Судебная система СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявление особенностей формирования и функционирования системы судебных органов в нашей стране в советский период. Данная цель достигается путём решения следующих основных задач:
1. Рассмотрение основных этапов развития советской судебной системы.
2. Выявление и описание основных структурных элементов советской судебной системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ СССР………………………………………………………………………………6
1.1.Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.)………………..6
1.2.Законодательство о суде 20-30-х гг………………………………………...10
ГЛАВА II. СТРУКТУРА СОВЕТСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ…………..19
2.1.Верховный суд СССР…………………………………………………...…...19
2.2.Верховный суд союзной республики…………………………………....…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

судебная система ссср.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ СССР………………………………………………………………………………6

1.1.Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.)………………..6

1.2.Законодательство о суде 20-30-х  гг………………………………………...10

ГЛАВА II. СТРУКТУРА СОВЕТСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ…………..19

2.1.Верховный суд СССР…………………………………………………...…...19

2.2.Верховный суд союзной республики…………………………………....…21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….27

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во всяком государстве суд играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и политического строя. В современной России также чрезвычайно остро стоит проблема защиты прав и свобод граждан. Актуальность исследования определяется прежде всего острой необходимостью решения жизненно важной для современной России задачи создания эффективно действующей, пользующейся авторитетом у населения судебной системы. Ее решение невозможно без анализа исторического развития судебных органов. Обращение к истории становления судебной системы показывает плюсы и минусы исторического опыта, позволяет по-новому взглянуть на современную судебную реформу, да и на всю государственную политику в целом.                                                                          

Цель данной работы – выявление особенностей формирования и функционирования системы судебных органов в нашей стране в советский период. Данная цель достигается путём решения следующих основных задач:   

1. Рассмотрение основных этапов развития советской судебной системы.

2. Выявление и описание основных  структурных элементов советской  судебной системы.

Для нашего исследования необходимо выделить стадии формирования советского суда. Нижняя граница - 1917 год - является бесспорной, как начало новой эпохи в истории России.  Работа над формированием и реконструкцией судебной системы продолжалась до распада СССР в 1991 году. 

Судебная система СССР отражала федеративное устройство советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями. Суды с одинаковыми полномочиями в пределах одной союзной республики составляли звено судебной системы. 

Методологической основой работы являются исторический, системно-структурный, логический, сравнительно-правовой подходы. В основе проведенного анализа лежит системный подход к рассмотрению истории судов.

История советского суда достаточно рано стала предметом научного изучения. Уже в 30-40-е гг. появляются первые работы, посвящённые этой теме. Однако, более или менее обстоятельный анализ развития советского суда стал проводиться только в 50-60-х гг. Особенность работ данного периода заключалась в подчёркивании подлинно демократических оснований советской судебной системы и стремлении во всех «перегибах» обвинить отдельных лиц.  

 Основные исследования истории  формирования и структуры советской судебной системы приходятся на 70-80-е гг. Особенность этих работ в том, что они описывали и объясняли актуально действующую систему судебных органов, тогда как для нас она является уже фактом исторического и правового опыта.

В 90-е гг. количество исследований, посвящённых советской судебной системе, заметно сокращается.                                                                        

Источниковой базой данной работы стали:                                                     

1. Тексты трёх советских конституций (1924, 1936 и 1977 гг.)

2. Ключевые для формирования советской судебной системы законодательные акты. Это, прежде всего, декреты о суде, принятые непосредственно после Октябрьской революции; Положение о судоустройстве РСФСР (1922 г.); Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик (1938 г.); Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении»; Положение о Верховном Суде СССР от 12 февраля 1957 г. и некоторые другие законодательные акты.

Работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена изучению основных этапов развития судебной системы СССР. Мы выделили четыре качественно определённых этапа в развитии советской судебной системы. Первый этап хронологически совпадает с периодом так называемого «военного коммунизма». Второй этап начинается в 1922 году. Верхней его границей является 22 июня 1941 года, то есть начало Великой отечественной войны. Третий этап приходится на военные и послевоенные годы. И, наконец, четвёртый этап охватывает конец 50 – начало 80-х гг. Во второй части показана структура советской судебной систем: верховный суд СССР и союзных республик, народный и областной суд, военные трибуналы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ СССР

1.1.Становление советской  судебной системы (1917-1922 гг.)

После победы Октябрьской революции лидер большевиков В. Ленин  призвал к применению победителями государственных принудительных мер для подавления сопротивления свергнутых классов. Он писал: «Когда революционный класс ведёт борьбу против имущих классов, которые оказывают сопротивление, то он это сопротивление должен подавлять; и мы будем подавлять сопротивление имущих всеми теми средствами, которыми они подавляли пролетариат, - другие средства не изобретены».1

В первые же дни после Октябрьской революции новая власть упразднила старый государственный аппарат: полицию, жандармерию, суды, прокуратуру и приступила к созданию своих революционных органов борьбы с контрреволюцией и новых судебно-следственных учреждений.

В целях внесения единообразия в систему советских судебных и следственных учреждений Советское правительство и приняло первый декрет о суде. Декрет «О суде» № 1 был подписан Лениным 22 ноября 1917 года. Первоначальный проект декрета был разработан Народным комиссариатом юстиции РСФСР и опубликован в «Материалах Народного комиссариата юстиции».

Декрет определил, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей приостанавливается. Взамен прежних образовывались новые выборные советские судебно-следственные учреждения, организуемые на широких демократических основах. Предусматривалось и создание специальных судебно-следственных учреждений для борьбы с контрреволюцией. В ст. 8 Декрета указывалось: "Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц учреждаются  рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемыми губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Для производства же по этим делам предварительного следствия при тех же советах образуются особые следственные комиссии".2

Первый закон Советской власти о суде предусмотрел создание на местах двух судебных органов: местного суда – для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые наказание не может превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тыс. рублей; революционных трибуналов.

Местный суд был выборным органом, построенным на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия при полном равенстве мужчин и женщин. Декрет отменил апелляционную форму обжалования приговоров и решений и учредил их кассационную проверку. Жалобы на приговоры и решения местных судов должны были рассматривать уездные, а в столицах – столичные съезды местных судей.

Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов стали:

1. избираемость судей и членов следственных комиссий Советами, широкое участие в работе судов и следственных комиссий народных представителей;

2. гласность и публичность судопроизводства; публичность распространялась и на деятельность следственных комиссий, важнейшие решения которых принимались в открытых заседаниях;

3. полное равноправие сторон  в судебном процессе, достигавшееся  отменой особых прав, которые  имела раньше обвинение (прокуратура) в процессе дознания, следствия  и суда; общественным обвинителем  и общественным защитником мог быть каждый из присутствующих на суде неопороченных граждан;

4. допущение защиты со стадии  предварительного следствия;

5. коллегиальность в решении  вопросов предварительного следствия  и судебного процесса;

6. в виде наказаний суды могли  применять: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т. п. Смертная казнь не входила в число предусмотренных законом наказаний.

В марте и в июле 1918 года были изданы декрет «О суде» № 2 и декрет «О суде» № 3.

Декретом № 2 были учреждены окружные народные суды, которые рассматривали дела, превышающие подсудность местного суда. Они действовали только как суды первой инстанции; в качестве же кассационной инстанции для местных судов продолжали существовать учрежденные декретом № 1 уездные съезды местных судей. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам — в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания. 
 Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами. 
 Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. 
 Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы. 
 Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок.

Декрет № 3 о суде значительно расширил  подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, убийствах, разбое, изнасиловании, спекуляции, взяточничестве и подделке денежных знаков. Эти преступления были подсудны революционным трибуналам.

Согласно декрету вместо областных судов и Верховного Судебного Контроля в Москве создавался единый кассационный суд.

Окончательное же претворение в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы Советского государства получила в Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г. В соответствии с Положением народные суды создавались на территории каждого района (уездного или городского и рассматривали все гражданские и общеуголовные дела, действуя в составе:

1. народного судьи (дела о расторжении браков и т. п.);

2. народного судьи и двух народных заседателей;

3. народного судьи и шести  народных заседателей (в этом  составе рассматривались дела  об особо опасных преступлениях).

Кассационные жалобы на приговоры и решения всех народных судов, действовавших в губерниях, рассматривались советом народных судей губернии. Это обеспечивало единство судебной практики в масштабах губернии.3

В первые послереволюционные годы был принят также ряд постановлений, регламентирующих деятельность революционных трибуналов. Основная задача в этой области в условиях гражданской войны сводилась для Советской власти к централизации системы трибуналов, повышению её «эффективности». К середине 1921 года эта система состояла из: трибуналов в столицах, крупных городах и центрах и Верховного революционного трибунала при ВЦИК, рассматривающего наиболее важные дела. Он же являлся и кассационной инстанцией.4

Таким образом, к концу 1922 года сложились две системы судебных органов: общие суды, состоящие из народных судов, губернского совета народных судей и Высшего Судебного Контроля в лице народного комиссариата юстиции (НКЮ), и революционные трибуналы, в виде трибуналов крупных центров и городов и Верховного революционного трибунала при ВЦИК, являющегося судом первой инстанции по наиболее сложным делам и кассационной инстанцией для всех  революционных трибуналов.

 

Законодательство о суде 20-30-х гг.

Победа в гражданской войне и стабилизация советского строя позволили в конце 1922 года в РСФСР и несколько позже в других советских республиках провести реформу судебной системы.

31 октября 1922 года  IV сессия ВЦИК IX созыва утвердила Положение о судоустройстве РСФСР5, на основании которого судебные учреждения республики были перестроены в соответствии с новыми условиями развития общества. 31 октября 1922 года IV сессия ВЦИК IX созыва утвердила Положение о судоустройстве РСФСР, на основании которого судебные учреждения республики были перестроены в соответствии с новыми условиями развития общества. В Положении о судоустройстве впервые были сформулированы единые для советских судов задачи.

Информация о работе Судебная система СССР