Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 11:19, реферат

Описание работы

В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внесения измерений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы).
Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию.
Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Отмечалось, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, которым принадлежит вся власть в стране.

Содержание работы

1.Введение,новая конституция 1936 г. Общие принципы.
1.1 Разработка Конституции
1.2 Особенности принятия Конституции
2. Содержание и характерные особенности Конституции СССР 1936 года
2.1 Обзор содержания
2.2 права граждан по конституции 1936 г.
2.3 Характерные черты Конституции социалистического типа
3.конституция 1936г. И политические репрессии.
4. Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года
4.1 Определение социалистической сущности
4.2 Международное значение
5.заключение.

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 68.65 Кб (Скачать файл)

Наконец, нельзя не отметить и такое качество конституции  социалистического типа, как демократическая  форма ее разработки и принятия. Известно, что Конституция СССР 1936 г. впервые в истории принята  в результате всенародного обсуждения. Таким же порядком были приняты и  конституции ряда других социалистических стран.

 

Конституция 1936 г. и политические репрессии

Оценивать Конституцию 1936 г. без анализа политических репрессий, которые последовали за принятием  Конституции, невозможно.

Идея равенства вряд ли имела основополагающее значение в  этот период истории страны. «Равенство»  двух полов - мужчин и женщин при  проведении политики репрессий - предмет  особой экспертизы.

При безусловной политико-идеологической направленности репрессий их важной составляющей были репрессии в отношении  «врагов народа» и их семей. Данные, ныне известные всем, опубликованные в печати позволяют сделать вывод. Репрессированные граждане СССР - России и других республик, в массе своей не были «врагами народа» Они были «врагами» системы, которая безжалостно уничтожала людей, и государственной идеологии, которая была насильственно навязана и распространена, и которая также использовалась для уничтожения людей.

Репрессии, конечно, не имели  под собой идеологии гендерной  симметрии. Но в силу внутренней логики репрессий это была симметрия  гендерных репрессий. Она воспроизводила правило уничтожения людей - мужчин и женщин, «врагов народа», врагов системы. Редкая семья не была репрессирована. Пострадали даже дети. Они не были носителями идеологии. Но они были связующим  звеном поколений. Для системы, которая  уничтожала их родителей, они были потенциально опасны. Они были, с позиции тоталитарной системы, продолжателями родов, которые  олицетворяли идею сопротивления системе.

ЧСВН (член семьи «врага народа») - это жены и дети, это сыновья  и мужья. Это люди, которые были подвергнуты репрессиям. Они были гражданами СССР. Они остаются в  памяти тех людей, которые стали  внуками репрессированных членов семьи  врагов народа.

ЧСВН - это аббревиатура гендерной  симметрии, это показатель уничтожения  практически всей семьи.

Гендерная симметрия репрессий  никогда не исследовалась. Она должна стать предметом будущих исследований для установления истины.

В основе репрессий лежала силовая идеология, которая была воспроизведена в практике уничтожения  и унижения общества. Женщина-мать, женщина-жена как объект насилия  во многих случаях была включена в  круг репрессий лишь на том основании, что была объектом патриархатных, тоталитарных отношений, где женщина признавалась объектом приложения силы - силы власти.

4. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 ГОДА

4.1 Определение социалистической сущности

 

Конституция СССР 1936 г. провозгласила, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства  и социалистическая собственность  на орудия и средства производства. Эта экономическая основа утвердилась  в течение переходного периода  как результат полной ликвидации капиталистической системы, хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и  уничтожения эксплуатации.

Подчеркивая плановый характер социалистической экономики, Конституция  установила, что народнохозяйственная жизнь страны определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного  богатства, неуклонного подъема  материального и культурного  уровня жизни трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его  обороноспособности. Тем самым, Конституция  отразила полную победу социализма в  экономике и связанное с этим развитие планового начала в руководстве  хозяйством в соответствии с требованиями основного экономического закона социализма.

Конституция закрепила также, изменившуюся социальную структуру  советского общества, состоящего теперь из двух дружественных трудящихся классов  — рабочих и крестьян — и  неразрывно связанной с ними социальной прослойки — трудовой интеллигенции. Эта такая структура общества, в которой полностью отсутствуют  эксплуататорские классы, коренным образом  изменила всю картину классовых  отношений. Конституция соответственно утвердила полное равенство прав и обязанностей граждан СССР.

Законодательно закрепив новый экономический базис общества и его социально-экономическую  структуру, Конституция СССР 1936 г. последовательно  провела социалистические начала и  в области политической надстройки. Выше уже говорилось, что новая  Конституция отразила начавшийся процесс  перерастания государства диктатуры  пролетариата в общенародное социалистическое государство. Свое выражение этот процесс  нашел уже в самом определении  государства.

"Союз Советских Социалистических  Республик,— говорилось в ст. 1, — есть социалистическое государство  рабочих и крестьян". Записи  о том, что оно продолжает  оставаться государством диктатуры  пролетариата, в Конституции СССР 1936 г. не было (хотя не было  и записи о том, что оно  перестало быть государством  диктатуры пролетариата). Для сравнения  напомним, что все конституции  переходного периода определяли  Советское государство как государство  диктатуры пролетариата. Конституция  РСФСР 1918 г., например, в ст. 9 утверждала: "Основная задача рассчитанной  на настоящий переходный момент  Конституции Российской Социалистической  Федеративной Советской Республики  заключается в установлении диктатуры  городского и сельского пролетариата  и беднейшего крестьянства в  виде мощной Всероссийской власти.

Закрепляя политическую основу СССР и определяя, тем самым, характер государственной власти, новая Конституция  исходила из того, что теперь, с победой  социализма, "вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и  деревни в лице Советов депутатов  трудящихся" (ст. 3).

Закрепляя полновластие трудящихся в лице их представительных органов, Конституция не содержала положений  о политическом господстве одного класса — рабочего класса, что, как известно, составляет главный признак диктатуры  пролетариата.

Таким образом, изменения  в характере нашего социалистического  государства в связи с полной победой социализма в СССР нашли  свое отражение в преобразовании Советов рабочих, крестьянских и  красноармейских депутатов в  Советы депутатов трудящихся. Дело не сводилось к простому изменению  названия органов власти. Оно отразило глубокие внутренние сдвиги в самом  характере Советов, превратившихся из органов классового представительства, что подчеркивалось их прежним названием, в органы, выражающие общую волю всех трудящихся.

Изменениям в характере  органов государственной власти соответствовала и новая избирательная  система, установленная Конституцией СССР 1936 г. Конституция полностью  заменила действовавшие в переходный период принципы избирательного права  новыми, последовательно демократическими принципами, сделав выборы в Советы практически всеобщими.

Как уже отмечалось, в течение  всего переходного периода в  нашей стране выборы не были такими. С победой социализма новая Конституция  отменила все ограничения, введя  принцип всеобщего избирательного права. Согласно ст. 135 Конституции, все  граждане, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой  деятельности имели право участвовать  в выборах депутатов, за исключением  лиц, признанных в установленном законом порядка умалишенными". Пассивное избирательное право Конституции также предоставляла всем гражданам, достигшим 18 лет26, без каких-либо ограничений.

Дальнейшая демократизация избирательной системы выразилась также в ликвидации известного неравенства  в выборах, представлявшего особенность  государственной формы диктатуры  пролетариата в нашей стране. В  течении всего переходного периода существовали разные нормы права для городского и сельского населения, обеспечивавшие определенное преимущество для рабочего класса. В стране с громадным преобладанием крестьянского населения это было оправдано и необходимо, чтобы прочно обеспечить руководящую роль рабочего класса, более того, его диктатуру. С победой социализма, когда крестьянство также стало социалистическим классом, а удельный вес рабочего класса в общей массе населения увеличился более чем в два раза, необходимость в этом отпала. Согласно Конституции, все граждане стали участвовать в выборах на равных основаниях. Равное избирательное право, установленное ст. 136 Конституции подкреплялось Положениями о выборах в Советы, которые предусматривали образование равных избирательных округов с учетом лишь численности населения, независимо от социальной принадлежности избирателей.

Дальнейшая демократизация избирательной системы нашла  свое выражение во введении прямых выборов во все органы власти вместо многостепенных, существовавших в переходный период. Тогда прямым голосованием избирателей выбирались только сельские, поселковые, городские Советы и районные Советы в крупных городах, все же остальные представительные органы избирались путем многостепенных выборов. Такая система в условиях острой классовой борьбы обеспечивала прочную связь между органами государственной власти и трудящимися, способствовала их привлечению к государственному строительству и в то же время создавала гарантии против проникновения в Советы представителей враждебных классов.

Однако по мере строительства  социализма, особенно в связи с  массовым созданием колхозов, совхозов, МТС, а также заводов и фабрик вне городских поселений, многостепенная система выборов уже теряла смысл, более того, стала в известной мере тормозить дальнейшее развитие связей между органами государственной власти и трудящимися. Ведь полномочия делегатов всех съездов Советов прекращались после завершения работы данного съезда. Поэтому еще в 1934 г., в Российской Федерации постановлением ВЦИК в районном звене стали допускаться прямые выборы.

Конституция СССР 1936 г. распространила принцип прямых выборов на все  органы власти, начиная от сельского  и городского Совета депутатов трудящихся и вплоть до Верховного Совета СССР. Все депутаты Советов стали теперь избираться непосредственно гражданами по территориальным избирательным  округам.

Наконец, важнейшим демократическим  элементом новой избирательной  системы явилось тайное голосование, введенное Конституцией СССР 1936 г. Еще  в 1903 г. наша партия выдвинула в своей  Программе принцип тайного голосования  как одно из политических требований рабочего класса по демократизации государственного строя России. Это программное  требование было закреплено практикой  выборов Советов, которые еще  в дооктябрьский период избирались, как правило, путем тайного голосования. Сразу после Великой Октябрьской  социалистической революции большинство  местных Советов также избиралось тайным голосованием. Однако в условиях острой классовой борьбы потом в  стране установилась практика открытого  голосования при выборах всех звеньев Советов. С победой социализма, ликвидацией эксплуататорских классов  оказалось возможным заменить открытое голосование тайным и осуществлять его не по спискам, а по отдельным  кандидатурам, выдвигаемым по избирательным  округам. Это и было установлено  ст. 140 и 141 Конституции СССР 1936 г.

Новая избирательная система, усиливая контроль народных масс в  отношении органов государственной  власти, повышала ответственность членов этих органов перед избирателями, полнее обеспечивала осуществление  в стране полновластия трудящихся. Введение Конституцией СССР 1936 г. новой  системы выборов было по справедливости охарактеризовано нашей партией  как крупный поворот во всей политической жизни страны. "Следствием введения всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании,—говорилось в резолюции Пленума ЦК ВКП(б), принятой 27 февраля 1937 г., — будет дальнейшее усиление политической активности масс, вовлечение новых слоев трудящихся в управление государством" .

Конституция СССР 1936 г. закрепила  результаты проведения лишь ленинской  национальной политики Коммунистической партии, расцвет социалистических наций, дальнейшее развитие советской национальной государственности и в то же время  упрочение Союза ССР как социалистического  государства всех советских народов. Конституция четко определила СССР как союзное государство, основанное на добровольном объединении равноправных и суверенных советских социалистических республик. С момента образования  Союза ССР его состав расширился. Число союзных республик возросло с 4 до 11. Увеличилось число автономных образований. Некоторые автономные области были преобразованы в  автономные республики. Все это тоже было отражено в новой Конституции.

Конституция определила круг вопросов, относящихся к ведению  СССР в лице его высших органов  государственной власти и органов  государственного управления. В ней  получили свое закреплении принципы сочетания суверенитета Союза ССР  и союзных республик, основы правового  положения автономных республик, автономных областей и национальных округов.

Новая Конституция СССР существенно  изменила систему органов Советского государства, прежде всего представительных органов. Система съездов Советов  — районных, городских, областных (краевых), республиканских, всесоюзных — и  избираемых ими на периоды между  этими съездами исполнительных комитетов, оправдавшая себя в сложных условиях острой классовой борьбы в переходный период, с победой социализма уже  не соответствовала новой исторической обстановке. Конституция СССР 1936 г. установила, что все звенья советской  системы — Верховный Совет  СССР, Верховные Советы союзных и  автономных республик, краевые и  областные Советы, Советы автономных областей, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов  трудящихся — избираются непосредственно  гражданами.

Информация о работе Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года