Сущность лапласовского детерминизма и механической концепции целостности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Одной из фундаментальных онтологических идей, положенных в основу классического естествознания его создателями (Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кеплер и др.), явилась концепция детерминизма.
Термин «детерминация» происходит от латинского «determinare», означающего «определять», «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 32.83 Кб (Скачать файл)

Принцип детерминизма является одним из наиболее выраженных интенций (направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел) научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизма в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Детерминизм как фундамент классического мировоззрения

 

Термин  мировоззрение (миросозерцание), означает систему обобщенных взглядов на мир  и место человека в нем, на отношение  людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные  этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления  здравого смысла, традиционные взгляды  о мире и человеке; религиозное  мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором  обобщается опыт духовного и практического  освоения мира. На основе рационального  осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения личность и  социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы  взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

Вплоть до начала нынешнего столетия в науке господствовала возникшая  в Новое время система мышления, основанная на идеях И. Ньютона и  Р. Декарта, которая в последствии  стала классической. Их учения отбросили  один очень важный момент – фигуру Бога. Рационально-механистический образ мира, сформировавшийся в трудах последователей, демонстрирует мир как единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный жестким законам. Сам по себе он лишен духа, свободы, благодати, он безмолвен и слеп. Понятая действительность – гигантские космические просторы, в которых движутся по четким траекториям массы материи – не несет в себе никакой необходимости появления человека и сознания. Человек в этом мире – ошибка, описка, курьезный случай. Он – побочный продукт звездной эволюции. Лишенная Бога и сознания Вселенная, не живет, а существует без смысла и цели, более того, всякий смысл для нее – ненужная роскошь, разрушающаяся под влиянием закона энтропии.

Механистическая Вселенная состоит  из атомов – маленьких неделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой и связанных таинственным законом тяготения. Она организована в трехмерное пространство классической эвклидовой геометрии. Это пространство абсолютно, постоянно и всегда находится в покое. Оно представляет собой большое вместилище тел, само по себе нисколько от них не завися, и лишь предоставляя им возможность перемещения под воздействием силы притяжения. Точно так же время являет собой чистую длительность, оно абсолютно, автономно и независимо от материального мира. Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлого через настоящее в будущее. В целом Вселенная предстает как огромный, полностью детерминированный часовой механизм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий. Если бы можно было получить точную информацию о каждом звене этой цепи, то стало бы вполне возможным совершенно точно реконструировать любую ситуацию прошлого и предсказывать события будущего без всяких погрешностей.

Весь мир представляется в виде комплекса механических систем, развивается без участия какого бы то ни было сознания и разума. Вся  его история, начиная от «большого  взрыва» до сегодняшнего дня – результат слепого и стихийного движения материальных масс. Жизнь зарождается в первозданном океане случайно, как результат беспорядочных химических реакций, и пойди процесс чуть по-другому, сознание никогда не проявилось бы в бытие. С физикалистской точки зрения появление жизни и сознания – не только загадка, но и явление достаточно странное, абсурдное, так как оно противоречит второму началу термодинамики, утверждающему, что всякая сложная система неуклонно стремится стать простой, но не наоборот.

 

 

Заключение

 

Результатом развития классической механики и принципов  детерминизма явилось создание единой механической картины мира, в рамках которой все качественное многообразие мира объяснялось различиями в движении тел, подчиняющемся законам ньютоновской механики. Согласно механической картине  мира, если физическое явление мира можно было объяснить на основе законов  механики, то такое объяснение признавалось научным. Механика Ньютона, таким образом, стала основой механической картины  мира. Эта причинно-механическая картина  мира дала представление о мире, согласно которому все явления вызываются причинами и оцениваются в соответствии с законами (классической) механики. Сложившаяся еще в эпоху Просвещения, когда из области естественных наук была изгнана метафизика. Открытая в то время всеобщность причинной связи позволяла сделать предположение, что каузальный закон (закон причинности) является всеобщим законом природы а достижения техники давали основание считать, что все подчинено законам механики. Отсюда и пошел принцип детерминизма, содержащий ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами на вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос.

 

 

литература

 

  1. Большая Советская Энциклопедия в 30 томах / Под ред. Прохорова А.М., 3 издание, том 17. – М: Советская энциклопедия, 1974.

 

  1. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины XX вв. – М., 1979.

 

  1. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учеб. – М.: «Проспект», 2004.

 

  1. Огородников В.П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения. – М: Владос, 2005.

 


Информация о работе Сущность лапласовского детерминизма и механической концепции целостности