Судебная система СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявление особенностей формирования и функционирования системы судебных органов в нашей стране в советский период. Данная цель достигается путём решения следующих основных задач:
1. Рассмотрение основных этапов развития советской судебной системы.
2. Выявление и описание основных структурных элементов советской судебной системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ СССР………………………………………………………………………………6
1.1.Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.)………………..6
1.2.Законодательство о суде 20-30-х гг………………………………………...10
ГЛАВА II. СТРУКТУРА СОВЕТСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ…………..19
2.1.Верховный суд СССР…………………………………………………...…...19
2.2.Верховный суд союзной республики…………………………………....…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

судебная система ссср.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Единство задач всех судебных учреждений обусловило построение единой судебной системы. С  принятием Положения о судоустройстве революционные трибуналы были упразднены, а их функции переданы общим судам. В соответствии с новым Положением вводилась единая судебная система, состоящая из следующих звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР.

Для рассмотрения дел особых категорий ввиду их специфики или большой общественной опасности создавались специальные суды: военные трибуналы, особые трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии. Подсудность этих учреждений была крайне ограничена, поскольку в Положении было указано, что они действуют лишь временно. Единство специальных и общих судебных учреждений обеспечивалось  тем, что они были поднадзорны  судебному органу республики – Верховному Суду РСФСР. Согласно положению о судоустройстве РСФСР 1922 года основным звеном судебной системы был народный суд, разбиравший основную массу гражданских и уголовных дел. Народный суд рассматривал все дела по первой инстанции с участием двух народных заседателей, которые, как и судьи, избирались из среды трудящихся.

Вторым звеном судебной системы стали губернские суды, созданные вместо ранее действовавших губернских отделов юстиции, революционных трибуналов и губернских советов народных судей. Губернские суды разбирали в качестве суда первой инстанции наиболее сложные дела, ранее отнесённые к подсудности революционных трибуналов. В качестве суда второй инстанции губернский суд выполнял функции, ранее принадлежащие советам народных судей. Кроме того, губернские суды осуществляли судебный надзор и судебное управление в отношении народных судов губернии.

Высшим судебным органом республики, объединившим деятельность всех судебных учреждений, стал Верховный Суд РСФСР. К его компетенции относилось: разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Кроме того, на Верховный Суд были возложены задачи, близкие к задачам Конституционного суда. Верховный Суд СССР также рассматривал и опротестовывал перед  ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного Суда СССР постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству и когда затрагивались интересы других республик. Как суд первой инстанции он принимал дела к своему производству исключительно по постановлениям ЦИК СССР или его Президиума. Он действовал в составе президиума, пленума, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, судебной, военной и военно-транспортной коллегий. В составе Верховного Суда действовала дисциплинарная коллегия.

В соответствии с Конституцией СССР II сессия ЦИК 2 созыва 29 октября утвердила Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик.6

Основы определили задачи суда:

1. «ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного»;

2.   защита интересов и прав трудящихся и их объединений;

3. «укрепление общественно-трудовой дисциплины  солидарности трудящихся и их правовое воспитание»;

4. «осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан».

Значение этого закона для системы советских судебных органов заключалось в том, что он обобщил опыт советского суда, накопленный в течение первых лет советского государственного строительства.

Судебная и правовая системы, сложившиеся в СССР в 20-е и первую половину 30-х гг. была закреплена в Основном законе государства – Конституции СССР 1936 года.7

Конституция СССР 1936 года формально расширила и закрепила демократические принципы организации и деятельности советских судов: осуществление правосудия только судами; рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей; выборность судей и народных заседателей; ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики; обеспечение обвиняемому права на защиту и т. д..

На основе Конституции 1936 года в 1938 году был  принят Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик.8 Этот закон окончательно закрепил судебную систему СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. СТРУКТУРА СОВЕТСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

2.1.Верховный суд СССР

Верховный суд СССР был введен в соответсвии с положением первой советской конституции 1924 г., в целях утверждения революционной законности на территории союза советских Социалистических Республик». Введением Верховного суда фактически завершилось формирование новой судебной системы.           Конституцией СССР к компетенции Верховного суда СССР были отнесены следующие вопросы:         1. дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;    2. рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;          3. дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;  4. разрешение судебных споров между союзными республиками;  5. рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.         Верховный Суд СССР действовал в составе:      1. Судебной коллегии по гражданским делам;      2. Судебной коллегии по уголовным делам;      3. Военной коллегии;          4. Пленума Верховного Суда СССР.9       Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам рассматривали:        1. в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела исключительной важности, отнесенные законом к их ведению;             2. в порядке судебного надзора протесты Председателя Верховного суда СССР, Генерального Прокурора СССР и их заместителелей на решения и приговоры Верховных судов союзных республик по гражданским и уголовным делам в случае противоречия этих решений и приговоров общесоюзному законодательству или нарушения интересов других союзных республик.             Военная коллегия Верховного суда рассматривала:     1. в качестве суда первой инстанции уголовные дела исключительной важности, дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинское звание генерал (адмирал), а также военнослужащих, занимающих должность командира соединения и выше, и им равных;       2. кассационные и частные жалобы и протесты на приговоры, решения и определения военных трибуналов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и отдельных армий в случаях, предусмотренных законом;  3. в порядке судебного надзора протесты Председателя Верховного суда СССР, Генерального Прокурора СССР, и их заместителей.    Пленум Верховного суда СССР разрешал споры между судебными органами союзных республик. Он утверждал также составы судебных коллегий Верховного суда СССР – председателей коллегии и их членов, заслуживал доклады Председателя Верховного суда СССР и его заместителей по вопросам организации работы Верховного суда СССР и отдельным вопросам судебной практики, а также отчеты председателей судебных коллегий Верховного суда СССР.

2.2.Верховный суд союзной республики       Верховный суд союзной республики – высший судебный орган союзной республики, избираемый Верховным Советом союзной республики сроком на 5 лет. На Верховный суд республики возлагается надзор за судебной деятельностью всех судов республики. Он  состоит из председателя, его заместителей, членов суда и народных заседателей.   Как суд первой инстанции  Верховный суд республики рассматривает в соответствующей коллегии уголовные и гражданские дела, отнесённые законом к его ведению, в составе председательствующего – председателя или члена Верховного суда республики и 2 народных заседателей. Жалобы и протесты, а также протесты в порядке надзора рассматриваются в соответствующей коллегии в составе 3 членов суда. Приговоры, решения и определения Верховного суда республики кассационному обжалованию и опротестованию не подлежат, но могут быть опротестованы в порядке надзора в Верховный Суд СССР Председателем Верховного Суда СССР или Генеральным Прокурором СССР. Такие протесты рассматриваются соответственно судебной коллегией по уголовным делам или судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда СССР.     Верховный суд республики действует в составе судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам. Судебные коллегии рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения и определения соответственно по уголовным и гражданским делам, рассмотренным краевыми, областными, окружными судами и Верховными судами автономных республик.         Судебные коллегии рассматривают в порядке надзора протесты председателя Верховного суда союзной республики, прокурора союзной республики, а также Председателя Верховного Суда СССР и Генерального Прокурора СССР на вступившие в законную силу приговоры, решения и определения любого суда данной республики, кроме самого Верховного суда республики.

2.3.Народный суд           Народный суд являлся основным звеном советской судебной системы. Он рассматривал и разрешал в качестве суда первой инстанции почти все уголовные дела, кроме дел об умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, хищениях государственного и общественного имущества в особо крупных размерах, государственных преступлениях и некоторых других, отнесённых законом к ведению иных судов; все гражданские дела, подведомственные судебным органам; дела об административных правонарушениях, за которые судом (судьёй) применяются меры административного воздействия.10         Основной формой участия граждан в судебной деятельности "народного" суда являлось включение в состав суда народных заседателей.  По своему положению народные заседатели были приравнены к народному судье и наделены правом применять законы и принимать решения по существу дела.            Среди основных принципов деятельности народных судов в советской Конституции 1977 года выделялись следующие:      1. осуществление правосудия по уголовным делам  на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от социального, имущественного и служебного положения, национальной и расовой принадлежности, вероисповедания;        2. ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности;       3. гласность судебного разбирательства;       4. право обвиняемого на защиту, сущность которого в том, что гражданину предоставляется возможность активно защищаться против выдвинутого обвинения как самому, так и с помощью защитника;   5. презумпция невиновности, тесно связанная с правом обвиняемого на защиту.

2.4.Областной (краевой) суд         Краевой, областной суд, суд автономной области и национального округа осуществляли правосудие соответственно в крае, области, автономной области и национальном округе.         Краевой и соответствующие ему суды относились к судам союзных республик и составляли второе звено судебной системы каждой союзной республики. Место краевого и соответствующих ему судов определяется их компетенцией.            Порядок деятельности областных судов и их полномочия были установлены ещё Законом о судопроизводстве РСФСР и не претерпели в последующие десятилетия существенные изменения. Областные суды как суды первой инстанции рассматривали гражданские и уголовные дела, отнесённые законом к их ведению, дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу решения, приговоры и определения районных (городских) судов, дела по протестам в порядке судебного надзора на вступившие в законную силу решения, приговоры и определения  районных (городских) народных судов, постановления народных судей о предании суду, а также на кассационные определения краевого и соответствующего ему суда.            В качестве суда первой инстанции краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд национального округа рассматривали уголовные дела обо всех особо опасных государственных преступлениях (кроме дел о шпионаже, отнесённых к ведению военных трибуналов), дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах, а также некоторые другие категории дел.11 Краевой и соответствующие ему суды имели право принять к своему производству любое гражданское или уголовное дело, относящееся к ведению народного суда, и разрешит его по существу.Как правило, краевые суды принимали к своему производству по первой инстанции особо важные дела, имевшие большое общественное значение; дела, не получившие правильного разрешения после вторичного рассмотрения в народном суде; дела, передаваемые на рассмотрение краевого и соответствующего ему суда по первой инстанции после отмены решения народного суда в порядке судебного надзора.12          В кассационном порядке краевой и соответствующие ему суды рассматривали жалобы осуждённых и оправданных, их защитников и представителей, потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков, а также протесты прокурора на не вступившие в законную силу приговоры, решения и определения народного суда.      В порядке судебного надзора краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд национального округа рассматривали дела по протестам соответствующих должностных лиц.      В компетенцию краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и национальных округов входило также рассмотрение  дел о дисциплинарных проступках народных судей, председателей районных (городских) народных судов, а также членов краевого и соответствовавших ему судов.

2.5.Военные трибуналы         Задачи, устройство и компетенцию определяло Положение о военных трибуналах, утвержденное Законом СССР от 25 декабря 1958 года,13 измененное и дополненное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1971 года «О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР».14         Перед военными трибуналами, наряду с общими для судов задачами, стояла задача по укреплению воинской дисциплины.      Деятельность военных трибуналов протекала в тесном взаимодействии с командованием и политическими органами армии и флота.    В армии и на флоте в соответствии с воинскими уставами вся полнота власти принадлежала командиру, несущему ответственность за состояние данного подразделения, части или соединения, за их боеспособность, боевую и политическую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину личного состава.             Военное командование, отвечавшее за состояние вверенных ему войск, прежде всего было заинтересовано в борьбе  с нарушениями воинской дисциплины, в искоренении преступлений среди военнослужащих. Оно располагало рядом прав, непосредственно связанных с уголовным судопроизводством. Так, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений являлись органами дознания.    Военнослужащие, совершившие уголовные преступления, привлекались к уголовной ответственности с согласия командования.   Однако в соответствии с законом рассмотрение и разрешение конкретных уголовных дел военными трибуналами должно было протекать в условиях, исключающих вмешательство военного командования, политорганов, а также каких-либо других органов или должностных лиц.  Военные трибуналы, рассматривая конкретные уголовные дела, выясняли причины и условия, способствовавшие совершению того или иного преступления, и ставили о них в известность командование и политорганы, вносили конкретные предложения, направленные на устранение установленных на судебном процессе недочётов в жизни воинских частей.15  Кроме того, каждый председатель военного трибунала изучал и обобщал судебную практику по отдельным воинским частям, соединениям и о результатах информировал командование и политорганы. Такая информация, а также предложения, вносимые председателями военных трибуналов, использовались в проводимых командованием  и политорганами мероприятиях по предупреждению правонарушений, по укреплению воинской дисциплины.         Военные трибуналы армий, флотилий, воинских соединений и гарнизонов являлись низовым звеном в системе военных трибуналов и действовали только как суды первой инстанции.      Вышестоящие военные трибуналы – вида Вооружённых Сил, военного округа, группы войск, флота – помимо рассмотрения отнесённых к их ведению  дел по первой инстанции являлись судами второй инстанции, а также пользовались правом рассматривать дела по протестам в порядке судебного надзора.           В соответствии со своей компетенцией Военная коллегия Верховного Суда СССР рассматривала дела как по первой инстанции, так и в кассационном и надзорном порядке.         Каждый военный трибунал состоял из председателя военного трибунала, его заместителя (в трибуналах видов Вооружённых сил, округов, групп войск, флотов, а также крупных гарнизонов) и членов.   Непосредственное руководство трибуналами соединений и гарнизонов осуществляли председатели военных трибуналов видов Вооружённых Сил, округов, групп войск, флотов, которые организовывали проверку деятельности нижестоящих военных трибуналов, руководили изучением судебной практики и ведением судебной статистики, давали указания по организационной работе.

Информация о работе Судебная система СССР