Тактика действий сил РСЧС при ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Многие аварии на потенциально химически опасных объектах нельзя предвидеть заранее в достаточной мере, можно только к ним подготовиться, зная, что эти объекты расположены рядом, и смягчить последствия. Основными превентивными мерами в этом случае являются следующие: анализ и установление мест возможных аварий, прогнозирование очагов поражения, потерь и ущерба на предприятии, обучение персонала действиям при чрезвычайных ситуациях.

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Особенности ликвидации последствий химической аварии------------------5
2. Приемы и способы ликвидации последствий аварий на ХОО-------------10
2.1 Локализация и обеззараживание парогазовой фазы первичного и вторичного облаков АХОВ--------------------------------------------------------------10
2.2 Обеззараживание облака с помощью завес из нейтрализующих растворов производится с учетом вида АХОВ--------------------------------------10
2.3. Локализации пролива АХОВ обвалованием------------------------------11
2.4 Локализация пролива сбором жидкой фазы АХОВ в приямки (ямы-ловушки)-------------------------------------------------------------------------------------12
2.5 Локализация пролива АХОВ покрытием слоем пены, полимерными пленками, плавающими экранами-----------------------------------------------------13
2.6 Локализация пролива АХОВ разбавлением его водой или нейтральными растворителями---------------------------------------------------------14
2.7 Обеззараживание (нейтрализация) проливов АХОВ растворами нейтрализующих веществ и водой-----------------------------------------------------14
2.8 Обеззараживание (нейтрализация) проливов АХОВ с использованием твердых сыпучих нейтрализующих веществ-------------------15
2.9 Обеззараживание проливов АХОВ засыпкой твердыми сыпучими сорбентами с последующей нейтрализацией или выжиганием------------------16
3. Действия органов управления и сил РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ-------------------------------------------18
3.1 Особенности действий органов управления и сил РСЧС в условиях химического заражения------------------------------------------------------------------21
4.Правила безопасности на ХОО и меры по предупреждению аварий---------23
Заключение---------------------------------------------------------------------------------27
Список использованной литературы--------------------------------------------------28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 73.22 Кб (Скачать файл)

     В качестве загустителей применяются: 

- для загущения азотосодержащих АХОВ (гидразин и его производные) - раствор препарата "Наводит" (на 1 т препарата - 465 л воды, 163 кг хлорида магния, 372 кг хлорида цинка); 

- для загущения галогеноуглеводородов, сероуглеводородов и аналогичных АХОВ - алкилосибораты лития или натрия. 

     Раствор подается в пролив компактной струёй от края к центру пролива (на один объем пролива - 2,0-2,5 объема загустителя). 

Обеззараживание пролива  после завершения загущения производится способом заливки его растворами нейтрализующих веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Действия органов управления и сил РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ

     С возникновением крупных аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий или с установлением признаков опасного радиоактивного,  химического, бактериологического   (биологического)  заражения  окружающей природной среды и других видов опасности  (наводнений, пожаров, ураганов и других) органы управления ГОЧС,  функциональных подсистем (служб ГО), оперативные и дежурно-диспетчерские службы и другие органы управления,  силы РСЧС приводятся в готовность.  Вводятся планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС.  Принимаются экстренные меры по защите населения, спасению материальных и других ценностей.     

     О факте ЧС или ее угрозе немедленно докладывается  по  команде  и оповещаются органы управления ГОЧС соседних субъектов РФ (Местного самоуправления), органы военного командования и другие.

     Руководство работой органов управления ГОЧС осуществляют начальники ГО  (председатели комиссий по ЧС) через начальников подчиненных и взаимодействующих органов управления, которые готовят им необходимые данные, расчеты и предложения для принятия решения и обеспечивают организацию устойчивого управления.     

     Начальники органов управления ГОЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций докладывают старшему органу управления:     

- о факте ЧС, ее масштабах с указанием районов  (объектов), где сложились наиболее опасная обстановка, об ориентировочных потерях населения и нанесенного материального ущерба;     

- о мерах,  принимаемых органами местного самоуправления, объектами экономики по защите населения, персонала, материальных ценностей;     

предложения по принятию экстренных мер.

     По  указанию начальника ГО (председателя комиссии по ЧС) начальник органа управления  ГОЧС отдает распоряжения:

- на оповещение  и  сбор  комиссии по ЧС,  органов управления ГОЧС, служб ГО и других;     

- о переводе органов управления и служб ГО на непрерывный режим работы и  установление  в  них  круглосуточного  дежурства ответственных должностных лиц;     

- о проведении  оповещения населения,  персонала объектов,  которым угрожает опасность, и информирует их об обстановке, режимах поведения;     

о приведении в готовность сил и средств РСЧС и порядок их развертывания к действиям; по организации разведки и ее задачах;     

- по подготовке к эвакуации населения, вывозу материальных и других ценностей из района опасности;     

- о доведении  информации о ЧС и сложившейся обстановке подчиненным органам управления,  органам военного командования (военному округ. флоту, начальникам гарнизонов), другим взаимодействующим органам и соседям;     

- об уточнении и вводе в действие ранее разработанных планов:      о высылке оперативных групп в район ЧС,  об  организации  с  ними связи и управления;     

- о подготовке расчетов и предложений начальнику  ГО  (председателю комиссии по ЧС) для принятия решения;     

- о порядке подготовки и сроках представления донесений вышестоящим органам управления и об осуществлении информационного обмена с взаимодействующими органами;     

- о подготовке  решения,  порядке разработки,  планирующих и других документов и своевременном доведении задач подчиненным;

- об организации  контроля и оказании помощи подчиненным в выполнении поставленных задач.

     После доклада начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС)  о факте ЧС  и  получении  от него указаний,  начальник органа управления ГОЧС организует:     

- доведение через дежурную службу и другие органы распоряжений  исполнителям;     

- контроль развертывания работы в подчиненных  органах  управления, оперативной группе и других органах,  приведения в готовность формирований ГО,  соединений  и  воинских   частей  Войск  ГО  РФ,  а   также привлекаемых инженерных,  химических и других  войск  военного  округа (сил флота),  сил  министерств,  ведомств,   организаций  РФ, выделяемых по  плану взаимодействия или по распоряжению соответствующих начальников;     

связь с органами управления,  действующими в районе ЧС,  уточняет обстановку и принимаемые на местах меры,  ставит задачи  по  приему  и размещению оперативной группы и других органов управления, развертываемых в зоне опасности;     

- сбор и обобщение данных  об  обстановке,  подготовку  расчетов  и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения.     

     Докладывает начальнику  ГО (председателю комиссии по ЧС) о приведении в готовность органов управления,  служб ГО, оперативных и других групп, подготовленных расчетах и предложениях для принятия решения.     

     Участвует в  выработке  и  принятии начальником ГО  (председателем комиссии по ЧС) решения, организует доведение задач до подчиненных.     

     Представляет на  подпись  начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) донесение в вышестоящий орган управления о факте  ЧС,  принимаемых экстренных мерах и другие разработанные документы.

     С  прибытием  в  район  ЧС  начальник органа управления ГОЧС (оперативной группы):     

- развертывает работу,  устанавливает  связь с органами управления. действующими в районе ЧС и вышестоящим органом  (комиссией по ЧС);     

- осуществляет сбор начальников подчиненных  и взаимодействующих органов управления, развернутых в районе ЧС, уточняет обстановку,  состав сил, план действий, заслушивает их доклады и предложения по ликвидации ЧС;     

- участвует в  выработке  и  принятии начальником ГО  (председателем комиссии по ЧС) решения, докладывает выводы из  оценки обстановки, расчеты и предложения;     

- обеспечивает своевременность  доведения  задач  до  подчиненных и взаимодействующих органов управления;     

- организует постоянный информационный обмен об обстановке,   принимаемых мерах с взаимодействующими,  соседними органами управления  (комиссиями по ЧС).     

     К исходу первого и каждого последующего дня начальник органа  управления организует  сбор  и обобщение данных об обстановке,  уточняет объем выполненных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Готовит расчеты  и  предложения  начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) для принятия решения по действию сил РСЧС и других сил на  следующие сутки их действий.     

     Представляет доклады и донесения вышестоящему органу управления в соответствии с  табелем  срочных донесений и указаниями начальника ГО (председателя комиссии по ЧС).

     Командиры соединений и воинских частей Войск ГО РФ,  начальники аварийно-спасательных формирований и других сил, привлекаемых для ликвидации ЧС,  по прибытии в район действий: организуют разведку; определяют  порядок защиты личного состава при проведении работ и другие меры обеспечения;  уточняют обстановку и полученную задачу,  принимают решение, определяют и ставят задачи подчиненным.     

     Штабы и другие органы управления сил РСЧС обеспечивают командирам и начальникам поддержание непрерывного управления  при  организации  и проведении экстренных  мер  по  защите и оказанию помощи пострадавшему населению, спасению материальных и других  ценностей.     

     Войска ГО  РФ  и  другие силы РСЧС в практических действиях руководствуются соответствующими уставами,  наставлениями, руководствами и другими документами,  определяющими порядок и способы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

     В  ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ комиссия по ЧС совместно с другими органами управления ГОЧС обязана:     

- поддерживать устойчивую связь с вышестоящими,  подчиненными органами управления,  в том числе с оперативными группами,  развернутыми в районе ЧС. взаимодействующими и соседями;     

- постоянно осуществлять сбор, анализ и оценку обстановки, своевременно докладывать начальникам расчеты, выводы и предложения;

- осуществлять оценку объема и характера предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ, вести учет их выполнения;

- вносить уточнение  в  разработанные планы и своевременно доводить задачи до подчиненных, взаимодействующих органов управления, контролировать правильность их выполнения;      

- обеспечивать повседневную  деятельность начальника ГО (председателя комиссии по ЧС) по организации и руководству проводимыми  работами, готовить необходимые данные и расчеты для уточнения им решения или принятии нового;

- обеспечивать поддержание  непрерывного взаимодействия между органами управления, силами РСЧС, а также с взаимодействующими и соседними органами управления;     

- вести учет потерь населения, личного состава и техники, принимать меры по созданию (восстановлению) резерва сил и средств;

- своевременно докладывать в вышестоящий орган управления  (комиссию по ЧС) о принятых решениях,  поставленных подчиненным задачах и их выполнении;     

- постоянно информировать об обстановке,  принимаемых мерах взаимодействующие и соседние органы управления;     

- принимать меры  для повышения устойчивости и непрерывности управления.

3.1 Особенности действий органов управления

и сил РСЧС в  условиях химического заражения

     Химическое заражение может явиться следствием аварий на  химически опасных объектах или аварий на транспорте, перевозящем опасные химические вещества (ОХВ).

     Основными способами  защиты  персонала объектов и населения будут являться использование средств индивидуальной защиты, укрытие в специальных защищенных сооружениях и эвакуация из зоны заражения.     

Ликвидация последствий  заключается в выполнении спасательных  работ по дегазации территории, сооружений, техники и санитарной обработке людей.

     К ликвидации последствий химических аварий привлекаются преимущественно профессиональные газоспасательные,  пожарные, медицинские формирования, а также воинские части и подразделения химических войск.     

     Основными задачами  этих сил являются:  разведка очага заражения; организация эвакуации населения; проведение спасательных работ; оказание помощи пострадавшим; локализация аварий; дегазация зоны химического заражения; санитарная обработка пострадавших.

     Органы разведки определяют: тип ОХВ, устанавливают и обозначают границы  зараженного  участка и направление распространения зараженного воздуха;  определяют пути подхода к объектам работ;  места нахождения пораженных; изучают характер повреждения на коммунально-энергетических сетях; намечают способы и средства прекращения утечки химических веществ;  определяют возможность пребывания личного  состава  в районе аварии без средств защиты после ликвидации заражения;  докладывают обстановку начальнику, организующему ликвидацию ЧС.

     В целях локализации аварии производится:  перекрытие истечения ОХВ;  перепуск его в запасные герметические емкости  и  проведение обвалования местности вокруг разлившегося химического вещества;  установка водоразбрызгивателей или других механизмов для создания  водных завес,  снижающих концентрацию химического вещества в воздухе и уменьшающих скорость испарения,  а также ограничивающих распространение его парогазовой фазы; установка временных заграждений, исключающих поступление ОХВ к местам ведения аварийно-восстановительных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правила безопасности на ХОО и меры по предупреждению аварий

     На каждое СДЯВ должна быть оформлена аварийная карточка с указанием его номера в регистре ООН (аммиак № 1005), степени токсичности (аммиак - 4), основных свойств, взрыво и пожароопасности, опасности для человека и применяемые СИЗ. Некоторые вещества, считающиеся неопасными, при определенной концентрации являются сильнодействующими ядами. Так, соляная кислота до 30 %-ной плотности (менее 1,15 г/ см3) не создает опасностей концентрации хлористого водорода, а 8,5 %-ная продается в аптеках как желудочное лекарство.  
     Некоторые химические вещества, входящие компонентами в состав смазочных материалов, диэлектриков, фунгицидов для обработки древесины, теплоносителей и т.д., после длительной их эксплуатации приобретают новые химические свойства и становятся сильнодействующими ядами. Так, долгое время в трансформаторном масле в качестве диэлектрика использовался совтол — прозрачная вязкая жидкость, бесцветная или желтоватая, содержащая от 42 до 54 % хлора. Это токсичное вещество 2-го класса опасности. Допустимая концентрация совтола в диэлектрике 1/50 000 000 доля. После 15—20 лет эксплуатации трансформаторов и конденсаторов стали наблюдаться случаи поражения дыхательных путей со смертельным исходом среди рабочих при обращении с этими установками. Оказалось, что, долго пульсируя в теле агрегатов, диэлектрик контактирует с пластмассой, металлом, трансформаторное масло приобретает опасные свойства: пары масла смертельны и по поражающей силе сродни иприту, даже имеют аналогичный запах чеснока.  
     В связи с появлением частных производств и коммерческих фирм стала злободневной проблема хранения и утилизации ОХВ. Поэтому руководители предприятий обязаны представлять в комиссию по ЧС района (города) информацию в случае аварии на объекте с выбросом СДЯВ и других экологически вредных веществ при:  
· наличии пострадавших и погибших;  
· выходе ОХВ на санитарно-защитную зону с превышением более 50 ПДК;  
  угрозе поражения населения;  
· постороннем запахе воды более 4 баллов.  
     Анализ структуры предприятий, производящих или потребляющих СДЯВ, показывает, что в их технологических линиях обращается, как правило, незначительное количество токсических химических продуктов. Значительно большее по объему количество СДЯВ содержится на складах предприятий. Это приводит к тому, что при авариях в цехах предприятия в большинстве случаев имеет место локальное заражение воздуха, оборудования цехов, территории предприятий. При этом поражение в таких случаях может получить в основном производственный персонал.  
     Необходимо отметить, что на промышленных объектах обычно сосредоточено значительное количество различных легковоспламеняющихся веществ, в том числе СДЯВ. Кроме того, многие СДЯВ взрывоопасны, а некоторые хотя и не горючи, но представляют значительную опасность в пожарном отношении. 

Информация о работе Тактика действий сил РСЧС при ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте