Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

В работе исследованы этапы становления судебной экспертизы и судебных экспертных учреждений в России, раскрыта система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………...3 – 5
2. Глава 1. Этапы становления судебной экспертизы и судебных экспертных учреждений в России……………………………………6 – 10
3. Глава 2. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации………………….11 – 16
4. Заключение…………………………………………………………..17 – 18
5. Список литературы ………………………………………………….19 – 20

Файлы: 1 файл

Судебно-экспертные учреждения.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  государственная судебно-экспертная деятельность в России организована в восьми ведомствах: в Минюсте России, МВД России, Минздравсоцразвитии России, ФСБ России, ФТС России, Минобороне России, ФСКН России, МЧС России. В 2011 году начата работа по организации экспертных подразделений в Следственном комитете России.

Среди вышеуказанных, система судебно-экспертных учреждений Минюста России является единственной независимой государственной структурой, находящейся вне органов дознания и следствия, свободной от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности.

Поэтому по сложившейся  практике в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России выполняются наиболее сложные экспертизы, экспертизы по делам, имеющим большой общественный резонанс, а также повторные экспертизы после экспертных подразделений всех указанных выше министерств и служб. [14; с. 9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

ЭКСПЕРТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — государственные  судебно-экспертные или иные учреждения, которым поручено производство судебной экспертизы в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом России (ст. 5 УПК РФ). [2]. Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», российским процессуальным законодательством и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. [3]

Согласно статье 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения. [3]

Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации производят судебные экспертизы по уголовным и, значительно реже, гражданским делам. Головным экспертным учреждением этой системы является Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ). Судебно-экспертными учреждениями этой системы являются центральные межобластные и областные научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз (ЦНИЛСЭ и НИЛСЭ). Некоторые из этих лабораторий имеют отделы (филиалы) или экспертные группы в других городах зоны. Зона деятельности этих экспертных учреждений определяется Министерством юстиции России. Центральная лаборатория имеет основную и дополнительную зоны обслуживания. В пределах своей зоны выполняют все роды и виды судебных экспертиз. В дополнительной — только те, которые не производятся в зональной (не центральной) НИЛСЭ.

В настоящее время  система судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции включает в себя Российский федеральный центр  судебных экспертиз при Минюсте  России (РФЦСЭ), региональные центры (РЦСЭ): Северо-Западный, Воронежский, Дальневосточный, Приволжский, Средневолжский, Сибирский, Уральский, Южный, а также центральные лаборатории судебных экспертиз (ЦЛСЭ) и лаборатории судебных экспертиз (ЛСЭ) Минюста России: Алтайская, Архангельская, Башкирская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Дагестанская, Забайкальская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Краснодарская, Красноярская, Курская, Мордовская, Московская, Мурманская, Омская, Орловская, Пензенская, Пермская, Приморская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Ставропольская, Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Чувашская, Якутская, Ярославская. В ряде областных городов, в которых нет ЛСЭ, организованы отделения судебных экспертиз и экспертные группы.

В ряде регионов России появились негосударственные экспертные учреждения. В Москве — Институт независимых исследований и Бюро независимых экспертиз «Версия». Основная масса экспертиз, которые проводятся в негосударственных экспертных учреждениях, выполняется ими для гражданского и арбитражного судопроизводства.

  Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

 Государственные судебно-экспертные  учреждения одного и того же  профиля осуществляют деятельность  по организации и производству  судебной экспертизы на основе  единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов. Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

  Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации [12]

Главным направлением деятельности всех экспертных учреждений Минюста является проведение судебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты, а также органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

Деятельность судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции  Российской Федерации осуществляется на основе процессуального законодательства РФ, ФЗ ГСЭД и в соответствии с Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 20 декабря 2002 г. N 347. [4]

Специалисты СЭУ ежегодно решают многие сотни тысяч экспертных задач. Наряду с этим некоторые региональные ЦЛСЭ и ЛСЭ постоянно участвуют  в научно-исследовательской работе, организуемой РФЦСЭ, и тем самым способствуют совершенствованию научно-методической базы в области судебной экспертизы.

Региональные центры судебных экспертиз выступают, кроме  того, в качестве экспертных учреждений для выполнения судебных экспертиз по новым родам и видам, а также редко встречающимся в следственной и судебной практике видам исследований. В этих случаях они обслуживают весь регион, закрепленный за лабораториями, входящими в зону их деятельности.

РФЦСЭ при Минюсте России является ведущим экспертным учреждением в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции. За годы существования в РФЦСЭ накоплен значительный опыт по организации и проведению научных и экспертных исследований. В нем осуществляется подготовка кадров высшей квалификации в области судебной экспертизы.

Для каждого СЭУ установлена  зона обслуживания следственных органов  и судов. Каждому экспертному  учреждению определен перечень родов  и видов судебных экспертиз, обязательных для производства.

В малочисленных СЭУ, имеющих статус отделения или группы, проводятся в основном традиционные криминалистические экспертизы, а также судебные автотехнические и судебно-бухгалтерские экспертизы. Более крупные и развитые ЛСЭ, располагающие необходимыми специалистами и соответствующей приборной базой, выполняют до 15 родов и видов экспертиз.

В настоящее время  РФЦСЭ проводит первичные экспертизы для судебно-следственных органов  Москвы, Московской области, а также  выполняет экспертизы для Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской областей, если в их территориальных ЛСЭ отсутствуют соответствующие специалисты. РФЦСЭ выполняет наиболее сложные и повторные экспертизы по заданию любого следственного органа или суда Российской Федерации. Всего в центре проводится 22 рода судебных экспертиз по 53 экспертным специальностям.

В целях обеспечения  единого научно-методического подхода  к производству судебных экспертиз  в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 237 утверждены Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации. [5]

Центр обеспечивает экспертные учреждения всех ведомств, а также  правоохранительные органы, суды, юридические вузы методическими и информационными изданиями, переводами иностранной литературы по вопросам судебной экспертизы.

РФЦСЭ осуществляет также:

- оценочную деятельность;

- выполняет научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, дает консультации;

- занимается обучением  и повышением квалификации специалистов, не являющихся работниками СЭУ  Минюста России;

- рецензирует заключения, выполняемые в других экспертных  учреждениях;

- проводит экспертные  исследования по поручениям судебных приставов-исполнителей, а также обращениям граждан и юридических лиц;

- выполняет по договорам  с юридическими и физическими  лицами платные несудебные экспертизы;

- осуществляет организационно-методическое  руководство деятельностью региональных  СЭУ по апробации и внедрению новых научно-исследовательских разработок, автоматизированных систем и программных комплексов для решения экспертных задач, изучает результативность их использования в экспертной практике.

Важным направлением работы РФЦСЭ является подготовка и повышение квалификации экспертных кадров, организация стажировок специалистов СЭУ, рецензирование их заключений, проведение аттестации экспертных кадров. 

РФЦСЭ организует конференции, научно-практические семинары и школы  по актуальным проблемам теории и практики судебной экспертизы. [13; 306]

 

Заключение 

Исследование вопросов возникновения и развития судебной экспертизы и судебно-экспертных учреждений в России, убедительно доказало, что судебная экспертиза, как особый социальный институт государства, появилась закономерно на определенном этапе разделения общественного труда, развития производительных сил и экономических отношений. В ходе дальнейшего развития общества, дальнейшей специализации и дифференциации деятельности людей, институт судебной экспертизы все более и более обособлялся от юрисдикционной деятельности судебных и административных органов. Социальная жизнь, включая жизнь противоправную, во многом детерминировалась существующим уровнем развития науки и техники. Между широким вовлечением достижений научно-технического прогресса в жизнь общества, в том числе противоправную деятельность, и неуклонным возрастанием удельного веса судебной экспертизы в системе других доказательств существует прямая объективная связь.

Стремительный рост потребностей современного общества в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле как в рамках судопроизводства, так и вне этих рамок, позволяет рассматривать сегодня судебную экспертизу как самостоятельный процессуальный и наиболее перспективный механизм защиты прав и свобод граждан и интересов государства. Кроме того, современное законодательство Российской Федерации в рамках проводимой правовой реформы направлено на повышение роли института судебных экспертиз, без которого не может быть раскрыто и расследовано ни одно преступление. Результаты судебных экспертиз, выполненных в рамках как уголовного, так и других видов судопроизводства, являются научно обоснованными доказательствами, полученными по строгим процессуальным нормам на основе объективных, всесторонних и полных исследований.

Информация о работе Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации