Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:28, контрольная работа
В работе исследованы этапы становления судебной экспертизы и судебных экспертных учреждений в России, раскрыта система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации
1. Введение……………………………………………………………...3 – 5
2. Глава 1. Этапы становления судебной экспертизы и судебных экспертных учреждений в России……………………………………6 – 10
3. Глава 2. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации………………….11 – 16
4. Заключение…………………………………………………………..17 – 18
5. Список литературы ………………………………………………….19 – 20
В настоящее время
государственная судебно-
Среди вышеуказанных, система судебно-экспертных учреждений Минюста России является единственной независимой государственной структурой, находящейся вне органов дознания и следствия, свободной от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности.
Поэтому по сложившейся практике в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России выполняются наиболее сложные экспертизы, экспертизы по делам, имеющим большой общественный резонанс, а также повторные экспертизы после экспертных подразделений всех указанных выше министерств и служб. [14; с. 9]
Глава 2. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.
ЭКСПЕРТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — государственные судебно-экспертные или иные учреждения, которым поручено производство судебной экспертизы в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом России (ст. 5 УПК РФ). [2]. Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», российским процессуальным законодательством и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. [3]
Согласно статье 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения. [3]
Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации производят судебные экспертизы по уголовным и, значительно реже, гражданским делам. Головным экспертным учреждением этой системы является Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ). Судебно-экспертными учреждениями этой системы являются центральные межобластные и областные научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз (ЦНИЛСЭ и НИЛСЭ). Некоторые из этих лабораторий имеют отделы (филиалы) или экспертные группы в других городах зоны. Зона деятельности этих экспертных учреждений определяется Министерством юстиции России. Центральная лаборатория имеет основную и дополнительную зоны обслуживания. В пределах своей зоны выполняют все роды и виды судебных экспертиз. В дополнительной — только те, которые не производятся в зональной (не центральной) НИЛСЭ.
В настоящее время система судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции включает в себя Российский федеральный центр судебных экспертиз при Минюсте России (РФЦСЭ), региональные центры (РЦСЭ): Северо-Западный, Воронежский, Дальневосточный, Приволжский, Средневолжский, Сибирский, Уральский, Южный, а также центральные лаборатории судебных экспертиз (ЦЛСЭ) и лаборатории судебных экспертиз (ЛСЭ) Минюста России: Алтайская, Архангельская, Башкирская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Дагестанская, Забайкальская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Краснодарская, Красноярская, Курская, Мордовская, Московская, Мурманская, Омская, Орловская, Пензенская, Пермская, Приморская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Ставропольская, Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Чувашская, Якутская, Ярославская. В ряде областных городов, в которых нет ЛСЭ, организованы отделения судебных экспертиз и экспертные группы.
В ряде регионов России появились негосударственные экспертные учреждения. В Москве — Институт независимых исследований и Бюро независимых экспертиз «Версия». Основная масса экспертиз, которые проводятся в негосударственных экспертных учреждениях, выполняется ими для гражданского и арбитражного судопроизводства.
Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.
Государственные судебно-
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации [12]
Главным направлением деятельности всех экспертных учреждений Минюста является проведение судебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты, а также органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях.
Деятельность судебно-
Специалисты СЭУ ежегодно решают многие сотни тысяч экспертных задач. Наряду с этим некоторые региональные ЦЛСЭ и ЛСЭ постоянно участвуют в научно-исследовательской работе, организуемой РФЦСЭ, и тем самым способствуют совершенствованию научно-методической базы в области судебной экспертизы.
Региональные центры судебных экспертиз выступают, кроме того, в качестве экспертных учреждений для выполнения судебных экспертиз по новым родам и видам, а также редко встречающимся в следственной и судебной практике видам исследований. В этих случаях они обслуживают весь регион, закрепленный за лабораториями, входящими в зону их деятельности.
РФЦСЭ при Минюсте России является ведущим экспертным учреждением в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции. За годы существования в РФЦСЭ накоплен значительный опыт по организации и проведению научных и экспертных исследований. В нем осуществляется подготовка кадров высшей квалификации в области судебной экспертизы.
Для каждого СЭУ установлена зона обслуживания следственных органов и судов. Каждому экспертному учреждению определен перечень родов и видов судебных экспертиз, обязательных для производства.
В малочисленных СЭУ, имеющих статус отделения или группы, проводятся в основном традиционные криминалистические экспертизы, а также судебные автотехнические и судебно-бухгалтерские экспертизы. Более крупные и развитые ЛСЭ, располагающие необходимыми специалистами и соответствующей приборной базой, выполняют до 15 родов и видов экспертиз.
В настоящее время РФЦСЭ проводит первичные экспертизы для судебно-следственных органов Москвы, Московской области, а также выполняет экспертизы для Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской областей, если в их территориальных ЛСЭ отсутствуют соответствующие специалисты. РФЦСЭ выполняет наиболее сложные и повторные экспертизы по заданию любого следственного органа или суда Российской Федерации. Всего в центре проводится 22 рода судебных экспертиз по 53 экспертным специальностям.
В целях обеспечения
единого научно-методического
Центр обеспечивает экспертные учреждения всех ведомств, а также правоохранительные органы, суды, юридические вузы методическими и информационными изданиями, переводами иностранной литературы по вопросам судебной экспертизы.
РФЦСЭ осуществляет также:
- оценочную деятельность;
- выполняет научно-
- занимается обучением
и повышением квалификации
- рецензирует заключения,
выполняемые в других
- проводит экспертные
исследования по поручениям суд
- выполняет по договорам
с юридическими и физическими
лицами платные несудебные
- осуществляет организационно-
Важным направлением работы РФЦСЭ является подготовка и повышение квалификации экспертных кадров, организация стажировок специалистов СЭУ, рецензирование их заключений, проведение аттестации экспертных кадров.
РФЦСЭ организует конференции, научно-практические семинары и школы по актуальным проблемам теории и практики судебной экспертизы. [13; 306]
Заключение
Исследование вопросов возникновения и развития судебной экспертизы и судебно-экспертных учреждений в России, убедительно доказало, что судебная экспертиза, как особый социальный институт государства, появилась закономерно на определенном этапе разделения общественного труда, развития производительных сил и экономических отношений. В ходе дальнейшего развития общества, дальнейшей специализации и дифференциации деятельности людей, институт судебной экспертизы все более и более обособлялся от юрисдикционной деятельности судебных и административных органов. Социальная жизнь, включая жизнь противоправную, во многом детерминировалась существующим уровнем развития науки и техники. Между широким вовлечением достижений научно-технического прогресса в жизнь общества, в том числе противоправную деятельность, и неуклонным возрастанием удельного веса судебной экспертизы в системе других доказательств существует прямая объективная связь.
Стремительный рост потребностей современного общества в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле как в рамках судопроизводства, так и вне этих рамок, позволяет рассматривать сегодня судебную экспертизу как самостоятельный процессуальный и наиболее перспективный механизм защиты прав и свобод граждан и интересов государства. Кроме того, современное законодательство Российской Федерации в рамках проводимой правовой реформы направлено на повышение роли института судебных экспертиз, без которого не может быть раскрыто и расследовано ни одно преступление. Результаты судебных экспертиз, выполненных в рамках как уголовного, так и других видов судопроизводства, являются научно обоснованными доказательствами, полученными по строгим процессуальным нормам на основе объективных, всесторонних и полных исследований.
Информация о работе Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации