Табель о рангах: содержание, роль в становлении бюрократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:36, реферат

Описание работы

Цель работы исследовать основные особенности и значение табели о рангах.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
-исследовать порядок подготовки и принятия Табели о рангах;
-рассмотреть типы и классы чинов по Табелю о рангах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ ТАБЕЛИ О РАНГАХ…...…………….…...5
2. СОДЕРЖАНИЕ ПЕТРОВСКОЙ «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ» .………………....7
3. ТИПЫ И КЛАССЫ ЧИНОВ ПО ТАБЕЛИ О РАНГАХ ……………..…….11
4. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТАБЕЛИ О РАНГАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ……………………..………..14
5. ЭВОЛЮЦИЯ ТАБЕЛИ О РАНГАХ………………..……………………….16
6. ОСНОВНЫЕ ПРИЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА …………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..23

Файлы: 1 файл

Введение (6).docx

— 78.98 Кб (Скачать файл)

   Табель о рангах окончательно уничтожала всякие пережитки местничества:теперь продвижение по службе зависело не от знатности происхождения,а от личных качеств и образования человека.Историк Л.Н. Пушкарев заметил,что этим актом аристократическая иерархия 16-17 вв.,основанная на родословных книгах,была заменена иерархией бюрократической.Ею был нанесен сокрушительный удар остаткам системы местничества,поскольку статьей 8 предусматривалось,что «сыновьям российскаго государства князей,графов,баронов,знатнейшаго дворянства,такожде служителей знатнейшаго ранга,хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи,где двор находится,свободной доступ пред другими нижняго чину,и охотно желаем видеть,чтоб они от  других во всяких случаях по достоинству отличались;однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем,пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут,и за оныя характера не  получат»8.

   Преимущество Табели заключалось в том,что сначала было установлено 14 классов,а уж затем всем вводимым званиям определялся соответствующий класс.Все эти чины входили в Табель о рангах,все чиновники были звеньями одного механизма.Такое объединение позволяло при общении,например,военного со штатским сразу определить,кто выше по положению,кому больший почет оказывать,и даже как кого наименовать,так как закон предписывал в служебной обстановке обращаться к чиновнику по уровню его чина.И вообще законодательство запрещало,под угрозой больших штрафов,как преувеличивать свое положение (выбирать место не по чину,количество лошадей на почтовой станции,проходить впереди вышестоящих,скажем, на дворцовом приеме),так и принижать свой ранг чин должно уважать!

Военные при этом оказывались  в положении более почетном, нежели штатские,поскольку Табель задумывалась Петром прежде всего в рамках военной реформы.В свою очередь,Гвардия оказывалась еще более в почетном положении,нежели остальная армия.Женщины также попадали в систему Табели о рангах либо со стороны супругов и отцов,либо благодаря придворной службе,когда дама или девица могла получить пот или иной ранг.На военной и гражданской службе женщин не было.Табель о рангах явилась не просто фактом государственного строительства первой четверти 18 века,но стала выражением нового вектора в развитии Российского государства: а именно бюрократизации.Благодаря положениям,закрепленным в Табели о рангах,сумели выдвинуться такие неродовитые видные государственные деятели петровской эпохи как князь Меншиков,генерал-адмирал Ф. М.Апраксин,дипломаты П.А.Толстой,И.И.Неплюев,московский вице-губернатор В.С.Ершов и президент Ратуши А.А.Курбатов.Хотя на протяжении второй половины XIX в. вопрос об отмене чинов (или о реорганизации системы чинопроизводства) неоднократно рассматривался в правительственных верхах,они все же просуществовали до 1917 г. без сколько-нибудь существенных изменений.

   Вывод:Табели нашла свое отражение сҭҏᴏгая иерархия должностей канцелярских чиновников.При эҭом довольно таки стоит сказать,ҹто законодатели стҏемились повысить пҏестижность государственной службы и подчеркивали,ҹто работа с документами является обязательной ступенью в постижении управленческого мастерства.Для привлечения к государственной службе была открыта возможность получения дворянства Это должно было сделать эҭот вид деʀҭҽљности привлекательным для пҏедставителей различных слоев но пҏежде всего ставка делалась на молодых дворян.Для достижения более высоких чинов следовало пройти все нижние,постепенно приобҏетая необходимую выслугу.Условия вступления на службу шляхтичей были пҏедпоҹтительнее.Вероятно,эҭо было целесообразным,так как дворянство обладало более высоким образовательным уровнем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Эволюция Табели о рангах

 

   Изменения «Табели о рангах» начались еще при жизни Петра I и продолжались при его ближайших приемниках.В основном они шли по следующим направлениям:

- Пополнение и изменение перечня должностей

- Повышение рангов отдельных  чинов и должностей

- Дальнейшее развитие  принципа заслуги и выслуги

По мере увеличения числа  должностей (особенно в гражданской  службе) обнаруживалось,что обойтись без широкого привлечения недворян на государственную службу нереально.Поскольку  в условиях сословного строя России исполнение государственными служащими  их должностных обязанностей было возможно лишь в том случае,если чиновник будет иметь статус дворянина,Табелью  о рангах предусматривалось,что  каждый,выслуживший первый (низший) классный чин,получал дворянство.Еще 16 января 1721 г. право на дворянство было установлено в общем порядке  для всех офицеров.В законе говорилось:«Все обер-офицеры,которые произошли  не из дворян,оные и их дети и их потомки  суть дворяне и надлежит им дать патенты на дворянство».Причисление  к дворянству давало ряд льгот (о  чем подробнее мы будем говорить далее),что было серьезным стимулом к поступлению на государственную  службу.В военной службе уже XIV класс  сообщал потомственное дворянство;в  гражданской же лишь VIII,а низшие чины давали только личное дворянство.Статус личного дворянства был создан специально для данного случая и имел целью  несколько сдержать и замедлить  пополнение рядов потомственного дворянства за счет служилого сословия.Это подтверждалось и указом от 31 января 1724 года,которым  предписывалось «в секретари не из шляхетства (дворянства) не определять, дабы потом не могли в асессоры,советники и выше происходить»,т. е. производиться в чины,дававшие права потомственного дворянства.Однако здесь же допускалось исключение:разрешалось производить в эти классы тех «из подьяческого чина,кто какое знатное дело покажет и заслужит».В дальнейшем под давлением обстоятельств (недостатка родовых дворян для замещения вакантных должностей государственной службы,с одной стороны, и общего возрастания числа самих этих должностей,особенно в начале XIX в. в связи с введением в России министерской системы управления,с другой) приток на государственную службу,не дворян, постоянно возрастал.Вследствие этого 11 июня 1845 года класс,дававший потомственное дворянство в гражданской службе,был повышен до V-IX классы стали давать личное дворянство,а Х-XIV личное почетное гражданство.В военной службе потомственное дворянство стал давать VIII класс,а низшие только личное.9 декабря 1856 года право на потомственное дворянство в гражданской службе было передвинуто на один класс выше (вместо V на IV),а в военной с VIII на VI класс (VII-XIV классы давали личное дворянство).В 1880-е гг. предполагалось и в военной,и в гражданской службе повысить класс,дающий дворянство,с VI и IV до III,но это намерение не было реализовано.1 августа 1898 года в гражданской службе были введены новые ограничения:чин IV класса стал даваться только после пяти лет пребывания в предыдущем чине и нахождения в должности не ниже V класса.2 августа 1900 года к этому было добавлено еще одно условие общий срок службы в классных чинах не менее 20 лет.Установив четкую иерархию всех чинов,«Табель о рангах» предписывала строгое соблюдение принципа их старшинства (приоритета старшинства) и связанного с ним чинопочитания.

   Вывод:Несмотря на то,что «Табель о рангах» действовала до начала XX века,она не могла оставаться без изменений в течение столь продолжительного срока и потому эти изменения были неизбежны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Основные принципы формирования бюрократического аппарата

 

   Преимущественное право на государственную службу предоставлялось дворянам (имелось в виду главным образом потомственное поместное дворянство).Это право проявлялось,

во-первых,в льготных условиях самого поступления на службу и,

во-вторых,более быстром продвижении по ее рангам.Ставка на дворян учитывала не только значение дворянства как социальной опоры самодержавия,но также его более высокий в целом образовательный уровень (дворянам легче было получить образование) и имущественную обеспеченность.Последнее было важно ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу,которая считалась сословной обязанностью дворянства.Существовало убеждение,что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.Табель о рангах предусматривала возможность поступления на государственную службу и представителей других свободных сословий с получением соответствующих классных чинов.Но такая возможность рассматривалась как исключительная и в значительной мере вынужденная.Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том,что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком,начиная с выслуги низшего классного чина.Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей,так и получения требуемой опытности (поскольку сама практика службы была главной школой профессиональной подготовки чиновничества)

   В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года).За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен.Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии. В связи с тем,что гражданских должностей было больше,чем военных,в гражданской службе открывалось больше вакансий,а потому и движение по службе там могло быть более быстрым.Учитывался и общеобразовательный уровень государственного служащего.Законами 1731,1747 и 1757 гг. предусматривалось,что лица,окончившие курс наук в кадетском шляхетском корпусе и в университете,получали право быть назначенными сразу не только в XIV класс,но и в более высокие обер-офицерские чины.Поскольку число высших должностей всегда было меньше числа низших,продвижение по службе нередко оказывалось слишком медленным и не заинтересовывало в продолжение службы.В связи с этим в гражданской службе минимум лет службы в каждом классе со временем стал рассматриваться как максимум,дающий право назначения на должность более высокого класса,а при отсутствии вакансий производства в следующий класс с оставлением на прежней должности.Класс как ранг должности превращался в самостоятельный правовой феномен ранг без должности,получивший название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания),а за его обладателем утвердилось наименование «чиновник».«Табель о рангах» перевернула старую идею местничества:титул и звание превратились из основания для получения должности в результат продвижения по службе.»

Получение чина более высокого класса (на 1-2 ранга),чем класс фактически занимаемой должности,стало в гражданской службе обычным явлением.Возможность этого предусматривалась уже в самой Табели,где говорилось,что если кто-то «выше ранг получил,нежели по чину,который он действительно управляет,то имеет он при всяких случаях ранг вышнего его чина».Тот,кто получил следующий класс,становился кандидатом на соответствующую этому классу должность.Из нескольких претендентов старшим считался тот,кто раньше был произведен в этот класс.Старшинству производства придавалось огромное значение.Закон 15 февраля 1742 года подтверждал это с полной определенностью:«как в военной сухопутной и морской,так и в штатских службах обретающихся впредь производить в чины по старшинству и заслугам,а не по старшинству никого не производить».13 января 1753 года такой порядок был вновь подтвержден, но делалось одно исключение для поощрения лиц,имевших «знатные» заслуги по службе:последние могли получать следующий чин в обход старших их по службе, но лишь по «высочайшему» усмотрению.В.А.Евреинов пришел к заключению,что «признание законом самостоятельного значения «табельного» ранга как чина» произошло при Екатерине II и Павле I.«Сначала в виде частной меры,а потом в 1767 году как общее правило установлено было отдельное от должности повышение в классах против класса,присвоенного занимаемой чиновником должности».Возможен был и противный вариант:назначение на должность более высокого класса,чем чин. Необходимость этого обнаружилась сразу же после введения Табели,когда пришлось па гражданские должности высоких классов назначать людей,не успевших выслужить соответствующие чины.Чинопроизводство при этом обычно ускорялось.Служащий,назначенный на должность,класс которого был выше класса его чина,имел право лишь на «почести» по должности,но не получал тех преимуществ,которые были прямо связаны с классом чина (дворянства,например).

   Такой чин (не связанный с должностью) сначала пытались обозначать указанием классов (например,коллежский асессор VIII класса,а после получения следующего чина-коллежский асессор VII класса),но это оказалось неудобным,прежде всего потому,что каждая должность относилась лишь к одному классу.Поэтому чины гражданской службы стали обозначаться либо наименованиями некоторых должностей (коллежский секретарь),либо званиями,относившимися к классу данного чина (тайный советник),либо специально созданными названиями (статский советник).

В связи с возникновением феномена чина «Табель о рангах»  в середине XVIII в. как бы раздвоилась,превратившись в своем основном качестве в перечень чинов,разнесенных по родам службы и рангам;вместе с тем по-прежнему в соответствии с классами Табели распределялись все должности в штатных расписаниях государственных учреждений.

Используя зарубежный и отечественный опыт,Петр Первый пытался создать принципиально новую,очень прогрессивную для того времени,систему формирования бюрократического аппарата.При оценивании результатов,которых ему удалось достичь,нельзя забывать что на момент создания «Табели» значение «аристократии» было велико,она являлась уже основной опорой самодержавия в Российской империи,и потому Петр не мог создать систему формирования бюрократического аппарата,основанную только на принципе «выслуги».

   Наличие бюрократии, как о том свидетельствует исторический опыт России XVIII в.,даже в годы безвременья,когда трон занимали серые личности,лишенные инициативы и способностей к государственной деятельности,позволяло стране в силу инерции двигаться вперед,правда,медленнее,без прежнего блеска, но в ранее заданном направлении.Существование бюрократии еще не означало абсолютного зла.Весь вопрос в какой мере бюрократии удалось обособиться от остального общества,обрести независимость от него и в какой мере ее деятельность подвергалась контролю со стороны общества.Отдадим должное Петру Великому он понимал наличие изъянов,присущих бюрократии,и пытался преодолеть их,однако он контролировал бюрократическими пользовалсяясредствами,которые не могли принести ожидаемого эффекта:бюрократию же средствами.Традиционно при анализе и оценке государственного управления в нем обнаруживается и отмечается наличие бюрократизма.Проявления последнего стали чуть ли не национальной чертой российского государственного аппарата.О бюрократизме николаевской России резко писал маркиз А. де Кюстин (1839 г.).Позднее,в послереформенный период (1882 г.) Р.А. Фадеев констатирует,что "историческое развитие,выразившееся у каждого европейского народа разнообразными формами общественного устройства,поглощено в России единственною и исключительною формою развитием бюрократической опеки до крайнего предела,т.е. механическим отношением правительства к текущей народной жизни и наоборот".В 1905 году Л.А. Тихомиров назвал предшествовавший сорокалетний период "бюрократической узурпацией" и подчеркнул,что "при безмерном количестве "дел" всепроникающего бюрократического строя,упраздняющего самостоятельную работу граждан и нации,сознательное участие во всех этих миллионах дел фактически совершенно невозможно.

   Вывод:Без бюрократии не могло существовать ни одно государство нового времени,какую бы форму правления оно ни имело.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   В 1722 году была принята «Табель о рангах всех чинов,воинских,статских и придворных,которые в котором классе чины;и которые в одном классе,те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою,однако ж воинские выше протчих,хотя б и старее кто в том классе пожалован был».Роль Табели трудно переоценить.Ею был нанесен сокрушительный удар остаткам системы местничества,поскольку статьей 8 предусматривалось,что «сыновьям российскаго государства князей,графов,баронов,знатнейшаго дворянства,такожде служителей знатнейшаго ранга,хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи,где двор находится,свободной доступ пред другими нижняго чину,и охотно желаем видеть,чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались;однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем,пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут,и за оныя характера не получат».9«На смену старому делению дворян на чины думные (бояре,окольничьи,думные дворяне,думные дьяки...),столичные (стольники,спальники и т.д.,вплоть до дворян московских) и провинциальные (дворяне и дети боярские по «городам»,т. е. по уездам) пришло новое чиновное деление, которое,по представлению Петра,должно было исходить из принципа служебной выслуги,годности. «Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты».

Информация о работе Табель о рангах: содержание, роль в становлении бюрократии