Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:40, курсовая работа
Многие аварии на потенциально химически опасных объектах нельзя предвидеть заранее в достаточной мере, можно только к ним подготовиться, зная, что эти объекты расположены рядом, и смягчить последствия. Основными превентивными мерами в этом случае являются следующие: анализ и установление мест возможных аварий, прогнозирование очагов поражения, потерь и ущерба на предприятии, обучение персонала действиям при чрезвычайных ситуациях.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Особенности ликвидации последствий химической аварии------------------5
2. Приемы и способы ликвидации последствий аварий на ХОО-------------10
2.1 Локализация и обеззараживание парогазовой фазы первичного и вторичного облаков АХОВ--------------------------------------------------------------10
2.2 Обеззараживание облака с помощью завес из нейтрализующих растворов производится с учетом вида АХОВ--------------------------------------10
2.3. Локализации пролива АХОВ обвалованием------------------------------11
2.4 Локализация пролива сбором жидкой фазы АХОВ в приямки (ямы-ловушки)-------------------------------------------------------------------------------------12
2.5 Локализация пролива АХОВ покрытием слоем пены, полимерными пленками, плавающими экранами-----------------------------------------------------13
2.6 Локализация пролива АХОВ разбавлением его водой или нейтральными растворителями---------------------------------------------------------14
2.7 Обеззараживание (нейтрализация) проливов АХОВ растворами нейтрализующих веществ и водой-----------------------------------------------------14
2.8 Обеззараживание (нейтрализация) проливов АХОВ с использованием твердых сыпучих нейтрализующих веществ-------------------15
2.9 Обеззараживание проливов АХОВ засыпкой твердыми сыпучими сорбентами с последующей нейтрализацией или выжиганием------------------16
3. Действия органов управления и сил РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ-------------------------------------------18
3.1 Особенности действий органов управления и сил РСЧС в условиях химического заражения------------------------------------------------------------------21
4.Правила безопасности на ХОО и меры по предупреждению аварий---------23
Заключение---------------------------------------------------------------------------------27
Список использованной литературы--------------------------------------------------28
В качестве загустителей применяются:
- для загущения азотосодержащих АХОВ (гидразин и его производные) - раствор препарата "Наводит" (на 1 т препарата - 465 л воды, 163 кг хлорида магния, 372 кг хлорида цинка);
- для загущения галогеноуглеводородов, сероуглеводородов и аналогичных АХОВ - алкилосибораты лития или натрия.
Раствор подается в пролив компактной струёй от края к центру пролива (на один объем пролива - 2,0-2,5 объема загустителя).
Обеззараживание пролива после завершения загущения производится способом заливки его растворами нейтрализующих веществ.
3. Действия органов управления и сил РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
С возникновением крупных аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий или с установлением признаков опасного радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения окружающей природной среды и других видов опасности (наводнений, пожаров, ураганов и других) органы управления ГОЧС, функциональных подсистем (служб ГО), оперативные и дежурно-диспетчерские службы и другие органы управления, силы РСЧС приводятся в готовность. Вводятся планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Принимаются экстренные меры по защите населения, спасению материальных и других ценностей.
О факте ЧС или ее угрозе немедленно докладывается по команде и оповещаются органы управления ГОЧС соседних субъектов РФ (Местного самоуправления), органы военного командования и другие.
Руководство работой органов управления ГОЧС осуществляют начальники ГО (председатели комиссий по ЧС) через начальников подчиненных и взаимодействующих органов управления, которые готовят им необходимые данные, расчеты и предложения для принятия решения и обеспечивают организацию устойчивого управления.
Начальники органов управления ГОЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций докладывают старшему органу управления:
- о факте ЧС, ее масштабах с указанием районов (объектов), где сложились наиболее опасная обстановка, об ориентировочных потерях населения и нанесенного материального ущерба;
- о мерах, принимаемых органами местного самоуправления, объектами экономики по защите населения, персонала, материальных ценностей;
предложения по принятию экстренных мер.
По указанию начальника ГО (председателя комиссии по ЧС) начальник органа управления ГОЧС отдает распоряжения:
- на оповещение и сбор комиссии по ЧС, органов управления ГОЧС, служб ГО и других;
- о переводе органов управления и служб ГО на непрерывный режим работы и установление в них круглосуточного дежурства ответственных должностных лиц;
- о проведении оповещения населения, персонала объектов, которым угрожает опасность, и информирует их об обстановке, режимах поведения;
о приведении в готовность сил и средств РСЧС и порядок их развертывания к действиям; по организации разведки и ее задачах;
- по подготовке к эвакуации населения, вывозу материальных и других ценностей из района опасности;
- о доведении информации о ЧС и сложившейся обстановке подчиненным органам управления, органам военного командования (военному округ. флоту, начальникам гарнизонов), другим взаимодействующим органам и соседям;
- об уточнении и вводе в действие ранее разработанных планов: о высылке оперативных групп в район ЧС, об организации с ними связи и управления;
- о подготовке расчетов и предложений начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) для принятия решения;
- о порядке подготовки и сроках представления донесений вышестоящим органам управления и об осуществлении информационного обмена с взаимодействующими органами;
- о подготовке решения, порядке разработки, планирующих и других документов и своевременном доведении задач подчиненным;
- об организации контроля и оказании помощи подчиненным в выполнении поставленных задач.
После доклада начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) о факте ЧС и получении от него указаний, начальник органа управления ГОЧС организует:
- доведение через дежурную службу и другие органы распоряжений исполнителям;
- контроль развертывания работы в подчиненных органах управления, оперативной группе и других органах, приведения в готовность формирований ГО, соединений и воинских частей Войск ГО РФ, а также привлекаемых инженерных, химических и других войск военного округа (сил флота), сил министерств, ведомств, организаций РФ, выделяемых по плану взаимодействия или по распоряжению соответствующих начальников;
связь с органами управления, действующими в районе ЧС, уточняет обстановку и принимаемые на местах меры, ставит задачи по приему и размещению оперативной группы и других органов управления, развертываемых в зоне опасности;
- сбор и обобщение данных об обстановке, подготовку расчетов и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения.
Докладывает начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) о приведении в готовность органов управления, служб ГО, оперативных и других групп, подготовленных расчетах и предложениях для принятия решения.
Участвует в выработке и принятии начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения, организует доведение задач до подчиненных.
Представляет на подпись начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) донесение в вышестоящий орган управления о факте ЧС, принимаемых экстренных мерах и другие разработанные документы.
С прибытием в район ЧС начальник органа управления ГОЧС (оперативной группы):
- развертывает работу, устанавливает связь с органами управления. действующими в районе ЧС и вышестоящим органом (комиссией по ЧС);
- осуществляет сбор начальников подчиненных и взаимодействующих органов управления, развернутых в районе ЧС, уточняет обстановку, состав сил, план действий, заслушивает их доклады и предложения по ликвидации ЧС;
- участвует в выработке и принятии начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения, докладывает выводы из оценки обстановки, расчеты и предложения;
- обеспечивает своевременность доведения задач до подчиненных и взаимодействующих органов управления;
- организует постоянный информационный обмен об обстановке, принимаемых мерах с взаимодействующими, соседними органами управления (комиссиями по ЧС).
К исходу первого и каждого последующего дня начальник органа управления организует сбор и обобщение данных об обстановке, уточняет объем выполненных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Готовит расчеты и предложения начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) для принятия решения по действию сил РСЧС и других сил на следующие сутки их действий.
Представляет доклады и донесения вышестоящему органу управления в соответствии с табелем срочных донесений и указаниями начальника ГО (председателя комиссии по ЧС).
Командиры соединений и воинских частей Войск ГО РФ, начальники аварийно-спасательных формирований и других сил, привлекаемых для ликвидации ЧС, по прибытии в район действий: организуют разведку; определяют порядок защиты личного состава при проведении работ и другие меры обеспечения; уточняют обстановку и полученную задачу, принимают решение, определяют и ставят задачи подчиненным.
Штабы и другие органы управления сил РСЧС обеспечивают командирам и начальникам поддержание непрерывного управления при организации и проведении экстренных мер по защите и оказанию помощи пострадавшему населению, спасению материальных и других ценностей.
Войска ГО РФ и другие силы РСЧС в практических действиях руководствуются соответствующими уставами, наставлениями, руководствами и другими документами, определяющими порядок и способы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ комиссия по ЧС совместно с другими органами управления ГОЧС обязана:
- поддерживать устойчивую связь с вышестоящими, подчиненными органами управления, в том числе с оперативными группами, развернутыми в районе ЧС. взаимодействующими и соседями;
- постоянно осуществлять сбор, анализ и оценку обстановки, своевременно докладывать начальникам расчеты, выводы и предложения;
- осуществлять оценку объема и характера предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ, вести учет их выполнения;
- вносить уточнение в разработанные планы и своевременно доводить задачи до подчиненных, взаимодействующих органов управления, контролировать правильность их выполнения;
- обеспечивать повседневную деятельность начальника ГО (председателя комиссии по ЧС) по организации и руководству проводимыми работами, готовить необходимые данные и расчеты для уточнения им решения или принятии нового;
- обеспечивать поддержание непрерывного взаимодействия между органами управления, силами РСЧС, а также с взаимодействующими и соседними органами управления;
- вести учет потерь населения, личного состава и техники, принимать меры по созданию (восстановлению) резерва сил и средств;
- своевременно докладывать в вышестоящий орган управления (комиссию по ЧС) о принятых решениях, поставленных подчиненным задачах и их выполнении;
- постоянно информировать об обстановке, принимаемых мерах взаимодействующие и соседние органы управления;
- принимать меры для повышения устойчивости и непрерывности управления.
3.1 Особенности действий органов управления
и сил РСЧС в условиях химического заражения
Химическое заражение может явиться следствием аварий на химически опасных объектах или аварий на транспорте, перевозящем опасные химические вещества (ОХВ).
Основными способами защиты персонала объектов и населения будут являться использование средств индивидуальной защиты, укрытие в специальных защищенных сооружениях и эвакуация из зоны заражения.
Ликвидация последствий заключается в выполнении спасательных работ по дегазации территории, сооружений, техники и санитарной обработке людей.
К ликвидации последствий химических аварий привлекаются преимущественно профессиональные газоспасательные, пожарные, медицинские формирования, а также воинские части и подразделения химических войск.
Основными задачами этих сил являются: разведка очага заражения; организация эвакуации населения; проведение спасательных работ; оказание помощи пострадавшим; локализация аварий; дегазация зоны химического заражения; санитарная обработка пострадавших.
Органы разведки определяют: тип ОХВ, устанавливают и обозначают границы зараженного участка и направление распространения зараженного воздуха; определяют пути подхода к объектам работ; места нахождения пораженных; изучают характер повреждения на коммунально-энергетических сетях; намечают способы и средства прекращения утечки химических веществ; определяют возможность пребывания личного состава в районе аварии без средств защиты после ликвидации заражения; докладывают обстановку начальнику, организующему ликвидацию ЧС.
В целях локализации аварии производится: перекрытие истечения ОХВ; перепуск его в запасные герметические емкости и проведение обвалования местности вокруг разлившегося химического вещества; установка водоразбрызгивателей или других механизмов для создания водных завес, снижающих концентрацию химического вещества в воздухе и уменьшающих скорость испарения, а также ограничивающих распространение его парогазовой фазы; установка временных заграждений, исключающих поступление ОХВ к местам ведения аварийно-восстановительных работ.
На каждое СДЯВ
должна быть оформлена аварийная карточка
с указанием его номера в регистре ООН
(аммиак № 1005), степени токсичности (аммиак
- 4), основных свойств, взрыво и пожароопасности,
опасности для человека и применяемые
СИЗ. Некоторые вещества, считающиеся
неопасными, при определенной концентрации
являются сильнодействующими ядами. Так,
соляная кислота до 30 %-ной плотности (менее
1,15 г/ см3) не создает опасностей
концентрации хлористого водорода, а 8,5
%-ная продается в аптеках как желудочное
лекарство.
Некоторые химические вещества,
входящие компонентами в состав смазочных
материалов, диэлектриков, фунгицидов
для обработки древесины, теплоносителей
и т.д., после длительной их эксплуатации
приобретают новые химические свойства
и становятся сильнодействующими ядами.
Так, долгое время в трансформаторном
масле в качестве диэлектрика использовался
совтол — прозрачная вязкая жидкость,
бесцветная или желтоватая, содержащая
от 42 до 54 % хлора. Это токсичное вещество
2-го класса опасности. Допустимая концентрация
совтола в диэлектрике 1/50 000 000 доля. После
15—20 лет эксплуатации трансформаторов
и конденсаторов стали наблюдаться случаи
поражения дыхательных путей со смертельным
исходом среди рабочих при обращении с
этими установками. Оказалось, что, долго
пульсируя в теле агрегатов, диэлектрик
контактирует с пластмассой, металлом,
трансформаторное масло приобретает опасные
свойства: пары масла смертельны и по поражающей
силе сродни иприту, даже имеют аналогичный
запах чеснока.
В связи с появлением частных
производств и коммерческих фирм стала
злободневной проблема хранения и утилизации
ОХВ. Поэтому руководители предприятий
обязаны представлять в комиссию по ЧС
района (города) информацию в случае аварии
на объекте с выбросом СДЯВ и других экологически
вредных веществ при:
· наличии пострадавших и погибших;
· выходе ОХВ на санитарно-защитную зону
с превышением более 50 ПДК;
угрозе поражения населения;
· постороннем запахе воды более 4 баллов.
Анализ структуры предприятий,
производящих или потребляющих СДЯВ, показывает,
что в их технологических линиях обращается,
как правило, незначительное количество
токсических химических продуктов. Значительно
большее по объему количество СДЯВ содержится
на складах предприятий. Это приводит
к тому, что при авариях в цехах предприятия
в большинстве случаев имеет место локальное
заражение воздуха, оборудования цехов,
территории предприятий. При этом поражение
в таких случаях может получить в основном
производственный персонал.
Необходимо отметить, что
на промышленных объектах обычно сосредоточено
значительное количество различных легковоспламеняющихся
веществ, в том числе СДЯВ. Кроме того,
многие СДЯВ взрывоопасны, а некоторые
хотя и не горючи, но представляют значительную
опасность в пожарном отношении.