
и уходящем безвозвратно времени. Следуя
логике линии "змейки", Хогарт двигается
к противопоставленным характерам изображений,
точным и зачастую парадоксальным: заметьте
почти человеческий взгляд кота над головой
мальчика с почти хищной улыбкой и живую
птичку в клетке, как две капли воды похожую
на голубку, вырезанную на ручке коляски».
Непримиримый противник шаблона светских
портретов, он обращается обычно к портретированию
родственников, близких ему людей. Исполненные
с проникновенностью и теплотой «Автопортрет
с собакой Трамп» (1745), «Портрет миссис
Солтер» (1741–1744), «Портрет слуг Хогарта»
утверждают образы положительных героев,
поднимают значение личности вне зависимости
от ее социальных рангов. «Автопортрет
с собакой Трамп» являет собой образ «английского
художника, буржуа, интеллектуала, равнодушного,
почти наглого, явно очень смелого». Столь
же смел и оригинален выбор цветовой гаммы,
основанный на перекличке шоколадного
цвета собаки и гармонии темных цветов
в целом; эффект контрастный, но все же
достигающий в своем роде полного слияния.
Между 1742 и 1744 годами
Хогарт работает над картинами
своей знаменитой серии «Модный
брак». Именно для поиска подходящих
для этой работы граверов художник
совершил в 1743 году свою первую
поездку во Францию. Изготовление
он поручил французским мастерам
Скотену, Равене и Барону. Заказ был выполнен
в 1745 году.
«"Модный брак", наиболее
значительная по глубине замысла
серия Хогарта, состоит из шести
полотен; это правдивая и поучительная
история брака по расчету, своего
рода живописный "роман нравов",
– пишет М.Т. Кузьмина. – Отдельные
персонажи олицетворяют здесь,
по существу, целые социальные
группы и их взаимоотношения.
Открывает серию картина заключения
брака, фактически уподобленного
торговой сделке разорившегося
графского сына и дочери богатого
торговца. Со скучающим видом
отвернулись друг от друга
молодые, в то время как их
родственники оформляют брачный
контракт. Картина "Вскоре после
свадьбы" продолжает повествование;
в ней каждая деталь свидетельствует
о бессмысленности существования
супружеской четы, о безразличии
молодых супругов друг к другу,
о кутежах и развале дома, из
которого управляющий выносит
пачку неоплаченных счетов. Серию
завершает трагическая развязка
– гибель ее героев. С удивительным
мастерством передает Хогарт
последовательность хода событий,
раскрывает характеры действующих
лиц, их взаимоотношения, нравы,
привычки. По его картинам можно
писать целые рассказы. Каждая
из картин – законченное самостоятельное
произведение, все вместе они
объединены одной идеей и дополняют
друг друга».
В 1745 году Хогарт
устроил аукцион, на котором
«Карьера продажной женщины»
и «Карьера мота» были куплены
за ничтожную сумму. В 1751 году
был назначен специальный аукцион
для продажи картин «Модного
брака». В объявлении о продаже
Хогарт писал: «Эта будет последней
серией картин, которую он когда
нибудь выставит, из за трудности продать
такое количество произведений сразу
с каким нибудь барышом… Поэтому, если
у кого нибудь есть собственный вкус, на
который он может положиться, вкус не слишком
привередливый к произведениям современных
художников, и кто обладает достаточным
мужеством, чтобы сознаться в этом и осмелиться
дать им место в своем собрании (до тех
пор, пока Время, которое считается заканчивателем
картин, а на деле является их реальным
рисовальщиком, не подготовит их для тех
более священных мест упокоения, где Школы,
Имена, Руководители, Мастера и т.д. достигают
последнего этапа своего повышения), тот
может таким образом удостовериться, что
по крайней мере многочисленность его
произведений не снизит их ценности».
На объявленный аукцион
явился лишь один покупатель,
который и приобрел все картины
«Модного брака» за 120 гиней. Уже
через 35 лет следующий владелец
платил за них в десять раз
больше. В 1747 году Хогарт пишет
серию гравюр «Прилежание и
леность». 12 листов серии составили
«морализирующий» цикл. Здесь твердо
определено, что художник считал
«дурным» и что «хорошим»; здесь
демонстрированы путь для достижения
почестей и богатства и путь,
ведущий к гибели. В гравюрах «Улица пьянства»,
«Переулок Джина» (1751 г.) предстают другие
стороны жизни: с необычайным пафосом
он изобличает «дно» Лондона, ужасы пьянства,
приводящего бедноту в состояние полного
отупения, к утрате всего человеческого.
В 1748 году Хогарт
поехал в Париж и, вызвав
подозрение местных властей, был
задержан в Кале, где зарисовывал
старинные ворота крепости. Художника
насильственно водворили на судно
и отправили обратно в Англию.
Хогарт был в ярости и как
бы в отместку написал единственную
«злободневную» картину этого
периода – «Ворота Кале».
В 1754 году рождается
серия картин «Выборы в парламент»,
смело обнажающая одну из самых
темных сторон в общественной
жизни Англии: борьбу партий в
«гнилых» местечках и сбор
голосов, приобретенных у больных
идиотов; по существу, художник
обличает всю продажность буржуазной
выборной системы. К серии «Выборов»
примыкает превосходный офорт
«Суд» (1758), где художник добивается
яркого сатирического обобщения.