Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:33, реферат
В данной контрольной работе я хочу доказать историческую реальность татаро-монгольского ига на Руси, показать различные точки зрения историков на эту проблему и в заключении объяснить несостоятельность точки зрения ее противников.
Введение…………………………………………………………………..…2
Татаро-монгольское нашествие и установление татаро-монгольского
ига …………………………………………………………………….……..3
Последствия татаро-монгольского ига для Руси и взгляды историков
на них………………………………………………………………………..12
Заключение. ………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
ига
…………………………………………………………………….…….
на них………………………………………………………………
Заключение. ………………………………………………………………...16
Литература. …………………………………………………………………18
Введение
В данной контрольной работе я хочу доказать историческую реальность татаро-монгольского ига на Руси, показать различные точки зрения историков на эту проблему и в заключении объяснить несостоятельность точки зрения ее противников.
Эта тема актуальна и в наше время, так, как есть желающие принизить роль русского народа в спасении Европы от татаро-монгольского нашествия, умалить роль русского патриотизма в борьбе с татаро-монгольским нашествием.
Во второй половине XII - начале XIII вв., на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно это племя дало потом обобщенное имя всему монгольскому государству. Татары были другим здешним племенем. Они враждовали с монголами, но позднее объединились под началом монголов. Но случилось так, что во внешнем мире, и особенно на Руси, именно это название - «татары» - закрепилось за новым государством.
Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась межплеменная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные конфедерации. Те, кто побеждал, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Дух дружинного предпринимательства в эту пору захватил монгольское общество. Рождение государства сопровождалось войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей отчаянными схватками между собой.
1. Татаро-монгольское нашествие и установление татаро-монгольского ига.
В начале 1223г. монгольские отряды прорвались на северный Кавказ, где разбили аланов и обрушились на половцев. Последние обратились за помощью к русским князьям. Объединенное русско-половецкое войско и монголы встретились в 1223г. в битве на берегу реки Калки.
Военное превосходство монголов, разногласия среди русских князей, бегство половцев привели к страшному поражению.
Дойдя до Днепра, монголы
захватили многие городки на порубежье
южной Руси. На берегу Волги их разгромили
войска Волжской Булгарии, но неудача
не остановила монголов. До самой смерти
в 1277г. Чингисхан продолжал
В 1275г. монгольскими ханами под руководством нового великого хана было принято решение о новом походе в Европу. Над Русью нависла новая страшная опасность.
Батый остановился близ южных пределов Рязанского княжества, на переговоры с ним выехали не только рязанские князья, но и князья Пронский и Муромский, вместе отвергшие требования монголо-татар без сопротивления подчиниться им и выплатить дань. Несколько недель спустя в сражении с монголо-татарами у Коломны с русской стороны рядом с владимирским войском сражались и дружины рязанских князей. В марте 1238г. в битве на р. Сити вместе с владимирской ратью бились полки Ростовского, Ярославского и Юрьевского княжеств. Однако все эти коллективные усилия были мало эффективны. Объединения сил 2-5 княжеств было явно недостаточно для успешного отражения многочисленного, хорошо вооруженного, преисполненного жажды завоеваний противника. 16 декабря 1237г. монголо-татары осадили Рязань, а через пять дней взяли ее. Следом за Рязанским княжеством пало Пронское. Затем монголо-татары обрушились на великое княжество Владимирское. На границе рязанских и владимирских земель у Коломны произошло крупное сражение, в котором монголо-татары одержали победу. Затем они двинулись к Москве, осадили город и взяли его. Руководивший обороной города воевода Филипп Нянка был убит, а княживший в Москве сын великого князя владимирского Юрия Всеволодовича, Владимир захвачен в плен. 2 февраля 1238г. Батый подошел к главному городу Северо-Восточной Руси — Владимиру. Великий князь Юрий покинул столицу и отправился в Ярославль, надеясь за Волгой организовать сопротивление завоевателям. Во Владимире остались его жена, сыновья, невестки, малолетние внуки. 7 февраля начался штурм города. Великая княгиня со своими снохами и детьми и епископом Мятрофаном пытались спастись в Успенском соборе, но монголо-татары обложили церковь лесом и подожгли. В дыму и пламени погибли все, надеявшиеся найти спасение в храме. Покорив Владимирское княжество, монголо-татары в течение февраля - марта 1238г. завоевали княжества Переяславское, Юрьевское, Ростовское. 4 марта 1238г. на р. Сити они разбили собранные Юрием Всеволодовичем войска. В битве пал сам великий князь. В том же месяце Батый взял Тверь и двинулся на Торжок. Война перешла на территорию Новгорода. Пал Торжок, были опустошены земли вплоть до Игнача Креста, находившегося в 100 верстах от Новгорода. Возвращаясь на юг в степи, монголы завоевали земли Черниговского княжества, устроив настоящую резню в Козельске. В 1239г. Батый покорил Переяславское (Переяславль Южный) и Черниговское княжества. Правивший там князь Михаил бежал сначала в Венгрию, а затем в Польшу. В конце того же года монголо-татары завоевали Мордовскую землю, взяли и сожгли Муром, опустошили земли по нижнему течению Клязьмы, захватив здесь город Гороховец. Через год монголо-татары осадили Киев. Киевляне упорно сопротивлялись. Когда монголо-татарам удалось взять одни крепостные укрепления, киевляне возвели новые у Десятинной церкви. Когда противник начал штурм этих укреплений, жители Киева, взяв имущество, пытались спастись в церкви и даже на ее сводах. Не выдержав, по словам летописца, людской тяжести, церковные стены рухнули и погребли под собой спасавшихся. (Возможно, впрочем, стены были сокрушены ударами монгольских стенобитных орудий.)
Таким образом, в течение 1237—1241 гг. монголо-татары покорили большинство русских княжеств. От чужеземного нашествия не пострадали только Смоленское, Пинское, Витебское и Полоцкое княжества, а также Новгород и Псков. Все остальные княжества были разгромлены, их столицы лежали в развалинах, значительная часть населения была перебита или уведена в плен.
Далее приводится перечень походов монголо-татар на русские княжества за всю историю ига:
Летом 1242г. после возвращения
с берегов Адриатики и
С 60-х гг. XIII в. начинается постепенное свертывание института ханских баскаков. В это время Золотая Орда выходит из состава Монгольской империи и становится суверенным государством. Теперь сами золотоордынские ханы оказывались не заинтересованными в существовании на подвластных им землях администрации, назначенной каракорумскими правителями. Еще один удар баскаческой системе на Руси нанесло разделение в 1280г. Золотой Орды на Орду Чингизида Тохты и Орду темника Ногая. Противоборствовавшие ханы стремились посадить в русских городах баскаков из числа своих сторонников, что приводило лишь к упадку роли наместников. К началу XIV в. в основных центрах Северо-Восточной Руси, впоследствии ставшей ядром Русского государства, институт баскачества был ликвидирован.
С установлением монголо-татарского господства изменилось и положение русских князей. Хотя продолжали действовать древнерусские юридические нормы наследования княжеств, ордынские правители властно вторгались в существовавшие традиции. Князья должны были ездить в Каракорум, а после 1262г. в золотоордынский Сарай, чтобы получать там ханские утверждения на свои княжества. Каждому князю выдавался ярлык - особая грамота на его владение. Получение такой грамоты обычно сопровождалось вручением русскими претендентами дорогих подарков хану и его близким родственникам, а с течением времени — и ближайшему окружению.
Иногда русским князьям, чтобы умилостивить хана, его жен, детей и добиться выдачи желаемого ярлыка, приходилось делать долги у ордынских купцов. Эти займы нередко намного превышали финансовые возможности князя. И тогда вместе с ним на Русь отправлялся с вооруженным отрядом ордынский заимодавец, которому князь в погашение долга давал право собирать налоги с населения княжества. Так, в 1321г. для взимания долга в Кашин приехал купец с татарским отрядом. В 1327г. родственник золотоордынского хана Узбека Чолхан «насильством и граблением» взыскивал с тверичей долги, сделанные князем Александром Михайловичем в Орде, чтобы получить ярлык на великое княжение Владимирское.
В 1371г. московский князь
Дмитрий Иванович (будущий Донской),
вынужденный ввиду
Церемония возведения обладателя ярлыка на княжеский стол происходила при обязательном присутствии ханских послов. Лишь Иван III избежал этой унизительной процедуры, символизировавшей политическое верховенство ханской власти.
Русские князья в Орде нередко подвергались унижениям. Многие князья погибали в ханской ставке.
Раздавая русским князьям ярлыки, ордынские правители стремились регулировать политические отношения в подвластном им русском улусе. Считаясь с существовавшими на Руси традициями престолонаследия, давая московскому князю ярлык на московское княжество, а ярославскому – на ярославское, а не наоборот, ордынские ханы, когда им было нужно, бесцеремонно нарушали эти традиции. Так ордынские правители на протяжении XIII-XV вв. перекраивали политическую карту Северо-Восточной Руси, разжигая вражду и соперничество между русскими князьями.
Политическая подвластность завоевателям порождала другие формы зависимости русских княжеств. Тяжелой повинностью стала обязанность князей поставлять воинов в ордынское войско. Русские, византийские, польские, венгерские, тюркские источники свидетельствуют об участии русских полков в военных операциях золотоордынцев (в Венгрии, Польше, на Северном Кавказе, Балканском полуострове). Правда, с конца XIII в. по крайней мере княжества Северо-Восточной Руси уже не привлекаются к столь отдаленным походам ордынских правителей. С южнорусских же земель, даже тех, что со временем попали под власть Литовского государства, Орда продолжала получать вспомогательные военные силы и в XIV в.
Но самыми тяжелыми для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси ордынской данью или выходом. Уже в 1246г. один из монголо-татарских баскаков пересчитал русское население и обязал каждого ежегодно отдавать ему I медвежью шкуру, 1 шкуру бобра, 1 шкуру соболя, 1 шкуру хорька, шкуру черной лисицы. «И всякий, кто не даст того,- резюмировал итальянский путешественник, - должен быть отведен к татарам и обращен в их раба».
В результате переписей населения, проведенных монголо-татарами в 50-е и 70-е гг. XIII в. в северо-восточных русских княжествах и Новгороде, взимание выхода приобрело повсеместный и регулярный характер. Только для русской церкви ордынские ханы сделали исключение. Духовенство освобождалось от дани, от расходов на содержание ордынского административного аппарата на русских землях и от военной повинности. Земельные владения церкви объявлялись неприкосновенными. Нельзя было забирать у церковников служивших им мирян, занятых каким-либо ремеслам. От ордынских платежей и разного рода повинностей освобождались и члены семей священников, если они проживали вместе. За предоставленные льготы православные священники и монахи должны были публично молиться о здоровье ханов и благословлять их. Последнее обстоятельство делало положение русской церкви особенно ее верхов, весьма щекотливым. На церковную организацию возлагалась обязанность поддерживать высокий авторитет иноверческой власти, которая накладывала повинности на христиан, но освобождала от них саму церковь.