Сущность военно-аристократической политической организации в Спарте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 12:45, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы – выяснить, каким образом правящий класс рабовладельцев-спартиатов поддерживал стабильность своей жизни. Для достижения этой цели необходимо:
- определить, на какие социальные группы делилось население Спарты;
- изучить спартанское законодательство;
- выяснить, какими государственными органами осуществлялось властное управление.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
1. Население Спарты ………………………………………………………..
4
2. Система права в Спарте ………………………………………………….
7
3. Организация государственной власти в Спарте ………………………..
10
Заключение……………………………………………………………...........
15
Список использованной литературы ……………………………………….
16

Файлы: 1 файл

Сущность военно-аристократической политической организации в Спарте..doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Организация государственной власти в Спарте.

По своему государственному строю Спарта была рабовладельческой аристократической республикой. В ней господствовала небольшая, но сплоченная группа аристократических семей, державшая в своих руках следующие органы власти: народное собрание (апелла), совет старейшин – герусия, два царя и эфорат.

Первый из этих органов - народное собрание - сохранил старинное демократическое устройство, но с течением времени утратил реальную власть. Выступать в собрании, предлагать законы или кандидатов для избрания могли только должностные лица. В апелле принимали участие только полноправные граждане, достигшие 30 лет. Собиралось оно один раз в месяц. Правом созыва пользовались цари и эфоры. В народном собрании обсуждались вопросы войны и мира, выбирались должностные лица - геронты и эфоры, начальники армии и флота. Собрание решало, кому из царей идти в поход, принимало решение в случае возникновения спора о престолонаследии, при установлении союзов с другими государствами, принимало новых граждан и лишало отдельных граждан гражданства. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решения считались не имевшими силы.

Голосование в собрании было примитивным: граждане расходились в разные стороны, после чего на глаз определяли большинство. Избрание должностных лиц производилось криком: за кого громче кричали, тот и считался избранным.

В темной избе, стоявшей на самой площади, наглухо запиралось несколько человек. Они должны были отмечать по порядку силу крика. По окончании «голосования» эти наблюдения сопоставлялись с порядковыми номерами баллотировавшихся. Аристотель, проводя сравнение этого способа с обычным для Афин поднятием рук, называет спартанские выборы «детскими»7. Большого значения в политической жизни Спарты апелла, фактически лишенная законодательной власти, не имела, являясь лишь вспомогательным и подконтрольным органом.

Совет старейшин, или герусия, состоял из 28 членов-геронтов, избиравшихся апеллой, и двух царей. Они занимали места пожизненно и не были ответственны за свои действия. Геронтом можно было сделаться не ранее чем по достижении 60-летнего возраста, когда заканчивалась обязанность нести военную службу. Но главную роль при избрании играл не возраст, а знатность происхождения.

Герусия рассматривала и подготовляла законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам и по государственным. Голосование в герусии осуществлялось путем расхождения в стороны на две группы – налево и направо.

Цари были членами герусии. Как таковые они должны были подчиняться ее решениям. Власть двух царей произошла из власти родоплеменных вождей гомеровской эпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения дорийского и ахейского племени. Функции царей ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами (семейными и наследственными). Цари являлись жрецами и полководцами. В качестве жрецов они представляли спартанцев перед лицом богов, совершали жертвоприношения. Царю, выступавшему в поход, принадлежала в значительной мере власть военного вождя, хотя и здесь он находился под наблюдением двух эфоров. Цари были окружены почетом. Все должны были вставать перед ними, кроме эфоров.

С течением времени в Спарте появилась и приобрела решающее влияние на дела государства коллегия эфоров, состоявшая из пяти человек, избиравшихся народным собранием сроком на год. Решение выносилось по большинству голосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор, его именем и назывался год. Эфоры созывали народное собрание, совет старейшин, председательствовали в них и предлагали им вопросы для обсуждения. Они руководили всей внутренней и внешней политикой, финансами. Фактическое руководство делами государства принадлежало коллегии эфоров.

Эфоры следили за неуклонным исполнением законов. Они сопровождали царей во время военных походов, надзирая за их деятельностью. Эфоры могли предавать суду не только граждан, но и должностных лиц. Даже цари могли быть смещены эфорами. Каждые восемь лет эфоры проводили гаданье по звездам и под предлогом неблагоприятных для царя расположения звезд могли сместить царей и даже предать их суду. Судебные тяжбы по гражданским делам были их непосредственной компетенцией (с этого, между прочим, началась сама история эфората). Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово. Илотов и периэков они имели право предать смертной казни без всякого суда. При всем этом эфоры практически были безответственны, поскольку в своей деятельности они отчитывались только перед своими преемниками, что порождало злоупотребления должностными полномочиями.

Сравнительно несложный государственный аппарат состоял также из некоторого количества должностных лиц различного ранга, ведавших определенными делами. Эти должностные лица либо избирались народным собранием, либо назначались царями и эфорами, перед которыми они и отчитывались.

Таким образом в Спарте монархический элемент формы государства представляли цари, аристократический – герусия, демократический – эфорат и апелла. Отсутствие напряженности внутри правящего сословия было единственным гарантом стабильности всей системы. Все спартанские преобразования были направлены к созданию сбалансированной политической системы. Поэтому так часто мы сталкиваемся с политическими компромиссами, неизбежными в обществах, стабильность которых гарантировало только кастовое единство правящего сословия. Так, появление эфората как высшей правительственной коллегии означало, что спартанское общество смогло найти приемлемый для всех компромисс без радикальных социальных потрясений. За высшей аристократией, политическими лидерами которой оставались цари, сохранилась герусия. Противовесом герусии и царям стал эфорат, куда мог попасть любой "рядовой" спартиат. В результате апелла стала полем воздействия двух равновеликих сил, герусии, с одной стороны, и эфората, с другой. Причем передача в середине VI в. председательства в герусии от царей к эфорам означала очередной важный компромисс между аристократией и рядовыми членами гражданского коллектива, надолго обеспечивший Спарте гражданский мир. Таким образом, Спарте путем комбинации древних и вновь созданных полисных институтов удалось создать устойчивую систему, все элементы которой были спаяны в единый блок.

 

Заключение.

 

Целью контрольной работы было выяснить форму организации государственной власти в Спарте.

В первом разделе мы выяснили, что население Спарты делилось на три группы: илотов, периэков и спартиатов. Также были выяснены их права и обязанности, численный состав.

Во втором разделе изложены основные положения спартанского законодательства, целью которого было подвести правовую основу под превращение спартанского народа в правящий класс и создать условия для сохранения установившегося типа государства.

В третьем разделе были описаны высшие государственные органы Спарты и их компетенция.

Приведенные в работе факты позволяют сделать вывод, что Спарта была рабовладельческой аристократической республикой, в которой, ради сохранения стабильности, небольшая группа аристократов-спартиатов жила военным лагерем против многочисленного народа, превращенного в рабов.

 

Список использованной литературы.

 

1) Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов.

2) Милехина  Е.В. История государства и права  зарубежных стран: Учебник для  вузов.

3) Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики).

4) Попова А.В. История государства и права зарубежных стран / Учебник.

5) Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / Учебник.

6) Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. К.И. Батыра.

7) История государства и права зарубежных стран: Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова.

8) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. проф. З.М. Черниловского.

1 Цит. по: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / Учебник. – М., 1996. Глава 2.

2 Цит. по: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / Учебник. – М., 1996. Глава 2.

 

3 Др.-греч. писатель и историк.

4 Цит. по: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / Учебник. – М., 1996. Глава 2.

5 Цит. по: Попова А.В. История государства и права зарубежных стран / Учебник. Тема 2.

6 Цит. по: Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). – СПб.: Гуманитарная академия, 2001. Глава I, §3. 510 с.

7 См.: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / Учебник. – М., 1996. Глава 2.


Информация о работе Сущность военно-аристократической политической организации в Спарте