Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:56, курсовая работа
Архивные документы являются важнейшим источником достоверной информации практически обо всех возможных аспектах развития общества. К архивным источникам постоянно обращаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Особенностью архивного фонда и одним из основных отличий его от других информационных фондов является то, что его объем постоянно возрастает за счет новых поступлений, причем с течением времени информационная, историческая и научная ценность архивной информации не снижается, а, напротив, постоянно возрастает. Поэтому увеличивается и интерес исследователей к архивной информации.
Введение…………………………………………………………………..……3
Глава 1.Архивоведение РФ на современном этапе………………….……....4
1.1 Архивное дело сегодня………………………………………………..…..4
1.2 Место архивоведения в системе других наук…………………….…….10
Глава 2. Современное законодательство в области архивного дела……....12
2.1 Современное законодательство в области архивного дела...……….….12
2.2 Проблемы архивного дела на современном этапе, решаемые законодательным путем……………………………………………………...16
Глава 3. Автоматизация архивного дела…………………………………….19
3.1 Автоматизация архивного дела………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………23
Список используемых источников и литературы………………………….25
Так исторически сложилось, что почти сразу после этого изменилась вся система гражданского законодательства России. Осенью 1993 года произошли известные события, за которыми в декабре последовало принятие нового основного закона страны - Конституции. Вскоре был принят новый Гражданский Кодекс. В 1995 году в рамках реализации новой Конституции появился Федеральный Закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно Конституции, муниципальная власть не входит с систему органов государственной власти.
Но архивное дело представляет
собой сферу совместного
Государственная политика реализуется
через нормативные акты, и принятие
федеральных законов является важнейшей
частью государственной политики в
соответствующих сферах. Принятие в
2004 году Федерального закона «Об архивном
деле в Российской Федерации» ознаменовало
собой новый этап развития российского
общества. Одной из особенностей нового
Федерального Закона является форма
документа. В законе детально проработаны
вопросы организации архивной работы
по всем направлениям. О хранении, комплектовании,
учете и использовании архивных
документов в Закон входят три
самостоятельных раздела: «Хранение
и учет архивных документов», «Комплектование
архивов архивными документами»
Вторая отличительная особенность - сфера применения нового закона. Ранее действовали Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, название нового Федерального закона - «Об архивном деле в Российской Федерации». В полном объеме новый закон в части, касающейся муниципальных архивов, вступит в силу с 1 января 2006 года.
Закон четко соответствует международным договорным обязательствам России и ее федеральным законам, в частности в том, что касается вывоза и ввоза архивных документов за пределы государства. Новый закон приведен в строгое соответствие с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804 - I «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Во всем, что касается вопросов перемещенных культурных ценностей, в том числе перемещенных архивов, новый закон приведен в строгое соответствие с Федеральным законом от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», потому что ранее так называемые трофейные ценности, которых у нас немало в архивах, выпадали из правового регулирования в прежнем архивном законодательстве.
Часть 3 ст. 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» гласит: «Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации». Это все, что связано с пенсионным обеспечением, льготами и компенсациями жертвам репрессий, узникам нацистских лагерей и т.п. Когда эти люди ищут защиты своих прав, такие справки им выдаются бесплатно.
В контексте раскрытия темы реферата целесообразным является рассмотрение вопросов управления архивным делом в соответствии с принятым законом.
Вопросы управления архивным делом в Российской Федерации регламентируются третьей главой структура, которой выглядит следующим образом:
1. Создание архивов.
2. Организация управления архивным делом в Российской Федерации.
3. Финансовое и материально-техническое обеспечение архивного дела.
4. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации.
Однако данный закон не решил всех проблем, которые имеют место в архивном деле. Основные из данных проблем представлены на рисунке 2. Охарактеризуем каждую из них.
Сегодня совершенно необходима
кропотливая работа приведения существующей
нормативно-правовой базы субъектов
Российской Федерации в соответствие
с Федеральным Законом «Об
архивном деле». Проблема заключается
в том, что некоторые субъекты
федерации имеют собственные
законы, которые до сих пор не
приведены в строгое
2.2 Проблемы архивного дела на современном этапе, решаемые законодательным путем
В архивном деле существует особо актуальная задача введения и применения единых стандартов доступа, что является прямым требованием Конституции РФ. Должны существовать единые правила учета и поиска информации, как и единые правила работы всех публичных архивов: государственных, федеральных, всех субъектов федерации и муниципальных. Здесь следует особо подчеркнуть, что Единые правила работы государственных и муниципальных архивов - это подзаконный акт, который должен быть выпущен Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ в ближайшие год-полтора. Этот документ должен стать нормативным актом, по которому будут жить государственные и муниципальные архивы страны.
Архивные документы со временем ветшают, приходят в неудовлетворительное состояние. Понятие «неудовлетворительное физическое состояние документа» вводится архивистами главным образом для того, чтобы сохранить подлинники документов, а не для закрытия архива для пользователя. Необходимо создание страхового фонда архивов и фонда пользователя, чтобы этот последний мог бы работать с микрофильмом документа (то есть его копией) и читать этот документ, пока нет возможности доступа к подлиннику. 7
В соответствии с п. 2 ст. 25 закона «Ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда Российской Федерации, признанным в порядке, установленном специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии».
Здесь уместно напомнить, что любой пользователь архива вправе подать в суд, если его законное требование не выполнено и ему отказывают в доступе к открытым документам на основании того, что последние находятся в неудовлетворительном физическом состоянии. Такая формулировка на деле отражает тот факт, что в архиве отсутствуют необходимые мирофильмированные копии документов, а работники архива не выполняют в полном объеме своих должностных обязанностей.
Очевидно, что в компетенцию
Закона об архивах не входит установление
ответственности за его нарушение
- такая ответственность
Согласно Статье 13.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях граждане, виновные в несоблюдении законодательства, правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа на сумму от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностные лица - на сумму от 3 до 5 МРОТ. В этой статье существует правовой вакуум относительно возникновения и объема ответственности за несоблюдение законодательства об архивах юридическими лицами.
Очевидно, что совершенно
необходимо изменение ответственности
за такие правонарушения на более
суровую, поскольку ценность многих
утраченных документов и стоимость
реставрации сохранившихся
В Советском Союзе были созданы первые кино- и фоноархивы, благодаря которым мы сегодня можем увидеть и услышать давно минувшее. К сожалению, сейчас ситуация с пополнением этих архивов изменилась в худшую строну: даже государственные теле- и радиовещательные компании не считают нужным отправлять обязательный экземпляр своей аудиовизуальной продукции в соответствующие государственные архивы. И это - несмотря на то, что в начале 2004 года было принят новый вариант закона «Об обязательном экземпляре документов» (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ с изменениями от 27 декабря 2000 г., 11 февраля 2002 г.), предполагающий обязательную поставку в Федеральные архивы любого аудиовизуального произведения. Очевидно, что здесь большую роль играет широкая востребованность такого информационного продукта и значительная финансовая выгода от его продажи и существующая очень незначительная ответственность за нарушение архивного законодательства, и поэтому производители просто блокируют передачу документов такого рода на государственное хранение. Ведь, в случае наличия таких документов в архиве, они будут доступны для многих пользователей. Здесь происходит столкновение авторских прав на информационный продукт и названного Закона «Об обязательном экземпляре документов», что требует дальнейшего совершенствования законодательства в таких, на первый взгляд, далеких друг от друга областях.
Наши архивы во многом уникальны. Для многих зарубежных партнеров огромный интерес представляет покупка у России сырой архивной информации - копий, микрокопий, электронных копий документов и т.д. Этот вопрос представляет собой предмет ожесточенных споров, хотя несомненно, что Россия не должна идти на масштабные проекты, связанные с продажей такой информации. Сегодня наша страна вышла из полосы кризиса начала-середины 90-х годов прошлого века. И поэтому курс, который был взят когда-то на такую форму международного сотрудничества в архивном деле, уже не является оправданным.
Глава 3. Автоматизация архивного дела
3.1Автоматизация архивного дела
Одним из факторов, определяющих
способность архивов полно и
точно удовлетворять все
В настоящее время, когда
реформированию подвергаются практически
все стороны общественного
Для архивных учреждений актуальными являются справочно-информационные системы, обеспечивающие автоматизацию учета, анализа и технологии выполнения основных функций архивов, а также автоматизированные информационные системы и базы данных, оперирующие полнотекстовой информацией. Информационная поддержка основных видов деятельности государственных архивов осуществляется путем создания совместимого программного обеспечения в виде комплекса взаимосвязанных баз данных, его внедрения, практического использования.
В оптимальном варианте эти базы данных должны функционировать в локальной вычислительной сети архивного учреждения как комплекс локальных или распределенных баз данных. Ядром этого комплекса является база данных, содержащая сведения учетного характера на уровне фонда и описи о сохранности архивных материалов, о составе и содержании документов. Состав программного обеспечения определяется существующими нормативно-методическими документами, регулирующими деятельность архивных учреждений, и характером сложившихся внутриотраслевых информационных потоков. Вместе с тем, в случае необходимости, он может быть расширен.
Разработкой и внедрением
автоматизированных архивных технологий
и информационно-поисковых
Главными задачами отдела
автоматизированных архивных технологий
и информационно-поисковых
1. Разработка основных направлений развития информационно-поисковых систем;
2. Использование автоматизированных архивных технологий;
3. Создание баз и банков данных, выполнение оформительских и печатных работ.
Важным этапом работы отдела
явилось внедрение в
Специалистами отдела разработано и внедрено программное обеспечение:
1.Базы данных «Учет фондов», с основными сведениями о количестве и составе фондов, движении документов, научно-справочном аппарате;
2.Базы данных «Учет физического состояния дел», содержащей основные сведения о физическом состоянии дел;
3.Базы данных «Персоналии», включающей в себя биографические сведения о номенклатурных работниках региона.
В стадии внедрения находится база данных «Перечни основных вопросов, рассмотренных на заседаниях коллегиальных органов по фондам КПСС, ВЛКСМ, профсоюзных и других общественных организаций 1917-1991 гг.».
Программа «Архивный фонд
- 3» представляет собой автоматизированный
информационный массив о составе
и содержании документов, состоянии
их сохранности и научно-
Структура разделов базы данных
организована в соответствии со структурой
и группировкой основных показателей,
описывающих объект. К ним отнесены
характеристики научно-справочного
аппарата к документам фонда; классификация
документов по различным параметрам;
физическое состояние документов фонда,
а также показатели, характеризующие
виды архивных документов, их носители,
язык, условия хранения, использования,
форму организации материала; показатели,
характеризующие объем
В комплексе с программой
«Архивный фонд - 3» работает программа
«Фондовый каталог», предназначенная
для автоматизации
Информация о работе Теоретические проблемы архивоведения в РФ на современном этапе