Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:07, курсовая работа
Цель данной работы – выявление особенностей формирования и функционирования системы судебных органов в нашей стране в советский период. Данная цель достигается путём решения следующих основных задач:
1. Рассмотрение основных этапов развития советской судебной системы.
2. Выявление и описание основных структурных элементов советской судебной системы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ СССР………………………………………………………………………………6
1.1.Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.)………………..6
1.2.Законодательство о суде 20-30-х гг………………………………………...10
ГЛАВА II. СТРУКТУРА СОВЕТСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ…………..19
2.1.Верховный суд СССР…………………………………………………...…...19
2.2.Верховный суд союзной республики…………………………………....…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
СССР……………………………………………………………………
1.1.Становление советской
1.2.Законодательство о суде 20-30-х гг………………………………………...10
ГЛАВА II. СТРУКТУРА СОВЕТСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ…………..19
2.1.Верховный суд СССР…………………………………………………...…...
2.2.Верховный суд союзной республики…………………………………....…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….30
Введение
Во всяком государстве суд играет огромную
роль как орган охраны интересов господствующего
в данном обществе класса, как орган укрепления
существующего государственного и политического
строя. В современной России также чрезвычайно
остро стоит проблема защиты прав и свобод
граждан. Актуальность исследования определяется
прежде всего острой необходимостью решения
жизненно важной для современной России
задачи создания эффективно действующей,
пользующейся авторитетом у населения
судебной системы. Ее решение невозможно
без анализа исторического развития судебных
органов. Обращение к истории становления
судебной системы показывает плюсы и минусы
исторического опыта, позволяет по-новому
взглянуть на современную судебную реформу,
да и на всю государственную политику
в целом.
Цель данной работы – выявление особенностей формирования и функционирования системы судебных органов в нашей стране в советский период. Данная цель достигается путём решения следующих основных задач:
1. Рассмотрение основных этапов развития советской судебной системы.
2. Выявление и описание основных
структурных элементов
Для нашего исследования необходимо выделить стадии формирования советского суда. Нижняя граница - 1917 год - является бесспорной, как начало новой эпохи в истории России. Работа над формированием и реконструкцией судебной системы продолжалась до распада СССР в 1991 году.
Судебная система СССР отражала федеративное устройство советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями. Суды с одинаковыми полномочиями в пределах одной союзной республики составляли звено судебной системы.
Методологической основой работы являются исторический, системно-структурный, логический, сравнительно-правовой подходы. В основе проведенного анализа лежит системный подход к рассмотрению истории судов.
История советского суда достаточно рано стала предметом научного изучения. Уже в 30-40-е гг. появляются первые работы, посвящённые этой теме. Однако, более или менее обстоятельный анализ развития советского суда стал проводиться только в 50-60-х гг. Особенность работ данного периода заключалась в подчёркивании подлинно демократических оснований советской судебной системы и стремлении во всех «перегибах» обвинить отдельных лиц.
Основные исследования
В 90-е гг. количество исследований, посвящённых
советской судебной системе, заметно сокращается.
Источниковой базой данной работы стали:
1. Тексты трёх советских
2. Ключевые для формирования советской судебной системы законодательные акты. Это, прежде всего, декреты о суде, принятые непосредственно после Октябрьской революции; Положение о судоустройстве РСФСР (1922 г.); Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик (1938 г.); Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении»; Положение о Верховном Суде СССР от 12 февраля 1957 г. и некоторые другие законодательные акты.
Работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена изучению основных этапов развития судебной системы СССР. Мы выделили четыре качественно определённых этапа в развитии советской судебной системы. Первый этап хронологически совпадает с периодом так называемого «военного коммунизма». Второй этап начинается в 1922 году. Верхней его границей является 22 июня 1941 года, то есть начало Великой отечественной войны. Третий этап приходится на военные и послевоенные годы. И, наконец, четвёртый этап охватывает конец 50 – начало 80-х гг. Во второй части показана структура советской судебной систем: верховный суд СССР и союзных республик, народный и областной суд, военные трибуналы.
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ СССР
1.1.Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.)
После победы Октябрьской революции лидер большевиков В. Ленин призвал к применению победителями государственных принудительных мер для подавления сопротивления свергнутых классов. Он писал: «Когда революционный класс ведёт борьбу против имущих классов, которые оказывают сопротивление, то он это сопротивление должен подавлять; и мы будем подавлять сопротивление имущих всеми теми средствами, которыми они подавляли пролетариат, - другие средства не изобретены».1
В первые же дни после Октябрьской революции новая власть упразднила старый государственный аппарат: полицию, жандармерию, суды, прокуратуру и приступила к созданию своих революционных органов борьбы с контрреволюцией и новых судебно-следственных учреждений.
В целях внесения единообразия в систему советских судебных и следственных учреждений Советское правительство и приняло первый декрет о суде. Декрет «О суде» № 1 был подписан Лениным 22 ноября 1917 года. Первоначальный проект декрета был разработан Народным комиссариатом юстиции РСФСР и опубликован в «Материалах Народного комиссариата юстиции».
Декрет определил, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей приостанавливается. Взамен прежних образовывались новые выборные советские судебно-следственные учреждения, организуемые на широких демократических основах. Предусматривалось и создание специальных судебно-следственных учреждений для борьбы с контрреволюцией. В ст. 8 Декрета указывалось: "Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемыми губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Для производства же по этим делам предварительного следствия при тех же советах образуются особые следственные комиссии".2
Первый закон Советской власти о суде предусмотрел создание на местах двух судебных органов: местного суда – для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые наказание не может превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тыс. рублей; революционных трибуналов.
Местный суд был выборным органом, построенным на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия при полном равенстве мужчин и женщин. Декрет отменил апелляционную форму обжалования приговоров и решений и учредил их кассационную проверку. Жалобы на приговоры и решения местных судов должны были рассматривать уездные, а в столицах – столичные съезды местных судей.
Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов стали:
1. избираемость судей и членов следственных комиссий Советами, широкое участие в работе судов и следственных комиссий народных представителей;
2. гласность и публичность судопроизводства; публичность распространялась и на деятельность следственных комиссий, важнейшие решения которых принимались в открытых заседаниях;
3. полное равноправие сторон в судебном процессе, достигавшееся отменой особых прав, которые имела раньше обвинение (прокуратура) в процессе дознания, следствия и суда; общественным обвинителем и общественным защитником мог быть каждый из присутствующих на суде неопороченных граждан;
4. допущение защиты со стадии предварительного следствия;
5. коллегиальность в решении
вопросов предварительного
6. в виде наказаний суды могли применять: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т. п. Смертная казнь не входила в число предусмотренных законом наказаний.
В марте и в июле 1918 года были изданы декрет «О суде» № 2 и декрет «О суде» № 3.
Декретом № 2 были учреждены окружные
народные суды, которые рассматривали
дела, превышающие подсудность местного
суда. Они действовали только как суды
первой инстанции; в качестве же кассационной
инстанции для местных судов продолжали существовать
учрежденные декретом № 1 уездные съезды
местных судей. Окружные суды выносили решения по гражданским
делам в составе трех постоянных членов
и четырех народных заседателей, приговоры
по уголовным делам — в составе двенадцати
заседателей под председательством постоянного
члена суда. Заседатели принимали решение
как о факте преступления, так и о мере
наказания.
Предварительное следствие проводили
состоявшие при окружных судах следственные
комиссии из трех человек, избираемые
местными Советами.
Создавались коллегии правозаступников,
члены которых поддерживали обвинение
и осуществляли защиту в суде.
Предполагалось создание областных судов,
однако эти органы не были сформированы
в силу политических обстоятельств. По
тем же причинам осенью 1918 г. окружные
суды были ликвидированы.
Отменялся апелляционный порядок обжалования,
по декрету допускался только кассационный
порядок.
Декрет № 3 о суде значительно расширил подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, убийствах, разбое, изнасиловании, спекуляции, взяточничестве и подделке денежных знаков. Эти преступления были подсудны революционным трибуналам.
Согласно декрету вместо областных судов и Верховного Судебного Контроля в Москве создавался единый кассационный суд.
Окончательное же претворение в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы Советского государства получила в Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г. В соответствии с Положением народные суды создавались на территории каждого района (уездного или городского и рассматривали все гражданские и общеуголовные дела, действуя в составе:
1. народного судьи (дела о расторжении браков и т. п.);
2. народного судьи и двух народных заседателей;
3. народного судьи и шести
народных заседателей (в этом
составе рассматривались дела
об особо опасных
Кассационные жалобы на приговоры и решения всех народных судов, действовавших в губерниях, рассматривались советом народных судей губернии. Это обеспечивало единство судебной практики в масштабах губернии.3
В первые послереволюционные годы был принят также ряд постановлений, регламентирующих деятельность революционных трибуналов. Основная задача в этой области в условиях гражданской войны сводилась для Советской власти к централизации системы трибуналов, повышению её «эффективности». К середине 1921 года эта система состояла из: трибуналов в столицах, крупных городах и центрах и Верховного революционного трибунала при ВЦИК, рассматривающего наиболее важные дела. Он же являлся и кассационной инстанцией.4
Таким образом, к концу 1922 года сложились две системы судебных органов: общие суды, состоящие из народных судов, губернского совета народных судей и Высшего Судебного Контроля в лице народного комиссариата юстиции (НКЮ), и революционные трибуналы, в виде трибуналов крупных центров и городов и Верховного революционного трибунала при ВЦИК, являющегося судом первой инстанции по наиболее сложным делам и кассационной инстанцией для всех революционных трибуналов.
Законодательство о суде 20-30-х гг.
Победа в гражданской войне и стабилизация советского строя позволили в конце 1922 года в РСФСР и несколько позже в других советских республиках провести реформу судебной системы.
31 октября 1922 года IV сессия ВЦИК IX созыва утвердила Положение о судоустройстве РСФСР5, на основании которого судебные учреждения республики были перестроены в соответствии с новыми условиями развития общества. 31 октября 1922 года IV сессия ВЦИК IX созыва утвердила Положение о судоустройстве РСФСР, на основании которого судебные учреждения республики были перестроены в соответствии с новыми условиями развития общества. В Положении о судоустройстве впервые были сформулированы единые для советских судов задачи.