Таджикистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:47, доклад

Описание работы

В 1985 году первым секретарем ЦК КПТ становится С. А. Ниязов. С января 1990 года он одновременно и председатель Верховного Совета ТССР.
В 1990 году в Туркменистане проходят президентские выборы. Победу на них одержал С. А. Ниязов, набрав более 99% голосов избирателей. Впервые в истории ТССР, учрежден пост президента, в стране начинаются политические и административные реформы.
Чтобы не подвергнутся общесоюзному хаосу, укрепить самостоятельность республики, 22 августа 1990 года Верховный Совет ТССР провозглашает суверинетет ТССР. Республика остается в составе Союза.

Файлы: 1 файл

Туркменистана и Таджикистана в 1990.docx

— 35.22 Кб (Скачать файл)
 
  1. Особенности политического развития Туркменистана в  годы правления  
    С. Ниязова

В 1985 году первым секретарем ЦК КПТ становится С. А. Ниязов. С января 1990 года он одновременно и председатель Верховного Совета ТССР. 
В 1990 году в Туркменистане проходят президентские выборы. Победу на них одержал С. А. Ниязов, набрав более 99% голосов избирателей. Впервые в истории ТССР, учрежден пост президента, в стране начинаются политические и административные реформы. 
Чтобы не подвергнутся общесоюзному хаосу, укрепить самостоятельность республики, 22 августа 1990 года Верховный Совет ТССР провозглашает суверинетет ТССР. Республика остается в составе Союза. 
26 октября в Туркменистане проходит референдум, где ставится вопрос о провозглашении независимости республики. 94% проголосовали за. Верховный Совет ТССР объявил о независимости Туркменистана. 27 октября 1991 г. принят Конституционный закон «О независимости и основах государственного строительства» 
образовалась новая независимая Республика Туркменистан. По форме правления она является президентской республикой. Однако с течением времени президент этой республики стал обладать фактически неограниченной властью, и официально оставаясь демократической республикой, в Туркменистане был установлен тоталитарный строй.  
формально Туркменистан обладает всеми необходимыми признаками демократической республики. например, в конституции Туркменистана описаны два законодательных органа.  
Первый — назначаемый и избираемый Халк маслахаты (Народный совет, надпарламент, 2507 членов) — состоит из президента, депутатов меджлиса, избранных на 5 лет народных представителей халк векиллери, представителей судебной власти, министров, глав органов регионального самоуправления (областей — велаятов и районов — этрапов), представителей общественных организаций, старейшин. Халк маслахаты обсуждает вопросы общегосударственной политики . 
Второй — Меджлис (парламент, 65 членов). Депутаты избираются на 5 лет в одномандатных округах. Компетенция меджлиса — принятие законов. Практически все его полномочия в последнее время перешли к халк маслахаты.  
С 1991 года и до 21 декабря 2006 года президентом Туркменистана был Сапармурат Ниязов («Туркменбаши»). После его смерти (21 декабря 2006) пост президента занял вице-премьер Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов.  
В 1994—1995 годах рассматривался вопрос о наименовании занимаемой Ниязовым высшей должности как «Шах» и объявлении Туркменистана Шахством. эта идея не была поддержана старейшинами, представлявшими несколько кланов Туркмении (и др.). В декабре 1999 Халк маслахаты объявил Сапармурата Ниязова бессрочным президентом, имеющим право переизбираться сколько угодно раз.  
Получив неограниченную ни сроками, ни полномочиями единоличную власть в Туркменистане, Ниязов проводил курс на полнейшую изоляцию страны в масштабах мирового сообщества.  
в Туркменистане эпохи Ниязова оппозиции как таковой фактически не существовало, т.к. все «несогласные» попросту подвергались репрессиям и преследованию. 
Исполнительную власть на местах осуществляют: в 5-ти велаятах (областях) – велаят хякими (Ахалкский, Балканский, Дашогузский, Лебапский, Марыйский велаяты); в шахерах (городах) – шахер хякими; в этрапах (районах) – этрап хякими, арчыны.

Хякимы являются представителями главы государства на местах, назначаются и освобождаются от должности президентом и ему подотчетны.

Хякимы осуществляют руководство деятельностью органов управления на местах, обеспечивают исполнение конституции, законов, актов президента и кабинета министров, а также иных вышестоящих органов.

Судебная  власть в Туркменистане осуществляется верховным казыетом (судом) и другими казыетами, предусмотренными законом страны. председатель верховного казыета отчитывается перед халк маслахаты и президентом о деятельности судебной системы. Судьи на всех уровнях назначаются президентом сроком на пять лет.

Надзор за соблюдением законов, правовых актов  президента органами государственного управления, управления Вооруженными Силами, местного самоуправления, участниками  производственно-хозяйственной и  коммерческой деятельности, организациями  и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается  на генерального прокурора и подчиненных  ему прокуроров.

В Народном совете хала маслахаты заседают и председатель верховного суда, и генеральный прокурор. В компетенцию халк маслахаты входят пересмотр Конституции и внесение поправок к ней. Вследствие этого, защита фундаментальных прав, установленная запретом на передачу законодательных функций парламента в области уголовного законодательства и судопроизводства, может быть обойдена путем простого изменения конституции властью народного совета. В стране отсутствует конституционный суд и правовые механизмы, устанавливающие соблюдение верховенства международного права над внутренним законодательством страны и обеспечивающие приведение законов в соответствии с конституцией.

Численность вооруженных сил составляет ориентировочно 100 тыс. человек (2005). Расходы на оборону  достигают, по официальным данным, почти 100 млн. долл. (примерно 3,4% ВВП).

Вооруженные силы оснащены истребителями МиГ-29, штурмовиками Су-25, вертолетами Ми-24 и Ми-8, зенитными самоходными  установками «Шилка», зенитно-артиллерийскими  комплексами С-60, зенитно-ракетными  комплексами «ОСА» и «Стрела-2», танками различных типов, БМП, некоторыми другими видами вооружения. В наследство от СССР достались около 300.

Сухопутные  части туркменской армии – 600 танков Т-72, более 1000 БМП и БТР  и около 500 единиц артиллерии калибром свыше 100 мм.

У Туркмении  имеется ВМФ, численностью в 2 тыс. человек, который подчинен командованию пограничных  войск.

На первом этапе после получения независимости  армия функционировала по советскому образцу, используя доставшиеся  от СССР вооружение и военную технику. Затем в основу концепции строительства  вооруженных сил был положен  сначала нейтральный статус Туркменистана, а после 2002 – необходимость широкомасштабного  привлечения военнослужащих к работам  в национальном хозяйстве. В вооруженных  силах стали создаваться специализированные подразделения для работы в разных отраслях экономики и сферы обслуживания, в первую очередь на стройках, в  селах, медицинских учреждениях. Считается, что во время прохождения двухгодичной службы солдаты смогут овладеть гражданской  специальностью и работать по ней  после демобилизации. Весной 2002 был  снижен возрастной ценз для призыва  в армию – до 17 лет.

 

Цели  и задачи внешней  политики Туркменистана  
Цели внешней политики независимого Туркменистана являются:  
1. Обеспечение стабильности развития страны, поступательного эволюционного характера ее продвижения по пути модернизации на основе требований, предъявляемых современным уровнем цивилизации.  
2. Достижение благополучия на основе политической и национально-культурной самостоятельности, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества с различными государствами, и прежде всего странами СНГ.

Туркменистан  как суверенное государство заключил договоры о добрососедстве и сотрудничестве с такими странами, как Российская Федерация, Казахстан, Иран, Турция. В  то же время Туркменистан является полноправным участником Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе на правах одного из правопреемников бывшего СССР. 2 марта 1992 года Туркменистан без голосования, на основании единодушного одобрения Генеральной Ассамблеи стал членом Организации Объединенных Наций. Туркменистан является активным участником ряда региональных политических и экономических организаций, таких как Организация экономического сотрудничества, объединения государств (Россия, Иран, Туркменистан, Азербайджан, Казахстан), входящих в пределы Каспийской зоны экономического сотрудничества. На основе единства двусторонних и многосторонних отношений строятся отношения Туркменистана со странами Содружества Независимых Государств (СНГ).

К середине 90-тых  торговые связи существенно расширяются.  Среди новых торговых партнеров –Иран, Турция, ОАЭ, США, Япония, Китай, страны Западной Европы. 

 Со второй  половины 90-тых Туркменистан начинает  экспортировать газ в Иран ( около  8 млрд. м3), а также традиционно в страны бывшего СССР –Россию, Украину, Грузию. Увеличиваются поставки электроэнергии в Иран и Турцию. Также Туркменистан экспортирует электроэнергию в Таджикистан и Афганистан, есть широкие планы по возможному экспорту в Индию и Пакистан.  

 В страну  все больше начинает проникать  иностранный бизнес, особенно в  области строительства, легкой  промышленности и топливно-энергетический  комплекс. К разработке нефти  и попутного газа на шельфе  Каспийского моря приступают  иностранные компании. В настоящее  время ими только на полуострове  Челекен добывается около 1 млн.  тонн нефти в год.

 
членство в СБСЕ открывает большие перспективы перед независимым Туркменистаном Прежде всего участие в нем будет способствовать скорейшей интеграции Туркменистана в мировой рынок, даст возможность взаимодействовать с экономической и финансовой системами высокоразвитых стран, с руководителями правительственных и региональных организаций, проявляющими интерес к развитию сотрудничества с Туркменистаном. Туркменистан получает реальную перспективу расширять сотрудничество, особенно в области предпринимательства, укрепления частного сектора и развития малых и средних предприятий, ему также может быть предоставлена конкретная помощь в подготовке кадров, разработке при содействии СБСЕ конкретных программ и проектов, в частности, относящихся к охране и улучшению состояния окружающей среды, особенно зоны Каспийского и Аральского морей.  
Туркменистан как суверенное государство имеет дипломатические отношения со многими странами мира, такими, как Италия, Франция, Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Бангладеш, Афганистан, Сирия, Куба, США, Турция, Япония, Индия и многие другие.

Одним из основных направлений  внешней политики Туркменистана является обеспечение его  экономической модернизации. более крепкие экономические связи будут устанавливаться, прежде всего с такими странами, как Россия, Турция, Украина, страны Западной Европы. Меньшее внешнеэкономическое сотрудничество с Ираном, Афганистаном, Пакистаном, поскольку экономические потенциалы последних являются не взаимодополняющими, а взаимоконкурирующими по отношению к Туркменистану.  
Таджикистан

9 сентября 1991 года  внеочередная сессия Верховного  Совета страны единогласно приняла  Постановление о провозглашении  государственной независимости  Таджикистана.. В административно-территориальном отношении делится на Согдийскую, Хатлонскую области, Горно-Бадахшанскую автономную область и районы республиканского подчинения. Столица и прилегающие 8 районов формируют отдельную административно-территориальную единицу.

Глава государства  и исполнительной власти — президент. Э.Ш. Рахмонов был избран 6 ноября 1994, 6 ноября 1999 переизбран на 7 лет в соответствии с изменениями, внесёнными в Конституцию по итогам референдума 26 сентября 1999, летом 2003 полномочия Э. Ш. Рахмонова продлены до 2020.

Правительство издаёт постановления и распоряжения, исполнение которых на территории Таджикистана обязательно. Правительство слагает  свои полномочия перед вновь избранным  президентом.

Премьер-министр  — А. Акилов.

Законодательная власть — парламент — Маджлиси-Оли. Срок его полномочий — 5 лет. В 1999 однопалатный парламент преобразован в двухпалатный: Маджлиси намояндагон (палата представителей) и Маджлиси милли (национальное собрание).

Маджлиси намояндагон состоит из 63 депутатов, из которых 41 избирается тайным голосованием по одномандатным округам, а 22 — от политических партий и движений. Депутатом может быть избран гражданин не моложе 25 лет. В феврале 2000 состоялись выборы, Народно-демократическая партия Таджикистана (НДПТ) получила в нижней палате 34 места, коммунисты — 13, исламисты — 2, независимые депутаты — 14. Председатель палаты — С.Х. Хайруллоев.

Маджлиси милли формируется местными органами власти (25 чел.). Кроме того, 8 депутатов назначаются президентом. Членами палаты также являются, по их желанию, бывшие главы государства.

Местная власть состоит из представительных и исполнительных органов. Они обеспечивают исполнение Конституции, законов и законодательных  актов. Органом местной представительной власти в областях, городах и районах  является Маджлис народных депутатов, которым руководит председатель. Депутаты местных Маджлисов избираются сроком на 5 лет. Этот орган утверждает местный бюджет и отчёт по его исполнению, определяет пути социально-экономического развития территории, местные налоги и платежи в соответствии с законом, определяет способы управления и владения коммунальной собственностью и др.

Исполнительная  власть на местах осуществляется представителем президента — председателем области, города и района. Председатель ответственен перед вышестоящим исполнительным органом и соответствующим Маджлисом народных депутатов. Органом самоуправления в поселке и селе является джамоат.

Основные политические партии: Народно-демократическая партия Таджикистана, Коммунистическая партия, Исламская партия возрождения Таджикистана, Демократическая партия Таджикистана, Партия народного единства, Партия политического и экономического обновления и др.

Развитие  ситуации в Таджикистане определяется ходом  реализации соглашения об установлении мира и национального  согласия. Компромисс, найденный правительственной  стороной и ОТО, позволил остановить гражданскую войну. Военные формирования ОТО распущены, часть из них влилась в силовые структуры правительства. Состоялся референдум, на котором были приняты изменения и дополнения в Конституцию.

Информация о работе Таджикистан