Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 12:45, реферат
Цель контрольной работы – выяснить, каким образом правящий класс рабовладельцев-спартиатов поддерживал стабильность своей жизни. Для достижения этой цели необходимо:
- определить, на какие социальные группы делилось население Спарты;
- изучить спартанское законодательство;
- выяснить, какими государственными органами осуществлялось властное управление.
Введение………………………………………………………………………
3
1. Население Спарты ………………………………………………………..
4
2. Система права в Спарте ………………………………………………….
7
3. Организация государственной власти в Спарте ………………………..
10
Заключение……………………………………………………………...........
15
Список использованной литературы ……………………………………….
16
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Население Спарты ……………………………………………………….. |
4 |
2. Система права в Спарте …………………………………………………. |
7 |
3. Организация государственной власти в Спарте ……………………….. |
10 |
Заключение…………………………………………………… |
15 |
Список использованной литературы ………………………………………. |
16 |
Введение.
Как известно, в системе городов-государств классического периода истории древней Эллады ведущее положение занимали два полиса - Афины и Спарта.
Спарта по многим параметрам весьма сильно отличалась от большинства греческих полисов, чем всегда вызывала повышенный интерес. Только в Спарте вплоть до римского завоевания сохранялась патриархальная царская власть, причем в форме диархии, только в Спарте государство уже на самых ранних этапах своей истории последовательно боролось с частной собственностью на землю и организовывало жизнь своих граждан так, чтобы подчинить личные интересы общественным. Спартанцы жили в собственном государстве как в военном лагере и воспринимали военные походы как единственно возможный отдых от домашней муштры. Армия Спарты на протяжении столетий оставалась самой сильной в Элладе.
Цель контрольной работы – выяснить, каким образом правящий класс рабовладельцев-спартиатов поддерживал стабильность своей жизни. Для достижения этой цели необходимо:
- определить, на какие социальные группы делилось население Спарты;
- изучить спартанское законодательство;
- выяснить, какими государственными
органами осуществлялось
Решение поставленных задач достигалось путем изучения литературы, приведенной в списке использованных источников.
Население Спарты делилось на три социальные группы. Это спартиаты, илоты и периэки.
Самым многочисленным классом были илоты, которых насчитывалось приблизительно около 220 000 человек. Илоты – это коренное население Спарты, покоренное спартанцами и обращенное ими в рабство. Они были обязаны работать на земельных участках, предоставленных спартиатам государством и отдавать своим господам половину урожая. Остальная часть урожая и орудия труда были их собственностью. Сами же илоты, как и земля, считались собственностью государства и не были товаром. Им разрешалось создавать семьи. Всем этим они отличаются от рабов в строгом значении этого понятия и приближаются к крепостным.
Повиновение илотов спартиаты добивались методами жестокого террора. Также они стремились вырабатывать у них рабскую психологию. Илоты не имели каких-либо прав (даже право на жизнь было условным). Они носили особую одежду из шкур животных: она, как клеймо, должна была подчеркивать их бесправие. Каждый год илот должен был перенести некоторое число ударов: чтобы не забывал о своем положении. Илота, отличавшегося своей физической силой, убивали.
Крайней бесчеловечностью отличался такой способ устрашения, как криптии (массовые убийства). Каждый год Спарта объявляла илотам войну, как бы подводя под массовые убийства правовую основу. Отряды молодых спартанцев, вооруженных кинжалами, растекались по стране и убивали всякого илота, попадавшегося ночью на дороге, в лесу, в поле.
Однажды спартанские власти, обеспокоенные, очевидно, какими-то сведениями, объявили, что намерены дать свободу тем илотам, которые оказали спартанцам наибольшие услуги (во время войны каждого воина сопровождало несколько легковооруженных илотов). «Этим, - пишет древнегреческий историк Фукидид, - лакедемоняне (другое название спартанцев) испытывали илотов, полагая, что все, считающиеся наиболее достойными освобождения, скорее всего способны осмелиться восстать против угнетения. Таким образом отделено в первую очередь было около двух тысяч человек. С венками на головах, как бы уже освобожденные, эти илоты обходили храмы, но вскоре исчезли, и никто не знал, какой конец постиг каждого из них»1.
Весьма часто илоты поднимали восстания. Так, в 464 г. до н. э. началось всеобщее выступление илотов против своих господ, продолжавшееся десять лет. Ввиду угрожающих размеров восстания Спарта вынуждена была обратиться за помощью к Афинам.
Кроме илотов в Спарте была ещё группа неполноправных, называвшихся периэками. Они жили на бесплодных горных окраинах страны. Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, платили Спарте подати, несли воинскую повинность (тяжеловооруженная пехота). У них было местное самоуправление, но в общегосударственных делах подчинялись спартанским царям. Им дозволялось заниматься земледелием, торговлей и ремеслами. Периэков в Спарте было около 32 тысяч.
Господствующим классом были спартиаты, жившие в городе Спарта. Только спартиаты пользовались политическими правами. Каждый из них был наделен земельным участком вместе с илотами, обрабатывающими эту землю.
Спартанцы постоянно жили военным лагерем. Им запрещено было заниматься ремеслами и торговлей. Их занятие – военная служба. Свободное же время посвящалось «хороводам, пирам, празднествам, охоте, гимнастике»2. Свою родовую общину спартиаты называли "общиной равных". Она делились на «товарищества палаток». Члены товарищества должны были вместе обедать. Такие совместные трапезы назывались сисситиями (по 15 – 20 мужчин). Каждый участник трапезы должен был приносить ежемесячно определенные порции продуктов и количество денег для покупки провизии. Кто по своей бедности не мог давать продуктов, тот не только не участвовал в сисситиях, но исключался из числа «равных», переводился в разряд «опустившихся» (гипомейенов) и лишался политических прав.
Всюду и во всем был единый порядок, строгая дисциплина. Существенную часть деятельности государства составляло воспитание молодежи: оно вырабатывало в юноше смелость, дисциплинированность, беспрекословное подчинение. С семилетнего возраста и до 20-летнего мальчики и юноши жили вне своих семей, вместе ели и спали, вместе занимались физическими упражнениями и военным делом под руководством педоменов (должностных лиц). Им давали грубую одежду, заставляли ходить босиком зимой и летом, поручали трудные работы. Их плохо кормили, чтобы возбудить сметливость, и строго наказывали за обнаруженное воровство. Малейшее недовольство сурово подавлялось. Всякая ошибка наказывалась. Доходило до настоящих истязаний, замаскированных под религиозный обряд. Говорить кратко, а больше молчать считалось непременной добродетелью. Юношам стремились привить восхищение спартанскими порядками, выработать у них высокомерное презрение к илотам.
С 20 до 60 лет каждый спартиат был военнообязанным. Жениться разрешалось в 30 лет, т.к. в этом возрасте мужчина признавался совершеннолетним и приобретал политические права.
Земля в Спарте была поделена на 10 тысяч равных участков - по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Не было участка - не было гражданства. Таким образом, число спартиатов всегда оставалось неизменным – 10 тысяч человек (мужчин).
Итак, мы выяснили, из каких социальных групп состояло население Спарты. В интересах спартиатов, естественно, было сохранение существующих порядков. Илоты же всегда мечтали и время от времени пытались свергнуть ненавистное им спартанское иго. Для поддержания стабильности в таком обществе необходимы сильная государственная власть и система права, стоящие на страже интересов господствующего класса.
Завоевание территорий на полуострове Пелопоннес и обращение их жителей в илотов поставило перед спартанской общиной новые задачи. По существу, завоеватели превратились в небольшую группу правящего класса, эксплуатировавшей многочисленных рабов-илотов. Чтобы держать этих рабов в повиновении и беспощадно расправляться с рабскими восстаниями, нужна была определенная военная организация. Также для предотвращения раскола необходимо было сохранять равенство среди самих спартиатов и, в связи с этим, искусственно сдерживать развитие частной собственности.
Основателем спартанских порядков считался полулегендарный царь Ликург (VIII век до н. э.). Ему приписывалось издание ретр - так назывались в Спарте некоторые ее основные законы. Его нововведениями стали:
1) Создание совета старейшин (герусии), при помощи которого он хотел уравновесить традиционную власть царей и власть толпы (народного собрания).
2) Передел земли. Юридически верховным собственником земли считалось государство. Ликург поделил всю плодородную землю на 10 тысяч равных участков (клер) и распределил их, вместе с илотами, между спартиатами. Надел считался семейным, после смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Младшие же братья могли стать полноправными гражданами только в том случае, когда появится земельный участок без владельца. Продаже земли и домов, равно как и дарение, считались незаконными. Земля больше не подлежала делению и потому число полноправных граждан не превышало 10 тысяч человек.
В целях снижения социального недовольства передел был распространен и на личную собственность, а из оборота изъяты наличные деньги. Деньги предписывалось чеканить в виде больших и тяжелых железных монет, чтобы предотвратить их накопление и затруднить оборот. Золотая и серебряная монеты были запрещены. Чтобы перевезти сравнительно небольшую сумму денег, пишет Плутарх3, требовалась упряжка волов, а для их хранения - большой склад. По мере распространения новой монеты пропала охота воровать, брать взятки или грабить, «коль скоро нечисто нажитое и спрятать было немыслимо»4.
3) Наложение ограничений на особые искусства, дабы стиль жизни зажиточных граждан не имел выражения в роскоши. Одна из ретр, направленная против роскоши, требовала, чтобы в каждом доме кровля была сделана только топором, а двери только пилой. Законодатель рассчитывал, что это простое жилище никто не пожелает украсить ложами на серебряных ножках или роскошными покрывалами.
4) Введение общественных трапез – сисситий, участие в которых являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому гражданству. Сисситии имели целью поддержать и сохранить военную дисциплину. Надеялись, что «воин не покинет своего товарища по столу»5.
5) Женщины были в значительной степени уравнены с мужчинами (допущены к занятиям спорту, военному делу). Поощрялись внебрачные связи, заботу обо всех без исключения детях брало на себя государство. Семья в Спарте была как бы заморожена на стадии парного брака, а в некоторых отношениях напоминала ещё более раннюю ступень – брак групповой. Супружеская пара не составляла хозяйственной ячейки общества и не имела общего имущества. Заключение и расторжение брака не составляло трудностей. Можно было иметь две жены. Несколько братьев могли иметь общую жену. Человек, которому нравилась жена его друга, мог делить ее с ним. Чувство ревности «Ликург изгнал» как недостойное. В Спарте само государство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего потомства занимались даже подбором супружеских пар. Каждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.
6) Было введено единообразное и обязательное воспитание всех спартиатов, которое по преимуществу сводилось к обучению военному делу. Вся система воспитания была подчинена одной цели: сделать из граждан хороших воинов.
Спартанской общине не пришлось насильственным путем избавляться от своей аристократии и через тиранию идти к демократии, как это было во многих греческих полисах. У Спарты модель политического развития оказалась иной. Ретры Ликурга - это знак начавшейся консолидации гражданского коллектива, в котором не аристократия была низведена до народа, а наоборот, весь спартанский народ превратился в правящее сословие. Недаром спартанцы очень рано стали именовать себя гомеями, т. е. равными. Но их равенство было очень своеобразно - это было равенство внутри слоя господ (в данной связи можно вспомнить членов английского парламента, которые также называли себя пэрами, или равными). Таким образом, Ликургу и его сторонникам, которые сами были представителями высшей аристократии, удалось заложить фундамент для дальнейшей консолидации общества и превращения всех полноправных граждан в военную элиту, устраненную от всякой производственной деятельности.
В последующем в ретры Ликурга были внесены существенные поправки. Цари Полидор и Феопомп (конец VIII века до н. э.) сделали такую приписку: «Если народ постановит неверно, то геронтам (старейшинам) и архагетам (царям) распустить»6. Суть этой поправки заключается в том, что герусия вместе с возглавлявшими ее царями была поставлена над народным собранием, ибо она теперь обладала правом накладывать вето на любое неугодное ей решение апеллы (народного собрания).
Наряду с усилением власти герусии царям Феопомпу и Полидору приписывают также учреждение эфората. Первоначально коллегия из пяти эфоров должна была исполнять судебные функции спартанских царей в их отсутствие. Но постепенно «царский» эфорат превратился в орган, уже мало зависимый от царей.
В VI веке до н. э. эфор Хилон был инициатором закона, передавшего председательство в народном собрании и в герусии от царей к эфорам. В результате этого эфорат уже обладал всей полнотой исполнительной и контролирующей власти в государстве, став, в сущности, правительством Спарты.
Купля-продажа земли, равно как дарение, как уже было сказано выше, считались незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажа земли, но зато разрешалось дарение и свободное завещание.
Таким образом, при создании системы права Спарты преследовались, в основном, две главные цели: подавление огромной массы подневольного населения (илотов) и недопущение гражданской войны между спартиатами. Тем не менее, в законодательстве наметились предпосылки для появления имущественного расслоения среди правящего класса.
Информация о работе Сущность военно-аристократической политической организации в Спарте