Теоретические проблемы архивоведения в РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Архивные документы являются важнейшим источником достоверной информации практически обо всех возможных аспектах развития общества. К архивным источникам постоянно обращаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Особенностью архивного фонда и одним из основных отличий его от других информационных фондов является то, что его объем постоянно возрастает за счет новых поступлений, причем с течением времени информационная, историческая и научная ценность архивной информации не снижается, а, напротив, постоянно возрастает. Поэтому увеличивается и интерес исследователей к архивной информации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……3
Глава 1.Архивоведение РФ на современном этапе………………….……....4
1.1 Архивное дело сегодня………………………………………………..…..4
1.2 Место архивоведения в системе других наук…………………….…….10
Глава 2. Современное законодательство в области архивного дела……....12
2.1 Современное законодательство в области архивного дела...……….….12
2.2 Проблемы архивного дела на современном этапе, решаемые законодательным путем……………………………………………………...16
Глава 3. Автоматизация архивного дела…………………………………….19
3.1 Автоматизация архивного дела………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………23
Список используемых источников и литературы………………………….25

Файлы: 1 файл

Teoreticheskie_problemy_arkhivovedenia_RF_na_sovr.docx

— 49.26 Кб (Скачать файл)

Так исторически сложилось, что почти сразу после этого  изменилась вся система гражданского законодательства России. Осенью 1993 года произошли известные события, за которыми в декабре последовало  принятие нового основного закона страны - Конституции. Вскоре был принят новый  Гражданский Кодекс. В 1995 году в рамках реализации новой Конституции появился Федеральный Закон № 154-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно Конституции, муниципальная  власть не входит с систему органов  государственной власти.

Но архивное дело представляет собой сферу совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов: муниципальные образования имеют свои архивы, и естественно возникла необходимость урегулирования вопросов хранения ими документов. В Основах законодательства такие вопросы не могли быть урегулированы по понятным причинам.

Государственная политика реализуется  через нормативные акты, и принятие федеральных законов является важнейшей  частью государственной политики в  соответствующих сферах. Принятие в 2004 году Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» ознаменовало собой новый этап развития российского  общества. Одной из особенностей нового Федерального Закона является форма  документа. В законе детально проработаны  вопросы организации архивной работы по всем направлениям. О хранении, комплектовании, учете и использовании архивных документов в Закон входят три  самостоятельных раздела: «Хранение  и учет архивных документов», «Комплектование  архивов архивными документами», «Доступ к архивным документам и  их использование». Новый закон более  чем в два раза расширяет содержание, определения, термины и характеристики различных вопросов работы с архивными  документами по сравнению с Основами законодательства.6

Вторая отличительная  особенность - сфера применения нового закона. Ранее действовали Основы законодательства об Архивном фонде  Российской Федерации и архивах, название нового Федерального закона - «Об архивном деле в Российской Федерации». В полном объеме новый  закон в части, касающейся муниципальных  архивов, вступит в силу с 1 января 2006 года.

Закон четко соответствует  международным договорным обязательствам России и ее федеральным законам, в частности в том, что касается вывоза и ввоза архивных документов за пределы государства. Новый закон приведен в строгое соответствие с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804 - I «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Во всем, что касается вопросов перемещенных культурных ценностей, в том числе перемещенных архивов, новый закон приведен в строгое соответствие с Федеральным законом от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», потому что ранее так называемые трофейные ценности, которых у нас немало в архивах, выпадали из правового регулирования в прежнем архивном законодательстве.

Часть 3 ст. 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» гласит: «Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации». Это все, что связано с пенсионным обеспечением, льготами и компенсациями жертвам репрессий, узникам нацистских лагерей и т.п. Когда эти люди ищут защиты своих прав, такие справки им выдаются бесплатно.

В контексте раскрытия  темы реферата целесообразным является рассмотрение вопросов управления архивным делом в соответствии с принятым законом.

Вопросы управления архивным делом в Российской Федерации  регламентируются третьей главой структура, которой выглядит следующим образом:

1. Создание архивов.

2. Организация управления архивным делом в Российской Федерации.

3. Финансовое и материально-техническое обеспечение архивного дела.

4. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации.

Однако данный закон не решил всех проблем, которые имеют  место в архивном деле. Основные из данных проблем представлены на рисунке 2. Охарактеризуем каждую из них.

Сегодня совершенно необходима кропотливая работа приведения существующей нормативно-правовой базы субъектов  Российской Федерации в соответствие с Федеральным Законом «Об  архивном деле». Проблема заключается  в том, что некоторые субъекты федерации имеют собственные  законы, которые до сих пор не приведены в строгое соответствие с нормами Федерального законодательства. К ним относятся законы таких  регионов как Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Новосибирская и Московская области, город Москва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проблемы архивного дела на современном этапе, решаемые законодательным путем

В архивном деле существует особо актуальная задача введения и  применения единых стандартов доступа, что является прямым требованием  Конституции РФ. Должны существовать единые правила учета и поиска информации, как и единые правила работы всех публичных архивов: государственных, федеральных, всех субъектов федерации и муниципальных. Здесь следует особо подчеркнуть, что Единые правила работы государственных и муниципальных архивов - это подзаконный акт, который должен быть выпущен Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ в ближайшие год-полтора. Этот документ должен стать нормативным актом, по которому будут жить государственные и муниципальные архивы страны.

Архивные документы со временем ветшают, приходят в неудовлетворительное состояние. Понятие «неудовлетворительное  физическое состояние документа» вводится архивистами главным образом  для того, чтобы сохранить подлинники документов, а не для закрытия архива для пользователя. Необходимо создание страхового фонда архивов и фонда  пользователя, чтобы этот последний  мог бы работать с микрофильмом документа (то есть его копией) и читать этот документ, пока нет возможности доступа  к подлиннику. 7

В соответствии с п. 2 ст. 25 закона «Ограничивается доступ к  архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и  иную охраняемую законодательством  Российской Федерации тайну, а также  к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда  Российской Федерации, признанным в  порядке, установленном специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии».

Здесь уместно напомнить, что любой пользователь архива вправе подать в суд, если его законное требование не выполнено и ему отказывают в доступе к открытым документам на основании того, что последние находятся в неудовлетворительном физическом состоянии. Такая формулировка на деле отражает тот факт, что в архиве отсутствуют необходимые мирофильмированные копии документов, а работники архива не выполняют в полном объеме своих должностных обязанностей.

Очевидно, что в компетенцию  Закона об архивах не входит установление ответственности за его нарушение - такая ответственность устанавливается  административным, гражданским, уголовным  и иным законодательством РФ.

Согласно Статье 13.20 Кодекса  РФ об административных правонарушениях  граждане, виновные в несоблюдении законодательства, правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа на сумму от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностные лица - на сумму от 3 до 5 МРОТ. В этой статье существует правовой вакуум относительно возникновения и объема ответственности за несоблюдение законодательства об архивах юридическими лицами.

Очевидно, что совершенно необходимо изменение ответственности  за такие правонарушения на более  суровую, поскольку ценность многих утраченных документов и стоимость  реставрации сохранившихся значительно  больше предусмотренной данной статьей.

В Советском Союзе были созданы первые кино- и фоноархивы, благодаря которым мы сегодня можем увидеть и услышать давно минувшее. К сожалению, сейчас ситуация с пополнением этих архивов изменилась в худшую строну: даже государственные теле- и радиовещательные компании не считают нужным отправлять обязательный экземпляр своей аудиовизуальной продукции в соответствующие государственные архивы. И это - несмотря на то, что в начале 2004 года было принят новый вариант закона «Об обязательном экземпляре документов» (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ с изменениями от 27 декабря 2000 г., 11 февраля 2002 г.), предполагающий обязательную поставку в Федеральные архивы любого аудиовизуального произведения. Очевидно, что здесь большую роль играет широкая востребованность такого информационного продукта и значительная финансовая выгода от его продажи и существующая очень незначительная ответственность за нарушение архивного законодательства, и поэтому производители просто блокируют передачу документов такого рода на государственное хранение. Ведь, в случае наличия таких документов в архиве, они будут доступны для многих пользователей. Здесь происходит столкновение авторских прав на информационный продукт и названного Закона «Об обязательном экземпляре документов», что требует дальнейшего совершенствования законодательства в таких, на первый взгляд, далеких друг от друга областях.

Наши архивы во многом уникальны. Для многих зарубежных партнеров  огромный интерес представляет покупка  у России сырой архивной информации - копий, микрокопий, электронных копий документов и т.д. Этот вопрос представляет собой предмет ожесточенных споров, хотя несомненно, что Россия не должна идти на масштабные проекты, связанные с продажей такой информации. Сегодня наша страна вышла из полосы кризиса начала-середины 90-х годов прошлого века. И поэтому курс, который был взят когда-то на такую форму международного сотрудничества в архивном деле, уже не является оправданным.

 

Глава 3. Автоматизация архивного дела

3.1Автоматизация архивного дела

Одним из факторов, определяющих способность архивов полно и  точно удовлетворять все возрастающую потребность в ретроспективной  информации, является степень автоматизации  архивных технологий, охватывающих процессы комплектования архивных фондов, учета  и обеспечения их сохранности, работы с научно-справочным аппаратом, выполнения информационных запросов и учета  использования фондов.

В настоящее время, когда  реформированию подвергаются практически  все стороны общественного устройства, многократно возрастает ценность архивной информации. Удовлетворить потребность  общества в ней возможно лишь путем  информатизации архивной отрасли, то есть создания оптимальных условий для  этого. В связи с новым пониманием архива как части информационных ресурсов и информационной системы, важнейшей задачей архивной отрасли  становится развитие рациональной системы  формирования, обеспечения сохранности  и всестороннего использования  Архивного фонда России.

Для архивных учреждений актуальными  являются справочно-информационные системы, обеспечивающие автоматизацию учета, анализа и технологии выполнения основных функций архивов, а также  автоматизированные информационные системы  и базы данных, оперирующие полнотекстовой информацией. Информационная поддержка  основных видов деятельности государственных  архивов осуществляется путем создания совместимого программного обеспечения  в виде комплекса взаимосвязанных  баз данных, его внедрения, практического  использования.

В оптимальном варианте эти  базы данных должны функционировать  в локальной вычислительной сети архивного учреждения как комплекс локальных или распределенных баз данных. Ядром этого комплекса является база данных, содержащая сведения учетного характера на уровне фонда и описи о сохранности архивных материалов, о составе и содержании документов. Состав программного обеспечения определяется существующими нормативно-методическими документами, регулирующими деятельность архивных учреждений, и характером сложившихся внутриотраслевых информационных потоков. Вместе с тем, в случае необходимости, он может быть расширен.

Разработкой и внедрением автоматизированных архивных технологий и информационно-поисковых систем занимаются специалисты отдела автоматизированных архивных технологий и информационно-поисковых  систем, который входит в структуру  Росархива.

Главными задачами отдела автоматизированных архивных технологий и информационно-поисковых систем являются:

1. Разработка основных направлений развития информационно-поисковых систем;

2. Использование автоматизированных архивных технологий;

3. Создание баз и банков данных, выполнение оформительских и печатных работ.

Важным этапом работы отдела явилось внедрение в эксплуатацию программного комплекса «Архивный  фонд - 3» в 2003 году, рекомендованного Росархивом для информационного обеспечения функций государственного учета и контроля за хранением документов, их сохранностью.

Специалистами отдела разработано  и внедрено программное обеспечение:

1.Базы данных «Учет фондов», с основными сведениями о количестве и составе фондов, движении документов, научно-справочном аппарате;

2.Базы данных «Учет физического состояния дел», содержащей основные сведения о физическом состоянии дел;

3.Базы данных «Персоналии», включающей в себя биографические сведения о номенклатурных работниках региона.

В стадии внедрения находится  база данных «Перечни основных вопросов, рассмотренных на заседаниях коллегиальных  органов по фондам КПСС, ВЛКСМ, профсоюзных  и других общественных организаций 1917-1991 гг.».

Программа «Архивный фонд - 3» представляет собой автоматизированный информационный массив о составе  и содержании документов, состоянии  их сохранности и научно-справочного  аппарата на уровне фонда и описи. Программное обеспечение позволяет  автоматически формировать паспорт  архива, составлять тексты путеводителей  по фондам архива, статистические отчеты, осуществлять контроль за хранением документов, развитием и совершенствованием научно-справочного аппарата.

Структура разделов базы данных организована в соответствии со структурой и группировкой основных показателей, описывающих объект. К ним отнесены характеристики научно-справочного  аппарата к документам фонда; классификация  документов по различным параметрам; физическое состояние документов фонда, а также показатели, характеризующие  виды архивных документов, их носители, язык, условия хранения, использования, форму организации материала; показатели, характеризующие объем документов фонда.

В комплексе с программой «Архивный фонд - 3» работает программа  «Фондовый каталог», предназначенная  для автоматизации централизованного государственного учета архивных документов и контроля над сохранностью документов. Программа реализована в виде автоматизированного каталога архивных фондов. Это дает возможность передавать сведения в Центральный фондовый каталог Росархива в электронном формате. Система автоматически формирует сводные паспорта, сводные статистические отчеты, перечни архивных фондов, статьи для подготовки структурных и тематических межархивных путеводителей.

Информация о работе Теоретические проблемы архивоведения в РФ на современном этапе