Тактика действий сил РСЧС при ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Многие аварии на потенциально химически опасных объектах нельзя предвидеть заранее в достаточной мере, можно только к ним подготовиться, зная, что эти объекты расположены рядом, и смягчить последствия. Основными превентивными мерами в этом случае являются следующие: анализ и установление мест возможных аварий, прогнозирование очагов поражения, потерь и ущерба на предприятии, обучение персонала действиям при чрезвычайных ситуациях.

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Особенности ликвидации последствий химической аварии------------------5
2. Приемы и способы ликвидации последствий аварий на ХОО-------------10
2.1 Локализация и обеззараживание парогазовой фазы первичного и вторичного облаков АХОВ--------------------------------------------------------------10
2.2 Обеззараживание облака с помощью завес из нейтрализующих растворов производится с учетом вида АХОВ--------------------------------------10
2.3. Локализации пролива АХОВ обвалованием------------------------------11
2.4 Локализация пролива сбором жидкой фазы АХОВ в приямки (ямы-ловушки)-------------------------------------------------------------------------------------12
2.5 Локализация пролива АХОВ покрытием слоем пены, полимерными пленками, плавающими экранами-----------------------------------------------------13
2.6 Локализация пролива АХОВ разбавлением его водой или нейтральными растворителями---------------------------------------------------------14
2.7 Обеззараживание (нейтрализация) проливов АХОВ растворами нейтрализующих веществ и водой-----------------------------------------------------14
2.8 Обеззараживание (нейтрализация) проливов АХОВ с использованием твердых сыпучих нейтрализующих веществ-------------------15
2.9 Обеззараживание проливов АХОВ засыпкой твердыми сыпучими сорбентами с последующей нейтрализацией или выжиганием------------------16
3. Действия органов управления и сил РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ-------------------------------------------18
3.1 Особенности действий органов управления и сил РСЧС в условиях химического заражения------------------------------------------------------------------21
4.Правила безопасности на ХОО и меры по предупреждению аварий---------23
Заключение---------------------------------------------------------------------------------27
Список использованной литературы--------------------------------------------------28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 73.22 Кб (Скачать файл)

     Это обстоятельство следует учитывать при возникновении пожаров на 
предприятиях. Более того, сам пожар на предприятиях может способствовать 
выделению различных ядовитых веществ. Поэтому при организации работ по ликвидации химически опасной аварии на предприятии и её последствий необходимо оценивать не только физико-химические и токсические свойства СДЯВ, но и их взрыво- и пожароопасность, возможность образования в ходе пожара новых СДЯВ и на этой основе принимать необходимые меры по защите персонала, участвующего в работах . Для любой аварийной ситуации характерны стадии возникновения, развития и спада опасности. На ХОО в разгар аварии могут действовать, как правило, несколько поражающих факторов - пожар, взрывы, химическое заражение местности и воздуха и другие. Действие СДЯВ через органы дыхания чаще, чем через другие пути воздействия, приводит к поражению людей.  
     Из этих особенностей химически опасных аварий следует: защитные мероприятия и, прежде всего, прогнозирование, выявление и периодический контроль за изменениями химической обстановки, оповещение персонала предприятия должны проводиться с чрезвычайно высокой оперативностью. Локализация источника поступления СДЯВ в окружающую среду имеет решающую роль в предупреждении массового поражения людей. Быстрое осуществление этой задачи может направить аварийную ситуацию в контролируемое русло, уменьшить выброс СДЯВ и существенно снизить ущерб.  
     Особенностью химически опасных аварий является высокая скорость формирования и действия поражающих факторов, что вызывает необходимость принятия оперативных мер защиты. В связи с этим защита от СДЯВ организуется по возможности заблаговременно, а при возникновении аварий проводится в минимально возможные сроки. Защита от СДЯВ представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых в целях исключения или максимального ослабления поражения персонала и сохранения его трудоспособности.  
     Комплекс мероприятий по защите от СДЯВ включает:  
·  инженерно-технические мероприятия по хранению и использованию СДЯВ;  
· подготовку сил и средств для ликвидации химически опасных аварий;  
· обучение их порядку и правилам поведения в условиях возникновения 
аварий;  
· обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;  
· повседневный химический контроль;  
· прогнозирование зон возможного химического заражения;  
· предупреждение (оповещение) о непосредственной угрозе поражения СДЯВ;  
· временную эвакуацию из угрожаемых районов;  
· химическую разведку района аварии;  
· поиск и оказание медицинской помощи пострадавшим;  
·  локализацию и ликвидацию последствий аварии.  
     Объём и порядок осуществления мероприятий по защите во многом зависят от конкретной обстановки, которая может сложиться в результате химически опасной аварии, наличие времени, сил и средств для осуществления мероприятий по защите и других факторов.  
     Прежде всего защита от СДЯВ организуется и осуществляется непосредственно на ХОО, где основное внимание уделяется мероприятиям по предупреждению возможных аварий. Они носят как организационный, так и инженерно-технический характер и направлены на выявление и устранение причин аварий, максимальное снижение возможных разрушений и потерь, а также на создание условий для своевременного проведения локализации и ликвидации возможных последствий аварии.  
     Все эти мероприятия отражаются в плане защиты объекта от СДЯВ, который разрабатывается заблаговременно с участием всех главных специалистов объекта. План разрабатывается, как правило, текстуально с приложением необходимых схем, указывающих (поясняющих) размещение объекта, сил и средств ликвидации последствий аварии, их организацию и т.д. Он состоит из нескольких разделов и определяет подготовку объекта к защите от СДЯВ и порядок ликвидации последствий аварии.  
     В разделе организационных мероприятий плана защиты от СДЯВ отражаются:  
·  характеристика объекта, его подразделений (цехов), имеющихся на объекте   СДЯВ;  
·  оценка возможной обстановки на объекте в случае возникновения аварии;  
·  организация выявления и контроля химической обстановки на объекте в повседневных условиях и при аварии, порядок поддержания сил и средств химической разведки и химического контроля;  
· организация оповещения персонала объекта;  
· организация укрытия персонала объекта в защитных сооружениях, имеющихся на объекте, порядок поддержания их в постоянной готовности к укрытию людей;  
· организация эвакуации персонала объекта при необходимости;  
· порядок оснащения и применения невоенизированных формирований 
Гражданской обороны на объекте для ликвидации последствий аварии;  
· организация оцепления очага поражения, порядок оказания медицинской помощи, привлекаемые для этой цели силы и средства;  
· организация управления силами и средствами объекта при ликвидации аварии и её последствий, порядок использования сил и средств, прибывающих для оказания помощи в ликвидации последствий аварии  
· порядок представления донесений о возникновении химически опасной аварии и ходе ликвидации её последствий;  
· организация обеспечения персонала объекта и невоенизированных формирований Гражданской обороны средствами индивидуальной защиты и ликвидации последствий аварии, порядок и сроки их накопления и хранения;  
· организация транспортного, энергетического и материально-технического обеспечения работ по ликвидации последствий аварии.  
   В разделе инженерно-технических мероприятий плана защиты от СДЯВ отражаются:  
· размещение (оборудование) устройств, предотвращающих утечку СДЯВ в случае аварии (клапаны-отсекатели, клапаны избыточного давления, терморегуляторы, перепускные или сбрасывающие устройства и т.д.);  
·   планируемое усиление конструкций ёмкостей и коммуникаций со СДЯВ или устройства над ними ограждений для защиты от повреждения обломками строительных конструкций при аварии (особенно на пожаро- и взрывоопасных предприятиях);  
·  размещение (строительство) под хранилищами со СДЯВ аварийных 
резервуаров, чаш, ловушек (аварийных амбаров) и направленных стоков;  
·    рассредоточение запасов СДЯВ, строительство для них заглублённых или полузаглублённых хранилищ;  
·   оборудование помещений и промышленных площадок стационарными системами выявления аварий, средствами метеонаблюдения и аварийными сигнализациями.  
   Планом предусматривается также мероприятия по устранению аварий на каждом участке, имеющем СДЯВ, с указанием ответственных исполнителей из руководящего состава объекта, привлекаемых сил и средств, их задач и отводимого на выполнение работ времени. По мере необходимости план защиты объекта от СДЯВ корректируется. Следует отметить, что эффективность перечисленных мероприятий защиты от СДЯВ во многом зависит от степени подготовки к защите сил и средств ликвидации последствий аварии. На ХОО заблаговременно создаются локальные системы оповещения персонала объектов.  
Системы оповещения включают в себя аппаратуру оповещения и обслуживающий персонал. Оповещение о факте химически опасной аварии (подача сигнала “Химическая тревога”) осуществляется операторами, диспетчерами и дежурными ХОО.

     Системы оповещения должны иметь возможность в зависимости от обстановки передавать сигналы избирательно:  
-для отдельных подразделений (цехов) ХОО;  
-для всего ХОО.  
     Заранее разработанные схемы оповещения должны определять порядок оповещения персонала объектов как в рабочее, так и в нерабочее время.  
     Для оповещения персонала работающей смены объекта, на котором произошла авария, используются электросирены, радиотрансляционная сеть и внутренняя телефонная связь. 

 

Заключение

 

 

     Своевременное и качественное организация и проведение АС и ДНР в значительной степени позволят снизить потери среди населения и предотвратить нанесение существенных ущербов.

     Все это будет зависеть как от самой организации работ, так и от взаимодействия всех сил и средств, участвующих от проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 
 
 
1. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / под ред. Сергеева В.С. - М.: Константа, 2007 
2. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. Павлова В.Н. - М.: Академия, 2008 
3. Защита населения, объектов и территорий: учебник/под ред. Добровольского В.С. - М.:МИУ, 2002

 


Информация о работе Тактика действий сил РСЧС при ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте