Судебные органы России в XVIII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 23:38, реферат

Описание работы

Можно выделить четыре основных этапа в процессе эволюции российской судебной системы в XVIII веке. Первый этап начался на рубеже XVII-XVIII веков и продолжался до конца второго десятилетия XVIII века. Второй этап продлился со времени учреждения коллегий до конца первой четверти XVIII века. Третий этап охватывает время со второй четверти до 70-х годов. Его характерной особенностью была постоянная перестройка судебных органов на фоне дворцовых переворотов. Четвертый этап, начавшийся в 1775 году изданием Учреждения о губерниях, фактически продолжался до середины XIX века.

Содержание работы

Введение 3
I этап реформы 5
II этап реформы 7
III этап реформы 10
IV этап реформы 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Реферат по истории отечественного государства и права.docx

— 31.74 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

Гуманитарный  факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История отечественного государства  и права»

на тему: «Судебные  органы России в XVIII веке»

 

Выполнил: студент

1 курса группы 34 у

Долбилин Дмитрий Алексеевич

контактный телефон: 89202936714

 

Научный руководитель:

                           старший преподаватель

                  Миненко Сергей Васильевич

 

 

 

 

 

Нижний Новгород – 2012

 

Содержание

 

Введение                                                                                                     3

I этап реформы                                                                                          5

II этап реформы                                                                                         7

III этап реформы                                                                                       10

IV этап реформы                                                                                      12

Заключение                                                                                               15                                         

Список использованной литературы                                                      16

 

Введение

 

Ранняя форма абсолютизма  с Боярской Думой и боярской аристократией, сложившаяся во второй половине XVII века, оказалась неприспособленной к решению стоявших перед страной проблем. Новые условия экономики, обострение классовой борьбы требовали и соответствующего приспособления судебных органов. В их устройстве происходят важные изменения. Однако они, естественно, не затрагивают сословно-классового содержания российского суда. Суд остается феодальным, приспособленным к защите интересов класса феодалов как господствующего класса. Прежде всего, необходимо отметить, что в этот период зарождается и развивается отделение суда от администрации. Судебная реформа также явилась составным элементом реформы центральных и местных органов государственного аппарата. Смысл реформы состоял в отделении суда от администрации, чтобы дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации. Однако идея отделения суда от администрации и вообще идея разделения властей, заимствованная с Запада, не соответствовала российским условиям начала XVIII века. Идея разделения властей свойственна феодализму в условиях нарастающего его кризиса, разлагающемуся под натиском буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком слабы, чтобы «освоить» сделанную им уступку в виде суда, независимого от  администрации.

Можно выделить четыре основных этапа в процессе эволюции российской судебной системы в XVIII веке. Первый этап начался на рубеже  XVII-XVIII веков и продолжался до конца второго десятилетия XVIII века. Второй этап продлился со времени учреждения коллегий до конца первой четверти XVIII века. Третий этап охватывает время со второй четверти до  70-х годов. Его характерной особенностью была постоянная перестройка судебных органов на фоне дворцовых переворотов. Четвертый этап, начавшийся в 1775 году изданием Учреждения о губерниях, фактически продолжался до середины XIX века.

 

I этап реформы

 

На первом этапе эволюции судебной системы, так же, как и на последующих, высшим судьей в государстве оставался царь (с 1721 года – император). Его утверждению подлежали решения по всем наиболее важным и сложным делам, поступавшим из Сената. Царь рассматривал многие дела единолично, например, дело о стрельцах, казненных в 1698-1699 годах по его приговору.

Боярская дума, осуществлявшая ранее законодательные, исполнительные и судебные функции совместно  с царем, а при его отсутствии – самостоятельно, прекратила свое существование. Этот процесс происходил постепенно. В конце XVII века из ее состава  сформировалась Ближняя Дума, затем  – Расправная палата. В 1701 году функции  Боярской думы (от политического совета в судебно-управленческий орган) перешли  к Ближней канцелярии. Ликвидация этого органа произошла в 1711 году с образованием Сената. Первоначально  он предназначался как замена царю в период его военных походов, но затем Сенат стал постоянно  действующим высшим после царя органом  с широкими судебными, законосовещательными, финансовыми, внешнеторговыми полномочиями. Деятельность Сената контролировали царь, генерал-ревизор, а с 1722 года – генерал-прокурор. Все вопросы обсуждались коллегиально, а решения принимались большинством. С учреждением Сената судебные функции Боярской думы переходят к нему. Однако, если Дума действовала преимущественно на основе обычного права, то деятельность Сената детально регламентировалась законом. В составе Сената находилась Расправная палата, являвшаяся, по сути, судебным департаментом. Ее основной задачей было рассмотрение доношений фискалов и челобитных на незаконные действия и решения местных и центральных органов управления и суда.

На первом этапе эволюции судебной системы XVIII века была проведена  и первая попытка установления судебных инстанций. Указом 17 марта 1714 года повелевалось подавать челобитные в городах комендантам, на комендантов – губернаторам, на губернаторов – Сенату. С учреждением  ландрихтеров жалобы в тех городах, где не было комендантов, подавались ландрихтерам как первой судебной инстанции. Сенат являлся лишь высшей аппеляционной  инстанцией. Подача жалоб сразу в  Сенат или непосредственно императору запрещалась.

Суд призван был стать  быстрым и решительным орудием  в руках государства для пресечения всякого рода попыток нарушить установленный  порядок. От судебных органов требовалось, чтобы они стремились не столько  к установлению истины, сколько к  устрашению трудящихся. В этом плане  для государства более важно  покарать иногда и невиновного, чем  вообще никого не покарать, ибо главная  цель – общее предупреждение («чтоб  другим неповадно было так воровать»). Этим задачам и отвечает судебное законодательство эпохи Петра I.

 

II этап реформы

 

Началом второго этапа  в развитии судебной системы можно  считать 1718 год и создание особых судебных органов, в частности, обер-ландрихтера (по одному на губернию). Они просуществовали недолго и в 1719 году заменяются надворными судами.

Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в  сфере судопроизводства была неограниченной.

Следующей инстанцией был  Сенат, подчинявший себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю  систему судебных учреждений. Сенат  являлся высшей апелляционной инстанцией и его решения были окончательными.

Судебными функциями (по делам  своих чиновников) наделялись приказы  и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала  торговые и вексельные споры. Вотчинная  коллегия рассматривала земельные  споры. Мануфактур-коллегия разбирала дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников). Камер-коллегия рассматривала финансовые правонарушения. После создания коллегий все судебные функции приказов переходят к ним. Особо следует выделить Юстиц-коллегию, управляющую губернскими и надворными судами и являющуюся для них апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам. Проводила для них работу по обобщению судебной практики и подбор кадров. Кроме того, Юстиц-коллегия ведала розыскными делами и сбором сведений о тюремных заключенных. Деятельность коллегий контролировал Правительствующий Сенат, с 1718 года ставший высшей апелляционной инстанцией. Решения Сената не подлежали обжалованию. Их мог отменить только император.

Сенат являлся также органом  надзора за коллегиями, судебными  местами, органами финансового управления и вообще над законностью управления. Этот надзор Сенат осуществлял через  фискалов, прокуроров состоявших при  коллегиях, рекетмейстера и сенаторов, ревизующих провинции. Прокуроры при  коллегиях и надворных судах  находились в ведении генерал-прокурора. Задача последнего состояла не столько в регистрации нарушений закона, сколько в их предупреждении.

С 1719 года страна была разделена на судебные округа, в которых учреждались надворные суды, состоявшие из президента, вице-президента и двух-шести членов суда. Надворный суд рассматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела города, где он учреждался. Он руководил и выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам. В 1720 году при надворных судах учреждались прокуроры, следившие за правильностью судопроизводства. По мысли Петра I надворные суды не должны были зависеть от местной администрации. В действительности же они зависели от нее, потому что обычно президентами надворных судов назначались губернаторы или вице-губернаторы.

Надворные суды – первая и апелляционная инстанция для нижних судов, которые были созданы во всех городах империи и делились на провинциальные и городовые. Нижние суды рассматривали уголовные и гражданские дела и выносили по ним приговоры и решения, а дела, по которым выносилась смертная или политическая казнь, они передавали (с изложением своего мнения) на утверждение надворного суда. Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: коллегиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Горожане судились в магистратах. Духовенство – в консистории при епархиальных архиереях, в управлениях духовных дел и в Синоде. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии.  Преображенскому приказу, созданному для управления потешными Преображенским и Семеновским полками, в 1697 году передаются все дела о политических преступлениях. В 1718 году создается Тайная канцелярия в связи с делом царевича Алексея, а в дальнейшем она ведает делами «О злом умысле против персоны его царского величества или измены, а также о  возмущении или бунте». Преображенский приказ находился в Москве, а Тайная канцелярия – в Петербурге.

Новыми чертами судебной системы первой четверти XVIII века стали: коллегиальное устройство; попытки (неудачные) отделить суд от администрации; контроль за деятельностью судов (прокуроры, фискалы, аудиторы). В целом судебная реформа оказалась неудачной.

 

III этап реформы

 

Хаос во взаимоотношениях судов и местных властей привел к тому, что в 1722 году вместо нижних судов были созданы провинциальные суды в составе воеводы и асессоров (заседателей). В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначительные уголовные и гражданские дела. В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды, исключительным правом которых являлось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь. В 1727 году упраздняются и надворные суды. Их функции передавались губернаторам. Дела по политическим обвинениям решались в органах политической полиции (Тайной канцелярии, Тайной экспедиции) и в Сенате, а нередко и лично императорами. После смерти Петра I Преображенский приказ упраздняется, а в 1762 году Петр III , придя к власти, ликвидировал Канцелярию тайных розыскных дел.

Специальные суды существовали для военнослужащих, духовных лиц, церковных и монастырских крестьян. Уголовные и гражданские дела городского населения рассматривали городские магистраты, а апелляционной инстанцией являлся Главный магистрат. Крепостных крестьян судили сами помещики, за исключением тех случаев, когда речь шла о тяжких преступлениях.

Самым устойчивым из высших коллегиальных государственных  органов XVIII века оказался Сенат. В рассматриваемый период он был разделен на четыре департамента. В компетенцию первого департамента входило рассмотрение общих вопросов управления, обнародование законов, руководство органами политического сыска, финансами, промышленностью, торговлей. Второй департамент можно назвать судебным. Третий – контролировал управление Прибалтикой и Украиной, ведал путями сообщения, вопросами образования и медицины. Четвертый – координировал военное управление. С разделением Сената на департаменты возросло значение должности генерал-прокурора. Он объединял деятельность департаментов Сената, стал доверенным лицом императрицы. Возглавляя систему прокуратуры и фискалитет, генерал-прокурор оставался и высшим органом надзора.

Основными органами центрального отраслевого управления оставались коллегии. В то же время лежавшая в основе этих органов идея коллегиального решения вопросов во второй половине XVIII века вытеснялась единоначалием  руководителей ведомств.

 

IV этап реформы

 

Огромная протяженность  территории России требовала дальнейшего  упорядочения и реорганизации органов  местного управления. Документом, определившим направление новой губернской реформы  стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (1775 год). Накануне реформы Россия была разделена на 23 губернии, 66 провинций  и около 180 уездов. Проводимая реформа  планировала осуществить разукрупнение  губерний, их число было удвоено, через  двадцать лет после ее начала число  губерний достигло пятидесяти.

Деление на губернии и уезды  осуществлялось по строго административному  признаку, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

В основу деления был положен  чисто количественный критерий –  численность населения. На территории губернии проживало около 400 тысяч  душ, на территории уезда – около 30 тысяч душ.

Во главе губернии стоял  губернатор, назначаемый и смещаемый  монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в  которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала Казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал Приказ общественного  призрения.

Губернская реформа 1775 года усилила власть губернаторов и, разукрупнив  губернии, упрочила положение административного  аппарата на местах. С этой же целью  создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась  судебная система. Еще четче реализуется сословный принцип.

Информация о работе Судебные органы России в XVIII веке