Сущность лапласовского детерминизма и механической концепции целостности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Одной из фундаментальных онтологических идей, положенных в основу классического естествознания его создателями (Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кеплер и др.), явилась концепция детерминизма.
Термин «детерминация» происходит от латинского «determinare», означающего «определять», «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 32.83 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из фундаментальных онтологических идей, положенных в основу классического  естествознания его создателями (Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кеплер и др.), явилась  концепция детерминизма.

Термин «детерминация» происходит от латинского «determinare», означающего «определять», «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением единства мира и способом его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Существование всеобщей универсальной  взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи  и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной  взаимосвязи. Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается этим.

Попробуем же разобраться  в понятии «детерминизм» и  значении его в современном естествознании, концепция о котором зародилась в XIX веке, когда сформировалось убеждение в почти универсальной применимости вероятностных идей. Чрезвычайно характерно в этом отношении высказывание Лапласа:  «Можно даже сказать, если говорить точно, что почти все наши знания только вероятны; и в небольшом кругу предметов, где мы можем познавать с достоверностью, в самой математике, главные средства достигнуть истины – индукция и аналогия – основываются на вероятностях». По поводу индукции интересное высказывание имеется у Рассела. По его словам «человек не должен походить на курицу, которую приучив выбегать на зов в надежде получить корм, в конце концов режут», показывая, что «для нее были бы полезнее более утонченные взгляды о единообразии природы».

1. СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТЕРМИНИЗМА

 

Одной из фундаментальных  онтологических идей, положенных в  основу классического естествознания его создателями (Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кеплер и др.), явилась концепция  детерминизма.

Детерминизм (лат. determino – определяю) – учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Проще говоря, речь идет о двух значениях этого термина: первоначальная предопределенность всех событий в мире Богом; возможность предсказания траектории движения тела в пространстве и времени.

Понятие «Детерминизм» возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий обобщению. В 17 веке в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма.

Успехи механики закрепляют представления об исключительно  динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения  законов науки, содержанием детерминистской  формы объяснения явлений. Полное и  гармоническое слияние механической причинности и детерминизма происходит в работах математика П. Лапласа (1749-1827). Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной  есть следствие предыдущих и причина  последующих ее состояний. Принцип  детерминизма в формулировке Лапласа  выражает веру создателей классической механики в рациональное устройство Вселенной, в возможность проследить на основе законов механического  движения судьбу каждой ее отдельной  частицы и состоящих из них  тел.

Суть классической версии концепции лапласовского детерминизма заключалась в том, что вероятность  рассматривалась лишь как связанная  с неполным знанием. Например, Остроградский  писал: «В природе нет вероятности. Все, что происходит в мире, непременно и несомненно. Вероятность есть следствие слабости человеческой, она относится к нам, существует для нас и может быть только для нас».

Согласно концепции все  в мире причинно обусловлено и  все подчиняется действию однозначных  законов. Любая причина, замечал  Карно, порождает следствие, которое  в свою очередь превращается в  причину и так до бесконечности. Эта цепь причин и следствий образует причинную линию. В мире существует бесконечное число таких причинных линий, и они находятся в самых различных отношениях друг к другу. Одни из них пересекаются, другие никогда не вступают в связь. Пересечение независимых причинных линий образует случайное событие.

Работы Лапласа и особенно Карно убедительно свидетельствуют  о том, что признание объективности  случая вполне совместимо с утверждением о всеобщей причинной и необходимой  обусловленности любого явления, с  утверждением об однозначной детерминизированности всех событий в мире.

Современники, подобно многим поколениям людей, склонны истолковывать любые случаи неопределенности, с которыми приходится иметь дело, как результат ограниченности познавательных возможностей субъекта. Для многих современных ученых полноценно объяснить явление – значит построить его жестко детерминированную модель. Безусловно, есть задачи, при решении которых случайность вводится для облегчения и не имеет принципиального значения.

Беда в том, что такой  подход осуществляется при решении  всех задач сторонниками лапласовского  детерминизма. Схематически подход выражается в следующем:

1. Исходная теоретическая  модель базируется целиком на  представлении об однозначной  детерминированности. 

2. Вероятностно-статистические  методы применяются как практически  разумные средства, решающие оптимальным  образом задачи, ответ на которые  в принципе можно было бы получить и иным путем – без апиляции к вероятностным и статистическим соображениям.

Основной прием, при помощи которого сторонники лапласовского  детерминизма обосновывают свою концепцию – введение сверхразума. Пуанкаре об этом писал: «Всякое явление, сколь бы оно ни было незначительно, имеет свою причину, и бесконечно мощный дух, беспредельно осведомленный в законах природы, мог бы его предвидеть с начала веков».

Суть новой версии концепции  лапласовского детерминизма выражается следующим образом: мир однозначно детерминирован во всех своих проявлениях. Любое событие происходит на основании действия однозначных динамических законов. Все в мире предопределено. Однако в действительности имеются и случайные и вероятностные связи, которые выражают отношения между отдельными независимыми друг от друга причинными линиями. На этой же основе существуют и статистические закономерности. И случайность, и вероятность, и статистические закономерности – это по существу формы проявления однозначных закономерных связей. Подлинно научными теориями являются такие, в которых явления описываются на основе открытых однозначных законов. Вероятностно-статистические теории принципиально неполны. Единственное требование концепции лапласовского детерминизма заключается в том, чтобы физическая реальность, описываемая в рамках любой научной теории, характеризовалась в конце концов динамическими законами.

Сегодня стало очевидным, что статистические закономерности, выражая существенные связи объективного мира, могут, подобно динамическим законам, служить основанием для построения теории самого высокого гносеологического  статуса. Таким образом, попытки  сторонников концепции лапласовского  детерминизма принизить статус вероятностно-статистических законов и теорий, построенных  на их основе, следует рассматривать  как несостоятельные.

Основной недостаток этой концепции заключается в том, что не учитывается переход количественных изменений в качественные при  росте числа степеней свободы  рассматриваемых систем, а также  в том, что абстракции, лежащие  в основе научных теорий, работающих в рамках этой концепции (в частности, изолированность системы, представление  тел в виде материальной точки и др.) снимают «многообразие созерцания». Эти ограничения, как раз и позволяют выдвигать концепцию однозначной детерминированности мира.

Но поскольку в природе  не существует абсолютно изолированных  систем, постольку эволюция реальной системы не может проходить абсолютно  точно по траектории, определенной начальными условиями. Ясно, что любое, сколько угодно малое, взаимодействие системы с окружением вызывает возмущение ее движения. Следовательно, вопрос заключается  в том, чтобы для каждой конкретной системы оценить влияние этого  взаимодействия. Если оно оказывается  несущественным, то мы вправе считать  нашу систему абсолютно изолированной. В противном случае этого делать нельзя.

Любой объект имеет бесчисленное число связей с окружающим миром. Однако в конкретных условиях существенными  связями являются лишь немногие. Задача науки заключается как раз  в том, чтобы, абстрагируясь от несущественных, выделить существенные связи и установить закономерные отношения, характеризующие  поведение объекта. Отсюда следует, что ни сам объект, ни его связи  не могут оставаться неизменными  при изменении условий, в которых  он рассматривается. Только анализ дополненный  синтезом может адекватно отразить свойства целого.

Статистические закономерности отражают особый род устойчивых связей действительности и, в частности, сложнейшие взаимосвязи объектов с их окружением. С каким бы видом вероятностно-статистических закономерностей мы ни встретились, они всегда будут выражать такой  тип устойчивости, в котором обнаруживаются связи объекта с внешним миром.

Современная, то есть неклассическая наука (теория вероятности, теория игр, теория массового обслуживания) постулируют  первичность стохастических процессов  и в этом ее принципиальное отличие  от классической физики. Случайность  субстанциональна и массовые случайные  явления (ансамбль случайностей или как выразился Луи де Бройль – «волна вероятностей») рождает закономерные процессы, т.е. статистические закономерности. Другое принципиальное отличие, ставшее объектом новой неклассической науки – синергетики – постулируется первичность хаоса, нестабильности, неравновесности. Все сложные системы, изучаемые космологией, биофизикой, социологией являются открытыми системами и, как правило, находятся в неравновесном состоянии (в отличие от изолированных систем, в которых возрастает энтропия и система стремится к мертвому равновесию). Поведение таких систем было изучено бельгийским физиком (отчасти нашим соотечественником) Ильей Пригожиным, за что он и был удостоен Нобелевской премии. Подобные системы И.Пригожин назвал «диссипативными», а немецкий ученый Г.Хакен предложил для обозначения этой части теоретической физики название «синергетика». В синергетических системах малые изменения ведут к неустойчивости, что вызывает бифуркации, т.е. резкие (а значит мало предсказуемые) изменения состояния системы и фазовые переходы.

По мнению физикохимика И. Пригожина, вера в вечность и рациональное устройство мира являются характерной  чертой классической науки, основанной на принципе детерминизма. Сформированное Пригожиным понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи  состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского детерминизма. Одновременно с этим процессом в  концепции лапласовского детерминизма наметился выход за рамки механистической  методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера  закономерностей, которые исследовались  Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках господствующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования. Переход науки к исследованию системных природных и социальных объектов обусловил изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания; расхождение принципа причинности и принципа детерминизма; обнаружилась сложная по структуре абстрактно-теоретическая форма принципа в научном исследовании.

Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь  философского и естественнонаучного статусов этого принципа. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, и т.д. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и прочее. Методологическая природа принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественнонаучных форм детерминизма при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками.

Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим объектам сопровождался  кризисом концепции лапласовского  детерминизма и формированием статистического  вероятностного детерминизма в учении Дарвина. Соответственно менялся категориальный каркас детерминистических естественнонаучных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования. В свою очередь, освоение наукой саморегулирующихся систем кибернетического типа, различного рода социальных систем обусловливает формирование новых категорий - цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и др., а также соответствующих конкретно-научных форм принципа детерминизма (кибернетических, экологических, социальных).

Информация о работе Сущность лапласовского детерминизма и механической концепции целостности