Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:47, доклад
В 1985 году первым секретарем ЦК КПТ становится С. А. Ниязов. С января 1990 года он одновременно и председатель Верховного Совета ТССР.
В 1990 году в Туркменистане проходят президентские выборы. Победу на них одержал С. А. Ниязов, набрав более 99% голосов избирателей. Впервые в истории ТССР, учрежден пост президента, в стране начинаются политические и административные реформы.
Чтобы не подвергнутся общесоюзному хаосу, укрепить самостоятельность республики, 22 августа 1990 года Верховный Совет ТССР провозглашает суверинетет ТССР. Республика остается в составе Союза.
Переходный период, определённый соглашением 1997, завершился с проведением парламентских выборов на основе новой редакции Конституции.
Решением
СБ ООН прекращён мандат
Миссии наблюдателей
ООН в Таджикистане.
Для содействия постконфликтному
развитию в Таджикистане
в Душанбе начало работать
Бюро ООН для политического
обеспечения деятельности
органов системы ООН
в интересах реализации
программ социально-экономического
восстановления страны.
В сентябре 1999 на
общенациональном референдуме приняты
поправки к Конституции, в соответствии
с которыми учреждается двухпалатный
парламент, а срок президентских
полномочий увеличивается с 4 до 7 лет.
При выборах президента кандидатом
может быть любой гражданин, в
возрасте от 35 до 65 лет, говорящий на
государственном языке и
Первые выборы в парламент (нижнюю палату) прошли 27 февраля 2000, вторые намечены на 27 февраля 2005. Первые выборы президента состоялись 6 ноября 1994, вторые – 6 ноября 1999, третьи должны пройти 6 ноября 2006. Первым избранным президентом Таджикистана был Р.Набиев (ноябрь 1991, до получения независимости), вторым – Э.Рахмонов, победивший в 1994 и 1999.
Региональное
и местное управление. В административно-
Региональная власть состоит из представительных и исполнительных органов. На уровне ГБАО, областей, столицы, районов и городов действуют маджлисы народных депутатов, избираемые прямым тайным и всеобщим голосованием на 5 лет. Они собираются на сессии не реже 2 раз в год, утверждают местные бюджеты и заслушивают отчеты об их выполнении, одобряют программы развития, местные налоги и сборы, заслушивают отчеты органов исполнительной власти. В областях существуют маджлисы нижнего уровня (районного и городского). Глав ГБАО, областей, Душанбе, районов и городов назначает президент. Они же выдвигаются им на должности председателей местных маджлисов и после одобрения последними возглавляют как представительную, так и исполнительную власть в регионах.
Самоуправление существует в поселках (шахрах) и селах (декхот), где действуют выбранные населением из числа местных жителей джамоаты. Функции органов местного самоуправления ограничены, их деятельность направлена в основном на поддержание чистоты и порядка на улицах, соблюдение санитарных норм, решение общих проблем. Финансируется из регионального бюджета. Председатель джамоата, его заместители и секретарь избираются на 5 лет. В ряде мест есть джамоаты отдельных деревень и их групп. В городах нет органов самоуправления, но действуют общественные советы в рамках городских кварталов (махалла)
Судебная система. Судебная власть независима и призвана отстаивать права и свободы граждан, государственные интересы, законность и справедливость. Органами судебной власти являются Конституционный суд, Верховный суд, Высший экономический суд, Военный суд, Суд ГБАО, суды областей, Душанбе, городов и районов. Составы Конституционного, Верховного и Высшего экономического судов утверждаются Национальным собранием по представлению президента. Составы других судов определяет президент. Срок судейских полномочий – 5 лет. Конституционный суд призван разрешать конфликты между органами государственной власти, проверять конституционность принимаемых законов и юридических постановлений.
Система прокурорского
надзора возглавляется
Вооруженные силы. В состав вооруженных сил, созданных в 1993, входят сухопутные войска, ВВС, силы ПВО, специальные и технические подразделения. Число военнослужащих оценивается примерно в 20 тыс., из них интегрированные отряды ОТО (Объединенной таджикской оппозиции) – 8 тыс. (из-за неполной интегрированности они сохраняют свои базы в Тавильдаринском и Каратегинском районах) Главные проблемы связаны с устарелостью материально-технической базы, нехваткой средств на обучение рядового состава и повышение квалификации офицеров. Процесс строительства ВС ускорился в 2000-х после реализации основных положений Общего соглашения с оппозицией 1997. Россия оказывает основную помощь в развитии таджикских ВС. Русские составляют костяк офицерского корпуса, а подготовка офицеров из числа таджиков на регулярной основе осуществляется в военных учебных заведениях РФ. В Душанбе дислоцирована российская 201-я мотострелковая дивизия численностью примерно в 8 тыс. человек. Рядовые дивизии состоят главным образом из местных жителей. В соответствии с межгосударственным договором 1999 подразделения дивизии будут трансформированы в российскую военную базу. В октябре 2004 стороны обменялись грамотами о ратификации Договора о статусе и условиях пребывания российской военной базы. Охрану границ с Афганистаном (до 2003 также с Китаем) осуществляет пограничная группа РФ ориентировочной численностью 14,5 тыс. Предстоит передача охраны границы таджикским пограничникам. Соглашением о сотрудничестве по пограничным вопросам предусмотрено создание в Таджикистане оперативной пограничной группы ФСБ РФ. После событий 11 сентября 2001 Таджикистан предоставил возможность ВС США и западных стран использовать аэродромы Душанбе и Куляба для проведения антитеррористических операций. В 2002 Таджикистан стал участником программы НАТО Партнерство во имя мира.
Политические партии. Политическая система характеризуется многопартийностью. Наряду с правящей Народно-Демократической партией Таджикистана (НДПТ, председатель – президент Э.Рахмонов) существуют четыре оппозиционные- Коммунистическая (КПТ, Ш.Шабдолов), Партия исламского возрождения (ПИВТ, Саид Абдулло Нури), Демократическая (ДПТ, М.Искандаров), Социал-Демократическая (СДПТ, Р.Зоиров), а также Социалистическая (СПТ, М.Назриев). Не зарегистрированы Аграрная партия, Прогрессивная, Объединенная, Национального возрождения, Политического и экономического обновления.
На парламентских выборах в феврале 2000 победила НДПТ, набравшая 65 % голосов, КПТ получила 20 %, ПИВТ – 7,5 %, остальные – 7,5 %. Согласно официальным данным об итогах выборов в нижнюю палату парламента 27 февраля 2005 НДПТ получила 75 % голосов, КПТ – 14%, ПИВТ – 9%, ДПТ – 1%, СДПТ – 0,5 %, СПТ – 0,3 %. Из 22 депутатских мест, занимаемых в Маджлиси намояндагон (Собрании представителей) по пропорциональной системе, 17 достались народным демократам, 3 – коммунистам, 2 – исламистам. В 35 одномандатных округах победили представители правящей партии, в одном коммунист и в двух – независимые кандидаты (самовыдвиженцы). Повторные выборы в 3-х округах 13 марта принесли победу кандидатам от правящей партии.
Наблюдатели от
ОБСЕ и ряда других организаций признали
выборы 2005 не соответствующими международным
стандартам, отметив, что они находились
в большей степени под
Политический
режим при внешней
Внешняя политика. Таджикистан поддерживает дипломатические отношения с большим числом государств мира, участвует в работе свыше 50 межгосударственных организаций. Главными целями внешней политики является укрепление суверенитета и государственной целостности страны, а также создание условий, благоприятных для социально-экономического подъема, преодоления негативных последствий гражданской войны.
Приоритетное
место традиционно занимают отношения
с РФ, странами СНГ, соседями из числа
новых государств Центральной Азии.
Россия сыграла решающую роль в достижении
мирных договоренностей между
На протяжении
первого десятилетия
В 1992–2001 внешняя
политика была тесно связана с
положением в Афганистане и политикой
противоборствующих там сил. Таджикистан
принял участие в попытках мирового
сообщества содействовать мирному
разрешению афганского конфликта (переговоры
под эгидой ООН в формате 6 соседей
Афганистана плюс РФ и США). В период
войны против движения Талибан Таджикистан
поддерживал усилия США и их союзников,
приветствовал победу войск афганской
Северной коалиции. В связи с предоставлением
им аэродромов для дислоцирования военных
частей из США и ряда других западных
стран, сотрудничество Таджикистана с
ними расширилось. Он стал получать от
них, а также различных
Одной из целей
внешней политики Таджикистана является
укрепление экономических связей и
политический контактов с азиатскими
соседями – Турцией, Ираном, Пакистаном
(участвует в созданной ими
Организации экономического сотрудничества)
Индией и Китаем.
Основные принципы
внешней политики Республики Таджикистан
изложены в Декларации о независимости
и Конституции страны, основным из
которых является принцип «открытых
дверей»: многосторонний, реалистический,
сбалансированный и практический подход,
отвечающий интересам обеспечения
национальной безопасности. Основная
цель такого подхода заключается
в защите национальных и государственных
интересов Республики Таджикистан.
Основная цель внешней политики Республики
Таджикистан заключается в
До 1991 года Таджикистан, входивший на правах союзной республики в состав СССР, не имел права на развитие непосредственных внешних связей. Основные направления внешнеполитической стратегии определялись в Москве и, по этой причине, Таджикистан находился на стороне от происходящих в мире процессов. Следовательно, республика не имела устойчивых связей с другими государствами мира. После приобретения независимости Таджикистан заявил о проведение курса на развитие многосторонних связей со всеми государствами мира, способствующеего возрождению национальной экономики и повышению благосостояния страны.
В начале марта
1992 года Таджикистан стал полноправным
членом Организации Объединенных Наций.
Представительство этой международной
организации начало свою деятельность
в республике. Страна принимает активное
участие в работе всех структур и
организаций ООН – ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ,
Международной организации