Таджикистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:47, доклад

Описание работы

В 1985 году первым секретарем ЦК КПТ становится С. А. Ниязов. С января 1990 года он одновременно и председатель Верховного Совета ТССР.
В 1990 году в Туркменистане проходят президентские выборы. Победу на них одержал С. А. Ниязов, набрав более 99% голосов избирателей. Впервые в истории ТССР, учрежден пост президента, в стране начинаются политические и административные реформы.
Чтобы не подвергнутся общесоюзному хаосу, укрепить самостоятельность республики, 22 августа 1990 года Верховный Совет ТССР провозглашает суверинетет ТССР. Республика остается в составе Союза.

Файлы: 1 файл

Туркменистана и Таджикистана в 1990.docx

— 35.22 Кб (Скачать файл)

Переходный  период, определённый соглашением 1997, завершился с проведением  парламентских выборов  на основе новой редакции Конституции.

Решением  СБ ООН прекращён мандат Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане. Для содействия постконфликтному развитию в Таджикистане в Душанбе начало работать Бюро ООН для политического обеспечения деятельности органов системы ООН в интересах реализации программ социально-экономического восстановления страны.  

В сентябре 1999 на общенациональном референдуме приняты  поправки к Конституции, в соответствии с которыми учреждается двухпалатный парламент, а срок президентских  полномочий увеличивается с 4 до 7 лет. При выборах президента кандидатом может быть любой гражданин, в  возрасте от 35 до 65 лет, говорящий на государственном языке и проживающий  в республике на протяжении не менее 10 последних лет. Верхняя палата парламента, Маджлиси милли (Национальное собрание) состоит из 33 членов; 25 из них избираются местными органами представительной власти (по 5 депутатов от каждой административно-территориальной единицы), еще 8 назначаются президентом. Бывшие главы государства являются с их согласия пожизненными членами собрания. Нижняя палата, Маджлиси намояндагон (Собрание представителей) состоит из 63 депутатов, избираемых путем прямого тайного всеобщего голосования. Активным правом пользуются лица, достигшие 18 лет, пассивным – старше 25 лет. Действует смешанная, мажоритарно-пропорциональная, система выборов. Две трети депутатов (41) избираются в одномандатных округах, треть мест (22) отводится политическим партиям и движениям пропорционально доле полученных по стране голосов. Выборы в парламент проходят раз в 5 лет. В июне 2003 состоялся еще один конституционный референдум, по итогам которого в числе прочих нововведений установлены два семилетних срока для президента.

Первые выборы в парламент (нижнюю палату) прошли 27 февраля 2000, вторые намечены на 27 февраля 2005. Первые выборы президента состоялись 6 ноября 1994, вторые – 6 ноября 1999, третьи должны пройти 6 ноября 2006. Первым избранным  президентом Таджикистана был Р.Набиев (ноябрь 1991, до получения независимости), вторым – Э.Рахмонов, победивший в 1994 и 1999.

Региональное  и местное управление. В административно-территориальном отношении подразделяется на юго-восточную Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО, 64,2 тыс.кв.км, 3,3% жителей), северную Согдийскую (бывш. Ленинабадскую) область (25,4 тыс., 30,2%), юго-западную Хатлонскую область (24,8 тыс., 35,2%), столичный город Душанбе (100 кв. км, 9,3%) и расположенные в южной части страны районы и города прямого республиканского подчинения (28,6 тыс., 22,0%).

Региональная  власть состоит из представительных и исполнительных органов. На уровне ГБАО, областей, столицы, районов и  городов действуют маджлисы народных депутатов, избираемые прямым тайным и всеобщим голосованием на 5 лет. Они собираются на сессии не реже 2 раз в год, утверждают местные бюджеты и заслушивают отчеты об их выполнении, одобряют программы развития, местные налоги и сборы, заслушивают отчеты органов исполнительной власти. В областях существуют маджлисы нижнего уровня (районного и городского). Глав ГБАО, областей, Душанбе, районов и городов назначает президент. Они же выдвигаются им на должности председателей местных маджлисов и после одобрения последними возглавляют как представительную, так и исполнительную власть в регионах.

Самоуправление  существует в поселках (шахрах) и селах (декхот), где действуют выбранные населением из числа местных жителей джамоаты. Функции органов местного самоуправления ограничены, их деятельность направлена в основном на поддержание чистоты и порядка на улицах, соблюдение санитарных норм, решение общих проблем. Финансируется из регионального бюджета. Председатель джамоата, его заместители и секретарь избираются на 5 лет. В ряде мест есть джамоаты отдельных деревень и их групп. В городах нет органов самоуправления, но действуют общественные советы в рамках городских кварталов (махалла)

Судебная  система. Судебная власть независима и призвана отстаивать права и свободы граждан, государственные интересы, законность и справедливость. Органами судебной власти являются Конституционный суд, Верховный суд, Высший экономический суд, Военный суд, Суд ГБАО, суды областей, Душанбе, городов и районов. Составы Конституционного, Верховного и Высшего экономического судов утверждаются Национальным собранием по представлению президента. Составы других судов определяет президент. Срок судейских полномочий – 5 лет. Конституционный суд призван разрешать конфликты между органами государственной власти, проверять конституционность принимаемых законов и юридических постановлений.

Система прокурорского  надзора возглавляется генеральной  прокуратурой. Его главу назначает  президент с согласия депутатов  Верховного собрания на срок 5 лет. Генеральный  прокурор подотчетен Национальному  собранию и президенту.

Вооруженные силы. В состав вооруженных сил, созданных в 1993, входят сухопутные войска, ВВС, силы ПВО, специальные и технические подразделения. Число военнослужащих оценивается примерно в 20 тыс., из них интегрированные отряды ОТО (Объединенной таджикской оппозиции) – 8 тыс. (из-за неполной интегрированности они сохраняют свои базы в Тавильдаринском и Каратегинском районах) Главные проблемы связаны с устарелостью материально-технической базы, нехваткой средств на обучение рядового состава и повышение квалификации офицеров. Процесс строительства ВС ускорился в 2000-х после реализации основных положений Общего соглашения с оппозицией 1997. Россия оказывает основную помощь в развитии таджикских ВС. Русские составляют костяк офицерского корпуса, а подготовка офицеров из числа таджиков на регулярной основе осуществляется в военных учебных заведениях РФ. В Душанбе дислоцирована российская 201-я мотострелковая дивизия численностью примерно в 8 тыс. человек. Рядовые дивизии состоят главным образом из местных жителей. В соответствии с межгосударственным договором 1999 подразделения дивизии будут трансформированы в российскую военную базу. В октябре 2004 стороны обменялись грамотами о ратификации Договора о статусе и условиях пребывания российской военной базы. Охрану границ с Афганистаном (до 2003 также с Китаем) осуществляет пограничная группа РФ ориентировочной численностью 14,5 тыс. Предстоит передача охраны границы таджикским пограничникам. Соглашением о сотрудничестве по пограничным вопросам предусмотрено создание в Таджикистане оперативной пограничной группы ФСБ РФ. После событий 11 сентября 2001 Таджикистан предоставил возможность ВС США и западных стран использовать аэродромы Душанбе и Куляба для проведения антитеррористических операций. В 2002 Таджикистан стал участником программы НАТО Партнерство во имя мира.

Политические  партии. Политическая система характеризуется многопартийностью. Наряду с правящей Народно-Демократической партией Таджикистана (НДПТ, председатель – президент Э.Рахмонов) существуют четыре оппозиционные- Коммунистическая (КПТ, Ш.Шабдолов), Партия исламского возрождения (ПИВТ, Саид Абдулло Нури), Демократическая (ДПТ, М.Искандаров), Социал-Демократическая (СДПТ, Р.Зоиров), а также Социалистическая (СПТ, М.Назриев). Не зарегистрированы Аграрная партия, Прогрессивная, Объединенная, Национального возрождения, Политического и экономического обновления.

На парламентских  выборах в феврале 2000 победила НДПТ, набравшая 65 % голосов, КПТ получила 20 %, ПИВТ – 7,5 %, остальные – 7,5 %. Согласно официальным данным об итогах выборов  в нижнюю палату парламента 27 февраля 2005 НДПТ получила 75 % голосов, КПТ – 14%, ПИВТ – 9%, ДПТ – 1%, СДПТ – 0,5 %, СПТ  – 0,3 %. Из 22 депутатских мест, занимаемых в Маджлиси намояндагон (Собрании представителей) по пропорциональной системе, 17 достались народным демократам, 3 – коммунистам, 2 – исламистам. В 35 одномандатных округах победили представители правящей партии, в одном коммунист и в двух – независимые кандидаты (самовыдвиженцы). Повторные выборы в 3-х округах 13 марта принесли победу кандидатам от правящей партии.

Наблюдатели от ОБСЕ и ряда других организаций признали выборы 2005 не соответствующими международным  стандартам, отметив, что они находились в большей степени под контролем  избирательной комиссии и властей, чем участвующих партий. Оппозиционные  партии выступили с протестами против подтасовок и нарушений закона в  период предвыборной борьбы.

Политический  режим при внешней демократичности  остается по сути авторитарным. По мнению многих наблюдателей и международных  правозащитных организаций, права  граждан систематически нарушаются, отсутствует независимость суда, действуют жесткие ограничения  свободы выражения убеждений. Вмешательство  государства в избирательный  процесс наблюдалось во всех кампаниях  по выбору президента и парламента. Хотя гражданская война в Таджикистане официально закончилась подписанием  Общего соглашения об установлении мира и национального согласия между  правительством и ОТО в июле 1997, запрет на деятельность партий, входящих в оппозицию, был снят лишь в августе 1999. Главным возмутителем спокойствия с начала 2000-х стала интернациональная по происхождению и идеологии партия «Хизб-ут-тахрир-аль-исламийя» (Партия исламского освобождения). Деятельность организации запрещена, сотни людей по подозрению в принадлежности к ней подвергались аресту, десятки функционеров осуждены на различные сроки заключения. Осуждены и отдельные руководители ПИВТ (зам. председателя Ш.Шамсуддинов), под следствием находится лидер ДПТ М.Искандаров.

Внешняя политика. Таджикистан поддерживает дипломатические отношения с большим числом государств мира, участвует в работе свыше 50 межгосударственных организаций. Главными целями внешней политики является укрепление суверенитета и государственной целостности страны, а также создание условий, благоприятных для социально-экономического подъема, преодоления негативных последствий гражданской войны.

Приоритетное  место традиционно занимают отношения  с РФ, странами СНГ, соседями из числа  новых государств Центральной Азии. Россия сыграла решающую роль в достижении мирных договоренностей между правительством и Объединенной таджикской оппозицией. На протяжении всего периода независимого развития страны РФ оказывала ей значительную экономическую помощь и разнообразную  поддержку. Однако торгово-экономическое  сотрудничество развивалось достаточно медленно. Это отразилось на сокращении удельного веса РФ в структуре  внешней торговли РТ с первоначальных 25–35 (страны СНГ – 60) до 10–20%.Вместе с тем, Таджикистан выступает  за повышение эффективности взаимодействия в рамках СНГ. Он, вместе с Россией, участник Организации Договора о  коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

На протяжении первого десятилетия существования  внешняя политика в большей степени  определялась тяжелой внутриполитической ситуацией в республике. Особое значение для нее имели отношения с  Исламской Республикой Иран, куда выехали некоторые оппозиционные  лидеры. Позиция Тегерана во многом способствовала успеху процесса примирения правительства и ОТО.

В 1992–2001 внешняя  политика была тесно связана с  положением в Афганистане и политикой  противоборствующих там сил. Таджикистан  принял участие в попытках мирового сообщества содействовать мирному  разрешению афганского конфликта (переговоры под эгидой ООН в формате 6 соседей  Афганистана плюс РФ и США). В период войны против движения Талибан Таджикистан  поддерживал усилия США и их союзников, приветствовал победу войск афганской  Северной коалиции. В связи с предоставлением  им аэродромов для дислоцирования военных  частей из США и ряда других западных стран, сотрудничество Таджикистана с  ними расширилось. Он стал получать от них, а также различных межгосударственных и неправительственных организаций  финансовое и организационно-техническое  содействие. Постепенно расширились  торгово-экономические связи с  США и ЕС.

Одной из целей  внешней политики Таджикистана является укрепление экономических связей и  политический контактов с азиатскими соседями – Турцией, Ираном, Пакистаном (участвует в созданной ими  Организации экономического сотрудничества) Индией и Китаем. 

Основные принципы внешней политики Республики Таджикистан  изложены в Декларации о независимости  и Конституции страны, основным из которых является принцип «открытых  дверей»: многосторонний, реалистический, сбалансированный и практический подход, отвечающий интересам обеспечения  национальной безопасности. Основная цель такого подхода заключается  в защите национальных и государственных  интересов Республики Таджикистан. Основная цель внешней политики Республики Таджикистан заключается в укреплении международного положения страны на мировой арене, создании условий  для становления эффективной  рыночной экономики, решении социальных проблем, создании институтов демократии и гражданского общества, обеспечении  национальной безопасности и укреплении интеграционных процессов в регионе  и т.д.

До 1991 года Таджикистан, входивший на правах союзной республики в состав СССР, не имел права на развитие непосредственных внешних связей. Основные направления внешнеполитической стратегии  определялись в Москве и, по этой причине, Таджикистан находился на стороне  от происходящих в мире процессов. Следовательно, республика не имела устойчивых связей с другими государствами мира. После приобретения независимости  Таджикистан заявил о проведение курса на развитие многосторонних связей со всеми государствами мира, способствующеего возрождению национальной экономики и повышению благосостояния страны.

В начале марта 1992 года Таджикистан стал полноправным членом Организации Объединенных Наций. Представительство этой международной  организации начало свою деятельность в республике. Страна принимает активное участие в работе всех структур и  организаций ООН – ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Международной организации труда, Всемирной продовольственной программы, Всемирного валютного фонда, Верховного комиссариата по делам беженцев и  т.д. Таджикистан выступает за развитие основ регионального сотрудничества. Страна участвует в работе Организации  экономического сотрудничества (ЭКО), ОБСЕ, ШОС и других международных  организаций.

Информация о работе Таджикистан