Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 11:19, реферат
В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внесения измерений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы).
Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию.
Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Отмечалось, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, которым принадлежит вся власть в стране.
1.Введение,новая конституция 1936 г. Общие принципы.
1.1 Разработка Конституции
1.2 Особенности принятия Конституции
2. Содержание и характерные особенности Конституции СССР 1936 года
2.1 Обзор содержания
2.2 права граждан по конституции 1936 г.
2.3 Характерные черты Конституции социалистического типа
3.конституция 1936г. И политические репрессии.
4. Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года
4.1 Определение социалистической сущности
4.2 Международное значение
5.заключение.
В главе IX — Суд и прокуратура
— изменения и дополнения были
сделаны в связи с принятием
нового "Положения о Верховном
Суде СССР", которое существенно
повысило роль судебных органов союзных
республик в области судебного
надзора. Положением предусмотрено, что
в состав Верховного Суда СССР впредь
будут входить по должности председатели
верховных судов союзных
В данной главе нашел отражение закон "Об изменении порядка выборов народных судов", согласно которому был увеличен срок полномочий народных судей с 3 до 5 лет, установлен новый порядок выборов народных заседателей и уменьшен срок их полномочий с 3 до 2 лет, а также внесено изменение в связи с переименованием Прокурора СССР в Генерального Прокурора CCСP.
В главе X — Основные права и обязанности граждан— изменения и дополнения вносились в связи с принятием закона "О завершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день", осуществлением всеобщего семилетнего, а затем всеобщего обязательного восьмилетнего образования, отменой платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и; высших учебных заведениях, повышением заработной платы некоторым категориям рабочих и служащих, улучшением пенсионного обеспечения трудящихся, усилением государственной помощи многодетным и одиноким матерям. Внесены уточнения в связи с изменением наименования Коммунистической партии, принятым на XIX съезде.
В главе XI — Избирательная
система — нашел отражение
указ "О возрастном цензе для
граждан СССР, избираемых в Верховный
Совет СССР", который повысил
возрастной ценз для граждан, избираемых
в высший орган государственной
власти Союза СССР, с 18 до 23 лет. В
эту главу внесены также
На осуществлении норм Конституции 1936 г. сказались последствия культа личности. Проводя курс на дальнейшее развитие социалистической демократии, партия на XX съезде решительно осудила культ личности Сталина, который выражался в чуждом духу марксизма-ленинизма возвеличении роли одного человека, в отступлении от ленинского принципа коллективности руководства, в необоснованных репрессиях и других нарушениях социалистической законности, нанесших ущерб нашему обществу. Эти извращения, несмотря на их серьезность, не изменили природу социалистического общества, не поколебали устои социализма.
Партия осуществила меры
по преодолению последствий культа
личности во всех областях партийной,
государственной и
Вывод: Конституция СССР 1936
г. имеет большое историческое и
международное значение как первая
конституция победившего
2.2 Права граждан по Конституции 1936 г.
В целом, Конституция 1936 г. закрепила
общий принцип равноправия
Государственный Комитет
по статистике не вел статистику по
данному социальному
Признак равенства по признаку национальности изначально отрицался самой сталинской политикой. После принятия Конституции 1936 г. (как, впрочем, и до этого) этот принцип отрицался повседневностью. Переселение народов, острый «еврейский вопрос» в измерении сталинской политики - все это отрицало идею равноправия граждан СССР по признаку национальности.
Возникает вопрос: почему понимание равноправия было столь ограниченным - лишь по признаку расы и национальной принадлежности? Объясняется это тем, что пролетарская идеология, ставшая затем фундаментом советской идеологии, не признавала равенства по признаку происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам.
Принцип равенства по признаку принадлежности к той или иной религии, вероисповеданию не отрицался, но и не был декларирован в Конституции 1936 г. Статья 124 Конституции закрепляла положение об отделении церкви от государства, и этим закреплялось отделение верующих от неверующих. Соблюдение в отношении их политики равенства не допускалось. Права предоставлялись тем гражданам, которые исповедовали государственную идеологию, а не религию. Независимо от пола религиозная принадлежность была основанием ущербности граждан, относя их к разряду неблагонадежных.
Происхождение и принцип
равенства в советском
Имущественное положение
как социальная характеристика было
основанием для отнесения граждан
к классу, к социальной группе. Но
в силу того, что имущие классы были
уничтожены, вопрос об имущественном
положении не стоял. Равенство было
возможно лишь между рабочими и крестьянами,
включая имущественное
Эта цепь исключений может
быть продолжена, но логика исключений
одна: равенство было нарушено идеей
изъятия прав, если это было соединено
с идеологическими
Принцип равенства не может иметь исключений. Он «соединен» с Гражданином, который равен в правах другому Гражданину, будь то мужчина или женщина. Он абсолютен, этот принцип.
Изъятия касались и принципа равенства по признаку пола. За рамками упомянутых выше исключений равенство вычиталось еще раз.
Статья 122 Конституции СССР закрепила, что «женщине в СССР предоставляются равные права с (выделено мной. - Л.З.) мужчиной». Это конституционное положение выравнивало статус одного пола по статусу другого - мужского. Вряд ли есть основание говорить о гендерной идее равенства двух полов, поскольку стандарты, заложенные в Конституции был однобокими - мужскими. Это не стандарт в современном понимании, в основе которого лежит идея уважения прав человека независимо от пола, будь то мужчина или женщина. Но это был важный шаг в понимании того, что женщина должна быть равной с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни хотя и в условиях ограниченной свободы, границы которой определялись государством.
Это проявилось еще в двух
статьях Конституции, где содержались
специальные нормативные
Статья 135 закрепила, что выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от пола имеют право участвовать в выборах.
Депутатом также мог стать любой гражданин - независимо от принадлежности к полу.
Статья 137 закрепила, что «женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с (выделено мной. - Л.З.)-мужчинами».
Конституционное закрепление равенства, а именно право избирать и быть избранным было обеспечено в течение длительного времени специальными политическими установлениями Коммунистической партии СССР. Демократия по-социалистически включала в себя, как необходимый элемент, представительство женщин во всех структурах власти.
33% женщин - среди членов
Верховного Совета СССР и
Эти «нормативы» не были квотой, которую установило государство. Это было идеологической установкой партии, в соответствии с которой представительство мужчин и женщин олицетворяло победу социалистической демократии. Реально за этим стояла система руководящих органов ЦК Коммунистической партии, которая работала на демонстрацию успехов политики в отношении женщин.
Такая политика не имела под собой прочных оснований, поскольку общество не адаптировало идеологию и культуру равенства по признаку пола. Эта идеология «спускалась» сверху и, следовательно, не была по-настоящему встроена в реальные общественные отношения. Но иллюзия достижения равенства должна была отражать «успехи» социализма, и она это отражала.
На основании принадлежности к полу равенство было скорректировано в сторону пролетарских, социалистических ролей трудящихся - мужчины и женщины. Лозунг «Кто не работает, тот не ест» по-прежнему оставался общепризнанным, хотя и имел изъятия. И изъятия были сделаны по признаку принадлежности к полу.
Во-первых, право на труд было объявлено обязанностью в государстве трудящихся (ст. 12 Конституции). Одновременно эта обязанность гражданина трудиться была декларирована как право. Статья 118 Конституции СССР закрепила, что «граждане СССР имеют право на труд, т.е. право на получение гарантированной работы» (право обеспечивалось отсутствием безработицы).
Но это право было наполнено по-пролетарски, по-советски идеологическим содержанием. В соответствии с уголовным, административным законодательством преследовались лица, уклоняющиеся от исполнения трудовой обязанности. Эти нормативы имели юридически направленную силу: они касались по преимуществу мужского населения. Они действовали вплоть до начала перестройки. Тот, кто не работал, объявлялся тунеядцем.
Женщина же, в соответствии с представлением советского государства, была не только труженицей, но и матерью. И роль матери безусловно давала ей основание быть освобожденной от обязанности трудиться на производстве при предоставлении ей права быть равной с мужчиной. Право на труд не было жестко связано с обязанностью трудиться лишь для женщины. Она могла иметь лишь статус матери. Роль отца от обязанности трудиться не освобождала.
Гендерно-определенная роль мужчины в период всех лет советской власти состояла в одном: быть тружеником, работником. Роль отца не была предусмотрена идеологией равенства. И государство обеспечивало мужчину работой, которая была не правом, а обязанностью здорового мужчины.
Статус отцовства в Конституции 1936 г. не был предусмотрен. Часть 11 ст. 122 Конституции СССР провозглашала государственную охрану интересов матери и ребенка, государственную помощь многодетным и одиноким матерям, предоставление женщине отпуска по беременности с сохранением содержания, создание широкой сети родильных домов, детский яслей и садов.
Эта конституционная норма означала воспроизведение традиционно патриархатных представлений общества в отношении женщин и их ролей в обществе. Несмотря на то, что равенство для полов было гарантировано во всех областях, отцовство, статус отца, на уровне конституционного законодательства не был закреплен. Говорить о равенстве двух субъектов семейных отношений, отца и матери, по Конституции 1936 г. нет оснований.
В 30-е годы принцип отстаивания
прав женщин в отношении своих
детей был практически
За годы советской власти
государство подорвало
Если женщина имела право выбора: быть матерью или труженицей, или совмещать две роли, то у мужчины такого выбора не было. Он обязан был трудиться. Но в своей единственной роли-статусе он был поставлен в однолинейную экономическую зависимость от государства. И он был обязан только государству своим «благополучием» (впрочем, как и женщина). Он был привязан к государству патриархатному и, в дополнение, тоталитарному по своей сутр. Он состоял в экономической зависимости.
Информация о работе Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года