Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:36, реферат
Цель работы исследовать основные особенности и значение табели о рангах.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
-исследовать порядок подготовки и принятия Табели о рангах;
-рассмотреть типы и классы чинов по Табелю о рангах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ ТАБЕЛИ О РАНГАХ…...…………….…...5
2. СОДЕРЖАНИЕ ПЕТРОВСКОЙ «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ» .………………....7
3. ТИПЫ И КЛАССЫ ЧИНОВ ПО ТАБЕЛИ О РАНГАХ ……………..…….11
4. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТАБЕЛИ О РАНГАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ……………………..………..14
5. ЭВОЛЮЦИЯ ТАБЕЛИ О РАНГАХ………………..……………………….16
6. ОСНОВНЫЕ ПРИЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА …………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ:СОДЕРЖАНИЕ,
Выполнил:
Студент 3 курса
группы ЗЮР-112П
Киракосян Марлен Саргисович
Грузия.Ахалцихе
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ ТАБЕЛИ О РАНГАХ…...…………….…...5
2. СОДЕРЖАНИЕ ПЕТРОВСКОЙ «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ» .………………....7
3. ТИПЫ И КЛАССЫ ЧИНОВ ПО ТАБЕЛИ О РАНГАХ ……………..…….11
4. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТАБЕЛИ О РАНГАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ……………………..………..14
5. ЭВОЛЮЦИЯ ТАБЕЛИ О РАНГАХ………………..……………………….16
6. ОСНОВНЫЕ ПРИЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА …………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..23
Введение
Решительные преобразования в жизни страны были связаны с именем Петра I,которого современники и потомки назвали Петром Великим (1682-1725).В первой четверти 18 в. в России были проведены реформы в области управления.Основной смысл этих преобразований заключался в создании административной системы,проникнутой идеей централизма и все цело подчиненной верховной власти.Россия стала абсолютной монархией.Главным итогом реформ Петра I было утверждение абсолютизма в России.При Петре I Россия совершила значительный шаг в развитии, но полностью преодолеть отсталость не смогла.В то время как в развитых европейских странах (Англия,Нидерланды) развивались буржуазные отношения,в России все еще сохранялось крепостное право.Так как в европе развивался буржуализм и Петр Великий не смог обойтис и без этой социальной сферы.
Термин «бюрократия» происходит от сочетания французского «bureau»-«бюро»,«канцелярия» и греческого «kratos»-«власть» и означает буквально «господство канцелярии».
В этом смысле «бюрократия» может быть истолкована в различных значениях,как:
-узкий, привилегированный
чиновничье-административный
-специфическая форма социальной
организации,в которой исполнительная
власть практически независима и проявляет
тенденции к произволу,формализму,
Создавая новую систему формирования бюрократического аппарата,Петр I стремился решить поставленные задачи:
-Создание регулярной армии
-Создание действенного аппарата государственного управления
-Окончательная ликвидация системы местничества
-Привлечение дворянского сословия на государственную службу
Для придания государственной службе четкой организационной структуры,обеспечивающей ее работоспособность и подконтрольность верховной власти,Петр I,учитывая опыт других стран,счел необходимым установить строгую иерархию всех ее должностей.Такая иерархия,с одной стороны,должна была способствовать укреплению дисциплины и субординации,а с другой быть стимулом,создающим условия для последовательного продвижения по служебной лестнице каждого государственного служащего в соответствии с его способностями и заслугами.Правовой основой для этого стала «Табель о рангах всех чинов военных,статских и придворных,которые в каком классе чины…»,введенная в действие 24 января 1722 г.
Табель о рангах законодательный акт,определявший порядок прохождения службы чиновниками.Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое значение.В частности,появление Табели о рангах стало важной вехой в развитии госслужбы в России,поскольку была окончательно отменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей незнатного происхождения:«Дабы тем охоту подать к службе и оным честь,а не нахалам и тунеядцам получать».
Важность изучения Табели о рангах и ее роль Российской империи подчеркивается тем обстоятельством,что Табель о рангах,хотя несколько раз реформировалась в свете новых веяний времени,просуществовала,тем не менее,вплоть до 1917 года. Основное историческое значение Табели состояло в рационализации административной службы:в ее основание в качестве важнейшего принципа происхождения,знатности рода или "породы" был положен принцип служебной годности.В социальном плане это означало известную демократизацию правящего сословия,поскольку было узаконено приобретение дворянства выслугой и пожалованием государя (а не передачей сословных преимуществ лишь по наследству).
В процессе юридического оформления дворянского сословия в России ведущее место принадлежит Табели о рангах.В начале XVIII века господствующий класс,разделенный на различные сословные группы,был сплочен в единый класс Тогда же вырабатывается и единый термин,обозначающий это сословие. начале было использовано польско-немецкое слово шляхетство,но уже к 20-м годам оно заменяется старинным русским словом дворянство. Петровская "Табель",определяя место в иерархии государственной службы,в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий."Дабы тем охоту подать к службе и оным честь,а не нахалам и тунеядцам получать"- гласила одна из описательных статей закона.
Актуальность темы заключается в том,что реформаторская деятельность Петра I потребовала модернизации как армии,так и гражданского государственного аппарата.
Цель работы исследовать основные особенности и значение табели о рангах.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
-исследовать порядок подготовки и принятия Табели о рангах;
-рассмотреть типы и классы чинов по Табелю о рангах.
1. Подготовка и принятие Табели о рангах
«Табель о рангах» обычно
рассматривается исследователями в контексте
петровских преобразований,и это вполне
справедливо,поскольку,задумав реформировать
неповоротливую страну «на западный манер»,Петр
I взял за основу в первую очередь структуру
заграничных армий.Так возникла «Табель
о рангах»,которая и определяла положение
государственных служащих в России с 1722
по 1917 год.Она не раз реформировалась,что
однако просуществовала вплоть до развала
Российской империи.24 января 1722 года Петр
I утвердил Закон о порядке государственной
службы в Российской империи (чины по старшинству
и последовательность чинопроизводства)
Подготовка этого закона "Табели о рангах"
была начата еще в 1719 году и была естественным
продолжением реформаторской деятельности
Петра I,в результате которой возросло
количество должностей в армии и государственном
аппарате.В основу "Табели о рангах"
были положены аналогичные акты,уже существовавшие
в западноевропейских странах,особенно
в Дании и Пруссии.Царь Петр лично принимал
непосредственное участие в редактировании
этого закона,в основу которого легли
«расписание чинов» королевств французского,прусского,
Вот эта военизированная модель уравнивания различных должностей между собой и была применена ко всем видам государственной службы.У каждого вида были свои особенности,свои наименования рангов, свои правила получения следующего чина,свои знаки различия.Названия чинов скоро стали условными,смысл понятия "асессор" или "тайный советник" уже никого не интересовал.
"Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение.Петровская "Табель",определяя место в иерархии государственной службы,в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий."Дабы тем охоту подать к службе и оным честь,а не нахалам и тунеядцам получать" гласила одна из описательных статей закона.
Первоначально закон состоял из собственно Табели (Таблицы) чинов и поясняющих статей,а также установленных довольно высоких штрафов за их нарушение.Так,за требование почестей и мест выше чина полагался штраф,равный 2-месячному жалованью нарушителя.Из них две трети как премия причитались доносителю,а оставшаяся часть шла на содержание госпиталей.Такое же материальное наказание полагалось и за уступку своего места лицу,низшему по чину.
В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I:сохранились его проекты и замечания на текст этого документа.Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт,но,придавая ему большое значение, распорядился:«Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца,дабы еще осмотреться,ежели что переменить,прибавить или убавить,о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать:так ли быть всем чинам или которые переменить и как?И свое мнение к сентябрю изготовить,а особливо о тех чинах,статских и дворовых,которые от ранга генерал-майора и ниже».Мнения о Табели были затребованы не только от Сената,но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.
Свое мнение Сенат представил
20 сентября 1721 года.Военные и морские чины
не вызвали замечаний.По этому поводу
говорилось:«Понеже о воинских сухопутных
и морских чинах сочиненный порядок в
рангах сходен против рангов других государей
особливо же французского, яко древнего
и самодержавного короля,того ради об
оных ничего к перемене потребного не
рассуждаем показать во мнении своем...».Замечания
по другим категориям чинов сводились
главным образом к уточнению классов (рангов)
некоторых из них,применительно к тому,как
это было в других странах.В заключение
предлагалось приравнять к рангам Табели
ряд исконно существовавших в России «чинов»,которыми
ко времени составления Табели обладали
некоторые лица:«Притом же всеподданнейше
доносим,понеже еще остались в древних
чинах некоторые персоны,а именно:бояре,кравчие,
Но Петр постоянно вносил в Табель изменения.Окончательно подписанный вариант Табели о рангах отличается от опубликованного:в последний были внесены изменения уже после утверждения.Такая тщательная отделка документа и активное участие царя в его составлении говорят о большом значении,которое придавалось этому акту.
К началу XVIII в система формирования аппарата государственных служащих устарела и нуждалась в реформировании.В ходе реформ конца XVII начала XVIII вв. сложились предпосылки необходимые для этого.Воспользовавшись как зарубежным так и отечественным опытом,Петр Первый создал принципиально новую систему комплектования государственного аппарата,просуществовавшую,с некоторыми изменениями до начала XX века.
Вывод:Сложно преувеличить то значение,которое оказал Табель о рангах на формирование гражданского управления в целом.Опыт подготовки этого законодательного акта показал,как критически используя опыт зарубежных государств и опираясь на отечественное законодательство можно создать жизнеспособную на долгие годы систему чиновничества.
2. Содержание петровской «Табель о рангах»
Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты,каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.
1.Принцы,которые от нашей крови произходят,и те,которые c нашими принцеccами сочетанны:имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.
2.Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом:кто с кем одного ранга,хотя и старее в чину,на море командовать морскому над сухопутным,а на землисухопутному над морским.
3.Кто выше своего ранга будет себе почести требовать,или сам место возмет выше данного ему ранга,тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья.А ежели кто без жалованья служит,то платить ему такой штраф,как жалованья тех чинов,которые с ним равного рангу,и действително жалованье получают.Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать,а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть.Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется,когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся,или в публичных асамблеях,но токмо в церквах при службе божией,при дворовых церемониях,яко при аудиенции послов,торжественных столах,в чиновных съездах,при браках,при крещениях,и сим подобных публичных торжествах и погребениях Равной же штраф и тому следует,кто кому ниже своего рангу место уступит,чего надлежит фискалом прилежно смотреть,дабы тем охоту подать к службе,и оным честь,а не нахалом и тунеядцом получать.Вышеписанной штраф как мужескому,так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.
4.Под равным штрафом,не имеет никто рангу себе требовать,пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.
5.Такожде не имеет никто ранг взять по характеру,которой он в чужих службах получил,пока мы ему онаго характера не подтвердили,которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.
6.Без патента апшит никому не дает ранга,разве оной апшит за нашею рукою дан будет.
7.Все замужные жены поступают в рангах,по чинам мужей их.И когда они тому противно поступят,то имеют они штраф заплатить такой же,как бы должен платить муж ее был за свое преступление.
8. Сыновьям российскаго
государства князей,графов,баронов,
Информация о работе Табель о рангах: содержание, роль в становлении бюрократии