Тенденция развития идеологии молодежного движения в белорусском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 23:50, реферат

Описание работы

Молодежь – инновационная сила, будущее любого государства. Каким будет уровень образованности, воспитанности молодежи, таким будет и государство. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению форм и методов работы. Сегодня настала пора активизировать молодежь через развитие общественного движения, в том числе молодежных общественных организаций. Развивая социальную работу с молодежью в общественных организациях, мы можем задействовать такие механизмы как взаимоподдержка, взаимоответственность, взаимоконтроль. В результате социальный работник может выполнять функцию координатора, а главным помощниками молодому человеку будут представители молодежи, его референтная группа, его друзья. Для того чтобы социальная работа с молодежью приобрела комплексный, всесторонний и целенаправленный характер, она должна опираться на государственную молодежную политику, как на республиканском, так и на региональном уровне.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 34.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ТЕМА:

 «Тенденция развития  идеологии молодежного движения в белорусском обществе»

 

 

 

 

 

 

 

Молодежь – инновационная сила, будущее любого государства. Каким  будет уровень образованности, воспитанности молодежи, таким будет и государство. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению форм и методов работы. Сегодня настала пора активизировать молодежь через развитие общественного движения, в том числе молодежных общественных организаций. Развивая социальную работу с молодежью в общественных организациях, мы можем задействовать такие механизмы как взаимоподдержка, взаимоответственность, взаимоконтроль. В результате социальный работник может выполнять функцию координатора, а главным помощниками молодому человеку будут представители молодежи, его референтная группа, его друзья. Для того  чтобы социальная работа с молодежью приобрела комплексный, всесторонний и целенаправленный характер, она должна опираться на государственную молодежную политику, как на республиканском, так и на региональном уровне. 

Реализуя свои общественно-политические интересы, цели и идеалы, молодое поколение интегрируется в общественно-политическую структуру общества и способствует ее воспроизводству. Воспроизводя существующие на момент своего становления общественно-политические структуры, обновляя их на основе нового социального опыта и передавая будущим поколениям, молодое поколение определяет характер общественно-политического развития общества на многие годы вперед.

От того, насколько активна будет  молодежь в этом процессе, на что  будет направлена ее воспроизводственная  преобразовательная деятельность, зависит  характер общественного развития страны.

Молодежь сегодня составляет четвертую часть страны и представляет собой социально-демографическую группу, характеризующуюся определенными возрастными, психологическими и социально-статусными особенностями.

Справочно:

На  начало 2013 года численность молодежи составила 2 млн. 239 тыс. человек. Около 38% от общей численности живет в г. Минске и Минской области.

           Возрастные границы принадлежности к молодежи являются предметом споров. Так, по классификации ООН, молодежью считаются юноши и девушки в возрасте от 17 до 25 лет. В некоторых странах верхняя граница молодости достигает 35 лет. В нашей стране, в соответствии с Законом «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», молодежь как социально-демографическая группа включает в себя лиц, постоянно проживающих на территории Беларуси в возрасте до 31 года.

          Справочно:

В республике среди молодежи численность  мужчин превышает численность женщин. Наиболее многочисленной возрастной группой  являются молодые люди 25-30 лет -  их количество на начало 2013 года составило 930,1 тыс., или на 12,6% больше, чем на начало 2000 года. В городах живет 83% молодежи и лишь 17% - в сельской местности. За последние 13 лет численность молодежи в сельской местности сократилась на 33,6%.

Психологические особенности  молодежи связаны с тем, что на период молодости приходится формирование мировоззрения личности. Вступая  во взрослую жизнь, человек сталкивается с проблемой идентичности – четко  устойчивого образа себя, позволяющего действовать в соответствии со своими собственными внутренними убеждениями. Как утверждал психолог Э.Эриксон, кризис идентичности – закономерная стадия развития личности. В случае, когда он разрешается неудачно и личности не удается сформировать единого целостного представления о себе, возникает спутанная идентичность, проявляющаяся в мучительных поисках смысла жизни. Человек с несформированной или спутанной идентичностью легко подвергается влиянию окружения, как положительному, так и отрицательному. Неблагополучно разрешенные кризисы идентичности могут сломать человека в личностном и социальном отношении. Дальнейшие усилия личности направлены на реализацию ее способностей к саморазвитию либо к медленному регрессу, обусловленному нежеланием или неспособностью человека к самосовершенствованию. Молодежь как социально-демографическая группа характеризуется некоторыми чертами маргинальности. Не будучи обремененными семейными, имущественными и другими обязательствами, молодые люди более склонны к радикальным действиям, чем представители иных социальных групп. Тем не менее, на годы молодости приходится преодоление маргинальности: овладение профессией, начало полноценной трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей, установление стабильных дружеских отношений. Независимо от выражения в обществе молодежных субкультур, молодежь является одним из наиболее важных ресурсов общества, от мобилизации которого зависит его жизнеспособность.

 Роль и значение  молодежи в Республике Беларусь  обусловлены следующими обстоятельствами:

- молодежь является достаточно крупной социально-демографической группой и составляет значительную часть трудоспособного населения;

- молодежь – это главный  носитель интеллектуального и  физического потенциала общества;

- молодежь представляет собой самую мобильную и перспективную социальную группу.

 

Для оказания помощи в преодолении  молодежью трудностей, связанных  с возрастными и социально-психологическими особенностями, государство проводит молодежную политику.

Согласно ст.1 Закона «Об  общих началах государственной  молодежной политики в Республике Беларусь», государственная молодежная политика – это система социально-экономических, политических, организационных  и правовых мер, направленных на поддержку граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества. В данном законе определяются субъекты государственной молодежной политики:

- молодые граждане в  возрасте до 31 года;

- молодые семьи, в которых  одному из супругов менее 31 года;

- молодежные общественные  объединения.

Социальная работа с молодежью  в нашей стране является частью государственной  молодежной политики, механизмом ее реализации. Специфика социальной работы с молодежью  заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а в качестве субъекта социального действия, социального обновления. Наиболее продуктивным решением данной проблемы является активизация сил самой молодежи в решении собственных проблем, посредством молодежных организаций, обладающих огромным потенциалом в сфере социальной защиты подростков и молодежи.

Сегодня государство на разных уровнях стремится реализовать  государственную молодежную политику в отношении молодых людей, вкладывая  немало средств в решение молодежных проблем. Но, во-первых, нередко отсутствует единый координирующий орган, работа с молодежью подчинена различным ведомствам и структурным подразделениям. Во-вторых, необходим мониторинг и молодежных проблем и эффективности применяемых мер. В-третьих, в силу социально-психологических, возрастных особенностей молодые люди могут реализовать себя только в сообществе себе подобных. В-четвертых, молодой человек может реально реализовать свою субъектность в рамках  государства и общества через общественные организации. Все это делает работу с общественными организациями особенно актуальной. Общественные организации, известные как «неправительственные организации или «третий сектор» являются одним из важнейших субъектов социальной политики и социальной работы с молодежью наряду с государственными структурами. Среди общественных организаций особое место занимают молодежные объединения, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов молодых людей и предполагает развитие и инициативы и общественной активности.

Молодежное объединение  – это реальное формирование, в  которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются молодые граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности. Общественным считается  молодежное объединение, которое:

  1. создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей, молодежи и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;
  2. осуществляет социально-творческую деятельность;
  3. не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

          К молодежным общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений. Молодежные организации, с одной стороны, объединяя молодежь, сами становятся субъектом их социальной защиты, с другой – призваны подготовить молодых людей к социальной самозащите, к выживанию в наше нелегкое время. Следовательно, в общественных организациях молодой человек рассматривается не только как объект, но и как субъект социальных действий.

В республике реализуются  государственные молодежные программы  «Дети Беларуси», «Молодые таланты  Беларуси», «Молодежь Беларуси».

Программы разработаны для  обеспечения улучшения социально-экономического положения молодых граждан и  молодых семей, сохранения и повышения  духовно-нравственной, гражданско-правовой и физической культуры молодежи, а также организационно-финансового обеспечения реализации государственной молодежной политики. Они носят комплексно-целевой характер, призваны обеспечить координацию действий всех органов государственной власти в процессе осуществления правовых, социально-экономических и организационных мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года. Целью данных программ  является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий и гарантий для гражданского становлении, воспитания и социальной самореализации молодежи.

Особое внимание уделяется  студенческой молодежи, которая всегда была особой социально-демографической  группой общества. Молодой человек, который сразу после школы  идет работать и начинает жить как  бы взрослой жизнью, с ее специфическими производственно-трудовыми проблемами, получает достаточно высокую заработную плату для удовлетворения своих  культурно-бытовых потребностей. Студент, получая высшее образование, продолжает обучение высококвалифицированной профессии, не имеет, как правило, достаточно материальных средств к самостоятельному существованию. Он восприимчив к новым знаниям и явлениям, легче поддается манипулированию, не всегда обладает устойчивыми представлениями и убеждениями, политическими взглядами и предпочтениями. Поэтому все более высокие требования предъявляются к воспитательной и идеологической работе, проводимой в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.

          Для проведения идеологической работы на уровне структурных подразделений вузов организованы и работают советы по идеологии.

Целью работы совета по идеологии  со студенческой молодежью является привитие подрастающему поколению  основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, и формирование активной гражданской  и личностной позиции в становлении  сильного демократического и правового  государства. Эта цель определяет и  основные задачи идеологической работы:

  1. Разъяснение сути внешней и внутренней политики, проводимой нашей республикой.
  2. Формирование у молодежи высокого уровня нравственности, гражданственности и патриотизма.
  3. Обеспечение преемственности национальных традиций, сохранение и приумножение базовых ценностей: коллективизма, патриотизма, семьи, духовной веры.
  4. Систематическое информирование студентов.
  5. Формирование общественного мнения по отношению к различным антиобщественным проявлениям.
  6. Мобилизация студентов к максимальному участию в реализации государственных экономических, социальных и культурных программ.

Свою  образовательно-воспитательную функцию  идеология реализует в двух тесно  взаимосвязанных направлениях. Во-первых, она формирует научно обоснованную программу духовного развития и  самосовершенствования культуры личности. Во-вторых, представляет конкретные средства формирования и самосовершенствования  культуры личности через целостную  систему идеологической работы.

В Республике Беларусь сложилась и совершенствуется система идеологической работы:

1) теоретическая  работа;

2) пропаганда;

3) агитация;

4) инкультурация.

Специалисты в области идеологического воспитания подчеркивают важность этой работы по всем направлениям, отмечают в частности  ключевую роль педагогов в учебно-воспитательном процессе, уровня их подготовки как  идеологов, степени совершенства методики распространения идей и теорий, качества лекций, выступлений, учебных пособий, содержания и организации учебно-воспитательного  процесса. Несмотря на огромное расширение средств массовой информации, студенты и слушатели по-прежнему ценят  личные выступления, лекции педагогов, руководителей, когда осуществляется живой контакт, общение, тесная связь  людей. Массированная пропаганда, всестороннее распространение научных идей, верховных ценностей культуры, решений и материалов государственной власти является неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса.

Информация о работе Тенденция развития идеологии молодежного движения в белорусском обществе