Сущность, цели и значение НЭПа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:00, реферат

Описание работы

В 1920 г. гражданская война подходила к концу, Красная Армия побеждала на фронтах своих противников. Но большевикам было рано радоваться, поскольку в стране разразился жесточайший экономический и политический кризис.

Содержание работы

Введение 3
1. Предпосылки Новой экономической политики 4
2. Причины перехода к НЭПу 6
3. Ход развития НЭПа 8
4. Денежная реформа 1922-1924 гг. 12
Заключение 16
Список литературы: 17

Файлы: 1 файл

История.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

Прокатившиеся по стране восстания убедительно показывали, что большевики теряют поддержку в обществе. Уже в 1920 году раздавались призывы отказаться от продразвёрстки (в частности, со стороны Троцкого).

Политика военного коммунизма исчерпала себя, однако Ленин, несмотря ни на что, упорствовал. Более того — на рубеже 1920 и 1921 гг он решительно настаивал на усилении этой политики — в частности, строились планы полной отмены денежной системы.

Лишь к весне 1921 года стало очевидно, что всеобщее недовольство низов, их вооружённое давление может привести к свержению власти Советов во главе с коммунистами. Поэтому Ленин решился пойти на уступку ради сохранения власти.

3. Ход развития НЭПа

 

Курс на новую экономическую  политику взял Х съезд РКП(б). Чтобы  начать выводить страну из разрухи, необходимо было ее накормить. Для решения этой задачи следовало прежде всего заинтересовать крестьянина в расширении производства сельскохозяйственной продукции. Именно поэтому на Х съезде РКП(б) было принято решение о замене продразверстки продналогом. 21 марта 1921 г. декрет о продналоге принял ВЦИК. В среднем размеры натурального налога оказались на 30 - 50% ниже размеров продразверстки, исчислялись из площади посева и зависели от плодородия почвы. Налог устанавливался в натуральном виде, объявлялся заранее и составлял 5% от всего урожая. Кроме зерновых хозяйств, натуральными налогами облагались животноводческие. Первоначально вводилось 13 налогов, но впоследствии они были заменены единым сельхозналогом. С 1924 г. он стал взиматься в денежном выражении. Переход к продналогу позволил крестьянам планировать свое хозяйство и самостоятельно распоряжаться излишками сельскохозяйственных продуктов. Это в свою очередь требовало восстановления рынка и товаро-денежных отношений, что стало одной из основных черт нэпа. 28 марта 1921 г. ВЦИК принял декрет о разрешении местного товарообмена (в августе местные ограничения были сняты), а 24 мая 1921 г. - о разрешении частной торговли. Переход к рыночным отношениям поставил вопрос об упорядочении денежного обращения. В конце 1921 г. был образован Государственный банк. В 1922 - 1924 гг. проводилась денежная реформа, в основе которой была идея об одновременном функционировании двух «параллельных» денежных единиц: старых совзнаков и новых червонцев. В течение 15 месяцев Госбанк выкупил у населения все совзнаки (1червонец обменивался на 60 тыс. совзнаков) и они прекратили хождение. Взамен их вошли в обращение золотые червонцы. К ним добавились бумажные деньги достоинством в 1, 3, 5 рублей, которые обеспечивались золотым запасом, а также разменная монета из серебра и меди. В 1924 г. реформа была закончена. Рубль как денежная единица укрепился не только внутри страны, но и на мировом рынке: на мировых валютных биржах червонец ценился выше фунта стерлингов и равнялся 5 долларам и 14,5 центам.


Восстановление рынка  требовало отказа от административных и переходу к экономическим методам  хозяйствования, в частности, к материальной заинтересованности. В 1921 г. отменена всеобщая трудовая повинность и карточная система, восстановлен принцип платности услуг транспорта, почты, телеграфа, жилищно-коммунального хозяйства. Это облегчило переход от уравнительной системы оплаты к сдельной (1922 г.). Эти меры хотя и стимулировали рост производительности труда (к 1923 г. она составила 62% довоенного уровня), но вызвали резкий протест в рабочем классе: в 1922 г. бастовали почти 200 тыс. рабочих. Недовольство рабочих вызывало и появление безработицы. В 1924 г. безработными были около 1 млн человек. До начала индустриализации безработица увеличивалась.

У молодой Советской республики не было средств, чтобы восстановить разрушенное войной хозяйство. Было решено прибегнуть к помощи частного капитала. 17 мая 1921 г. был издан декрет о частичной денационализации мелкой промышленности. Частным предпринимателям передавались в основном небольшие, полуразрушенные предприятия легкой промышленности, на восстановление которых требовались большие затраты. 7 июля был принят декрет о создании частных предприятий с числом работающих не более 20 человек. С появлением частной собственности экономика становится многоукладной. Обычно говорят о существовании в это время пяти социально-экономических укладов: частнохозяйственного, удельный вес которого составлял 8%, государственно-капиталистического (1%), социалистического (38%), мелкотоварного (51%) и патриархального (2%).


К середине 1920-х годов  насчитывалось около 325 частных предприятий. Хотя, как уже отмечалось, их удельный вес в экономике страны составлял 8 %, но давали они 26% всей производимой продукции. Возрождение частной собственности привело к появлению в советском обществе нэпманов - владельцев небольших предприятий, торговых заведений, мастерских, кафе, ресторанов. К 1926 г. их число достигло 2,3 млн человек, что составляло 1,6% населения. По отношению к ним Советская власть проводила весьма противоречивую политику: с одной стороны, она санкционировала их появление, а с другой - всячески ограничивала их, «душила» налогами и полностью лишила политических прав. Согласно налоговому законодательству 1920-х годов, основная тяжесть налогов приходилась на частных предпринимателей в городе и кулаков в деревне. Бедняки, чернорабочие, низкооплачиваемые служащие и пенсионеры от уплаты налогов освобождались. Понимая бесперспективность частного предпринимательства в СССР, нэпманы не вкладывали свои капиталы в развитие производства, а тратили их на роскошь и развлечения, чем вызывали зависть и ненависть у остального населения.

В сельской местности  частный сектор составляло кулацкое хозяйство. С лета 1921 г. было разрешено  брать землю в аренду и использовать наемный труд в деревне (не более 5 человек). Но государство всячески сдерживало рост капиталистических элементов в деревне, поэтому к 1927 г. доля кулацких хозяйств в общей численности крестьянских дворов составляла 3,5%.

Государственно-капиталистический уклад был представлен концессионными предприятиями, которые создавались на основе декрета ВЦИК от 23 ноября 1920 г. Они не получили широкого распространения (1%). Привлечение иностранного капитала сдерживалось недоверием властей к буржуазному предпринимательству, неразвитостью концессионного законодательства, слабостью социалистического сектора в промышленности, высокими налогами, отсутствием квалифицированных кадров. В концессии сдавались предприятия отраслей, не имеющих стратегического значения. Иностранные предприниматели не допускались в нефтедобычу, металлургию, железнодорожный транспорт, судостроение, радиотехнику и т.п. Во второй половине 1920-х годов потребность государства в валюте в связи с началом индустриализации несколько оживила концессионную политику, однако свертывание нэпа привело окончательно к прекращению практики концессий.

С началом нэпа серьезные изменения  происходят в государственном секторе  экономики. В нем остались крупные  и рентабельные предприятия, обеспеченные топливом и сырьем. Остальные либо закрывались, либо сдавались в аренду. Государственные предприятия подчинялись непосредственно ВСНХ. Полностью менялись система и методы управления промышленностью: вместо администрирования и централизации перешли к децентрализации и хозрасчету. Реорганизовывался и значительно сокращался управленческий аппарат. Из 70 главков ВСНХ оставалось 16. Предприятия получали хозяйственную самостоятельность. Декрет ВЦИК И СНК 10 апреля 1923 г. «О государственных промышленных предприятиях» наделил руководство предприятий правом самостоятельно решать вопросы о снабжении и сбыте, о снижении себестоимости продукции, о распределении прибыли и т.п. Фактически предприятия переводились на самофинансирование и самоокупаемость3.


В целях повышения эффективности государственные предприятия могли объединяться в рамках отрасли в тресты, которые в свою очередь - в синдикаты. К середине 1920-х годов возникло 79 общесоюзных трестов и 21 синдикат, которые почти полностью монополизировали большинство отраслей промышленности. Однако нельзя говорить о полной хозяйственной самостоятельности предприятий, поскольку ВСНХ постоянно вмешивался в их деятельность.

В экономике страны в  годы нэпа значительный удельный вес  составляло мелкотоварное хозяйство (51%). Оно было представлено в городах кустарными ремесленными мастерскими, а в сельской местности середняцкими хозяйствами. Единоличное крестьянское хозяйство оставалось относительно слабым и неразвитым. Оно объединяло 5-6 человек. В среднем на двор приходилось до 12 десятин земли, лошадь и 1-2 коровы. Орудия труда оставались примитивными. Урожайность не превышала 7-8 центнеров с гектара, товарность - не более 20%.

Главная политическая цель НЭПа — снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая цель — предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель — обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.

Продналог был первоначально  установлен на уровне примерно 20 % от чистого продукта крестьянского труда (то есть для его уплаты требовалось сдать почти вдвое меньше хлеба, чем при продразвёрстке), причём впоследствии его намечалось снизить до 10 % урожая и перевести в денежную форму.

30 октября 1922 вышел  Земельный кодекс РСФСР, которым  отменялся закон о социализации земли и объявлялась её национализация. При этом крестьяне вольны были сами выбирать форму землепользования — общинную, единоличную или коллективную. Также был отменён запрет на использование наёмных работников.

Необходимо, однако, отметить тот факт, что зажиточные крестьяне облагались налогом по повышенным ставкам. Таким образом, с одной стороны, была предоставлена возможность улучшать благосостояние, но с другой, не было смысла слишком разворачивать хозяйство. Всё это вместе взятое привело к «осереднячиванию» деревни. Благосостояние крестьян в целом по сравнению с довоенным уровнем повысилось, число бедных и богатых уменьшилось, доля середняков возросла.

Однако даже такая  половинчатая реформа дала определённые результаты, и к 1926 году продовольственное  снабжение значительно улучшилось.

В общем, НЭП благотворно сказался на состоянии деревни. Во-первых, у  крестьян появился стимул работать. Во-вторых (по сравнению с дореволюционным  временем) у многих увеличился земельный  надел — основное средство производства.


К 1925 году стало ясно, что народное хозяйство пришло к противоречию: дальнейшему продвижению к рынку мешали политические и идеологические факторы, боязнь «перерождения» власти; возврату к военно-коммунистическому типу хозяйства мешали воспоминания о крестьянской войне 1920 года и массовом голоде, боязнь антисоветских выступлений.

Реализация готовой  продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась на полноценном  рынке, по каналам оптовой торговли. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий4.

В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты  ограничения для увеличения заработков при росте выработки. Были ликвидированы  трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы. Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению «военного коммунизма». Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда, в период НЭПа возросла (с 1,2 млн человек в начале 1924 г. до 1,7 млн человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было ещё более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства увеличилась с 5,8 млн в 1924 г. до 12,4 млн в 1929 г.), так что фактически уровень безработицы снизился.


4. Денежная реформа 1922-1924 гг.

 

Новая экономическая политика создавала условия для свободы  торговли. Первоначально государством был организован товарообмен без использования денег, который, однако, был быстро вытеснен куплей-продажей, т.е. торговлей. Неудача товарообмена показала необходимость перехода к развитию товарно-денежных отношений, к политике государственного регулирования рынка и денежного обращения, которую можно было осуществить, опираясь на устойчивую денежную систему. Ее формирование позволило бы использовать деньги не только для восстановления хозяйства, создания основ плановой экономики, для развития хозяйственного расчета, но и для решения задач общегосударственной системы ценообразования, а также кредитной и финансовой систем.


В условиях многоукладной экономики  периода НЭПа денежная система должна была удовлетворять стабилизации на длительное время, что выдвигало  определенные требования. В частности:

  • сохранить золото в качестве денежного товара, так как золото исторически объективно выступает как всеобщий эквивалент и выполняет функции меры стоимости товаров;
  • обеспечить реализацию принципа валютной монополии и монополии внешней торговли, так как денежная система должна быть независима от иностранного влияния;
  • обеспечить возможность регулирования денежного обращения и его планирования: денежная система должна быть максимально устойчивой, эластичной и экономной:
  • обеспечить проведение единой государственной денежной политики как в центре, так и в отдельных районах страны.

До осени 1921 г. денежная политика фактически по-прежнему ограничивалась вопросами  выпуска и распределения денежных знаков. Создание в октябре 1921 г. Государственного банка означало, что государство делает важный шаг в регулировании денежного оборота. Государственный банк при помощи кредита должен был помочь восстановлению пострадавшего от войны и разрухи народного хозяйства, способствовать установлению и развитию хозяйственных связей между различными районами и отраслями. Его первостепенной задачей стало укрепление денежного обращения и развитие товарно-денежных отношений в стране. Исходя из понимания социализма как системы с решающей ролью общественной собственности, Государственный банк, в условиях новой экономической политики, должен был с помощью кредита поощрять прежде всего развитие государственной и кооперативной торговли.

К концу 1922 г. наметились определенные успехи в восстановлении хозяйства, был получен хороший урожай, объем промышленной продукции возрос на 30,7%. Вырос товарооборот, благодаря возродившейся внешней торговле были накоплены валютные резервы: часть прибылей отчисляли государству хозрасчетные предприятия; стал приносить проценты государственный кредит: аккумулировались взносы населения в сберегательные и страховые кассы.

Информация о работе Сущность, цели и значение НЭПа