Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 23:38, реферат
Можно выделить четыре основных этапа в процессе эволюции российской судебной системы в XVIII веке. Первый этап начался на рубеже XVII-XVIII веков и продолжался до конца второго десятилетия XVIII века. Второй этап продлился со времени учреждения коллегий до конца первой четверти XVIII века. Третий этап охватывает время со второй четверти до 70-х годов. Его характерной особенностью была постоянная перестройка судебных органов на фоне дворцовых переворотов. Четвертый этап, начавшийся в 1775 году изданием Учреждения о губерниях, фактически продолжался до середины XIX века.
Введение 3
I этап реформы 5
II этап реформы 7
III этап реформы 10
IV этап реформы 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Министерство образования и науки РФ
НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»
Гуманитарный факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История отечественного государства и права»
на тему: «Судебные органы России в XVIII веке»
Выполнил: студент
1 курса группы 34 у
Долбилин Дмитрий Алексеевич
контактный телефон: 89202936714
Научный руководитель:
старший преподаватель
Миненко Сергей Васильевич
Нижний Новгород – 2012
Содержание
Введение
I этап реформы
II этап реформы
III этап реформы
IV этап реформы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Ранняя форма абсолютизма с Боярской Думой и боярской аристократией, сложившаяся во второй половине XVII века, оказалась неприспособленной к решению стоявших перед страной проблем. Новые условия экономики, обострение классовой борьбы требовали и соответствующего приспособления судебных органов. В их устройстве происходят важные изменения. Однако они, естественно, не затрагивают сословно-классового содержания российского суда. Суд остается феодальным, приспособленным к защите интересов класса феодалов как господствующего класса. Прежде всего, необходимо отметить, что в этот период зарождается и развивается отделение суда от администрации. Судебная реформа также явилась составным элементом реформы центральных и местных органов государственного аппарата. Смысл реформы состоял в отделении суда от администрации, чтобы дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации. Однако идея отделения суда от администрации и вообще идея разделения властей, заимствованная с Запада, не соответствовала российским условиям начала XVIII века. Идея разделения властей свойственна феодализму в условиях нарастающего его кризиса, разлагающемуся под натиском буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком слабы, чтобы «освоить» сделанную им уступку в виде суда, независимого от администрации.
Можно выделить четыре основных этапа в процессе эволюции российской судебной системы в XVIII веке. Первый этап начался на рубеже XVII-XVIII веков и продолжался до конца второго десятилетия XVIII века. Второй этап продлился со времени учреждения коллегий до конца первой четверти XVIII века. Третий этап охватывает время со второй четверти до 70-х годов. Его характерной особенностью была постоянная перестройка судебных органов на фоне дворцовых переворотов. Четвертый этап, начавшийся в 1775 году изданием Учреждения о губерниях, фактически продолжался до середины XIX века.
I этап реформы
На первом этапе эволюции судебной системы, так же, как и на последующих, высшим судьей в государстве оставался царь (с 1721 года – император). Его утверждению подлежали решения по всем наиболее важным и сложным делам, поступавшим из Сената. Царь рассматривал многие дела единолично, например, дело о стрельцах, казненных в 1698-1699 годах по его приговору.
Боярская дума, осуществлявшая
ранее законодательные, исполнительные
и судебные функции совместно
с царем, а при его отсутствии
– самостоятельно, прекратила свое
существование. Этот процесс происходил
постепенно. В конце XVII века из ее состава
сформировалась Ближняя Дума, затем
– Расправная палата. В 1701 году функции
Боярской думы (от политического совета
в судебно-управленческий орган) перешли
к Ближней канцелярии. Ликвидация
этого органа произошла в 1711 году
с образованием Сената. Первоначально
он предназначался как замена царю
в период его военных походов,
но затем Сенат стал постоянно
действующим высшим после царя органом
с широкими судебными, законосовещательными,
финансовыми, внешнеторговыми полномочиями.
Деятельность Сената контролировали царь,
генерал-ревизор, а с 1722 года – генерал-прокурор.
Все вопросы обсуждались
На первом этапе эволюции
судебной системы XVIII века была проведена
и первая попытка установления судебных
инстанций. Указом 17 марта 1714 года повелевалось
подавать челобитные в городах комендантам,
на комендантов – губернаторам,
на губернаторов – Сенату. С учреждением
ландрихтеров жалобы в тех городах,
где не было комендантов, подавались
ландрихтерам как первой судебной инстанции.
Сенат являлся лишь высшей аппеляционной
инстанцией. Подача жалоб сразу в
Сенат или непосредственно
Суд призван был стать
быстрым и решительным орудием
в руках государства для
II этап реформы
Началом второго этапа в развитии судебной системы можно считать 1718 год и создание особых судебных органов, в частности, обер-ландрихтера (по одному на губернию). Они просуществовали недолго и в 1719 году заменяются надворными судами.
Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.
Следующей инстанцией был Сенат, подчинявший себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией и его решения были окончательными.
Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексельные споры. Вотчинная коллегия рассматривала земельные споры. Мануфактур-коллегия разбирала дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников). Камер-коллегия рассматривала финансовые правонарушения. После создания коллегий все судебные функции приказов переходят к ним. Особо следует выделить Юстиц-коллегию, управляющую губернскими и надворными судами и являющуюся для них апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам. Проводила для них работу по обобщению судебной практики и подбор кадров. Кроме того, Юстиц-коллегия ведала розыскными делами и сбором сведений о тюремных заключенных. Деятельность коллегий контролировал Правительствующий Сенат, с 1718 года ставший высшей апелляционной инстанцией. Решения Сената не подлежали обжалованию. Их мог отменить только император.
Сенат являлся также органом надзора за коллегиями, судебными местами, органами финансового управления и вообще над законностью управления. Этот надзор Сенат осуществлял через фискалов, прокуроров состоявших при коллегиях, рекетмейстера и сенаторов, ревизующих провинции. Прокуроры при коллегиях и надворных судах находились в ведении генерал-прокурора. Задача последнего состояла не столько в регистрации нарушений закона, сколько в их предупреждении.
С 1719 года страна была разделена на судебные округа, в которых учреждались надворные суды, состоявшие из президента, вице-президента и двух-шести членов суда. Надворный суд рассматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела города, где он учреждался. Он руководил и выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам. В 1720 году при надворных судах учреждались прокуроры, следившие за правильностью судопроизводства. По мысли Петра I надворные суды не должны были зависеть от местной администрации. В действительности же они зависели от нее, потому что обычно президентами надворных судов назначались губернаторы или вице-губернаторы.
Надворные суды – первая и апелляционная инстанция для нижних судов, которые были созданы во всех городах империи и делились на провинциальные и городовые. Нижние суды рассматривали уголовные и гражданские дела и выносили по ним приговоры и решения, а дела, по которым выносилась смертная или политическая казнь, они передавали (с изложением своего мнения) на утверждение надворного суда. Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: коллегиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Горожане судились в магистратах. Духовенство – в консистории при епархиальных архиереях, в управлениях духовных дел и в Синоде. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии. Преображенскому приказу, созданному для управления потешными Преображенским и Семеновским полками, в 1697 году передаются все дела о политических преступлениях. В 1718 году создается Тайная канцелярия в связи с делом царевича Алексея, а в дальнейшем она ведает делами «О злом умысле против персоны его царского величества или измены, а также о возмущении или бунте». Преображенский приказ находился в Москве, а Тайная канцелярия – в Петербурге.
Новыми чертами судебной системы первой четверти XVIII века стали: коллегиальное устройство; попытки (неудачные) отделить суд от администрации; контроль за деятельностью судов (прокуроры, фискалы, аудиторы). В целом судебная реформа оказалась неудачной.
III этап реформы
Хаос во взаимоотношениях судов и местных властей привел к тому, что в 1722 году вместо нижних судов были созданы провинциальные суды в составе воеводы и асессоров (заседателей). В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначительные уголовные и гражданские дела. В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды, исключительным правом которых являлось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь. В 1727 году упраздняются и надворные суды. Их функции передавались губернаторам. Дела по политическим обвинениям решались в органах политической полиции (Тайной канцелярии, Тайной экспедиции) и в Сенате, а нередко и лично императорами. После смерти Петра I Преображенский приказ упраздняется, а в 1762 году Петр III , придя к власти, ликвидировал Канцелярию тайных розыскных дел.
Специальные суды существовали для военнослужащих, духовных лиц, церковных и монастырских крестьян. Уголовные и гражданские дела городского населения рассматривали городские магистраты, а апелляционной инстанцией являлся Главный магистрат. Крепостных крестьян судили сами помещики, за исключением тех случаев, когда речь шла о тяжких преступлениях.
Самым устойчивым из высших коллегиальных государственных органов XVIII века оказался Сенат. В рассматриваемый период он был разделен на четыре департамента. В компетенцию первого департамента входило рассмотрение общих вопросов управления, обнародование законов, руководство органами политического сыска, финансами, промышленностью, торговлей. Второй департамент можно назвать судебным. Третий – контролировал управление Прибалтикой и Украиной, ведал путями сообщения, вопросами образования и медицины. Четвертый – координировал военное управление. С разделением Сената на департаменты возросло значение должности генерал-прокурора. Он объединял деятельность департаментов Сената, стал доверенным лицом императрицы. Возглавляя систему прокуратуры и фискалитет, генерал-прокурор оставался и высшим органом надзора.
Основными органами центрального отраслевого управления оставались коллегии. В то же время лежавшая в основе этих органов идея коллегиального решения вопросов во второй половине XVIII века вытеснялась единоначалием руководителей ведомств.
IV этап реформы
Огромная протяженность
территории России требовала дальнейшего
упорядочения и реорганизации органов
местного управления. Документом, определившим
направление новой губернской реформы
стали «Учреждения для
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному признаку, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.
В основу деления был положен чисто количественный критерий – численность населения. На территории губернии проживало около 400 тысяч душ, на территории уезда – около 30 тысяч душ.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала Казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал Приказ общественного призрения.
Губернская реформа 1775 года
усилила власть губернаторов и, разукрупнив
губернии, упрочила положение административного
аппарата на местах. С этой же целью
создавались специальные