Сущность, формы и функции исторического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

1. Предмет истории и ее место в системе наук. Методы и принципы исторического познания
2. Основные концепции исторического процесса
3. Исследователь и исторический источник

Файлы: 1 файл

история России.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

*Право на существование  в качестве самостоятельного  метода имеет историко-типологический метод. Типологизация (классификация) служит для упорядочения исторических явлений, событий, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им общих признаков и различий. Например, изучая историю Второй мировой войны, историк может поставить вопрос о соотношении сил гитлеровской и антигитлеровской коалиций. В этом случае противоборствующие стороны могут быть условно разделены на две группы. Тогда стороны каждой из групп будут отличаться лишь по одному признаку - отношению к союзникам или врагам Германии. По иным признакам они могут значительно различаться. В частности, в антигитлеровской коалиции будут социалистические страны и капиталистические (к концу войны более 50 государств). Но это - простая классификация, не дающая достаточно полного представления о вкладе этих стран в общую победу, а скорее, наоборот, способная выработать ошибочное знание о роли этих государств в войне. Если же будет стоять задача выявления роли каждого государства по осуществлению успешных операций, уничтожению живой силы и техники противника, освобождению захваченных территорий и так далее, то соответствующие этим показателям государства антигитлеровской коалиции будут типической группировкой, а сама процедура изучения - типологизацией.

*В нынешних условиях, когда историческим исследованиям  все чаще бывает свойственен целостный охват истории, все чаще используется историко-системный метод, то есть метод, при использовании которого изучается единство событий, явлений в общественно-историческом развитии. Например, рассмотрение истории России не как какого-то самостоятельного процесса, а как результата взаимодействия с другими государствами в виде одного из элементов развития истории всей цивилизации.

Важно учитывать, что  эти и другие существующие методы применяются в сочетании друг с другом, дополняя один другой. Использование в процессе исторического познания какого-то одного метода лишь удаляет исследователя от объективности.

Г) Принципы изучения исторических фактов

Объективность исторического  познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.

Основными научными принципами являются следующие:

*Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.

*Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности — личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.

*Принцип социального  подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент б практической деятельности правительств, партий, личностей.

*Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.  

2.ЛИНЕЙНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Существующие исторические концепции могут быть классифицированы по различным критериям. Но чаще всего  встречаются классификации по направленности исторического процесса. В этом случае выделяют циклические и линейные исторические концепции. Сторонники линейных исторических концепций (Гегель, Маркс, Бердяев и др.) рассматривают историю как поступательную, поэтапную организацию какой-либо идеи. Это может быть и идея восхождения человека к Богу в христианских исторических концепциях, и эмансипация человека (в концепции Маркса), и саморазвитие мирового духа (в философии истории Гегеля). Исходя из общетеоретических обоснований линейные исторические концепции могут быть разделены на христианские и рационалистические.

А) Христианская концепция истории

Предпосылки научного понимания истории складывались в русле религиозных представлений о мире, составивших онтологическую основу мировоззрения европейской цивилизации с IV—V вв. до середины XVIII в. включительно.

*В рамках религиозных  воззрений формировались основные проблемы и идеи исторической науки... Первая из этих проблем —вопрос о смысле и содержании человеческой (земной) истории. С точки зрения христианства смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и заданных ею потребностей и страстей, приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. В этом смысле человек выступает уже как продукт собственного исторического развития, а не стихийная сила природы, полностью подвластная слепой судьбе, как это было в античной истории. Освобождение человека, превращение его в сознательного исторического деятеля — основное содержание исторического процесса, как он представлен в христианстве.

*Вторая проблема — вопрос  о начале и конце истории.  Начав отсчет человеческой истории от грехопадения Адама и Евы и изгнания их из рая, (христианская историософия подчеркивает качественное различие между исторической жизнью человека и его первобытным существованием, а также фиксирует внимание на хронологической стороне исторического процесса, без чего невозможна наука истории. Идея конца истории, сроки которого скрыты от человеческого разума, имела научное значение в том плане, что накладывала запрет на попытки пророчеств и утопических предсказаний о будущем, ориентировала историческое познание на область реальных фактов и тенденций.

*Третья проблема — вопрос  о внутренней структуре исторического  процесса, закономерно проходящего  определенные ступени, которые позднее были интерпретированы как ступени исторического прогресса человечества на пути к свободе. В связи с этим был поставлен вопрос о соотношении общества и природы, о влиянии природной среды на исторический процесс — географических, климатических, этнобиологических условий, в которых совершается история.

Христианская историософия оставила в наследство исторической науке  идею всемирной истории, совершающейся  под действием универсальных  закономерностей, общих для всех народов, включающихся в историческую жизнь. Тот факт, что различные народы живут в разном историческом времени, объяснялся различием сроков принятия христианства, в связи с чем была выделена магистральная линия истории, на которой находятся христианские народы, и тупиковые ее линии, пролегающие по языческой периферии христианского мира.

  Б) Рационалистические концепции  истории

        С началом Нового времени христианская  историософия была подвергнута  критическому переосмысливанию. Характерное  для XVII в. пантеистическое отождествление Бога и природы обернулось мировоззренческим шоком новоевропейского человека, ощутившего себя песчинкой в бесконечной Вселенной, подчинением живой человеческой личности с ее потребностями и целями безличному, объективному Разуму. Долгое время рационализм отрицал возможность научного познания истории, рассматривая последнюю как царство случайности и произвола, насилия и заблуждений, отчуждения и несвободы человека. Отрицание истории в культуре Просвещения (Франция XVIII в.) способствовало появлению идеи революции как прыжка из “истории” в “природу”, из царства принуждения и неразумия в царство разума и свободы. Только резкий контраст практических результатов Великой французской революции с утопическими проектами будущего позволил реабилитировать “историю”, сделать ее предметом научного и философского анализа.

Отправной точкой создания рационалистической (всемирно-исторической) концепции  истории является романтический  культ великой личности” (Шиллер, Фихте, Ф. Шлегель, В. Скотт), нашедший позднее философско- теоретическое обоснование и систематическую форму выражения в философии истории Гегеля и историческом материализме Маркса.

Взаимосвязь духовного и естественного  в историческом процессе составляет основную проблему рационалистической концепции истории, предлагая два крайних решения, какими были философия истории Гегеля и исторический материализм Маркса. Но  и в том, и в другом случае основные положения этой концепции сохраняют свою силу, а различия, несмотря на их глубину, имеют все же частный характер. И Гегель, и Маркс стоят на точке зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит три ступени. У Гегеля это — восточный (азиатский), грекоримский (античный) и германский (европейский) мир. У Маркса в Предисловии к “Критике политической экономии” — азиатская, античная, феодальная и капиталистическая формации, а в подготовительных рукописях к “Капиталу” — докапиталистическое, капиталистическое и посткапиталистическое общества. Для обоих мыслителей характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Их объединяет также и интерпретация исторического познания — в состав его они включают как раздел, связанный с изучением фактической стороны истории, так и теоретико-методологический раздел: философия (Гегель) или социология (Маркс).

В связи с тем, что долгое время  в нашей стране историческая концепция Маркса была единственно возможной методологией, а также исходя из того, что идеи Маркса оказали огромное влияние на осмысление истории человечества - практически все исторические концепции либо заимствуют  теоретические положения концепции Маркса, либо полемизируют с ним, необходимо в общем виде изложить содержание воззрений Маркса на исторический процесс.

Для К.Маркса целью истории является становление свободы. Человек в его исторической концепции - не средство, используемое духом для достижения своих целей, как в философии истории Гегеля, а цель истории. Цель всемирной истории - эмансипация человека. Однако человек отнюдь не действует по собственному велению и произволу. Человек для Маркса - совокупность общественных отношений. Следовательно, действия человека предопределены существующими конкретными общественными отношениями, непременным условием его развития является развитие последних. В соответствии с разработанным Марксом материалистическим пониманием истории, в основе развития общества лежит развитие способа производства, а именно: производительных сил, состоящих из средств производства и человека; и производственных отношений. Вместе с тем, характер и формы развития способа производства зависят от деятельности человека, и, поэтому, представляет результат взаимодействия двух активных начал: объективного и субъективного факторов. (6. С. 26)

Согласно концепции Маркса, историю  можно условно разделить на 3 периода:

*На первом этапе человек в принципе свободен, однако он находится в животном состоянии, свободен как животное: он, с одной стороны, не может отчуждаться от себя, т.е. потерять свою свободу, но, с другой стороны, не может осознать свою свободу и пользоваться ей. Чтобы познать себя, человек должен пройти стадию отчуждения от себя.

* Поэтому второй этап всемирной истории - отчуждение человека от себя.

В экономической сфере  источником отчуждения служит возникновение  частной собственности. Здесь имеются 2 формы отчуждения:

  1. отчуждение человека от продукта его труда
  2. отчуждение человека от его труда.

            Поскольку человеку не принадлежит  собственность, поскольку результаты его труда ему тоже не принадлежат, труд человека не доброволен, а принудителен.

В социальной сфере отчуждение проявляется в 2-х формах:

  1. Отчуждение человека от самого себя (поскольку от человека отчуждается его личная жизнь, она - не принадлежащая ему деятельность). Его личная жизнь ... повернутая против него самого, не зависящая от него, не принадлежащая ему деятельность.(8, С.91)
  2. Отчуждение людей друг  от друга, от общества. (8. С.94)

По мнению Маркса, в  обществе, где господствуют товарно-денежные отношения, человек ценен настолько, насколько он является товаром. Общество расслаивается, возникает социальное неравенство, люди попадают под гнет товарно-денежных отношений. Место человека в обществе определяется количеством имеющегося у него капитала, и уже не люди пользуются деньгами, а деньги управляют миром. Вследствие социальной дифференциации, возникновения антагонистических классов, появляется и государство, которое выступает как машина поддержания господства одних классов другими. Поэтому неимущие, составляющие большинство общества отчуждаются от государства и власти.

В духовной сфере также  производится именно такая продукция, которая может принести прибыль, но она вовсе не ориентирована на удовлетворение подлинно духовных потребностей человека.

*Третий этап всемирной истории станет действительностью тогда, когда человек преодолеет отчуждение. Важнейшим направлением преодоления отчуждения является ликвидация частной собственности. Уничтожение частной собственности повлечет за собой также уничтожение антагонистических классов, которое, в свою очередь, делает излишним государство. Возникает самоуправляющееся общество. Уничтожение частной собственности, государства, товарно-денежных отношений приведет к тому, что в духовной сфере отпадет необходимость творить ради денег, вследствие чего произведения духовной культуры станут не средством получения прибыли и удовлетворения их духовных потребностей, а способом самореализации идей и удовлетворения их подлинно духовных интересов.

Информация о работе Сущность, формы и функции исторического знания